Темы статей
Выбрать темы

Обновленное Положение о госзакупках

Редакция НиБУ
Статья

Обновленное Положение о госзакупках

 

На с. 5 сегодняшнего номера опубликовано постановление КМУ от 19.11.2008 г. № 1017, которым утверждено в новой редакции Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Проанализируем, какие нововведения произошли в связи с этим в сфере госзакупок.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В течение этого года законодательство по вопросам проведения закупок товаров

, работ и услуг за государственные средства меняется уже не в первый раз. Очередные изменения связаны с принятием Кабинетом Министров Украины постановления от 19.11.2008 г. № 1017, согласно которому в новой редакции изложено Положение о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение). Данное Положение вступило в силу с 25.11.2008 г. («Урядовий кур'єр» от 25.11.2008 г. № 221).

 

Общие моменты

Положение

дополнено рядом новых терминов, а также внесены определенные изменения в ранее существующие.

Текущий ремонт, как и прежде, является одним из видов услуг и, более того, упоминается непосредственно в определении «услуги». Как и раньше, при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется на основании

Правил определения стоимости строительства Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174.

Уточнено, что филиал (представительство) юридического лица может быть участником процедуры закупок только в случае, если юридическое лицо предоставило ему соответствующие полномочия.

Существенные изменения претерпел перечень

товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется без применения процедур тендерных торгов. Если ранее он насчитывал 43 позиции, то сейчас уменьшен до 25. Сравнительный анализ между такими перечнями исключенных товаров, работ и услуг проводить не будем, а обратим внимание лишь на основные изменения.

Так, к числу «новых» товаров, работ и услуг, приобретение которых осуществляется без применения процедур закупок, относятся:

книгоиздательская продукция, которая приобретается непосредственно библиотеками. Напомним, что ранее этот абзац выглядел следующим образом: «книги, периодические издания и другие документы, зафиксированные на бумаге, магнитной, кино- и фотопленке, оптических дисках или других носителях информации для пополнения библиотечных фондов». Как вы понимаете, теперь перечень такой продукции значительно уменьшился и касается только библиотек;

услуги по хранению, транспортировке и учету банкнот и монет;

— топливо для автотранспортных средств, приобретаемое в розницу непосредственно на автозаправочных станциях

.

Конечно, появление такого пункта привлекло особое внимание всех субъектов хозяйствования, имеющих на балансе автотранспортные средства, которые заправляются за счет государственных средств. Пожалуй, главный вопрос заключается в том, на каких условиях необходимо приобретать топливо на АЗС (договор, талоны, смарт-карты, подотчет), чтобы такая закупка топлива считалась приобретением в розницу.

Необходимо учесть, что теперь из

п. 7 Положения исключен наем (аренда) и приобретение недвижимого имущества. И поэтому при их закупке снова придется проводить процедуру торгов в общем порядке.

В

пункте 8 Положения определены принципы, по которым должны осуществляться процедуры закупок, к числу которых относятся:

— максимальная экономия и эффективность;

— добросовестная конкуренция среди участников;

— открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;

— недискриминация участников;

— объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;

— предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Кроме того, Кабмин установил, что

отечественные и зарубежные участники имеют равные условия при участии в процедуре закупок. При этом заказчик должен обеспечить свободный доступ всех участников к информации о закупках, а также не может устанавливать дискриминационные требования для участников.

Пожалуй, одним из резонансных нововведений

Положения является появление абзаца третьего пункта 6. В нем говорится следующее: «закупка товаров, работ и услуг осуществляется исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и лиц, предоставляющих услуги, или их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.)».

Из этого следует, что участники процедуры закупки для подтверждения соответствия указанному требованию должны предоставить заказчику документы,

подтверждающие тот факт, что именно они являются производителями того или иного товара или официальными представителями той или иной компании, а не обычными посредниками. Полагаем, что такими документами могут быть сертификаты качества, паспорт происхождения, гарантийные письма от производителя, дилерские соглашения, агентские соглашения и пр.

В случае если участник не предоставит документального подтверждения, то заказчик имеет право отклонить такое тендерное предложение

(п. 61 Положения).

 

Уполномоченный орган и органы, осуществляющие госнадзор (контроль) в сфере закупок

Уполномоченным органом, как и прежде, является

Минэкономики. К числу его новых функций относятся следующие:

— разработка и утверждение тендерной документации и стратегии развития электронных закупок;

— ежеквартальное обнародование на собственном веб-сайте информации о согласовании процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, содержание которой определяется уполномоченным органом;

— организация обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения их квалификации с выдачей соответствующего сертификата установленного образца;

— предоставление разъяснений о подготовке технических спецификаций.

Кроме того, в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок Минэкономики имеет право принять решение о признании результатов процедуры закупок недействительными в случаях, если:

— выявлены нарушения законодательства, повлиявшие на объективность выбора победителя торгов;

— распорядитель государственных средств не предоставил в установленный срок по требованию уполномоченного органа документы о проведении торгов.

В этом случае уполномоченный орган отправляет

копию решения о признании результатов торгов недействительными распорядителю государственных средств и органу Госказначейства (уполномоченному банку) в течение 5 дней со дня его принятия. Со дня получения копии такого решения органы Госказначейства (уполномоченный банк) не имеет права осуществлять платежи со счетов заказчика по договору закупки, заключенному по результатам такой процедуры закупки. Кстати, предыдущая редакция Положения предусматривала, что такое решение является основанием для обращения в суд.

Из текста

Положения исчезло упоминание о Консультативно-методологическом совете по вопросам госзакупок, действовавшем при уполномоченном органе. В связи с этим у Минэкономики работы прибавится, так как теперь ему самому придется заниматься рассмотрением жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке, а также согласовывать применение процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника.

Что касается перечня органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере закупок, то он дополнен

Счетной палатой, которая будет осуществлять такой надзор в рамках своих полномочий. И еще одно изменение — у Антимонопольного комитета добавились такие функции:

— контроль за выполнением мероприятий по созданию конкурентной среды и обеспечением защиты конкуренции в сфере закупок;

— предоставление органам, осуществляющим государственный надзор (контроль) в сфере закупок, информации о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в сфере закупок.

 

Общие условия осуществления закупок

В

Положении определено, что годовой план государственных закупок и изменения в него обнародуются путем размещения в сети Интернет (на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств) в течение 10 календарных дней с даты их утверждения. Кстати, эту норму нельзя назвать абсолютно новой для заказчиков, так как такое требование к обнародованию годового плана закупок предусмотрено приказом Минэкономики от 01.07.2008 г. № 252.

В

Положение вернулось требование о том, что председатель, заместитель председателя и секретарь тендерного комитета должны проходить соответствующее обучение, в подтверждение чего им выдают документ об образовании (повышении квалификации) в сфере закупок.

Видимо, Кабмин решил, что в условиях постоянно изменяющейся нормативно-правовой базы специалистам такой отрасли, как госзакупки, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Надеемся, что подробнее о порядке и периодичности прохождения такого обучения в ближайшее время поведает уполномоченный орган. Кроме того, уполномоченному органу

Положение предписывает разработать и утвердить Типовое положение о тендерном комитете.

Из перечня процедур закупок, предусмотренных

Положением, исключена такая процедура закупок, как редукционы.

Как известно, при проведении отдельных процедур закупок заказчики должны

получить согласование на их проведение с уполномоченным органом, т. е. с Минэкономики.

Так, в соответствии с

п. 21 Положения применение процедуры торгов с ограниченным участием для закупки товаров, работ и услуг требует согласования с уполномоченным органом, кроме случая, когда процедура торгов с ограниченным участием применяется после проведения предварительной квалификации участников. И если ранее такое согласование необходимо было получать только в случае, если ожидаемая стоимость товаров, работ и услуг равнялась или превышала 500 тыс. грн., то сейчас такое согласование необходимо получать независимо от стоимости предмета закупки.

Также в

Положении определено, что решение уполномоченного органа об отказе в согласовании применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника оформляется письмом.

Изменился перечень информации, которую заказчик может потребовать от участника, подтверждающей его соответствие квалификационным требованиям. Так, в

п. 24 Положения появились два новых требования к участникам, которые могут быть допущены для участия в тендере, а именно: балансовая стоимость активов и финансовый оборот. Вместе с тем, из указанного перечня исключили данные о наличии соответствующего разрешения или лицензии на выполнение определенных работ или предоставление услуг.

 

Особенности применения отдельных процедур закупок

1. Процедура открытых торгов и торги с ограниченным участием

Во-первых, изменились сроки подачи тендерных предложений.

Как предусмотрено

п. 36 Положения, срок для подачи тендерных предложений должен составлять 30 календарных дней со дня опубликования объявления о закупке или отправления приглашения к участию. В отдельных случаях этот срок может быть уменьшен до 21 календарного дня (до 14 календарных дней — в случае проведения торгов с ограниченным участием). Ранее этот срок мог быть уменьшен до 15 календарных дней, а в случае проведения торгов с ограниченным участием — до 10 календарных дней.

Во-вторых, к информации, обязательной к указанию в тендерной документации, относится указание

срока, в течение которого тендерные предложения являются действительными. Причем такой срок не может быть установлен менее 120 дней .

В-третьих, согласно

п. 42 Положения решение о продлении срока подачи тендерных предложений принимается заказчиком. При этом такой срок должен быть достаточным для учета лицами, принимающими тендерную документацию, изменений в тендерную документацию или разъяснений и своевременного предоставления тендерных предложений, но не менее 7 рабочих дней (ранее было не менее 3 рабочих дней).

В случае представления запросов с просьбой разъяснить отдельные положения тендерной документации от двух и более лиц, получивших тендерную документацию, заказчик

обязан продлить срок для представления тендерных предложений.

В-четвертых, установлен срок, в течение которого заказчик должен

подтвердить факт получения от участника тендерного предложения (по запросу последнего). Такой срок составляет 2 календарных дня с даты получения такого запроса.

В-пятых, при раскрытии тендерных предложений составляется протокол по установленной форме. При этом копия такого протокола предоставляется всем участникам по их запросу. И если ранее в

Положении не было установлено никаких сроков, то сейчас оговорено, что такой документ необходимо подать в течение одного рабочего дня со дня получения такого запроса.

Дополнен перечень оснований для отмены торгов (

п. 62 Положения). Так, кроме ранее предусмотренных случаев, когда торги должны быть отменены, является допуск к оценке тендерных предложений менее чем двух участников.

2. Процедура запроса ценовых предложений

Во-первых, увеличен срок подачи тендерных предложений

до 10 рабочих дней (ранее — до 5 рабочих дней) с даты приглашения участника.

Во-вторых, предыдущей редакцией

п. 77 Положения было предусмотрено, что заказчик информирует в течение 6 календарных дней о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) всех участников, которые подали свои ценовые предложения, но не присутствовали во время раскрытия предложений. Сейчас такую информацию заказчик должен предоставить всем участникам независимо, присутствовали они во время раскрытия тендерных предложений или нет.

3. Процедура закупки у одного исполнителя

В отношении этой процедуры закупки изменения связаны с исключением срока, в течение которого уполномоченный орган выдает разрешение на проведение закупки у одного исполнителя. При этом такой срок ранее составлял 10 календарных дней.

 

Тендерное обеспечение

Определенные изменения внесены в ряд пунктов

Положения, определяющих порядок предоставления и возврата тендерного обеспечения:

— к видам тендерного обеспечения

Положение относит поручение, гарантию, залог и задаток. Ранее в этот перечень были включены банковские гарантии, резервные аккредитивы, чеки, согласно которым первичное обязательство несет любой банк, депозиты и векселя;

— как и прежде, заказчик имеет право указать в тендерной документации информацию о необходимости предоставления тендерного обеспечения, его размер, формы, а также случаи, когда такое обеспечение не возвращается заказчику. При этом из

п. 43 Положения исключен последний абзац, который обязывал участника согласовывать с заказчиком решение о внесении тендерного обеспечения за него любым другим предприятием, учреждением или организацией до подачи тендерного предложения;

— средства, поступившие в качестве тендерного обеспечения (если они не возвращаются участнику), подлежат перечислению в общий фонд соответствующего бюджета, а при закупке за счет государственных средств, кроме средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, —

на определенные в соответствии с законодательством счета заказчика. Напомним, что ранее Положение предусматривало перечисление таких средств только в общий фонд соответствующего бюджета. Кстати, аналогичное требование Положение предусматривает и в отношении обеспечения выполнения договора о закупке.

 

Договор о закупке

В соответствии с

п. 84 Положения срок действия договора о закупке может быть продлен на срок, достаточный для проведения процедуры закупки на начало следующего года на сумму средств, не превышающую 15 % стоимости, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году.

Во время заключения договора о закупке заказчик имеет право требовать от победителя торгов обеспечения выполнения такого договора. Как определено в

п. 52 Положения, размер обеспечения выполнения договора о закупке не может превышать 10 % его сметной стоимости во время осуществления закупки товаров и услуг. Ранее размер такого обеспечения не должен быть превышать 15 %.

Также появилась норма, в соответствии с которой договор признается недействительным, если он был заключен в период приостановки процедуры закупки в связи с подачей жалобы.

 

Обжалование процедур закупок

Положением

установлено, что должностные лица структурного подразделения по вопросам государственных закупок уполномоченного органа, непосредственно рассматривающие жалобы, не могут выполнять обязанности по выполнению других функций уполномоченного органа.

Кроме того, увеличен

срок приостановления процедуры закупки заказчиком или уполномоченным органом в случае подачи жалобы до 20 рабочих дней с даты получения жалобы (ранее было до 15 рабочих дней). При этом датой приостановления процедуры закупки считается дата принятия заказчиком или уполномоченным органом решения о приостановлении процедуры закупки.

Также увеличен

срок принятия решения заказчиком или уполномоченным органом относительно рассмотрения жалобы до 20 рабочих дней с даты получения жалобы (ранее было до 15 рабочих дней)

Как видим, в Положении есть достаточно пунктов, на которые всем нам хотелось бы получить как можно быстрее официальное разъяснение уполномоченного органа, о появлении которого мы вам обязательно сообщим.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше