Темы статей
Выбрать темы

Рекомендации о единых подходах к приобретению и отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений программного обеспечения

Редакция НиБУ
Письмо от 17.09.2007 г. № 3.4-04/2055-10882

Приложение к письму Государственного казначейства Украины от 17 сентября 2007 г. № 3.4-04/2055-10882

Рекомендации о единых подходах к приобретению и отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений программного обеспечения

  

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется учреждением и предусматривает процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности учреждения. При этом основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции являются первичные документы, фиксирующие факт ее осуществления и сведения о ней.

Для отражения в бухгалтерском учете программного обеспечения (компьютерных программ) необходимо учитывать следующее

.

По правовому признаку компьютерные программы принадлежат к объектам права интеллектуальной собственности (статья 420 Гражданского кодекса Украины).

Критерием и основанием для оприходования объектов права интеллектуальной собственности являются охранные документы

, которые в соответствии с действующим законодательством удостоверяют правомерность приобретения учреждением права собственности на такие объекты. Потому в документах при приобретении программного обеспечения необходимо обратить внимание:

— на программное обеспечение, на которое имеются исключительные права;

— на программное обеспечение, предусмотренное при приобретении компьютерной техники;

— на программное обеспечение, на которое учреждение не имеет исключительных прав.

1.

Если в документах на приобретение программного обеспечения определено, что учреждение получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение программным обеспечением, то его приобретение осуществляется по КЭКР 2300 «Приобретение земли и нематериальных активов».

2.

Если осуществляется приобретение программного обеспечения, предусмотренного вместе с приобретением компьютерной техники, то стоимость такого программного обеспечения учитывается в стоимости компьютерной техники и производится оплата по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования».

3. При приобретении программного обеспечения, на которое имущественные права не передаются пользователю

, при этом имущественные и авторские права на объект интеллектуальной собственности на указанное программное обеспечение остаются у разработчика (поставщика), а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам, то оплата расходов осуществляется по КЭКР 1139 «Оплата других услуг и другие расходы». Это предусматривает оплату за установление (инсталлирование) программного обеспечения (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, web-страниц/сайтов/порталов), последующее пользование, их сопровождение и обслуживание (в т. ч. обучение пользователей).

4. Отражение проведенных операций в бухгалтерском учете производится в зависимости от их экономической сути

.

Единицей учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от второго, является выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ либо предоставлении услуг или использовании для управленческих нужд учреждения.

На учет в составе нематериальных активов берутся приобретенные права на владение, пользование и распространение объектом нематериальных активов после отчуждения их (прав) от прежних владельцев и определения его стоимости.

Каждому объекту нематериальных активов присваивается порядковый инвентарный номер, используемый только в регистрах бухгалтерского учета.

Приобретенные (созданные) нематериальные активы, по которым передается право собственности бюджетному учреждению, зачисляются на баланс бюджетного учреждения по первоначальной стоимости (по фактическим расходам на их приобретение и изготовление). При этом запись в регистрах бухгалтерского учета производится на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент осуществления операции, а если невозможно — непосредственно по окончании операции. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отражения в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Этим регламентируется тот факт, что объект нематериального актива берется на учет при условии приобретения на него всех трех прав: владения, пользования и распоряжения, что соответствует праву собственности на объект и предполагает распоряжение им по своей воле, независимо от воли других лиц.

Нематериальные активы для взятия на учет должны быть закончены и засвидетельствованы соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и тому подобное) в порядке, установленном законодательством Украины.

Программное обеспечение (компьютерные программы) учитывается на субсчете бухгалтерского учета 121 «Авторские и смежные с ними права».

Приобретенный объект авторского права на условиях пользования им, без передачи прав на владение или распоряжение, не учитывается в составе нематериальных активов. Расходы, связанные с приобретением (созданием) таких объектов, признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.

5. Разработка и создание программного обеспечения (компьютерных программ)

.

Расходы на оплату услуг бюджетным, хозрасчетным, каким-либо другим учреждениям и организациям за предоставленные научно-исследовательские услуги, разработки, услуги по экспериментальному проектированию и тому подобное (на основании заключенных договоров), расходы на разработку сторонними организациями опытных образцов программного обеспечения, являющегося результатом научно-исследовательских работ, осуществляются по КЭКР 1171 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ». Разработка не гарантирует, будет ли вообще программный продукт иметь прикладное значение и, как следствие, создание нематериального актива.

Если изготовленная научно-техническая продукция отвечает критериям материального или нематериального актива, то она оприходуется на соответствующих субсчетах по учету, а если не отвечает — то расходы на ее изготовление списываются на фактические расходы бюджетного учреждения.

Нематериальные активы считаются созданными собственными силами, если:

— исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности получены в порядке исполнения служебных обязанностей работников или по конкретному заданию работодателя. Причем эти объекты принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором;

— исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности получены автором на основании договора с заказчиком, не являющимся работодателем. В этом случае исключительные права принадлежат учреждению-заказчику (в данном случае имеется в виду, что автор не является работником учреждения-заказчика);

— патент или свидетельство на объект интеллектуальной собственности (например, свидетельство на товарный знак) выдано на имя учреждения.

6.

Электронные средства обработки информации, создаваемые структурными подразделениями бюджетных учреждений для обеспечения исполнения своих функциональных полномочий и не имеющие завершенной формы (отсутствие соответственно оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности, а именно: патента, свидетельства, других охранных документов), не считаются программным обеспечением. Такие электронные средства обработки информации не являются объектом учета.

7. Проведение инвентаризации программного обеспечения

.

При инвентаризации программного обеспечения кроме общих норм проведения инвентаризации необходимо обратить внимание на следующее.

Инвентаризационная комиссия должна проверить наличие документов, согласно которым оформлено приобретенное программное обеспечение, и документов, описывающих сам объект, которые были основанием для оприходования.

В инвентаризационную опись комиссия вносит данные о названии с указанием документации на приобретение (лицензионный договор, авторский договор, патент), характеристику, назначение, дату ввода в хозяйственный оборот, срок полезного использования, количество и стоимость программного обеспечения.

При выявлении не взятого на учет программного обеспечения, а также по которому в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись отсутствующие или правильные сведения и показатели.

О выявлении расхождения (недостачи, излишки) между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей инвентаризационной комиссией составляются соответствующие заключения.

Сумма обнаруженных излишков включается в «Справку о поступлении в натуральной форме», подаваемую в органы Государственного казначейства Украины.

В случае, когда по результатам инвентаризации обнаружено, что основания для отражения в бухгалтерском учете программного обеспечения отсутствуют, то на основании акта инвентаризации проводится корректировочная запись по дебету субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам» и кредиту соответствующего субсчета счета 12 «Нематериальные активы».

Программное обеспечение, на которое имущественные права не передаются пользователю, указанное в пункте 3, и электронные средства обработки информации, указанные в пункте 6 настоящих Рекомендаций, подлежат управленческому учету и инвентаризации. Подтверждением наличия этих электронных средств могут быть опись, реестры и тому подобное, оформленные по требованиям приказа руководителя учреждения.

8. Отражение в бухгалтерском учете приобретения и оприходования, проведения инвентаризации и списания программного обеспечения

осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, разработанными Государственным казначейством Украины, а именно:

— Разъяснениями по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 № 194 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 08.12.2006 № 330);

— Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 № 114 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 под № 890/4183;

— Инструкцией по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 № 64 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 под № 459/4680 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 № 30);

— Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 № 61 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 14.08.2000 под № 497/4718 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 14.02.2005 № 28);

— Инструкцией по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 № 90 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 под № 728/3168, с изменениями;

— Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины и Министерства экономики Украины от 10.08.2001 № 142/181 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 05.09.2001 под № 787/5978.

9. Порядок установления и использования программного обеспечения

проводится в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

— Порядком использования компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 10.09.2003 № 1433;

— Порядком легализации компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2004 № 253.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше