Темы статей
Выбрать темы

Составление ВЭД-договора и перечисление платы за услуги нерезиденту

Редакция НиБУ
Статья

Составление ВЭД-договора и перечисление платы за услуги нерезиденту

 

Специфика внешнеэкономической деятельности проявляется уже на стадии составления ВЭД-договора. Какие требования законодательства нужно учесть до того, как договор будет заключен, напомним в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

ГКУ или Германское гражданское уложение?

Заключению ВЭД-договора должно предшествовать определение того, в соответствии с правом какого государства будут строиться отношения между его сторонами.

Дело в том, что все отношения, возникающие в рамках ВЭД-договоров, автоматически попадают в сферу регулирования

Закона о МЧП. Данный Закон распространяется на все отношения, в которых присутствует иностранный элемент, т. е. достаточно, чтобы выполнялось одно из следующих условий:

— хотя бы один участник правоотношений является иностранцем, лицом без гражданства либо иностранным юридическим лицом;

— объект правоотношений находится на территории иностранного государства;

— юридический факт, влияющий на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, имел либо имеет место на территории иностранного государства.

Закон о МЧП

дает возможность сторонам ВЭД-договора выбрать право, которому подчинить свои отношения. Это может быть как право Украины, так и право любого другого государства. Например, если в договоре будет указано, что его стороны руководствуются правом Германии, то при его заключении, исполнении, внесении изменений, разрешении договорных споров следует ориентироваться прежде всего на Германское гражданское уложение.

Исключения составляют ситуации, для которых установлены обязательные для исполнения нормы. Например, какое бы право не было указано в ВЭД-договоре, вопрос о порядке определения правомочий лица на его подписание для украинских субъектов хозяйствования будет определяться в соответствии с законодательством Украины. Не могут выбирать субъекты хозяйствования и право при выдаче доверенностей. В соответствии со

ст. 34 Закона о МЧП порядок выдачи, срок действия, прекращения и правовые последствия прекращения доверенности определяются правом государства, в котором выдана доверенность.

Если такой специальной нормы, которая бы относила регулирование того или иного вопроса к праву конкретного государства, нет, и стороны договора не указали, право какого государства к нему применять, следует ориентироваться на правило, в соответствии с которым

применимое право должно определяться по:

1)

продавцу — по договору купли-продажи;

2)

арендодателю — по договору аренды;

3)

подрядчику — по договору подряда;

4)

исполнителю — по договору предоставления услуг;

5)

перевозчику — по договору перевозки;

6)

хранителю — по договору хранения;

7)

страховщику — по договору страхования;

8)

комиссионеру — по договору комиссии;

9)

лицензиару — по лицензионному договору.

В то же время, если договор заключен в отношении объекта недвижимости, к нему применяется право того государства, в котором этот объект находится.

Рассмотрим, что должен включать в себя ВЭД-договор, если к нему применяется право Украины.

 

Содержание ВЭД-договора

Если договорные отношения сторон подчинены праву Украины, то требования к содержанию ВЭД-договора и порядку его заключения не будут отличаться от требований, которые обычно предъявляются к хозяйственным договорам.

Прежде всего это требование о существенных условиях договора, к которым законодательство Украины относит предмет, цену и срок действия договора (

ч. 3 ст. 180 ХКУ). При этом условия о предмете договора должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству.

В качестве ориентира при составлении текста ВЭД-договора можно использовать

Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики от 06.09.2001 г. № 201. Этот документ среди условий, которые следует включить в текст ВЭД-договора, в частности называет такие:

1. Название, номер договора (контракта), дата и место его составления.

2. Преамбула, в которой предлагается указать полное наименование сторон — участников внешнеэкономической операции с указанием страны, сокращенное определение сторон как контрагентов («Продавец», «Покупатель», «Заказчик», «Поставщик» и т. п.), лицо, от имени которого заключается внешнеэкономический договор, документы, которыми руководствуются контрагенты договора (учредительные документы и др.).

3.

Предмет договора.

4.

Количество и качество товара (объем выполнения работ, предоставления услуг). Указывается, в зависимости от номенклатуры, единица измерения товара, принятая для товаров такого вида (в тоннах, килограммах, штуках и т. д.), общее количество, качественные характеристики.

5. Базисные условия поставки товаров (приемки-сдачи выполненных работ или услуг).

6.

Цена и общая стоимость договора. Указывается цена единицы измерения товара и общая стоимость товаров либо стоимость выполненных работ (предоставленных услуг), которые поставляются согласно договору, кроме случаев, когда цена товара рассчитывается по формуле, и валюта контракта. Если в соответствии с договором поставляются товары разного качества и ассортимента, цена устанавливается отдельно за единицу товара каждого сорта, марки, а отдельным пунктом договора указывается его общая стоимость. В этом случае ценовые показатели могут быть указаны в приложениях (спецификациях), на которые делается ссылка в тексте договора.

При расчете цены договора по формуле указывается ориентировочная стоимость договора на дату его заключения.

7. Условия платежей. Этот раздел определяет валюту платежа, способ, порядок и сроки расчетов, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств.

8. Условия приемки-сдачи товара (работ, услуг), в частности сроки и место фактической передачи товара, перечень товаросопроводительных документов.

9. Упаковка и маркировка.

10. Форс-мажорные обстоятельства, т. е. сведения о том, в каких случаях условия договора могут быть не исполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, вмешательство со стороны власти и др.). Срок действия форс-мажорных обстоятельств подтверждается торгово-промышленной палатой соответствующей страны.

11. Санкции и рекламации. В этом разделе договора устанавливается порядок применения штрафных санкций, возмещения убытков и предъявления претензий (рекламаций) в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением одним из контрагентов своих обязательств. При этом должны быть определены размеры штрафных санкций (в процентах от стоимости недопоставленного товара, работ, услуг либо от суммы неуплаченных средств, сроки выплаты штрафов — с какого срока они устанавливаются и в течение какого срока действуют, либо их предельный размер, сроки, в течение которых претензии (рекламации) могут быть заявлены, права и обязанности сторон договора, способы урегулирования споров.

12. Урегулирование споров в судебном порядке.

13. Местонахождение, почтовые и платежные реквизиты сторон.

По договоренности сторон в договоре могут предусматриваться другие условия

: страхование, гарантии качества, условия привлечения субисполнителей по договору, агентов, перевозчиков, определение норм нагрузки (разгрузки), условия передачи техдокументации на товар, сохранения торговых марок, порядок уплаты налогов, таможенных сборов, защитные оговорки, момент, с которого договор начинает действовать, количество подписанных экземпляров договора, возможность и порядок внесения изменений и др.

Обращаем внимание: предложенный перечень разделов ВЭД-договора следует воспринимать лишь как ориентировочный, а потому стороны вполне могут отклоняться от него.

Наиболее же дискутируемым сегодня остается вопрос о

форме ВЭД-договора.

 

Форма ВЭД-договора

Закон о МЧП

предусматривает, что форма договора должна соответствовать требованиям права, которое применяется к содержанию договора (см. предыдущий раздел данной статьи). В то же время достаточным будет соблюдения требований права места заключения договора, а если стороны договора находятся в разных государствах, — права места расположения стороны, сделавшей предложение заключить договор, если в самом договоре не установлено иное (ч. 1 ст. 31).

Другими словами, если право места заключения договора или право государства, в котором зарегистрирован субъект хозяйствования, сделавший предложение заключить договор, предусматривает менее строгую форму договора по сравнению с правом, которое применяется к содержанию договора, то применяется именно оно. Например, если к содержанию договора об аренде транспортного средства у физлица применяется право Украины, то такой договор должен быть нотариально удостоверен. Однако, если предложение заключить такой договор сделано юрлицом, зарегистрированным в Российской Федерации, будет достаточно письменной формы договора (

ст. 643 Гражданского кодекса РФ).

Изложенное выше правило не применяется, если предметом договора является объект недвижимости, — в этом случае без каких-либо исключений применяется право государства, в котором расположен (зарегистрирован) объект недвижимости (

ч. 2 ст. 31 Закона о МЧП).

И самое главное.

если хотя бы одной стороной ВЭД-договора выступает гражданин Украины или юрлицо Украины, договор, независимо от места его заключения, должен иметь письменную форму, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины (ч. 3 ст. 31 Закона о МЧП).

Напомним, что понимает под

письменной формой договора законодательство Украины. Согласно ст. 207 ГКУ сделка считается заключенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Сделка также считается заключенной в письменной форме, если волеизъявление сторон выражено с помощью телетайпного, электронного либо иного технического средства связи (ч. 1 ст. 207 ГКУ). При этом сделка должна быть подписана ее сторонами, а если ее заключает юрлицо, то ГКУ также требует, чтобы сделка была скреплена его печатью (ч. 2 ст. 207 ГКУ)*. Однако у иностранного субъекта хозяйствования может не быть печати.

* В то же время

несоблюдение письменной формы договора в соответствии со ст. 218 ГКУ не влечет его недействительности, кроме случаев, установленных законом. Это дает основания некоторым специалистам говорить о том, что если даже ВЭД-договор не скреплен печатями сторон (или отсутствует печать одной из сторон), это не должно повлечь негативных последствий, поскольку на него все равно можно будет сослаться как на доказательство существования между сторонами договорных отношений.

Выход из ситуации можно предложить такой: если к содержанию договора применяется право другого государства, то требования к письменной форме договора также должны рассматриваться в соответствии с таким правом, а не правом Украины*. Например, если в договоре предусмотреть, что его стороны во всех связанных с ним вопросах руководствуются правом Германии, то для соблюдения письменной формы договора достаточно, чтобы он был подписан сторонами. Достаточным также будет обмен письмами или телефонограммами (

§ 126 Германского гражданского уложения).

* Такой вывод косвенно был подтвержден и в письме Минэкономики от 30.03.2005 г. № 83-24/217. В нем, в частности, было сказано, что законодательством Украины не установлено четкое требование относительно обязательности оттиска печати юридического лица — нерезидента на внешнеэкономическом договоре, заключаемом за рубежом, если такое требование не предусмотрено правом места его заключения.

Кроме того, освобождать от необходимости составления договора в письменной форме с обязательным его заверением печатями сторон могут международные договоры. Так, в соответствии со

ст. 11 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.80 г. не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме либо подчинялся иному требованию в отношении формы. Факт его заключения может быть доказан с помощью любых доказательств, в том числе показаний свидетелей.

 

Перечисление оплаты за услуги нерезиденту

По общему правилу,

для перевода банками средств в национальной и иностранной валюте в пользу (на счет) нерезидентов по поручению резидентов — субъектов предпринимательской деятельности по оплате работ, услуг, прав интеллектуальной собственности по договорам, предусматривающим их выполнение, предоставление, передачу нерезидентами, нужно предоставить такие документы:

договор с нерезидентом либо другой документ, который согласно действующему законодательству Украины имеет силу договора;

документы, свидетельствующие о фактическом предоставлении услуги, выполнении работы или передаче права интеллектуальной собственности (акт приема-передачи выполненных работ, предоставленных услуг либо любой другой документ, подтверждающий фактическое предоставление услуги, например, инвойс при условии наличия в нем всех необходимых реквизитов первичного документа (см. письма ГНАУ от 30.06.2006 г. № 12304/7/15-0517, от 30.06.2006 г. № 7132/6/15-0516)).

Если оплата по договору превышает 100 тыс. евро

либо эквивалент этой суммы в другой валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день заключения договора, также понадобится акт ценовой экспертизы (п. 4 постановления № 597).

При этом нужно учитывать, что если в течение календарного года субъект предпринимательской деятельности приобретает услуги (работы) по договорам, которые заключены с одним и тем же лицом и предметом по которым выступают услуги (работы), принадлежащие к одному подклассу (одному классу, если класс не делится на подклассы, либо одной группе, если группа не делится на классы, либо одному разделу, если раздел не делится на группы) КВЭД, они

считаются приобретенными по одному договору (п. 3 постановления № 597).

Обращаем внимание, что

требования постановления № 597 в части обязательного предоставления акта ценовой экспертизы при превышении платы по договору 100 тыс. евро, не распространяются на целый ряд договорных отношений (п. 6 постановления № 597). Среди них:

— операции по оплате резидентами финансовых, туристических, транспортных и коммуникационных услуг при наличии у них лицензий (разрешений) на осуществление хоздеятельности в сфере оплачиваемых услуг;

— операции по оплате транспортных услуг резидентами-экспедиторами;

— операции резидентов, которые осуществляются по поручению и за счет средств нерезидентов, при условии, что нерезидент до проведения операции обеспечил резидента средствами, необходимыми для выполнения поручения;

— операции, на осуществление которых резидентом либо нерезидентом получена индивидуальная лицензия НБУ, и др.

Если же средства перечисляются нерезиденту по договорам, на которые требования

постановления № 597 распространяются, предприятию для получения акта ценовой экспертизы, удостоверяющего соответствие конъюнктуре рынка контрактных цен на работы, услуги, права интеллектуальной собственности, являющиеся предметом договора, нужно обратиться в Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков.

Для этого необходимо подать в Центр письменное заявление, подписанное руководителем предприятия-резидента, на имя директора Центра.

В заявлении следует указать:

— номер и дату договора, экспертизу которого необходимо сделать;

— вид услуг, выступающих предметом договора и на оплату которых перечисляются денежные средства;

— контактные данные — тел., факс, адрес электронной почты, контактное лицо.

К заявлению прилагается

заверенная резидентом копия договора с приложениями, включая спецификацию и детальную калькуляцию расходов. Центр также высказывает пожелания о предоставлении ему материалов, способствующих экспертам в определении уровня цен на услуги, являющиеся предметом договора (прайс-листы, Интернет-адреса, ценовые и рекламные каталоги и др.).

На случай возникновения необходимости в получении акта ценовой экспертизы сообщаем координаты Центра: г. Киев-01054, ул. Воровского, 22, контактные телефоны: (044) 486-1636; (044) 482-2937. Заявление и другие документы можно подать и на электронный адрес reception@dzi.mfert.gov.ua либо отправить по факсу (044) 486-2368.

Акт ценовой экспертизы выдается только после подачи заверенных резидентом копий документов и оригинала заявления, а также оплаты счета на осуществление экспертных услуг и предъявления свидетельства плательщика НДС*.

* Информация размещена на сайте Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков: http://www.ukrdzi.com.

В случае получения отказа Центра в выдаче акта ценовой экспертизы, который должен быть оформлен в письменном виде, нужно обратиться за согласованием НБУ. Порядок выдачи резидентам согласования НБУ на проведение отдельных операций также утвержден

постановлением № 597 (более подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 94, с. 46; 2005, № 70, с. 24).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше