Темы статей
Выбрать темы

Местные налоги и сборы: исправляем ошибки

Редакция НиБУ
Статья

Местные налоги и сборы: исправляем ошибки

 

К сожалению, от ошибок не застрахован никто, даже бухгалтер. О том, как исправить ошибки, если они допущены при уплате местных налогов и сборов, мы сейчас и поговорим.

 

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Прежде всего напомним существующие на сегодняшний день формы отчетности (налоговых деклараций/расчетов) по местным налогам и сборам (обязательным платежам).

 

Формы налоговой отчетности по местным налогам и сборам


п/п

Местный налог (сбор)

Форма отчетности

название

чем утверждена

1

Налог с рекламы

Налоговый расчет налога с рекламы

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 624

2

Коммунальный налог

Налоговый расчет коммунального налога

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 625

3

Сбор за парковку автотранспорта

Налоговый расчет сбора за парковку автотранспорта

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 629

4

Рыночный сбор

Налоговый расчет рыночного сбора

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 627

5

Курортный сбор

Налоговый расчет курортного сбора

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 628

6

Сбор за участие в бегах на ипподроме

Налоговый расчет сбора за участие в бегах на ипподроме

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 626

7

Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме

Налоговый расчет сбора за выигрыш на бегах на ипподроме

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 621

8

Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе и ипподроме

Налоговый расчет сбора с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе и ипподроме

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 623

9

Сбор за право использования местной символики

Налоговый расчет сбора за право использования местной символики

Приказ ГНАУ
от 24.12.2203 г. № 622

10

Сбор с владельцев собак

Налоговый расчет сбора с владельцев собак

Приказ ГНАУ
от 24.12.2003 г. № 630

 

Напомним, налоговые

расчеты подаются налоговым органам в следующие сроки:

а)

ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, если решением органов местного самоуправления:

— установлен базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу;

— базовый отчетный (налоговый) период не установлен (

п.п. 4.1.6 Закона № 2181);

б)

ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, если решением органов местного самоуправления установлен базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному кварталу;

в)

ежегодно в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года, если решением органов местного самоуправления установлен базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному году.

Если предельный срок подачи расчета совпадает с выходным или праздничным днем, то срок предоставления расчета переносится на первый рабочий день, следующий за таким выходным или праздничным днем.

Сумма местных налогов и сборов уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налогового расчета (

п. 5.3 Закона № 2181).

 

Как исправить ошибку

Вначале рассмотрим самую «безболезненную» для налогоплательщика ошибочную ситуацию. Так, если после подачи налогового расчета за текущий отчетный период налогоплательщик самостоятельно обнаруживает в нем ошибку до того, как

предельные сроки подачи расчета еще не истекли, он имеет право самостоятельно ее исправить, подав до истечения таких предельных сроков новый налоговый расчет с исправленными (верными) показателями (п. 17.2 Закона № 2181). При этом в шапке такого нового расчета в поле 1 «Новий звітний розрахунок» проставляется отметка «Х», а сам расчет заполняется с верными показателями (т. е. так, как будто в нем не было допущено ошибки).

Такой «своевременный» способ исправления ошибок благоприятен для налогоплательщика в первую очередь тем, что позволяет избежать каких-либо штрафных санкций за самостоятельное доначисление налоговых обязательств. И это понятно. Ведь, задекларировав в новом налоговом расчете верное налоговое обязательство, именно такая его верная сумма и будет перечислена налогоплательщиком в бюджет, а значит, какой-либо штрафосулящей недоплаты не возникнет.

И все же в большинстве случаев, как правило, обнаруживаются ошибки, допущенные в прошедших отчетных периодах. Как известно, в таком случае общее правило самостоятельного исправления ошибок, установленное

п. 17.2 Закона № 2181, предусматривает, что налогоплательщик может исправить выявленную ошибку одним из двух способов:

1) уточняющим расчетом;

2) в текущей декларации.

Вместе с тем при исправлении ошибок по местным налогам и сборам каждый из этих способов имеет свои особенности. Рассмотрим их.

 

Исправления через уточняющий расчет

Отличительной особенностью является то, что каких-либо отдельных (специальных) форм уточняющих расчетов к налоговой отчетности по местным налогам и сборам не существует. В то же время формы налоговых расчетов по этим обязательным платежам построены по единому принципу и уже содержат в себе строки, в которых можно осуществить исправление ошибки (отразить недоплату, переплату, сумму 5 % штрафа). Поэтому, говоря о способе исправления ошибки по местным платежам

через уточняющий расчет, подразумевается, что в таком случае налогоплательщик подает уточняющий расчет по форме самого налогового расчета, установленного для соответствующего платежа. При этом в поле 1 «Уточнюючий розрахунок» его шапки проставляется отметка «Х», которая указывает, что подаваемый расчет является уточняющим. Внимание: в поле 2 шапки такого уточняющего расчета проставляются данные того базового налогового (отчетного) периода, ошибки которого исправляются (т. е. если, предположим, в сентябре 2007 года выявлена ошибка, допущенная в налоговом расчете за июнь 2007 года, то в поле 2 указывается исправляемый период — июнь). В полях 3 — 7 шапки соответственно приводится информация о налогоплательщике.

 

Что касается заполнения уточняющего расчета, то поскольку налоговая отчетность по местным платежам, как отмечалось, построена по единому принципу и в большинстве случаев содержит 5 строк (за исключением, пожалуй, налогового расчета коммунального налога и налогового расчета сбора за право использования местной символики, на которых мы остановимся чуть позже), в общем случае порядок заполнения строк уточняющих расчетов можно представить следующим образом (см. таблицу):

Заполнение строк уточняющего расчета

Строка
уточняющего
расчета

Порядок заполнения

01

отражается

верная (с учетом исправления) сумма налога (сбора)

02

отражается

ошибочная сумма налога (сбора)
(т. е. в эту строку переносится ошибочное значение строки 01 из того ошибочного налогового расчета, ошибки которого исправляются)

03

заполняется, если ошибка привела к недоплате, при этом в этой строке указывается сама

сумма недоплаты (как разность показателей строк 01 и 02)

04

заполняется, если ошибка привела к переплате, при этом в этой строке указывается

сумма переплаты (как разность показателей строк 02 и 01)

05

указывается сумма

5 % штрафа;
эта строка заполняется только в случае заполнения строки 03 уточняющего расчета (т. е. в случае если ошибка привела к недоплате)

 

А вот при исправлении ошибки по

коммунальному налогу (размер которого определяется расчетным путем) верные показатели соответственно проставляются в строках 01 — 05 уточняющего расчета, а остальные его строки (06 — 09) заполняются в том же порядке, что и строки 02 — 05 из приведенной выше таблицы. Похожая ситуация складывается и при исправлении ошибок по сбору за право использования местной символики: в строках 01 — 04 уточняющего расчета по этому сбору приводятся верные (правильные) показатели, а заполнение строк 05 — 08 также аналогично заполнению строк 02 — 05 из таблицы, приведенной выше.

После этого в строке «Зміст помилки (помилок)» уточняющего расчета вкратце описывается суть допущенной ошибки.

Одним уточняющим расчетом могут быть исправлены ошибки одного отчетного периода. Если же выявлены ошибки за несколько периодов, то уточняющие расчеты составляются за каждый из таких ошибочных периодов.

Ну и конечно, исправляя ошибку уточняющим расчетом, не следует забывать, что сумма недоплаты и 5 % штраф (если ошибка привела к недоплате) должны быть уплачены до подачи уточняющего расчета (

п.п. «а» п. 17.2 Закона № 2181).

Порядок исправления ошибки уточняющим расчетом рассмотрим на примере.

Пример.

В сентябре 2007 года выявлена ошибка, допущенная при расчете и уплате коммунального налога за II квартал 2007 года (решением органов местного самоуправления установлено, что коммунальный налог уплачивается ежеквартально, при этом ставка налога составляет 10 %). Причина ошибки — неверное определение среднеучетного количества штатных работников. Так, при расчете этого показателя за июнь 2007 года не были учтены 2 работника, находящихся в тарифном отпуске, в результате чего среднеучетное количество штатных работников за июнь было определено в размере 38 человек (вместо верных 40 человек). Среднеучетное количество штатных работников и в апреле, и в мае 2007 года составляло 36 человек.

В результате такого ошибочного отражения среднеучетного количества штатных работников за II квартал 2007 года в размере 110 человек (вместо верных 112 человек) предприятием за II квартал 2007 года был задекларирован и уплачен коммунальный налог в сумме 187,00 грн. [(36 + 36 + 38) х 17 грн. х 10 %] вместо положенных 190,40 грн. [(36 + 36 + 40) х 17 грн. х 10 %].

Выявленная ошибка исправляется уточняющим расчетом, фрагмент которого приведен ниже:

До подачи такого уточняющего расчета предприятию следует уплатить сумму недоплаты (3,40 грн.) и 5 % штрафа (0,17 грн.).

 

img 1

 

Исправления «в текущей декларации»

Второй существующий способ исправления ошибок, предусмотренный

п.п. «б» п. 17.2 Закона № 2181, — в текущей декларации — как правило, предполагает, что ошибки исправляются в составе показателей декларации, подаваемой налогоплательщиком за текущий отчетный период (с увеличением текущего налогового обязательства на сумму ошибки и отражением 5 % штрафа, если ошибка привела к недоплате). Вместе с тем в отношении местных налогов и сборов этот способ исправления ошибки получился весьма специфическим.

Дело в том, что

все формы существующих налоговых расчетов по местным налогам и сборам содержат фразу следующего содержания: «Відповідно до підпункту «б» пункту 17.2 статті 17 Закону України від 21.12.2000 № 2181-III «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами» (із змінами та доповненнями) до цього звітного розрахунку додається(ються) уточнюючий(і) розрахунок(ки) за «_______________________» (минулий(і) період(и))». Как видим, со ссылкой на нормы п.п. «б» п. 17.2 Закона № 2181 здесь опять-таки требуется предоставление уточняющего расчета.

Тем самым получается, что способ исправления «в текущей декларации» по местным налогам и сборам

работает следующим образом: вместе с налоговым расчетом, подаваемым за текущий отчетный (налоговый) период, налогоплательщик подает уточняющий расчет (составленный за тот отчетный период, за который выявлена ошибка). Выходит, что и при таком способе исправления ошибки составления уточняющего расчета налогоплательщику не избежать.

Именно таким нестандартным способом исправлять ошибки «в текущей декларации» вынуждают налогоплательщика действующие на сегодняшний день формы налоговых расчетов по местным платежам. Получается, что исправления ошибки «в чистом виде» (т. е. непосредственно в текущей декларации) в данном случае не происходит.

При этом сам текущий налоговый расчет, вместе с которым будет подаваться уточняющий, составляется в обычном порядке. То есть за соответствующий текущий период в нем заполняется только строка 01, причем без учета ошибки (в налоговом расчете коммунального налога соответственно будут заполняться строки 01 — 05, а в налоговом расчете по сбору за право использования местной символики — строки 01 — 04); остальные строки не заполняются и прочеркиваются. Также в текущем налоговом расчете при этом заполняется поле

«Відповідно до підпункту «б» пункту 17.2... до цього звітного розрахунку додається(ються) уточнюючий(і) розрахунок(ки) за «____________________________» (минулий(і) період(и))» (это поле не заполняется, если уточняющий расчет подается отдельно от текущего налогового расчета при первом способе исправления ошибки). Что касается собственно суммы ошибки, то она найдет отражение в прилагаемом уточняющем расчете.

И еще один момент. Несмотря на то что существующие формы налоговой отчетности вынуждают налогоплательщика исправлять ошибки «в текущей декларации» с приложением к ней уточняющего расчета, считаем, что указанные в нем сумма недоплаты и 5 % штраф (если, конечно, ошибка привела к недоплате) подлежат уплате налогоплательщиком в сроки уплаты

текущего налогового обязательства, возникшего за отчетный период. Ведь именно такой порядок уплаты ошибочных сумм при исправлении через текущую декларацию следует из п.п. «б» п. 17.2 Закона № 2181. А стало быть, в этом случае уплачивать их до подачи такого уточняющего расчета (как в ситуации, когда ошибка исправляется первым способом — предоставляемым самим по себе уточняющим расчетом) не нужно.

Несложно заметить, что отличие первого способа исправления ошибки (через уточняющий расчет) от второго («через текущую декларацию») по сути заключается во

времени предоставления уточняющего расчета (и как следствие — во времени уплаты в срок не доплаченных сумм). Так, в первом случае налогоплательщик подает уточняющий расчет в момент выявления ошибки, а во втором — вместе с налоговым расчетом за текущий отчетный период. Каким из этих способов воспользоваться (предоставлять уточняющий расчет отдельно или как приложение к текущему налоговому расчету) налогоплательщик решает самостоятельно.
В частности, первый способ исправления, к примеру, может быть выгоден налогоплательщику, желающему исправить самостоятельно выявленную ошибку в преддверии предстоящей проверки. Вдобавок именно к этому способу исправления больше склоняются и налоговики (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 22, с. 38). Ну а в заключение в табличной форме обобщим преимущества и недостатки каждого из способов исправления
ошибок:

 

Исправление ошибок по местным налогам и сборам

Способ исправления

Преимущества

Недостатки

Уточняющим расчетом

(УР)

1)

уточняющим расчетом можно исправить ошибку в любой момент, что может быть выгодно налогоплательщику в преддверии предстоящей проверки;
2) уточняющим расчетом выгоднее исправлять сумму переплаты (при подаче УР сумма ошибки сразу пройдет по лицевому счету)

1)

если ошибка привела к недоплате, то сумму недоплаты и 5 % штраф нужно уплатить до подачи уточняющего расчета;
2) ошибки, допущенные в разных отчетных периодах, исправляются уточняющими расчетами, составленными отдельно за каждый период, поэтому сворачивания ошибок не происходит, а значит, недоплату и сопутствующую ей сумму 5 % штрафа придется уплатить;
3) если ошибка привела к недоплате, то начислять 5 % штраф придется даже при наличии переплаты по местному платежу (правда, при этом уплату 5 % штрафа, как и саму сумму недоплаты, можно зачесть в счет имеющейся переплаты)

«В текущей декларации»

1)

в отличие от способа исправления через УР, в данном случае сумму недоплаты и 5 % штраф предварительно уплачивать не нужно (а они будут перечислены в сроки уплаты текущего налогового обязательства по соответствующему местному платежу);
2) приложив к текущему налоговому расчету несколько УР, можно исправить ошибки, допущенные в нескольких предыдущих периодах; в результате по итогам периода может быть уплачена свернутая сумма налогового обязательства

1)

исправление ошибки требует опять-таки составления уточняющего расчета (т. е. исправления ошибки «в чистом виде» — непосредственно в текущей декларации — в данном случае не происходит);
2) для исправления ошибки нужно ждать сроков подачи текущего налогового расчета по местному платежу, а значит, предприятие рискует быть проверенным до исправления ошибки, что грозит ему применением штрафов по п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше