Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах налогообложения

Редакция НиБУ
Письмо от 03.10.2007 г. № 4820/

О некоторых вопросах налогообложения

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 03.10.2007 г. № 4820/А/15-0214

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела <...> письмо <...> о некоторых вопросах налогообложения и сообщает.

1. Статьей 15 Закона Украины от 25.06.91 № 1251-XII «О системе налогообложения» и статьей 1 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах» (с изменениями и дополнениями) к перечню местных налогов и сборов отнесены коммунальный налог, являющийся обязательным для установления сельскими, поселковыми и городскими советами при наличии объектов налогообложения или условий, с которыми связано введение этого налога.

Согласно статье 15 указанного выше Декрета коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. Его предельный размер не должен превышать 10 процентов годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан.

Абзацем «ї» подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181-III) определено, что форма налоговой декларации (расчета) устанавливается центральным (руководящим) органом контролирующего органа по согласованию с комитетом Верховной Рады Украины, отвечающим за проведение налоговой политики.

Форма налогового расчета коммунального налога утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2003 № 625 (с изменениями и дополнениями) и зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 08.01.2004 под № 4/8603.

Примечанием «*» к форме налогового расчета определено, что количественный состав работников за соответствующий базовый налоговый (отчетный) период равняется показателю среднеучетного количества штатных работников, определенному в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 № 286, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 30.11.2005 под № 1442/11722. При этом, если решением органа местного самоуправления об установлении коммунального налога определен базовый налоговый (отчетный) период календарный месяц, то в строке 01 указывается среднеучетное количество штатных работников за такой месяц, если календарный квартал (полугодие, год) — сумма среднеучетного количества штатных работников за каждый месяц квартала (полугодия, года).

Согласно разделу 3 указанной Инструкции среднеучетное количество штатных работников, используемое при исчислении суммы коммунального налога, рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников, которые должны уточняться согласно приказу о приеме, переводе работника на другую работу и прекращении трудового договора.

Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников, на основании которого определяется количество работников, явившихся или не явившихся на работу.

Среднеучетное количество штатных работников за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца,
т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.

Ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой отчетности, в том числе и отчетности по уплате коммунального налога, установлена статьей 17 Закона № 2181-III.

В частности, подпунктом 17.1.1 этой статьи установлено, что плательщик налогов, который не подает налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, уплачивает штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредоставление или его задержку.

Следовательно,

предприятие, не имеющее штатных работников, в данном случае — вновь образованное, должно подавать расчет уплаты коммунального налога за месяц, на который приходится его государственная регистрация, если оно взято на налоговый учет в соответствующем органе государственной налоговой службы как плательщик этого налога, с прочерками.

Взятие на учет плательщика налогов органами государственной налоговой службы производится не позднее следующего рабочего дня со дня получения сведений от государственного регистратора, как установлено пп. 4.15 — 4.18 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНА Украины от 19.02.98 № 80 (с изменениями и дополнениями).

Начислять и уплачивать коммунальный налог предприятие должно с дня приема на работу первого штатного работника. При этом следует учитывать положения решения органа местного самоуправления об установлении коммунального налога на соответствующей территории, поскольку в соответствии со статьей 18 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах» органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают и определяют порядок уплаты местных налогов и сборов согласно перечню и в рамках установленных предельных размеров ставок.



комментарий редакции

Предприятие, не имеющее наемных работников, обязано подавать расчет коммунального налога

Вопрос, который задавали ГНАУ, можно свести к следующей ситуации. Предприятие зарегистрировалось в середине месяца (например, в августе), но первый наемный работник (директор) был принят на работу только с первого числа следующего месяца (сентября). Возникает вполне закономерный вопрос: если местным органом самоуправления по коммунальному налогу был установлен месячный отчетный период, то за какой месяц необходимо подавать первый расчет этого налога — за сентябрь или за август?

Ответ налоговиков был прогнозируем: расчет следует подавать уже

за тот месяц, в котором произошла госрегистрация, несмотря на то, что наемных работников в этом месяце не было. Действительно, законодательством не установлена обязательность подачи расчета коммунального налога в зависимости от того, есть объект налогообложения в том или ином периоде или нет, как это предусмотрено, например, по сбору на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Другое дело, что такой расчет надо заполнять с прочерком.

Дмитрий Костюк

 

 

2. Пунктом 1.23 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) определено, что бесплатно предоставленные товары (работы, услуги) — это товары, которые предоставляются плательщиком налога согласно договорам дарения, другим договорам, не предусматривающим денежной или другой компенсации стоимости таких материальных ценностей и нематериальных активов или их возврат, или без заключения таких соглашений.

Согласно п. 1.31 ст. 1 Закона

продажа товаров — это любые операции, осуществляемые в соответствии с договорами купли-продажи, мены, поставки и другими гражданско-правовыми договорами, предусматривающими передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставления товаров.

Согласно п.п. 4.1.1 п. 4.1 ст. 4 Закона валовой доход включает общие доходы от продажи товаров (работ, услуг).

Если предприятие осуществляет бесплатную передачу малоценных необоротных материальных активов, которые были в эксплуатации на предприятии и списаны с баланса, то у предприятия возникают валовые доходы на стоимость таких активов, которая определяется согласно законодательству.



комментарий редакции

При бесплатной передаче налоговой малоценки отражаются валовые доходы

В данном письме налоговики настаивают на том, что

при бесплатной передаче налоговой малоценки, расходы на приобретение которой ранее были включены в состав валовых расходов, необходимо увеличить валовые доходы.

На наш взгляд, этот ответ не полный: не совсем понятно, какую сумму следует включать в состав валовых доходов, ведь объект передается бесплатно. Очень часто в подобных ситуациях налоговики говорят, что увеличивать валовые доходы надо исходя из

обычных цен (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 36). Но не секрет, что обычные цены применяются далеко не всегда. Если получателем такого объекта является стандартный плательщик налога на прибыль, то обычные цены не применяются. В этом отношении показательной является судебная практика. Например, в постановлении ВХСУ от 22.09.2004 г. по делу № 11/508 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 84) прямо сказано, что сумма полученного дохода от бесплатной передачи товаров равна 0, т. е. такие операции не приводят к получению экономических выгод. Из этого следует, что ни о каких валовых доходах не может быть и речи. Но, повторимся, это касается только ситуации, когда получателем является стандартный плательщик налога на прибыль. В остальных случаях валовые доходы увеличиваются исходя из обычной цены.

К сожалению, в данном письме налоговики ничего

не говорят о том, надо ли сторнировать валовые расходы. На наш взгляд, не надо, ведь если налоговая малоценка была введена в эксплуатацию, то очевидно, что такой объект использовался в хозяйственной деятельности. В этом отличие бесплатной передачи малоценки от бесплатной передачи товара. Да и говорить о частичном использовании малоценки в хозяйственной деятельности тоже не приходится (мол, объект частично был использован в хозяйственной хозяйственной деятельности, а частично — нет), ведь ничего подобного законодательство не предусматривает.

Дмитрий Костюк

 

 

<...>

4. В соответствии со статьей 4 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (с изменениями, внесенными Указом Президента Украины от 28 июня 1999 года № 746/99) по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъекты малого предпринимательства — юридические лица до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, подают в орган государственной налоговой службы Расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (далее — Расчет).

Если плательщиком самостоятельно выявлены ошибки, которые содержатся в ранее предоставленном им Расчете, то согласно п. 5.1 ст. 5 Закона № 2181-III такой плательщик имеет право предоставить уточняющий расчет по форме, установленной Порядком составления Расчета, утвержденным приказом ГНА Украины от 28.02.2003 № 98 и зарегистрированным в Минюсте 19.03.2003 под № 221/7542 (с изменениями и дополнениями).

Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе Расчета за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

Таким образом,

в случае самостоятельного выявления плательщиком ошибки, содержащейся в ранее поданном им Расчете, которая привела к завышению налогового обязательства и уплаченного 5 % штрафа, такой плательщик имеет право подать уточняющий Расчет с исправлением указанных ошибок.

Заместитель председателя Л. Боенко



комментарий редакции

Если, исправляя ошибку, ошиблись

ГНАУ задали вопрос: предприятие-единоналожник обнаружило в Расчете за I квартал ошибку (была занижена сумма налога) и исправил ее в декларации за II квартал, уплатив пятипроцентный штраф. Однако впоследствии выяснилось, что исправление ошибки было напрасным, никакой ошибки на самом деле не было.

Можно ли вернуть сумму переплаченного налога и пятипроцентного штрафа?

Несмотря на несколько путаную формулировку последнего абзаца данного письма, судя по всему,

налоговики не против такого возврата. К сожалению, в письме не раскрывается, по каким строкам провести такую корректировку. Конкретный порядок обращения этой корректировки в Расчете следует согласовать с налоговыми органами на местах.

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше