Темы статей
Выбрать темы

Агроналоги-2009: НДС, ФСН и налог на прибыль

Редакция НиБУ
Статья

Агроналоги-2009: НДС, ФСН и налог на прибыль

 

Эта статья по своей сути является обзором вступающих в силу с 1 января 2009 года новаций налогового законодательства применительно к деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства.

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С нового года — новый спецрежим сельхоз-НДС

На первый из двух вопросов «что было, что будет» из названия темы этого номера газеты в отношении спецрежимов сельхоз-НДС ответим лаконично.

Было длительное действие хорошо знакомых норм Закона об НДС:

п.п. 6.2.6 — обложение по нулевой ставке поставок перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе;

п. 11.21 — получение от перерабатывающих предприятий дотационных выплат за такое сырье, а также льготный порядок обложения НДС операций поставок другой животноводческой продукции;

п. 11.29 льготное обложение НДС продажи товаров (работ, услуг) собственного производства.

Второй вопрос — «что будет» — заслуживает детального освещения. Но если опять же ответить кратко, то вместо вышеприведенных трех

спецрежимов сельхоз-НДС будет один, установленный изложенной согласно Закону № 639 в новой редакции статьей 81Закона об НДС, которая вступает в силу с 1 января 2009 года. Об этом мы уже сообщали в статье «Революционные новации для аграриев: НДС, налог на прибыль и ФСН» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 90, с. 23).

Кроме того,

с нового года, но только, акцентируем внимание, для спецрежимных плательщиков сельхоз-НДС согласно статье 81, будет действовать временная (до 01.01.2012 г.) льгота — освобождение от налогообложения операций по ввозу на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных крупного рогатого скота (КРС) или генетического материала (коды УКТ ВЭД 0102 10 10 00, 0102 10 30 00, 0102 10 90 00, 0511 10 00 00, 0511 99 90 10). Обращаем внимание, что последующие поставки отмеченных племенных чистопородных животных КРС или генетического материала облагаются налогом в общем порядке (п. 11.46. Закона об НДС).

 

Общность нового со старым

Аналогично прежним

спецрежимам сельхоз-НДС, новый, согласно статье 81 Закона об НДС, предусматривает, что:

— сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров (услуг),

не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельхозпредприятия для возмещения суммы НДС, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей (п. 81.2);

— превышение суммы «входного» НДС, уплаченной (начисленной) сельхозпредприятием поставщику на стоимость производственных факторов, над суммой налога, начисленной по операциям поставок сельхозтоваров (услуг),

не подлежит бюджетному возмещению (п. 81.3);

— сельхозпредприятие — субъект спецрежима НДС в общем порядке применяет ставки налога, установленные

пунктом 6.1 Закона об НДС (п. 81.14).

 

Отличия нового спецрежима сельхоз-НДС

Прежде всего напомним нормы

п. 81.1 ст. 81 Закона об НДС, определяющего круг спецрежимных плательщиков сельхоз-НДС. Резидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства и отвечающий критериям, установленным в пункте 81.6 этой статьи (далее — сельскохозяйственное предприятие), может избрать специальный режим налогообложения. Отсюда следует, что:

— спецрежим НДС

будет распространяться, кроме аграриев, также на предприятия лесничества и рыболовства, причисленные в этих целях к сельскохозяйственным предприятиям;

— для избрания и применения спецрежима предприятию

необходимо соответствовать критерию «сельскохозяйственности», установленному п. 81.6;

— спецрежим — дело

добровольное, ведь говорится о возможности, а не об обязательности его применения.

В качестве отличий

нового спецрежима от старого конспективно отметим и следующее.

В общем порядке бюджетного невозмещения спецрежимным плательщикам сельхоз-НДС превышения налогового кредита (т. е. отрицательного значения НДС по декларации) имеется исключение. При вывозе сельхозтоваров (сопутствующих услуг) в таможенном режиме экспорта сельхозпредприятие — производитель таких товаров (услуг)

имеет право на бюджетное возмещение НДС, уплаченного (начисленного) поставщикам товаров (услуг), стоимость которых включается в состав производственных факторов. Такое возмещение осуществляется в общем порядке (п. 81.4).

Новый спецрежим распространяется

исключительно на сельхозтовары и сельхозуслуги. Старый спецрежим согласно п. 11.29, как известно, распространяется на любые (кроме подакцизных) товары (работы, услуги) собственного производства, которые могут быть и несельскохозяйственными.

При сохранившемся запрете применения спецрежима производителям подакцизных товаров также появилось исключение —

кроме предприятий первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы (коды УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30) (п. 81 8).

Новый спецрежим уже

не распространяется на перерабатывающие предприятия, в связи с чем сельхозтоваропроизводителям больше не приходится рассчитывать на получение от них дотационных выплат за поставленные им в 2009 году молоко и мясо в живом весе. Правда, в этом вопросе не все так безнадежно. Согласно п. 10 раздела III Закона № 639 при разработке законопроекта о госбюджете на соответствующий год Кабмин должен предусматривать средства для компенсации за счет общего фонда госбюджета потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей, возникших в связи с изменениями обложения НДС операций по продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе.

Менее жестко регламентирован порядок целевого использования сумм сельхоз-НДС. Оставшиеся после возмещения уплаченного (начисленного) поставщикам «входного» НДС суммы налога используются для производственных целей, без уточнения былой конкретизации назначения: развитие животноводства и птицеводства (

п. 11.21) и приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения (п. 11.29).

Особо обращаем внимание на вопрос приобретения статуса спецрежимного плательщика сельхоз-НДС

. Как известно, ранее характер осуществленных операций, виды поставляемых собственно произведенных (выращенных) товаров (работ, услуг), на которые распространялись нормы п.п. 6.2.6, пп. 11.21 и 11.29 Закона об НДС:

— во-первых, предопределял обязательность их применения;

— во-вторых, для плательщика налога, владеющего, так сказать, обычным Свидетельством плательщика НДС по форме № 2-ПДВ (

приложение 2 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79 (далее — Положение № 79)), было достаточным основанием для отражения их в налоговой отчетности по спецрежимным правилам.

С 1 января 2009 года

характер операций уже не будет играть такой главенствующей определяющей роли. Если сельхозпредприятие желает пользоваться установленным ст. 81 Закона об НДС спецрежимом сельхоз-НДС, то прежде всего ему необходимо зарегистрироваться именно спецрежимным плательщиком НДС и подтвердить свой статус получением у налоговых органов особого, так называемого Спецсвидетельства, т. е. Свидетельства о регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима обложения НДС по форме № 2-РС (приложение 7 к Положению № 79).

Согласно

п.п. 27.1 Положения № 79 заявление о регистрации сельхозпредприятия субъектом спецрежима НДС должно быть подано по форме № 1-РС (приложение 6 к Положению № 79). К заявлению прилагается платежный документ об уплате установленной суммы за такое Спецсвидетельство (пока ее размер не определен).

Заявление должно содержать

исключительный перечень видов деятельности сельхозпредприятия, которые подпадают под действие ст. 81 Закона об НДС и входят до полного перечня видов деятельности, определить и обнародовать который согласно п.п. 81.15.6 Закона об НДС должен Кабмин (на дату подготовки этой статьи такого перечня еще не было). Достоверность сведений о видах деятельности предприятия подтверждается прилагаемым к заявлению извлечением из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей.

Спецсвидетельство (ф. № 2-РС) налоговые органы выдают лишь в обмен на оригинал обычного Свидетельства (ф. № 2-ПДВ) и все его заверенные копии (

п.п. 27.3 Положения № 79). Следовательно, сельхозпредприятие, кроме заявления о регистрации спецрежимным плательщиком НДС, должно подать и заявление об аннулировании регистрации обычного плательщика налога по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 79).

Согласно

п. 9.6 Закона об НДС заявление должно быть подано не позже двадцати календарных дней до периода, с которого сельхозпредприятие желает перейти на спецрежим сельхоз-НДС. Следовательно, при планировании перехода на новый спецрежим с января 2009 года, последний день подачи заявления припадал на 11 декабря 2008 года.

Впрочем, как нам известно, в настоящее время ГНАУ подготовлен проект приказа, которым предусматривается возможность выдачи Спецсвидетельств сельхозпредприятиям, которые по состоянию на 01.01.2009 года были зарегистрированы плательщиками НДС на общих основаниях и которыми

до 20 января 2009 года включительно будут поданы заявления о регистрации их спецрежимными плательщиками НДС начиная с 01.01.2009 года, с указанием в таких Спецсвидетельствах даты регистрации субъектом спецрежима налогообложения 01.01.2009 года. Этим же проектом приказа предполагается внесение изменений в Положение № 79 и в приложения к нему относительно формы соответствующих документов, процедур и сроков их проведения.

Долго ждать новаций, надеемся, не придется. Полагаем, что в скором времени следует ожидать появления изменений и в форме спецдекларации по НДС применительно к новому спецрежиму. Такое предположение вытекает из норм

п. 81.10 Закона об НДС.

Целый ряд новаций относительно величины, порядка и периодичности расчетов связано с так называемым

показателем «сельхоз-доли».

Во-первых, теперь он должен быть

не менее 75 %. Как известно, ранее п. 11.29 этот показатель был установлен на уровне не менее 50 %, а применение спецрежимов согласно п.п. 6.2.6 и п. 11.21 вовсе не зависело от достигнутого уровня «сельхоз-доли».

Во-вторых, расчет «сельхоз-доли» проводится исходя из суммы операций, облагаемых НДС, в течение двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором подается заявление на регистрацию спецрежимным плательщиком сельхоз-НДС. Из общей суммы поставок выделяются суммы операций с сельхозтоварами (услугами) и операций с отличающимися от сельхозпродукции товарами (услугами).

В-третьих, в расчет принимаются

не только сельхозтовары, но и сельхозуслуги. Причем стоимость поставленных сельхозтоваров (услуг) сопоставляется не с общим доходом предприятия, а со стоимостью всех поставленных товаров (услуг). Стало быть, не связанные с поставкой доходы (например, доходы от курсовой разницы, от списания кредиторской задолженности, от первоначального признания и от изменения стоимости биологических активов, которые учитываются по справедливой стоимости и т. п.), не будут влиять на величину «сельхоз-доли».

В расчет также не включаются операции по поставке активов, которые находились в составе основных средств не менее двенадцати последовательных налоговых периодов, если такие поставки не были постоянными и не составляли отдельной предпринимательской деятельности.

В-четвертых, расчет проводится не за предыдущий налоговый (отчетный) год, а за

предыдущие двенадцать последовательных отчетных налоговых периодов совокупно. И хотя законодатели под отчетным налоговым периодом, скорее всего, имели в виду только отчетный налоговый месяц (а не и/или квартал, иначе спецрежима надо будет дожидаться три года), такое изменение в формулировке влечет определенные последствия. Расчет «сельхоз-доли» необходимо будет проводить не один раз в году, а фактически ежемесячно, используя суммированные (совокупные) данные за так называемый скользящий, т. е. постоянно сдвигающийся временной отрезок предыдущих двенадцати отчетных периодов.

Впрочем, в этом есть как положительный, так и отрицательный моменты. Первое заключается в том, что стать плательщиком спецрежима возможно не только с начала года, но и с любого налогового (отчетного) периода (читай — месяца) текущего года. Второе проявляется в необходимости ежемесячного контроля 75 % уровня «сельхоз-доли». Заметим, что в случае недостижения такого значения показателя по итогам отчетного месяца в течение года, последующими «сельхозтоварными» поставками до конца года ситуацию не исправить (что было возможно при спецрежиме согласно

п. 11.29).

Если субъект спецрежима поставляет в течение

предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов совокупно несельскохозяйственные товары (услуги), удельный вес которых превышает 25 %, то:

— на предприятие спецрежим сельхоз-НДС

не распространяется . Оно обязано определить налоговое обязательство по этому налогу по результатам отчетного периода, в котором было допущено такое превышение, и уплатить налог в бюджет в общем порядке;

— налоговый орган исключает предприятие из реестра субъектов спецрежима и может повторно включить его в такой реестр после истечения следующих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов;

— предприятие считается плательщиком НДС на общих основаниях с первого числа месяца, в котором было допущено такое превышение (

п. 81.11 Закона об НДС).

Другими словами, превышение 25 % «

несельхоз-доли» ставит предприятие в начало нового отсчета двенадцатимесячного периода.

Для

вновь созданного сельскохозяйственного предприятия, зарегистрированного в качестве субъекта хозяйствования, осуществляющего хоздеятельность менее двенадцати календарных месяцев, удельный вес «сельхоз-доли» рассчитывается по результатам каждого отчетного налогового периода (п.п. «а» п. 81.6).

Вполне прогнозируемо ожидать в новом году внесения Кабмином изменений в общеизвестные спецрежимные сельхоз-НДСные порядки:

Порядок № 271 и Порядок № 805, вследствие исключения с 01.01.2009 года основополагающих для них п.п. 6.2.6, пп. 11.21 и 11.29 Закона об НДС.

Строго говоря, без издания подзаконных актов применение на практике установленного

ст. 81 Закона об НДС нового спецрежима сельхоз-НДС фактически находится под большим вопросом. И это связано не только с регистрацией сельхозпредприятия спецрежимным плательщиком НДС, у которого из-за отсутствия упомянутого ранее кабминовского полного перечня видов деятельности, на которые может распространяться спецрежим, не исключены трения с налоговыми органами при получении Спецсвидетельства. Гораздо важнее то, что применительно к новому спецрежиму не установлен сам механизм аккумуляции и использования предприятием льготных сумм сельхоз-НДС. Причем не ясно и кто его должен установить. В отличие от п. 11.21 и 11.29 обговариваемая статья 81соответствующей нормы не содержит.

 

ФСН: без ограничения срока

Законом № 639

снято ограничение по сроку действия Закона об ФСН. Ранее предусматривалось, что он будет действовать до 31.12.2009 года.

Порядок регистрации предприятия плательщиком ФСН не изменился. Лица могут быть зарегистрированы как плательщики ФСН, если такие лица являются сельхозпредприятиями разных организационно-правовых форм, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельхозпродукции, а также рыбоводческие, рыбацкие и рыболовецкие хозяйства, занимающиеся разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах), в которых сумма, полученная от реализации сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год,

превышает 75 % общей суммы валового дохода (ст. 2 Закона о ФСН).

Налоговый расчет ФСН по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 26.03.2004 г. № 170, подается в налоговые органы

до 1 февраля текущего года.

 

Налог на прибыль: НДСная льгота подлежит обложению

Изменения в

Законе о налоге на прибыль связаны с установлением нового спецрежима сельхоз-НДС. Согласно Закону № 639 подпункт 4.2 Закона о налоге на прибыль дополнен подпунктом 4.2.1, устанавливающим порядок отнесения к валовым доходам плательщика, зарегистрированного субъектом спецрежима сельхоз-НДС, положительной разницы между суммами НДС, начисленным на цену поставленных им сельхозтоваров в течение отчетного или предыдущих отчетному периодов, и суммами НДС, уплаченным (начисленным) им в течение отчетного периода на цену производственных факторов.

В обратной ситуации, т. е. при

отрицательном значении, определенном по спецдекларации по НДС, такая разница подлежит включению в состав валовых расходов (п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль).

Обращаем внимание, что эти новации касаются только плательщиков налога на прибыль и не распространяются на плательщиков ФСН и единого налога.

В заключение можно заметить, что налогообложение по ФСН в сочетании с применением спецрежима сельхоз-НДС для сельхозпредприятий остается наиболее привлекательным вариантом в плане налоговой нагрузки. Впрочем, однозначно это утверждать нельзя, поскольку с учетом результатов деятельности конкретного сельхозпредприятия все сугубо индивидуально.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше