Темы статей
Выбрать темы

Предновогодняя инвентаризация

Редакция НиБУ
Статья

Предновогодняя инвентаризация

 

Финансовый отчет не за горами, а значит, пора провести инвентаризацию. Поэтому в данной статье напомним о наиболее важных организационных моментах проведения инвентаризации, а также не оставим в стороне и учет результатов ее проведения.

 

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок № 419

— Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Постановление № 241

— постановление Государственного комитета СССР по статистике «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Инструкция № 69

— Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

Приказ № 732

— приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.2004 г. № 732.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Годовая инвентаризация — обязательная инвентаризация

Обязательно ли перед составлением годовой финансовой отчетности проводить инвентаризацию?

Согласно

ст. 10 Закона о бухучете предприятия должны проводить инвентаризацию всех своих активов и обязательств с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Периодичность проведения инвентаризации устанавливает руководитель предприятия (один раз в год, в полугодие, в квартал, в месяц, с другой периодичностью). Исключение составляют случаи, когда инвентаризация является обязательной согласно законодательству.

Одним из таких обязательных случаев является составление годовой финансовой отчетности. Ведь согласно

п. 12 Порядка № 419 проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия — одно из обязательных условий, которое должно соблюдаться при составлении годовой финансовой отчетности. Такая инвентаризация проводится исключительно в период с 1 октября по 31 декабря (абзац «б» п. 3 Инструкции № 69).

Объектами такой инвентаризации должны быть:

— все имущество, принадлежащее предприятию и числящееся у него на балансе, в том числе имущество, которое находится вне территории предприятия;

— денежные средства, денежные документы, финансовые вложения;

— расходы будущих периодов;

— резервы предстоящих платежей;

— расчеты.

Кроме того, как следует из

п. 5 Инструкции № 69, в обязательном порядке должны быть проинвентаризированы производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в его бухгалтерском учете на забалансовых счетах, в частности:

— имущество, находящееся на ответственном хранении;

— основные средства, полученные в оперативную аренду;

— материалы и сырье, поступившие в переработку.

Исключением при проведении годовой инвентаризации могут быть здания, строения и прочие недвижимые объекты основных фондов (инвентаризация по ним может проводиться один раз в три года), а также библиотечные фонды (инвентаризация по ним может проводиться один раз в пять лет).

Обратите внимание: если предприятие проигнорирует требование об обязательном проведении инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности, т. е. не подтвердит данные такой отчетности обязательной годовой инвентаризацией, эта

отчетность может быть квалифицирована как недостоверная. Причина — предприятие не соблюдает требования действующего законодательства при ее составлении.

Следствием таких действий может быть применение к руководителю или должностным лицам предприятия штрафных санкций согласно

ст. 1642 КУоАП: от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.) и от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов (от 170 до 340 грн.) за повторное такое нарушение в течение года. Однако этот штраф будет актуален только в том случае, если нарушает бюджетное учреждение или предприятие, получающее средства из бюджета. Ведь правом штрафовать по данной статье обладает лишь КРУ.

Кроме того,

в случае предоставления недостоверных данных должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 1863 КУоАП.

 

Организация проведения годовой инвентаризации

Каким образом происходит подготовка к проведению годовой инвентаризации? Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии?

Для проведения инвентаризации на предприятии должна быть создана

постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 11.1 Инструкции № 69). Ее состав утверждается руководителем предприятия, а входят в нее руководители подразделений предприятия и главный бухгалтер. Возглавляет данную комиссию руководитель предприятия или его заместитель.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия сама не проводит инвентаризацию, а занимается исключительно организационными вопросами. В ее функции входит организация инвентаризации, контроль, инструктаж членов рабочей комиссии, принятие решений по результатам инвентаризации, другие функции.

Непосредственно

проведением инвентаризации занимается рабочая инвентаризационная комиссия. Ее назначают приказом по предприятию непосредственно перед началом проведения инвентаризации. Рабочую комиссию возглавляет представитель руководителя. Обратите внимание: председателем рабочей комиссии при инвентаризации у одних и тех же материально ответственных лиц не разрешается в течение двух лет подряд назначать одно и то же лицо. Если из-за большого объема работ для проведения инвентаризации одной комиссии недостаточно, руководитель предприятия может распорядиться о создании рабочих комиссий в составе инженера, технолога, механика, исполнителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и других опытных работников, хорошо знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет.

В то же время на небольших предприятиях обязанность по проведению инвентаризации можно возложить на постоянно действующую комиссию. В этом случае перед началом инвентаризации следует издать приказ о создании рабочей комиссии, в которую и будут входить члены постоянно действующей комиссии.

И еще. Перед началом инвентаризации

лица, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на ценности сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны на расход. Такие же расписки дают лица, имеющие денежные средства на приобретение или доверенности на получение ценностей.

Документооборот при инвентаризации

Подскажите, какие формы документов необходимы для проведения и оформления результатов инвентаризации.

Проведение инвентаризации активов и обязательств должно быть правильно документально оформлено. Для оформления инвентаризации предприятия могут применять формы первичной учетной документации, утвержденные

постановлением № 241. Правомерность их использования подтверждена письмом Госкомстата Украины от 30.01.2003 г. № 03-04-05/184 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 101.

Таблица 1

Документы для инвентаризации

Номер формы

Название формы

Порядок составления

1

2

3

Инв-1

Инвентаризационная опись основных средств (может использоваться и для инвентаризации нематериальных активов)

Составляется комиссией в одном экземпляре отдельно по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. На арендованные основные средства составляется отдельная опись

НА 4 (

утвержденная приказом № 732)

Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов*

Составляется комиссией в одном экземпляре отдельно по каждому объекту прав интеллектуальной собственности и должностному лицу, ответственному за использование объектов интеллектуальной собственности

Инв-2

Инвентаризационный ярлык

Применяется, когда по условиям организации производства инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу произвести подсчет ТМЦ и записать их в инвентаризационную опись. Заполняется в одном экземпляре и хранится вместе с пересчитанными товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные используются для заполнения формы № инв-3

Инв-3

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Составляется в одном экземпляре инвентаризационной комиссией, подписывается и передается в бухгалтерию

Инв-4

Акт инвентаризации товаров отгруженных

Составляется в одном экземпляре инвентаризационной комиссией, подписывается и передается в бухгалтерию

Инв-5

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение

Составляется в одном экземпляре и, подписанная членами комиссии и материально ответственным лицом, передается в бухгалтерию

Инв-6

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути

Составляется в одном экземпляре на основании документов, которые подтверждают нахождение материалов и товаров в пути, подписывается и передается в бухгалтерию

Инв-10

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов

Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию

Инв-11

Акт инвентаризации расходов будущих периодов

Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию

приложение 1 к

Положению № 637

Акт о результатах инвентаризации наличных средств

Составляется в двух экземплярах, его подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо (т. е. кассир). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально ответственного лица

Инв-16

Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности

Составляется в двух экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица

Инв-17

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Составляется на основании Справки (приложение к форме № инв-17)

приложение к Инв-17

Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета, а именно на основании акта сверки расчетов**

Инв-18

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

Составляется в бухгалтерии на основании поступивших Инвентаризационных описей основных средств в случае обнаружения расхождений (излишков или недостач) основных средств

Инв-19

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей

Составляется в бухгалтерии на основании поступивших Инвентаризационных описей в случае обнаружения расхождений (излишков или недостач) ТМЦ. По ТМЦ, находящимся на ответственном хранении, составляется отдельная сличительная ведомость

приложение 3 к

Инструкции № 69

Ведомость результатов инвентаризации

Составляется на основании инвентаризационных описей. Данные такой ведомости приводятся в примечаниях к финансовой отчетности

* О том, что предприятия при инвентаризации должны использовать именно эту форму, Минфин сообщил в письме от 12.08.2005 г. № 31-04200-10-5/17045.

** Письмо Министерства финансов Украины от 18.09.2007 г. № 31-34000-10-10/18896.

 

По результатам инвентаризации

инвентаризационные комиссии оформляют протокол с указанием в нем положения складского хозяйства, результатов инвентаризации и заключений по ним, предложений о зачете недостач и излишков в результате пересортицы, списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и расходов от порчи ценностей с указанием принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач.

Протокол инвентаризационной комиссии должен быть в 5-дневный срок рассмотрен и утвержден руководителем предприятия. Утвержденные руководителем результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете предприятия в том месяце, в котором закончена инвентаризация, но

не позже декабря отчетного года.

 

Пересортица

В результате инвентаризации выявлены излишки и недостачи различных материальных ценностей. Как определить те из них, которые можно зачесть как пересортицу?

Как следует из

п. 11.12 Инструкции № 69, взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы может быть допущен при одновременном соблюдении таких условий:

— товарно-материальные ценности должны быть

одинакового наименования;

— они должны быть

в одном количестве ;

— излишки и недостачи образовались

за один и тот же проверяемый период;

— излишки и недостачи образовались

у одного и того же проверяемого лица.

В то же время

п.п. 11.12 Инструкции № 69 разрешено органам государственного управления, к ведомству которых относится предприятие, устанавливать, что зачет недостач излишками при пересортице может производиться относительно одной и той же группы ТМЦ, если ценности, которые входят в ее состав, имеют схожесть по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).

Поэтому считаем, что по аналогии таким же подходом могут руководствоваться и обычные предприятия. Для этого предприятию, желающему осуществлять зачет недостач излишками при возникшей «групповой» пересортице, нужно оговорить такую возможность в приказе о проведении инвентаризации (или в приказе об учетной политике).

Зачет суммы недостачи в пределах суммы излишков в бухгалтерском учете отражается записью: в отношении сырья и материалов — Дт 20 — Кт 20 (по соответствующим субсчетам); в отношении МБП — Дт 22 — Кт 22 (по соответствующим субсчетам); в отношении товаров — Дт 28 — Кт 28 (по соответствующим субсчетам).

 

Недостачи ТМЦ

Как отразить в учете предприятия недостачу ТМЦ, как собственных, так и принятых на ответственное хранение, выявленную в ходе проведения годовой инвентаризации?

Для целей учета результатов инвентаризации недостачи бывают в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли.

В

налоговом учете сумма недостач собственных ТМЦ в пределах норм естественной убыли не исключается из состава валовых расходов предприятия, так как такие расходы являются плановыми и возникли в ходе хозяйственной деятельности.

Недостачи ТМЦ в размерах, превышающих нормы естественной убыли, в налоговом учете расцениваются как использованные налогоплательщиком не в хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, влечет необходимость проведения соответствующих корректировок. В этом случае нужно:

— исключить стоимость недостающих ТМЦ из валовых расходов через графу 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль, оставив значение строки 04.1 декларации при этом неизменным, с чем согласна и ГНАУ

(см. письмо ГНАУ от 31.03.2006 г. № 6161/7/15-0317);

— исходя из стоимости недостающих ТМЦ откорректировать налоговый кредит по НДС, отразив сумму НДС со знаком «минус» в строке 16.3 декларации по НДС и заполнив приложение 1 к декларации.

В

бухгалтерском учете оба вида недостач включаются в состав прочих операционных расходов и отражаются на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета ТМЦ. Но при этом сумма недостачи сверх норм естественной убыли одновременно со списанием на расходы отражается на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». После установления виновного лица сумма недостачи списывается со счета 072 одновременно с признанием задолженности виновного лица и возникновением дохода. Если виновное лицо не установлено, то сумма недостачи должна числиться на счете 072 не менее срока исковой давности (3 года) с момента установления факта недостачи.

О том,

как и в каком размере взыскать сумму ущерба с виновных и материально ответственных лиц при обнаруженных недостачах и порче ценностей, детально описано в статье «Кратная» материальная ответственность, или Почем испорченные бланки для народа», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 91.

При

обнаружении недостачи ТМЦ, находящихся на предприятии на ответственном хранении, есть свои особенности. На сумму недостач как в пределах норм естественной убыли, так и выше, составляется акт списания, который подписывается хранителем и собственником товара. На основании этого акта у хранителя товар списывается с забалансового учета с субсчета 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

Сумма перечисленного возмещения за недостачи ТМЦ сверх норм естественной убыли у хранителя не относится на валовые расходы согласно

п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль.

Пример 1.

В ходе инвентаризации на складе предприятия выявили недостачу:

— собственных ТМЦ в сумме 408 грн. (в том числе НДС — 68 грн.). Из этой суммы недостача в пределах норм естественной убыли составила 40 грн.;

— ТМЦ, принятых на ответственное хранение, в сумме 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). По договору хранения предприятие-хранитель возмещает ущерб в денежной форме.

 

Таблица 2

Списание недостач ТМЦ


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

Списание недостач собственных ТМЦ

1

Списана сумма недостачи запасов

947

20, 28

340

- 300*

* Стоимость недостающих запасов сверх норм естественной убыли исключается из валовых расходов через графу 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль.

2

Отражена сумма недостачи на забалансовом счете

072

360*

* Если виновное лицо не установлено или в возмещении отказано судом, то сумма недостачи должна числиться на субсчете 072 не менее срока исковой давности (3 года) с момента установления факта недостачи.

3

Произведена корректировка налогового кредита по НДС

641

644

60

947

644

60

Списание недостач по ТМЦ, принятых на хранение

4

Списана сумма недостачи запасов

023

600

5

Отражена задолженность перед владельцем ТМЦ

949

377

600

6

Перечислена сумма компенсации

377

311

600

— *

* Сумма перечисленного возмещения не относится на валовые расходы согласно п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль.

 

Недостачи основных средств

В ходе проведения годовой инвентаризации была выявлена недостача основных фондов и некоторых их частей. Как результаты выявленных недостач отразить в налоговом и бухгалтерском учете предприятия?

В налоговом учете

отражение сумм недостач объектов основных фондов зависит от того, к какой группе принадлежит недостающий объект или его часть. При обнаружении недостачи объекта основных фондов группы 1 (хотя это крайне редкая ситуация, однако не исключаем и такой вариант) налогоплательщик согласно п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль увеличивает свои валовые расходы на сумму балансовой стоимости объекта, при этом стоимость такого объекта приравнивается к нулю.

А вот при недостаче основных фондов групп 2, 3 и 4

балансовая стоимость группы не изменяется. Стоимость основных фондов групп 2, 3 и 4 (в том числе и недостающих их частей) продолжает амортизироваться в составе балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов (п.п. 8.4.6 Закона о налоге на прибыль). Ввод основных фондов в эксплуатацию после замены недостающих частей увеличивает балансовую стоимость группы только на сумму расходов, связанных с такой заменой.

При получении компенсации от страховой организации, другого юридического или физического лица, признанного виновным в причиненном ущербе, налогоплательщик в налоговый период, на который приходится такая компенсация, увеличивает валовой доход на сумму компенсации за основные фонды группы 1 или уменьшает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на сумму компенсации за основные фонды групп 2, 3 и 4 (в части, покрывающей понесенные убытки).

Что касается НДС, то согласно

абзацу второму п. 4.9 Закона об НДС в случае, когда ликвидация ОФ осуществляется без согласия налогоплательщика (в том числе при краже ОФ), налоговые обязательства по НДС начислять не нужно. Это касается и того, когда при инвентаризации была выявлена недостача основных фондов и такая недостача согласно документам является кражей. А вот если документы, подтверждающие кражу, отсутствуют (налогоплательщик не принимал необходимых мер), то, согласно требованиям первого абзаца п. 4.9 Закона об НДС, предприятие должно будет начислить налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен.

По нашему мнению, при недостаче основных фондов ранее отраженный налоговый кредит по НДС предприятию корректировать не нужно. Ведь изначально объекты основных фондов приобретались и использовались налогоплательщиком в хозяйственной деятельности, а их недостача возникла по причинам, не зависящим от налогоплательщика. А вот ГНАУ в своем

письме от 20.06.2006 г. № 6744/6/16-1515-26 настаивает на обратном.

В бухгалтерском учете

списание основных средств отражается как ликвидация отдельного объекта. Отражение в учете недостающих частей, без которых функционирование объекта основных средств невозможно и стоимость которых отдельно не выделена, происходит в порядке, предусмотренном для частичной ликвидации объекта основных средств. При этом согласно п. 35 П(С)БУ в случае частичной ликвидации объекта основных средств его первоначальная (переоцененная) стоимость и износ уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта.

Пример 2.

В ходе проведения инвентаризации обнаружена недостача основных средств — перфоратора Bosch GAH 500 DSR первоначальной стоимостью 2700 грн., сумма начисленного износа по нему составила 1125 грн.; сверлильного патрона аккумуляторной дрели ударного действия Bosch GSB 12 VE-2. Первоначальная стоимость дрели — 1680 грн., сумма начисленного износа — 840 грн. По заключению экспертов первоначальная (переоцененная) стоимость сверлильного патрона в составе первоначальной стоимости дрели составляет 560 грн. без НДС. Факт хищения (кражи) перфоратора не подтвержден документально (налоговые обязательства начисляются в сумме 315 грн.).

 

Таблица 3

Списание недостач основных средств


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Списание перфоратора

1

Списана остаточная стоимость перфоратора (2700 - 1125)

976

106

1575

— *

2

Списана сумма начисленного износа

131

106

1125

3

Начислены налоговые обязательства по НДС

949

641

315

Списание сверлильного патрона дрели

4

Списана сумма начисленного износа
(560 : 1680) х 840

131

106

280

5

Списана остаточная стоимость патрона
(560 - 280)

976

106

280

— *

* В налоговом учете стоимость недостающего перфоратора и сверлильного патрона дрели продолжают амортизироваться в составе балансовой стоимости основных фондов группы 2.

 

Учет излишков

Как оприходовать в учете излишки, выявленные в ходе инвентаризации?

Для отражения в учете излишков сперва следует определить

причину их возникновения. Ведь излишки в первую очередь могли возникнуть вследствие допущенных учетных ошибок (объекты по ошибке не были оприходованы или их ошибочно списали, но впоследствии на такие объекты были обнаружены подтверждающие документы). Если установлено, что выявленные в ходе проведения инвентаризации излишки образовались в результате учетных ошибок и при этом в отношении «излишних» материальных ценностей найдены подтверждающие первичные документы, то в учете такие операции следует отражать как обычное исправление ошибок (см. письмо Управления методологии бухгалтерского учета Минфина Украины от 13.12.2004 г. № 31-04200-30-10/22823 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 31).

Если же излишки ценностей вызваны не ошибкой данных бухгалтерского учета и излишек не перекрыт суммой недостачи, то такие ценности приходуются

в бухгалтерском учете по справедливой стоимости как бесплатно полученное имущество:

— излишки ТМЦ приходуются как активы (Дт 10, 11, 20, 22, 28 и др.) в корреспонденции с кредитом субсчета 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов»;

— излишки необоротных активов зачисляются в состав активов (Дт 10, 11) в корреспонденции с кредитом субсчета 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы» и в дальнейшем подлежат бухгалтерской амортизации. При этом одновременно на сумму начисленной амортизации уменьшается дополнительный капитал бухгалтерской записью Дт 424 — Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов».

В налоговом учете

сумма выявленных излишков объектов основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов, товаров и прочих ТМЦ (не подтвержденных первичными документами) включается в состав валовых доходов на основании п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль как бесплатно полученные (строка 01.6 декларации по налогу на прибыль). При этом валовые доходы возникают исходя из бухгалтерской справедливой стоимости таких ценностей. Поскольку суммы излишков не формируют как валовые расходы, так и балансовую стоимость основных фондов, то соответственно в налоговом учете они не пересчитываются по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль и соответственно не амортизируются.

Пример 3.

В результате инвентаризации выявлены излишки:

— ТМЦ, справедливая стоимость которых 150 грн.;

— объект основных средств — инструмент угломер Bosch DWM 40 L, на который отсутствуют подтверждающие первичные документы, справедливая стоимость которого 1040 грн.

 

Таблица 4

Отражение излишков


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходованы выявленные излишки ТМЦ

201

718

150

150

2

Оприходованы выявленные излишки необоротных активов — угломер

106

424

1040

1040

3

В следующем месяце начислена амортизация исходя из срока полезной эксплуатации — 2 года (1040 : 2 : 12) = 43,33

23, 91, 92, 93

131

43,33

4

Одновременно отражен доход в сумме начисленной амортизации

424

745

43,33

 

Надеемся, что наша консультация станет подспорьем при проведении обязательной предновогодней инвентаризации, и бухгалтер без особого труда справится с отражением ее результатов в учете. Для тех, кому нужна более детальная информация по процедуре инвентаризации, рекомендуем открыть газету «Налоги и бухгалтерский учет», № 88 за 2005 и № 100 за 2006 годы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше