Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Плательщик единого налога и импортный НДС

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Плательщик единого налога и импортный НДС

 

Уплачивается ли НДС при получении услуг от нерезидента, не имеющего постоянного представительства на территории Украины, предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке 10 %?

(г. Полтава)

 

Тот факт, что субъект малого предпринимательства, который в соответствии с

абзацем вторым ч. 1 ст. 6 Указа № 727 не является плательщиком НДС, при импорте товаров на таможенную территорию Украины обязан уплачивать НДС в установленном Законом об НДС порядке, с недавних пор зафиксирован в п. 8 постановления № 507.

Что касается импорта услуг, то хотя модель поведения единоналожника-десятипроцентника в указанном

постановлении и не определена, это не означает, что данная ситуация осталась без внимания налоговых органов.

О том, что получение нерезидентских услуг плательщиком единого налога (независимо от того, зарегистрирован он плательщиком НДС или нет) должно сопровождаться уплатой НДС в установленном

Законом об НДС порядке, ГНАУ заявила еще в п. 6.2 Методрекомендаций № 11563/7/16-1117. Подобные выводы прозвучали также в ее письмах от 14.06.2006 г. № 11164/7/16-1517-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81) и от 03.06.2008 г. № 5273/6/16-1515-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 62).

Так, ГНАУ, ссылаясь на

п. 10.1 Закона об НДС, констатирует, что плательщик единого налога по ставке 10 % при получении услуг от нерезидента, не имеющего постоянного представительства на территории Украины, не должен регистрироваться плательщиком НДС, но обязан начислять НДС на стоимость таких услуг и перечислять его в бюджет.

Мы же согласиться с таким пониманием

Закона об НДС не можем.

Действительно, в

п.п. «г» п. 10.1 Закона об НДС указано, что в случае, если услуги предоставляет нерезидент, то лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) налога в бюджет, является его постоянное представительство, а при отсутствии такового — лицо, получающее такие услуги, если место предоставления этих услуг находится на таможенной территории Украины. Обратите внимание: в данной норме говорится не о плательщике налога, а о лице. Единоналожник-десятипроцентник вполне подпадает под определение этого термина (п. 1.2 Закона об НДС).

Тем не менее существует ряд аргументов, позволяющих нивелировать фискальную логику налоговиков.

Во-первых

, сославшись на п. 10.1, налоговики почему-то не учли следующую норму Закона об НДС, которая фактически раскрывает приведенную. Так, в соответствии с п. 10.2 Закона об НДС плательщики налога, определенные, в частности, в п.п. «г» п. 10.1, отвечают за соблюдение достоверности и своевременности определения сумм налога, а также за полноту и своевременность его внесения в бюджет в соответствии с законом. Как видим, в этой норме речь идет лишь о плательщике налога. Налицо конфликт интересов.

Во-вторых

, момент возникновения налоговых обязательств при получении услуг от нерезидента определен только для плательщика налога, по крайней мере в случае осуществления предоплаты. Так, в п.п. 7.3.6 Закона об НДС прямо сказано, что «датой возникновения налоговых обязательств при импорте работ (услуг) является дата списания средств с расчетного счета плательщика налога в оплату работ (услуг) или дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом в зависимости от того, какое из событий состоялось первым». Почему-то и эту норму в письме оставили без внимания.

В-третьих

, механизм уплаты НДС с услуг, предоставленных нерезидентом, построен таким образом, что во главу угла выдвигаются данные декларации по НДС (в частности, строки 7 и 12.4), а ведь неплательщик декларацию не предоставляет.

В-четвертых

, исчерпывающий перечень оснований, когда налоговое обязательство определяется налоговым органом, приведен в п.п. 4.2.2 Закона № 2181. Три из них связаны с поданной плательщиком налога декларацией, а последний четвертый — с теми случаями, когда ответственным за начисление налога является контролирующий орган. Как видим, ни один из случаев в рассматриваемой ситуации не применим.

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше