Темы статей
Выбрать темы

Мнение специалистов официальных органов. О правах и полномочиях государственных инспекторов труда

Редакция НиБУ
Статья

О правах и полномочиях государственных инспекторов труда

 

Какие полномочия возложены на территориальные государственные инспекции труда?

 

Постановлением КМУ от 30.08.2000 г. № 1351 в составе Министерства труда и социальной политики Украины создан Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде как правительственный орган государственного управления. Постановлением КМУ от 18.01.2003 г. № 50 утверждено действующее в настоящее время Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, которым определены полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда.

Основными задачами Госнадзортруда являются обеспечение защиты прав работников путем осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (кроме вопросов охраны труда) и общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности, и в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, на случай безработицы на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, использующий наемный труд.

Должностные лица Госнадзортруда (главные государственные инспекторы труда, их заместители, государственные инспекторы труда) имеют, в частности, право: беспрепятственно в любое время без предварительного информирования с предъявлением служебного удостоверения посещать для проверки соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании административные и производственные помещения работодателей, рабочие органы исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования; ознакомляться с информацией, документами и материалами и получать от работодателей, рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования копии или извлечения из документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, необходимых для выполнения их полномочий, требовать от работодателей или работников необходимые объяснения; составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания согласно законодательству; вносить работодателям предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, передавать материалы о нарушениях в правоохранительные органы.

 

Возникают ли вопросы при осуществлении полномочий государственными инспекторами труда в связи со вступлением в силу Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877)?

Полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда Госнадзортруда и территориальных государственных инспекций труда, кроме общих законов, определены Кодексом Украины об административных правонарушениях и Конвенциями Международной организации труда, ратифицированными законами Украины «О ратификации Конвенции международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле» от 08.09.2004 г. № 1985-IV и «О ратификации Конвенции международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве» от 08.09.2004 г. № 1986-IV.

Одним из принципов осуществления государственного надзора (контроля), установленных статьей 3 Закона № 877, является принцип соблюдения условий международных договоров Украины. Кроме того, по вопросам, урегулированным Законом № 877, указанные конвенции имеют приоритетное значение исходя из следующего.

Статьей 15 Закона Украины «О международных договорах Украины» указано, что действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной согласно нормам международного права.

Частью 1 статьи 9 Конституции Украины определено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства.

Таким образом некоторые положения Закона № 877 не могут применяться государственными инспекторами труда в их практической работе как не отвечающие нормам указанных выше ратифицированных конвенций Международной организации труда.

Приведем конкретные примеры.

1. Частью третьей статьи 4 Закона № 877 предусмотрено осуществление контрольных мероприятий только в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, что не отвечает требованиям подпункта «а» пункта 1 статьи 12 Конвенции № 81, которым государственным инспекторам труда предоставляется право проходить на предприятие в любое время суток.

Указанное право связано с необходимостью осуществления контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде по привлечению работников к сверхурочным работам, выявления фактов выполнения трудовых обязанностей гражданами, трудовые отношения с которыми не оформлены, и по другим соответствующим вопросам трудового законодательства.

Кроме того, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается исключительно режим работы работников, который при применении сменной работы отличается от режима работы предприятия, т. е. субъекта хозяйствования. Соблюдение работодателем установленного для работников правилами внутреннего трудового распорядка режима работы и отдыха должно контролироваться государственными инспекторами труда в любое время суток.

2. Частью одиннадцатой статьи 4 Закона № 877 предусмотрено осуществление контрольного мероприятия в присутствии руководителя или уполномоченного им лица, что не отвечает пункту 2 статьи 12 Конвенции № 81, которая разрешает инспекторам труда не уведомлять работодателя или его представителя о своем присутствии на предприятии, если они будут считать, что такое уведомление может нанести ущерб исполнению их обязанностей, т. е. эффективности осуществления контрольных мероприятий.

3. Частью двенадцатой статьи 4 Закона № 877 предусмотрено внесение перед началом проверки записи в соответствующий журнал, что не отвечает подпункту «а» пункта 1 и пункту 2 статьи 12 Конвенции № 81, которые предоставляют право инспектору труда беспрепятственно проходить на предприятие и в случае необходимости не уведомлять работодателя или его представителя о своем присутствии на предприятии.

4. Части первая и вторая статьи 5, часть третья статьи 22 Закона № 877 в отношении формирования плана контрольных мероприятий в зависимости от степени риска хозяйственной деятельности объекта проверки для безопасности жизни и здоровья населения не отвечают требованиям статьи 16 Конвенции № 81, согласно которой контрольные мероприятия проводятся так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих положений законодательства. При этом указанной нормой международного права не предусмотрен учет уровня влияния хозяйственной деятельности объекта проверки на жизнедеятельность населения или работников или любых других критериев.

5. Частью четвертой статьи 5 Закона № 877 предусмотрено предварительное уведомление субъекта хозяйствования о проведении контрольного мероприятия, что не отвечает подпункту «а» пункта 1 статьи 12 Конвенции № 81, которым установлено, что посещение проводится без предварительного уведомления.

6. Абзац второй части первой и часть третья статьи 6 Закона № 877 в отношении обязательного наличия у государственного инспектора труда удостоверения (направления) на проведение проверки и необходимости предоставления субъекту хозяйствования копии документа, являющегося основанием для проведения проверки, не отвечают требованиям подпункта «а» пункта 1 статьи 12 Конвенции № 81 в отношении права инспектора труда беспрепятственно проходить на предприятие. Необходимость оформления удостоверения (направления) на проведение проверки, ознакомления субъекта хозяйствования с основанием проведения проверки не позволит ему оперативно реагировать на нарушения законодательства о труде.

Кроме того, пункт «с» статьи 15 Конвенции № 81 обязывает инспектора труда считать абсолютно конфиденциальным источник любой жалобы или информации на недостатки или нарушения правовых норм и удерживаться от сообщения работодателю или его представителю информации о том, что проверка проводится в связи с получением такой жалобы или информации.

Таким образом, инспектору труда запрещено уведомлять представителя субъекта хозяйствования о том, что проверка проводится во исполнение поручения руководства проверить факты, изложенные в жалобе определенного гражданина или в любом другом источнике информации о возможном нарушении законодательства о труде.

7. Части первая — пятая статьи 7 Закона № 877 в отношении необходимости оформления приказа и удостоверения (направления) на проведение проверки, абзац третий статьи 10 Закона № 877 в отношении права субъекта хозяйствования в ходе осуществления государственного надзора (контроля) получать от государственных инспекторов труда копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия, а также часть третья абзаца четвертого этой же статьи в отношении права не допускать государственного инспектора труда к осуществлению государственного надзора (контроля) в случае непредоставления им копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия не отвечают требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 12 Конвенции № 81, которым установлено, что инспектор труда должен быть обеспечен только документами, удостоверяющими его полномочия. Такими документами могут быть служебное удостоверение и копии нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия, права и обязанности государственного инспектора труда. Оформление всех других документов создает препятствие инспектору труда немедленно посетить объект проверки и обеспечить соблюдение работодателем требований законодательства о труде.

Аналогичные нормы изложены и в Конвенции Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, в частности, в статьях 16, 20, 21.

Поэтому в своей работе территориальные государственные инспекции труда будут руководствоваться указанными приоритетными нормами международного права*.

*

Следует принимать во внимание, что в соответствии с  ч. 4 ст. 4 Закона № 877 полномочия органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, должны устанавливаться исключительно законами. Поскольку полномочия государственной инспекции труда определены не законом, а Положением № 50, инспекторов труда могут просто не допустить к проверке на основаниях, предусмотренных Законом № 877 (см. ст. 10), а в суде они не смогут доказать законность своих полномочий. Намерение руководствоваться только нормами международного права, а не Закона № 877, вполне объяснимо, но чтобы полномочия, предоставляемые соответствующими конвенциями, стали нормами прямого действия именно для государственных инспекций труда, это следует закрепить в соответствующем законе. — Примеч. ред.

Начальник инспекции — главный государственный инспектор труда Харьковской области
Наталья СНЕЖКО

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше