Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Правил продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений

Редакция НиБУ
Приказ от 19.04.2007 г. № 103

Министерства и ведомства Украины

Об утверждении Правил продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений

Приказ от 19 апреля 2007 года № 103

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16 октября 2007 г. под № 1181/14448

(извлечение)

 

В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» и постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения», а также с целью внедрения передовых технологий продажи товаров

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Правила продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений (прилагаются).

2. Признать

утратившим силу приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 29.03.99 № 199 «Об утверждении Правил продажи товаров по заказу и на дому у покупателей», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 21.04.99 под № 249/3542.

<...>

Министр А. Кинах

 

 

Утверждены приказом Министерства экономики Украины от 19 апреля 2007 г. № 103

 

ПРАВИЛА
продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 16 октября 2007 г. под № 1181/14448

 

Раздел I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила определяют отношения между потребителем и субъектом хозяйствования — продавцом товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений на основании договора купли-продажи, заключенного на расстоянии или вне торговых или офисных помещений, а также регламентируют требования в соблюдении прав потребителей в отношении надлежащего качества, безопасности и надлежащего торгового обслуживания.

Настоящие Правила распространяются на субъектов хозяйствования сферы торговли независимо от форм собственности, зарегистрированных в установленном порядке.

Настоящие Правила направлены на улучшение торгового обслуживания населения путем максимального сокращения времени на приобретение товаров, предоставление услуг по доставке товаров потребителям.

1.2. В настоящих Правилах употребляются термины в следующем значении:

дистанционная торговля

— форма продажи товаров вне торговых или офисных помещений, при которой выбор товара и его заказа не совпадают по времени с непосредственной передачей выбранного товара потребителем;

договор

— устная или письменная сделка между потребителем и продавцом о качестве, сроках, цене и других условиях, по которым реализуется продукция. Подтверждение совершения устной сделки оформляется квитанцией, товарным или кассовым чеком, билетом, талоном или другими документами (далее — расчетный документ);

договор, заключенный на расстоянии

, — договор, заключенный продавцом с потребителем с помощью средств дистанционной связи;

договор, заключенный вне торговых или офисных помещений

, — договор, заключенный с потребителем лично в месте, ином чем торговые или офисные помещения продавца;

средства дистанционной связи

— телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии;

продажа товаров на заказ

— вид торговли, при которой потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца.

1.3. Ассортимент товаров, продаваемых по заказу и вне торговых или офисных помещений, определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, кроме товаров, продажа которых согласно законодательству запрещена.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, субъект хозяйствования, осуществляющий продажу товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений, должен получить соответствующие разрешительные документы (лицензии, торговый патент и т. п.).

1.4. Субъект хозяйствования обязан обеспечить потребителей необходимой, достоверной, своевременной и доступной информацией о перечне предоставляемых услуг, тарифах на них, времени приема и выдачи заказов, ассортименте и ценах на товары, предлагаемые к продаже, часах доставки заказов, потребительских свойствах товаров, сроках их годности к употреблению или гарантийных сроках и сроке службы.

По требованию потребителя продавец обязан предоставить ему документы, подтверждающие качество, безопасность и цену товаров.

В документах на товары, подлежащие обязательной сертификации, должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом.

Субъект хозяйствования в соответствии с законодательством обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт реализованных товаров в установленном порядке.

1.5.

В случае реализации товаров вне торговых или офисных помещений продавец обязан предоставить потребителю документ, удостоверяющий факт заключения договора и являющийся основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей. Такой документ должен содержать информацию о:

1) дате заключения договора;

2) наименовании и местонахождении продавца;

3) наименовании товара;

4) цене;

5) сроке выполнения работ (предоставления услуг);

6) других существенных условиях договора;

7) правах и обязанностях сторон договора.

В случае непредоставления такой информации субъект хозяйствования несет ответственность в соответствии с законодательством.

1.6.

В случае реализации товаров по договору на расстоянии продавец должен предоставить потребителю информацию о:

1) наименовании продавца, его местонахождении и порядке принятия претензии;

2) основных характеристиках товара;

3) цене, включая плату за доставку, и условиях оплаты;

4) гарантийных обязательствах и других услугах, связанных с содержанием или ремонтом товара;

5) других условиях поставки или выполнения договора;

6) минимальной продолжительности договора, если он предусматривает периодические поставки товара;

7) стоимости телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;

8) периоде приема предложений;

9) порядке расторжения договора.

В случае непредоставления такой информации субъект хозяйствования несет ответственность в соответствии с законодательством.

Факт предоставления информации должен быть подтвержден в письменном виде или с помощью электронного сообщения. Информация, подтвержденная таким образом, не может быть изменена продавцом в одностороннем порядке.

Если услуга предоставляется средствами дистанционной связи и оплачивается через оператора телекоммуникационных услуг, подтверждения информации не требуется.

1.7. Потребитель имеет право расторгнуть договор, заключенный вне торговых или офисных помещений, при условии уведомления об этом продавца в течение четырнадцати дней с даты получения документа, удостоверяющего факт осуществления сделки вне торговых или офисных помещений или приемки товара либо первой поставки такого товара, при условии, что такой товар является вещью, а приемка или поставка товара происходит позднее времени получения потребителем документа на их продажу.

Продавец должен вернуть уплаченные деньги незамедлительно не позднее тридцати дней с момента сообщения потребителем о расторжении договора. Потребитель имеет право не возвращать товар до момента возврата ему уплаченной им суммы денег.

1.8. Потребитель имеет право расторгнуть заключенный на расстоянии договор путем уведомления продавца об этом на протяжении четырнадцати дней с момента подтверждения информации или с момента получения товара либо первой поставки товара.

Если в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1.6 этого раздела подтверждение информации не требуется, потребитель может расторгнуть договор в течение четырнадцати дней с момента его заключения.

В случае продажи материальных вещей их возврат также свидетельствует о расторжении договора.

Если подтверждение информации не отвечает требованиям пункта 1.6 этого раздела, срок, в течение которого потребитель имеет право расторгнуть договор, составляет девяносто дней с момента получения такой информации, или в случае продажи материальных вещей — с момента получения товара либо первой поставки товара. Если в течение этого срока подтверждение информации было исправлено, потребитель имеет право расторгнуть договор в течение четырнадцати дней с момента получения исправленного подтверждения.

1.9.

В случае, когда иное не предусмотрено договором, потребитель не имеет права расторгнуть договор, заключенный на расстоянии, если:

1) предоставление услуги или поставка товара электронными средствами связи по согласию потребителя состоялись до окончания срока расторжения договора, определенного в пункте 1.8 этого раздела, о чем потребитель был уведомлен в подтверждении информации;

2) потребитель открыл аудио- или видеокассету или носитель компьютерного обеспечения, поставляемые запечатанными.

1.10. Продавец должен вернуть уплаченные деньги и возместить расходы, понесенные потребителем в связи с возвратом продукции, в течение тридцати дней с момента получения уведомления потребителя о недействительности договора.

При расторжении договора потребитель должен сообщить продавцу о месте, где товар может быть возвращен.

Договором может предусматриваться, что товар, посланный по почте, должен в случае расторжения договора также быть возвращен по почте.

Любые расходы, связанные с возвратом товара, возлагаются на продавца. Продавец должен возместить расходы потребителя в связи с возвратом товара.

1.11. В случае расторжения договора, заключенного на расстоянии или вне торговых или офисных помещений, обязанность потребителя хранить у себя товар прекращается по истечении шестидесяти дней после его получения. Если продавец не принимает мер для возврата его себе в течение указанного периода, такой товар переходит в собственность потребителя без возникновения обязательства по оплате его стоимости.

Для осуществления права на расторжение договора потребитель должен хранить полученный товар в неизмененном состоянии.

Уничтожение, повреждение или порча товара, произошедшая не по вине потребителя, не лишает его права на расторжение договора. Уменьшение стоимости товара в результате открытия упаковки, осмотра или проверки товара не лишает права потребителя на расторжение договора.

1.12. Если потребителю не был предоставлен документ, удостоверяющий факт осуществления сделки вне торговых или офисных помещений, такая сделка не является основанием для возникновения обязанностей для потребителя.

В случае непредоставления документа или подтверждения информации потребитель сообщает продавцу о недействительности договора.

1.13. Если вопреки требованиям этого раздела в течение установленных сроков продавец не осуществляет возврата уплаченной суммы денег за товар при расторжении договора, потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара за каждый день задержки возврата денег.

1.14. Расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством. Вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ установленной формы на полную сумму проданной продукции, удостоверяющий факт покупки товара и/или предоставления услуги.

1.15. Реклама товаров, предлагаемых для продажи по заказу и вне торговых или офисных помещений, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о рекламе.

1.16. Продажа товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений производится с соблюдением требований правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

1.17. Транспортные средства для перевозки потребителям продовольственных товаров должны отвечать требованиям законодательства по безопасности и качеству пищевых продуктов.

1.18. Отпуск товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений производится в упакованном виде, если иное не установлено договором купли-продажи или не следует из сути обязательства. Упаковка товаров должна отвечать требованиям санитарных правил и обеспечивать сохранность товаров.

Субъект хозяйствования может предоставлять дополнительные услуги по упаковке товаров в специальную тару, комплектование заказов (наборов) в подарочном оформлении, их доставке.

Образцы специальной тары с указанием ее стоимости должны быть выставлены на обзор потребителя.

1.19. Субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию товаров через специализированные магазины, лавки, магазины-склады, через отделы заказов магазинов (лавок), должны обеспечить наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещается информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

1.20. Требования потребителя к качеству, безопасности, гарантийному ремонту и обмену товаров удовлетворяются субъектом хозяйствования в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей».

 

Раздел II. Порядок продажи товаров по заказу покупателей

2.1. Субъекты хозяйствования могут продавать товары по заказу потребителей через специализированные магазины, лавки, магазины-склады, через отделы заказов магазинов (лавок), а также с помощью средств дистанционной связи.

2.2. Заказы на товары принимаются от потребителей в порядке, установленном субъектом хозяйствования (непосредственно в магазине, с помощью средств дистанционной связи, по месту работы граждан на предприятиях, учреждениях, организациях, с доставкой).

2.3. Доставка заказов производится в согласованное с потребителем время. Форма и порядок оплаты за товары, которые будут приобретаться, определяются по согласованию между потребителем и субъектом хозяйствования.

2.4. Заказ на продовольственные и непродовольственные товары оформляется на бланке заказа в двух экземплярах, в котором указываются: наименование субъекта хозяйствования, название товара, его цена (за один килограмм или сто граммов, единицу расфасовки, упаковки, штуку, один метр и т. п.), количество, общая стоимость товара, стоимость услуг, которые предоставляются дополнительно, дата (время) выполнения заказа и т. п.

Первый экземпляр оформленного бланка заказа передается потребителю, второй — остается у субъекта хозяйствования. Если произведена предварительная оплата, то в бланке заказа делается специальная отметка.

На товары потребителю выдается расчетный документ с указанием всех надлежащих реквизитов.

2.5. При оплате заказа, принятого при помощи средств дистанционной связи, потребителю выдается первый экземпляр бланка заказа с отметкой об оплате и дате (времени) выполнения заказа, заверяемый штампом (печатью) и подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования. На товары потребителю выдается расчетный документ.

При передаче потребителю заказа уполномоченное лицо субъекта хозяйствования обеспечивает проверку соответствия товаров выполненному заказу.

На втором экземпляре бланка заказа потребитель своей подписью подтверждает получение заказа и уплату денег.

2.6. При доставке принятого при помощи средств дистанционной связи заказа на непродовольственные товары, на которые нормативными документами установлены гарантийные сроки, потребителю передается технический паспорт или другой заменяющий его документ. В этих документах обязательно проставляется отметка о дате продажи (дне доставки) и наименовании субъекта хозяйствования, который выполнил заказ, заверяемая штампом (печатью) и подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Уполномоченное лицо субъекта хозяйствования должно в обязательном порядке проинформировать потребителя о наименовании и местонахождении предприятия, осуществляющего функции субъекта хозяйствования по приему претензий от потребителей, а также производящего ремонт, техническое обслуживание проданных товаров.

2.7.

При выполнении принятого заказа субъект хозяйствования не имеет права вносить изменения в ассортимент товаров и изменять цены на них без согласования с потребителем. При невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара субъект хозяйствования должен немедленно уведомить об этом потребителя, но не позднее тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.

Субъект хозяйствования может использовать стандартное условие в договоре о возможности замены товара при его отсутствии другим товаром. Такое условие будет считаться справедливым, если:

1) другой товар соответствует цели использования заказанного товара;

2) имеет такое же или лучшее качество;

3) его цена не превышает цены заказанного товара.

О наличии такого условия в договоре потребитель должен быть уведомлен перед заключением договора в порядке, предусмотренном пунктом 1.6 раздела I настоящих Правил.

2.8. Если продажа товаров по заказу осуществляется при помощи средств дистанционной связи — по договору, заключенному на расстоянии, продавец должен поставить потребителю товар в течение приемлемого срока, но не позднее тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.

 

Раздел III. Порядок продажи товаров вне торговых или офисных помещений

3.1. Субъект хозяйствования, исходя из своих возможностей, определяет территорию, на которой будет осуществляться продажа товаров вне торговых или офисных помещений.

3.2.

Уполномоченное лицо субъекта хозяйствования, осуществляющего продажу товаров вне торговых или офисных помещений, должно предъявить потребителю документ, подтверждающий свою принадлежность к субъекту хозяйствования и выполнение соответствующих обязанностей.

3.3. На товары, проданные вне торговых или офисных помещений, выдается расчетный документ.

Потребителю товаров, на которые установлены гарантийные сроки, кроме указанных документов, выдается технический паспорт или другой заменяющий его документ. В этих документах обязательно делается отметка о дате продажи и наименовании субъекта хозяйствования, осуществляющего продажу товаров, которая заверяется штампом (печатью) и подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Уполномоченное лицо субъекта хозяйствования должно в обязательном порядке проинформировать потребителя о наименовании и местонахождении предприятия, осуществляющего функции субъекта хозяйствования по приему претензий от потребителей, а также производящего ремонт, техническое обслуживание проданных товаров.

 

Раздел IV. Ответственность субъекта хозяйствования

4.1. Субъект хозяйствования в своей деятельности должен руководствоваться и соблюдать требования законов Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О защите прав потребителей», «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833, и других нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность.

4.2. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

4.3. За нарушение законодательства о защите прав потребителей субъект хозяйствования несет ответственность согласно законодательству.

Директор департамента регуляторной политики
В. ЖОВТУХА



комментарий редакции

Как торговать на расстоянии и по заказу

Комментируемые

Правила предусматривают условия заключения договоров на расстоянии, в том числе с использованием средств дистанционной связи, и вне торговых либо офисных помещений, права потребителей и продавцов при заключении и расторжении таких договоров; порядок расчетов за проданные товары и предоставленные услуги; обязанности субъекта хозяйствования и потребителей при возврате товаров и др. Их действие распространяется только на отношения, одной из сторон которых выступает потребитель, т. е. физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует либо намеревается приобрести или заказать продукцию для личных целей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью либо выполнением обязанностей наемного работника.

Правила вступили в силу с

27.10.2007 г. Целью их принятия, по утверждению самого Минэкономики, было приведение Правил продажи товаров на заказ и на дому у покупателей, утвержденных приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 29.03.99 г. № 199, которые теперь прекратили свое действие, в соответствие с новой редакцией Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 20) и с постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833, которым были утверждены Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 51). Ожидать в связи с этим каких-то революционных изменений в порядке продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений не следует, поскольку приведение в соответствие осуществлялось в основном путем простого повторения положений Закона о защите прав потребителей в тексте новых Правил. В остальной части вновь принятые Правила дублируют положения, на замену которых разрабатывались. Несмотря на это, на некоторые моменты все же обратим внимание.

Поскольку действие Закона о защите прав потребителей в части регулирования договоров, заключаемых вне торговых либо офисных помещений,

не распространяется на договоры потребительского кредита, сделки с недвижимостью, с ценными бумагами, договоры страхования, то и Правила не могут регулировать указанные виды отношений. В отношении продажи на расстоянии такая же ситуация существует со сделками с недвижимостью, кроме аренды, с ценными бумагами, финансовыми услугами, продажей товаров торговыми автоматами, телекоммуникационными услугами, сделками, совершаемыми на аукционе, если участие в нем возможно и без использования средств дистанционной связи, на которые также не должны распространять свое действие Правила.

Полностью дублируя Закон о защите прав потребителей, Минэкономики почему-то отошел от его положений при перечислении в Правилах оснований, по которым

потребитель не имеет права расторгнуть договор, заключенный на расстоянии: в Правилах названы лишь два основания их шести, указанных в ч. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, а именно предоставление услуги либо поставка товара электронными средствами связи с согласия потребителя до окончания срока расторжения договора, а также раскрытие потребителем аудио- или видеокассеты либо носителя компьютерного обеспечения, поставляемых запечатанными. В Законе о защите прав потребителей кроме приведенных названы также такие основания, как зависимость цены товара либо услуги от котировок на финансовом рынке, т. е. вне контроля продавца; договор касается изготовления либо переработки товара по заказу потребителей, т. е. если товар не может быть продан другим лицам либо может быть продан только с существенными финансовыми затратами для продавца (исполнителя); договор касается доставки периодических изданий; договор касается лотерей или других азартных игр.

Хотим также обратить внимание, что под ответственностью за непредоставление информации потребителю, о которой идет речь в пунктах 1.5 и 1.6 Правил, имеется в виду штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 ннмдг (85 грн.), а в случае, когда в соответствии с законом субъект хоздеятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — в размере 5 ннмдг (85 грн.).

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше