Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении налоговыми органами справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам

Редакция НиБУ
Письмо от 13.06.2008 г. № 12186/7/24-0117

О предоставлении налоговыми органами справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 13.06.2008 г. № 12186/7/24-0117

 

ГНАУ <...> в связи с многочисленными запросами органов ГНС об отражении в справке об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам), контролируемым органами (далее — справка об отсутствии задолженности), суммы начисленного к уплате, но не перечисленного в бюджет НДФЛ, и сообщает следующее.

Специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное госсоцстрахование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере ВЭД, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания, является Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181).

В соответствии с п. 1.3 ст. 1 Закона № 2181

налоговый долг (недоимка) — это налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком налогов либо согласованное в административном или судебном порядке, но не оплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.

Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам), которые контролируются государственными налоговыми органами, предоставляется плательщику налогов на основании данных карточек лицевых счетов при условии отсутствия налогового долга в значении, установленном п. 1.3 ст. 1 Закона № 2181.

Порядок ведения органами ГНС оперативного учета платежей в бюджет, в частности в карточках лицевых счетов плательщиков, регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276, зарегистрированным в Минюсте Украины 02.08.2005 г. под № 843/11123 (далее — Инструкция).

В соответствии с п. 3.5 Инструкции в зависимости от назначения платежей лицевые счета плательщиков открываются налоговыми органами по таким формам:

— по форме лицевого счета ф. 6 — для осуществления учета платежей, по которым законодательством предусмотрено предоставление плательщиком налоговых деклараций (расчетов);

— по форме лицевого счета ф. 15 — для осуществления учета платежей, по которым законодательством не предусмотрено предоставление плательщиком налоговых деклараций (расчетов).

В карточках лицевых счетов по ф. 15, которые открываются юридическим лицам, проводится учет поступлений в бюджет сумм НДФЛ по кодам бюджетной классификации по доходам 11010100, 11010600, 11010700, 11010800, 11010900, 11011000, 11011100.

Учет сумм, доначисленных по актам проверок, осуществляется в карточках лицевых счетов ф. 6, в которых, кроме начисления сумм НДФЛ, примененных финсанкций и пени, отражается уплата указанных сумм.

Поскольку Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» предусмотрено предоставление налоговыми агентами налогового

расчета сумм дохода, начисленного (оплаченного) в интересах плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ), не являющегося налоговой декларацией, налоговый долг у таких плательщиков налогов возникает только в случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты соответствующей суммы налогового обязательства, начисленного органом ГНС по акту документальной проверки и согласованного в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно,

если у налогового агента по данным налогового учета отсутствует налоговый долг по налогам и обязательным платежам, а также задолженность по другим платежам, которые отражаются в карточке лицевого счета плательщика, такому субъекту хозяйствования выдается справка об отсутствии задолженности. Отражение в справке данных бухгалтерского учета предприятия, а именно: начисленного к уплате и не перечисленного в бюджет НДФЛ, не предусмотрено действующим законодательством.

Заместитель председателя О. Матвеев



комментарий редакции

У честного плательщика всегда найдется справка

Существует немало ситуаций, когда плательщику налогов нужно подтвердить свою добропорядочность, трактуемую так, что он ничего не должен бюджету. Сразу же оставим в стороне ситуацию, когда навсегда покидающее родину (с ее самыми справедливыми налогами) физическое лицо специальной справкой подтверждает отсутствие у него задолженности по уплате НДФЛ, но и для юридических лиц, а также ФОП — плательщиков налогов — могут понадобиться еще две разные формы подобных справок.

Начнем с ситуации, которая стоит особняком,  когда

прекращаемый плательщик налогов подает заявление по ф. № 8-ОПП, утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, в качестве приложения 8 к Порядку учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей) (далее — Порядок учета). В этом случае такому плательщику выдается справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам) по ф. № 22-ОПП, утвержденной в качестве приложения 16 к Порядку учета (во избежание путаницы далее так и будем называть эту справку — ф. № 22-ОПП). Все это регламентировано, в частности, п.п. 8.3.1 Порядка учета. И как утверждает ГНАУ, документ только такой формы может быть принят государственным регистратором для регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, а также слияния, присоединения, разделения или преобразования (в абзаце шестом части первой статьи 36 и абзаце восьмом части первой статьи 37 Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» упомянута именно «справка соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам)»).

Для всех остальных ситуаций (так сложилось на практике) годится другая форма похожей справки (похожей по назначению, но не по форме) — доведенная письмом ГНАУ от 16.02.2004 г. № 2461/7/19-2117/116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 23). Она называется: Справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам), контролируемым органами... (далее указывается название контролирующего органа, предоставляющего справку). Строго говоря, первоначально эта форма была предназначена для использования в основном в одной ситуации — при открытии или ликвидации магазинов беспошлинной торговли, но сразу допускалось ее использование в любых других ситуациях, когда плательщику требовалось подтвердить отсутствие за ним налогового долга. Просто обращаясь в налоговый орган за такой справкой с письменным заявлением, плательщик должен указать, с какой целью и кому он обязан подтвердить отсутствие налогового долга, и это будет указано в его справке (например, для получения займа в банке или участия в тендере).

Да, да — именно и определенно «налогового долга», а не невнятной «задолженности». Ведь известно же, насколько серьезное значение придается у нас терминам и определениям. Но что же было делать налоговикам, если неряшливый законодатель в названии справки применил слово «

задолженность», а в профильном Законе Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (см. п. 1.3 ст. 3 Закона № 2181) дал определение термину «налоговый долг»? — Вот что они сделали: прямо сослались на указанную норму Закона № 2181 в упомянутом письме ГНАУ от 16.02.2004 г. № 2461/7/19-2117/116 и прямо назвали соответствующую «задолженность» плательщика налоговым долгом. И ни в коем случае такую «задолженность» не следует ассоциировать с налоговым обязательством плательщика (как его определяет п. 1.2 ст. 3 Закона № 2181). Кстати, и ф. № 22-ОПП фактически подтверждает отсутствие у прекращенного плательщика именно налогового долга.

Полезно знать, что в отношении тех платежей, по которым законодательством предусмотрена подача налоговых деклараций (расчетов), согласно п. 4.3 Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276,

начисление согласованных налоговых обязательств в карточках лицевых счетов плательщиков налогов осуществляется датой предельного срока уплаты указанных обязательств (с учетом переноса из-за выходных или праздников), а в отношении уточняющих расчетовдатой их подачи. Поэтому, если в карточке лицевого счета плательщика при подбивании итогов высвечивается задолженность перед бюджетом — такая задолженность уже имеет статус налогового долга.

Для вашего удобства форма справки приведена в рубрике «Архив» сегодняшнего номера газеты на с. 57.

В заключение (именно в свете комментируемого письма) еще раз обращаем внимание на наши аргументы, которые приведены в редакционном комментарии к письму ГНАУ от 10.06.2008 г. № 11856/7/17-0717 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 60, с. 21) в противовес позиции налогового ведомства относительно применения штрафных санкций за просрочку уплаты НДФЛ.

Александр Голенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше