Темы статей
Выбрать темы

О возмещении работнику денежных средств и санкциях за нарушение лимита кассы

Редакция НиБУ
Письмо от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220

О возмещении работнику денежных средств и санкциях за нарушение лимита кассы

Письмо Национального банка Украины от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220

 

Национальный банк Украины рассмотрел <...> обращение <...> относительно толкования законодательства в сфере регламентации наличного обращения и разъяснения отдельных норм Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 № 637 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 под № 40/10320 (далее — Положение), и в пределах компетенции сообщает.

На сегодня вопрос возмещения предприятием собственных наличных средств работника, использованных им для решения производственных (хозяйственных) вопросов предприятия, урегулирован на законодательном уровне, в частности, Гражданским кодексом Украины (статьи 1159 — 1160).

В соответствии с пунктом 2.3 Положения наличные расчеты одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам ограничены предельной суммой в размере 10000 (десять тысяч) гривень (постановление Правления Национального банка Украины от 09.02.2005 № 32). При этом количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.

Согласно указанным выше законодательно установленным требованиям предприятие

должно возместить своему работнику его денежные средства, израсходованные им на нужды предприятия, даже в случае превышения им предельной суммы наличного расчета.

Вместе с тем, с учетом того что в приведенном в письме случае физическое лицо действовало от имени предприятия, в случае приобретения таким лицом для нужд предприятия у другого предприятия товарно-материальных ценностей за собственные денежные средства

на такую операцию распространяются указанные выше ограничения относительно суммы расчета, при нарушении которых к предприятию-плательщику может применяться штрафная санкция как за превышение установленного лимита кассы (пункт 2.3 Положения).

Применение и размер штрафной санкции за превышение установленного лимита кассы предусмотрены требованиями Указа Президента Украины от 12.06.95 № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности». Предусмотренные данным Указом штрафы в полном объеме взимаются в Государственный бюджет в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со статьей 239 Хозяйственного кодекса Украины (далее — Кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования

административно-хозяйственный штраф , который уплачивается субъектами хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения ими установленных правил осуществления хозяйственной деятельности (статья 241 Кодекса).

Таким образом,

штрафы, определенные Указом Президента, являются административно-хозяйственной санкцией, поскольку они применяются к субъектам хозяйствования в случае нарушения ими норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте и взимаются в соответствующий бюджет.

Что касается сроков применения административно-хозяйственных санкций, то они определены статьей 250 указанного Кодекса и могут быть применены к субъекту хозяйствования

в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения данным субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Вместе с тем в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов Украины применение штрафных санкций, их виды, сроки наложения и контроль за соблюдением предприятиями норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте являются прерогативой соответствующих контролирующих органов (государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы и т. п.) и не относятся к компетенции Национального банка Украины.

Исполнительный директор по вопросам
налично-денежного обращения
 А. Толстой



комментарий редакции

Наличные нюансы: расчет работника собственными средствами и штрафы

Ответ на первый вопрос, который рассматривается в данном письме, очевиден. Работник, приобретающий ТМЦ за собственные наличные средства, действует от имени предприятия. Во всех документах, выданных продавцом, в качестве покупателя и плательщика фигурирует предприятие, а не ФИО работника. Таким образом можно утверждать, что произошел наличный расчет одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем), на который в полное мере распространяется ограничение в размере 10000 грн. (об этом мы писали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 13, а также 2006, № 64).

Совершенно другое дело — последующее возмещение предприятием расходов подотчетного лица. На такой расчет ограничение не распространяется (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 64).

Что касается второго вопроса — сроков применения наличных штрафов, то опять же очевидно, что они являются административно-хозяйственными санкциями, а значит, на них в полной мере распространяются нормы ст. 250 ХКУ. Эта статья устанавливает два критерия по срокам давности: во-первых, штраф можно применить только в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, во-вторых, не позднее чем через год после совершения нарушения.

Поэтому если предприятие нарушило 10 тысячный лимит, скажем, 10.10.2007 г., а налоговики установили этот факт в ходе проверки, проводимой после 11.10.2007 г. (если точнее, вынесено решение о применении штрафа после этой даты), то штраф, установленный Указом № 436/95, применить нельзя. И с другой стороны, если решение о применении штрафа будет вынесено, скажем, 11.11.2007 г. (т. е. с соблюдением сроков) и по состоянию на 12.05.2008 г. сумма штрафа так и не была взыскана, то такой штраф не применяется (аналогичный подход наблюдается и при взыскании штрафов по РРО, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88).

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше