Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора

Редакция НиБУ
Постановление от 03.12.2008 г. № 1050

Кабинет Министров Украины

 

О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора

Постановление от 3 декабря 2008 г. № 1050

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Внести в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 г. № 303 (Официальный вестник Украины, 1999 г., № 9, ст. 347, № 43, ст. 2150; 2000 г., № 33, ст. 1408; 2001 г., № 44, ст. 1974; 2002 г., № 1, ст. 8, № 4, ст. 136, № 27, ст. 1274; 2004 г., № 24, ст. 1588), прилагаемые изменения*.

*

Изменения не публикуются, поскольку указанный Порядок приводим ниже в кодифицированном виде, с учетом внесенных изменений. Изменения по тексту выделены полужирным курсивом. —
Примеч. ред.

2. Министерству охраны окружающей природной среды, Государственной налоговой администрации, другим центральным органам исполнительной власти

привести в трехмесячный срок собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает

в силу с 1 января 2009 года.

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 г. № 303

Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора

(

с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением КМУ от 3 декабря 2008 г. № 1050)

 

1. Настоящий Порядок определяет единые на территории Украины правила установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды, а также его взимания.

2. Сбор за загрязнение окружающей природной среды (далее — сбор) взимается за:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (далее — выбросы) стационарными и передвижными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (далее — сбросы);

размещение отходов.

Территориальные органы Минприроды подают в органы государственной налоговой службы перечень предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выданы разрешения на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов.

Невключение предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов предпринимательской деятельности в указанный перечень не освобождает их от уплаты сбора.

3. Нормативы сбора за выбросы стационарными источниками загрязнения и сбросы, а также нормативы сбора за размещение отходов устанавливаются в соответствии с видом загрязняющих веществ и классом опасности отходов, приведенными в таблицах 1.1, 1.7 и 1.9 приложения 1.

Учитывая местные условия, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы по представлению территориальных органов Минприроды могут увеличивать перечень видов загрязняющих веществ, на которые устанавливается сбор за выбросы и сбросы. Нормативы сбора за выбросы и сбросы этих загрязняющих веществ устанавливаются по критериям и в соответствии со ставками, приведенными в таблицах 1.2, 1.3, 1.8 приложения 1*.

* Приложения не публикуются. —

Примеч. ред.

4. Суммы сбора, взимаемого за выбросы стационарными источниками загрязнения, сбросы и размещение отходов исчисляются плательщиками сбора самостоятельно

ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года на основании утвержденных лимитов (по сбросам и размещению отходов) исходя из фактических объемов выбросов, сбросов и размещения отходов, нормативов сбора и определенных по месту нахождения этих источников корректировочных коэффициентов, приведенных соответственно в таблицах приложений 1 и 2.

Суммы сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения, исчисляются плательщиками сбора самостоятельно

ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года на основании нормативов сбора за эти выбросы исходя из количества фактически использованного горючего и его вида в соответствии с таблицами 1.4 — 1.6 приложения 1 и определенных по месту пребывания плательщиков сбора на налоговом учете корректировочных коэффициентов, приведенных в таблицах 2.1, 2.2 приложения 2.

5. Пункт 5 исключен

6. Абзац первый пункта 6 исключен

Лимиты сбросов в водные объекты государственного значения для первичных водопользователей определяются в разрешениях на специальное водопользование, выдаваемых территориальными органами Минприроды.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты местного значения для первичных водопользователей определяются в разрешениях на специальное водопользование, которые выдаются местными государственными администрациями, а в городах областного значения — исполнительными органами советов по представлению территориальных органов Минприроды.

Лимиты размещения отходов определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

7. Объемы сбросов, связанных с проведением планового ремонта канализационных сетей и сооружений, включаются в общий лимит сбросов. Объемы и условия проведения таких сбросов согласовываются с территориальными органами Минприроды. Сбор, взимаемый за эти сбросы, начисляется как за сбросы, производимые в пределах установленных лимитов.

В случае превышения согласованного объема сбросов и нарушения условий их проведения, связанных с плановым ремонтом канализационных сетей и сооружений, плата исчисляется как за сверхлимитные сбросы, а убытки, причиненные окружающей природной среде, возмещаются в установленном законодательством порядке.

8. В случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в десятикратном размере.

9. Базовый налоговый (отчетный) период сбора равняется календарному кварталу.

Плательщики сбора составляют налоговые расчеты по форме, утвержденной центральным органом государственной налоговой службы, нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев и год и подают их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы государственной налоговой службы:

1) по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2) по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Если место подачи налоговых расчетов не совпадает с местом пребывания на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов, в орган государственной налоговой службы, в котором такие предприятие, учреждение, организация, гражданин находятся на учете, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, копии соответствующих налоговых расчетов.

10. Плательщики сбора в течение десяти календарных дней, следующих после предельного срока подачи налогового расчета, уплачивают сбор:

1) по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2) по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения

.

11. Плательщики перечисляют суммы сбора одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Государственного казначейства, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом.

12. Сбор, взимаемый за сбросы и размещение отходов в пределах лимитов, относится на валовые расходы производства и обращения, а за превышение этих лимитов — взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц. Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности включают сбор в состав расходов производства (обращения).

Сбор, взимаемый за выбросы стационарными и передвижными источниками загрязнения, относится на валовые расходы производства и обращения.

Для бюджетных организаций сбор за загрязнение окружающей природной среды относится на расходы и предусматривается в смете доходов и расходов.

13. Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременную уплату сбора согласно законодательству.

Не внесенные своевременно средства сбора взыскиваются с плательщиков в установленном законодательством порядке.

Уплата сбора не освобождает юридических и физических лиц от возмещения убытков, нанесенных нарушением природоохранного законодательства.

14. Контроль за соблюдением лимитов сбросов и размещения отходов осуществляется Госэкоинспекцией, органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, специальными подразделениями Минприроды.

15. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты сбора осуществляется органами государственной налоговой службы, которые согласно плану проверок привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и специальных подразделений Минприроды для проверки правильности определения плательщиками сбора фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов.



комментарий редакции

Кабмин изменил порядок предоставления отчетности и уплаты экосбора

Предварить комментарий грядущих изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303 (далее — Порядок № 303), хотелось бы упоминанием о недавней консультации ведущего специалиста ГНАУ, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 40. В ней утвердительный ответ на вопрос, следует ли предприятию подавать отчет по экосбору с начала года, если эксплуатация передвижного источника загрязнения началась только со II квартала, обосновывался тем, что такое предприятие состоит на учете в налоговых органах в качестве плательщика такого сбора и заявление о снятии его с учета не подавало.

После знакомства с такой позицией налоговиков невольно возникал встречный вопрос: а подавало ли (и должно ли было подавать) предприятие какое-либо заявление о постановке его на учет в качестве плательщика именно сбора за загрязнение? Ведь действующая до этого редакция Порядка № 303 обязывала плательщиков отчитываться по такому сбору и уплачивать его исключительно по месту своей налоговой регистрации. Тем более такой вопрос возникает в отношении передвижных источников загрязнения, при расчете экосбора за которые, где бы они не эксплуатировались, используются корректирующие коэффициенты, определенные

по месту регистрации плательщиков (см. абз. второй п. 4 Порядка № 303).

Другое дело, если мы будем говорить о сборе, который взимается за выбросы стационарными источниками загрязнения, а также за сбросы и размещение отходов. В таких случаях соответствующие корректирующие коэффициенты определяются по месту нахождения этих источников (см. абз. первый того же пункта Порядка № 303). Но даже при этом отчитываться и уплачивать экосбор все равно следовало по месту налоговой регистрации плательщика и ни о какой дополнительной его регистрации по месту нахождения источников загрязнения речь не шла.

Одним словом, упомянутая выше консультация налоговиков оставляла больше неясностей, чем устраняла их. Более того, складывалось впечатление, что в ней желаемую ситуацию в отношении отдельной постановки на учет плательщиков сбора за загрязнение выдают за действительную. И вот, после появления комментируемого сегодня постановления КМУ № 1050, практически все встало на свои места. Что мы имеем в виду?

В соответствии с изменениями, вносимыми указанным постановлением в Порядок № 303, плательщики должны будут

подавать налоговый расчет сбора в зависимости от вида источника загрязнения. В таком же порядке теперь будет происходить и уплата экосбора, а именно:

1)

по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2)

по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3)

по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Кроме того, если установленное таким образом место предоставления налоговых расчетов не будет совпадать с местом нахождения предприятия на налоговом учете, то у него возникнет обязанность

подать копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации.

Заметим, что такой подход полностью согласуется с требованиями Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 (далее — Порядок № 80). Пунктом п. 7.11 этого Порядка установлено: если согласно законодательству у плательщика налогов,

кроме обязанностей по предоставлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) налогов, сборов, других обязательных платежей на территории территориальной громады по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории другой территориальной громады, то в органе ГНС, соответствующем этой территории, такой плательщик налогов зачисляется в категорию плательщиков отдельных налогов.

Следовательно, после вступления в силу комментируемых изменений (согласно п. 3 постановления № 1050 это произойдет с начала следующего года) субъекты хозяйственной деятельности, имеющие стационарные источники загрязнения либо осуществляющие сбросы или размещающие отходы, должны определиться с постановкой на учет в качестве плательщиков отдельных налогов (в нашем случае — сбора за загрязнение). Особенности такого учета приведены в разделе 9 Порядка № 80, а последовательность действий плательщиков и налоговых органов при постановке на такой учет — в п. 7.11 этого же Порядка.

Возвращаясь к консультации налоговиков, с которой начинался комментарий, заметим, что даже в условиях действия постановления № 1050 обязанности становиться на отдельный учет у тех плательщиков, которые эксплуатируют передвижные источники загрязнения, все равно не возникает, поскольку экосбор за такие источники в любом случае платится по месту основной налоговой регистрации. Поэтому, на наш взгляд, подавать отчетность с начала года таким плательщикам следует, только если передвижные источники загрязнения эксплуатируются ими именно с начала года.

А вот для остальных плательщиков, загрязняющих окружающую природную среду не по месту своей налоговой регистрации, придется отчитываться круглогодично, даже если объекта загрязнения (стационарного источника, полигона для размещения отходов, канализационного коллектора и т. п.) по тем или иным причинам больше нет. Чтобы уйти от этой обязанности, субъекту хозяйствования целесообразно сняться с «отдельного» учета, что возможно при наличии соответствующих подтверждающих документов об отсутствии таких объектов (см. п.п. 7.11.2 Порядка № 80).

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше