Темы статей
Выбрать темы

Об уплате в 2008 году платы за землю

Редакция НиБУ
Письмо от 14.01.2008 г. № 359/7/15-0717

Об уплате в 2008 году платы за землю

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.01.2008 г. № 359/7/15-0717

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с принятием Закона Украины от 28 декабря 2007 года № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 107-VI) направляет разъяснения по применению отдельных норм налогообложения земли, которые следует учесть при определении размера земельного налога на 2008 год.

Законом № 107-VI (статья 64) установлено, что в 2008 году

по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона Украины от 3 июля 1992 года № 2535-ХII «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 2535-ХII), увеличенные в 3,1 раза.

Вместе с тем пунктом 7 раздела II Закона № 107-VI внесены изменения в статью 7 Закона № 2535 -ХII, в частности, часть вторая этой статьи изложена в новой редакции и

установлены новые ставки земельного налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена.

При этом согласно статье 7 Закона № 2535-ХII по земельным участкам населенных пунктов (за исключением сельскохозяйственных угодий), где не установлена денежная оценка, ставки земельного налога дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы.

Следовательно, при определении суммы земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности на 2008 год по земельным участкам в пределах населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена, необходимо учесть увеличение ставок земельного налога, применение к ним коэффициента индексации, который остался на уровне прошлого года и составляет 3,1, а также дифференциацию ставок земельного налога согласно решениям соответствующих советов.

Статьей 64 Закона № 107-VI также установлено, что

по сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2008 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой статьи 7 Закона № 2535-ХII.

Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 12 мая 2000 года № 783 «О проведении индексации денежной оценки земель» (пункт 3; далее постановление № 783) Государственное агентство земельных ресурсов Украины письмом от 10 января 2008 года № 14-22-6/55 уведомило Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, главные управления земельных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе о том, что

денежная оценка земель населенных пунктов, проведенная по исходным данным по состоянию на 01.04.96, и денежная оценка сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 01.07.95, подлежат индексации по состоянию на 01.01.2008 на коэффициент 2,623, который определяется исходя из произведения коэффициентов индексации за 1996 год — 1,703, за 1997 год — 1,059, за 1998 год — 1,006, за 1999 год — 1,127, за 2000 год — 1,182, за 2001 год — 1,02, за 2005 год — 1,035 и за 2007 год — 1,028. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли рассчитывается исходя из среднегодового индекса инфляции за 2007 год — 112,8 % в соответствии с Порядком проведения индексации денежной оценки земель, утвержденным постановлением № 783.

Следовательно, при исчислении суммы земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности нормативную денежную оценку земель по состоянию на 01.01.08 за 2007 год необходимо индексировать на коэффициент 1,028.

Пунктом 8 раздела II Закона № 107-VI внесены изменения в Закон Украины от 6 октября 1998 года № 161-ХIV «Об аренде земли», в частности, в статью 21 в части определения размера арендной платы за землю. Установлено, что

годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется согласно закону и не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, устанавливаемого Законом № 2535-ХII; для других категорий земельтрехкратного размера земельного налога, устанавливаемого Законом № 2535-ХII.

Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может превышать 12 процентов их нормативной денежной оценки, а в случае определения арендатора на конкурентных началах может быть установлен больший размер арендной платы.

При этом следует обратить внимание органов местного самоуправления и исполнительной власти как распорядителей земель на своевременность оформления и пересмотр договоров аренды земли с учетом увеличения минимального размера арендной платы за землю, а также на необходимость предоставления согласно статье 24 Закона Украины «Об аренде земли» до 1 февраля текущего года органам государственной налоговой службы перечней арендаторов, с которыми заключены договоры на аренду земли на текущий год, и ежемесячного информирования соответствующего налогового органа о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры на аренду земли и их расторжении.

Вместе с тем необходимо учесть, что согласно Заключительным положениям Закона № 2535-ХII с 1 января 2008 года пункты 6 и 13 части первой статьи 12 этого Закона исключаются. Таким образом, предприятия по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, действующие в соответствии с Законом Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине», и предприятия судостроительной промышленности, определенные согласно статье 1 Закона Украины «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине», — с 1 января 2008 года уплачивают земельный налог в установленных размерах на общих основаниях.

<...>

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Плата за землю в 2008 году: ГНАУ подводит черту

Почти в каждом январском номере нашей газеты за этот год размещены материалы, в той или иной степени затрагивающие тему земельных отношений. И это неудивительно, поскольку предельный срок подачи отчетности по плате за землю (1 февраля) вот-вот истечет, а поток нормативных актов, посвященных этой актуальной теме, кажется, никак не иссякнет. Это и новый закон о госбюджете (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 4), и письмо Госземагентства от 10.01.2008 г. № 14-22-6/55 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 7), и обзорное письмо ВХСУ от 30.11.2007 г. № 01-8/918 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с арендой земельных участков» (вместе с подробными комментариями будет опубликовано в одном из ближайших номеров).

Приятно, что комментируемое сегодня письмо ГНАУ, в котором обобщена вся нормативная информация о новациях по плате за землю, уже известная нашим читателям, появилось заблаговременно, а не как всегда...

Обратим внимание лишь на один принципиальный момент письма, который налоговики последовательно проводили в жизнь и ранее (см., например, письмо ГНАУ от 17.01.2006 г. № 533/7/15-0617 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 15). По их мнению, индексация денежной оценки земли, необходимость проведения которой возникла по итогам 2007 года, должна учитываться арендаторами земельных участков государственной и коммунальной собственности при определении ими суммы арендной платы в соответствующей декларации на 2008 год.

На самом деле (и мы не раз об этом говорили) каких-либо

оснований, обязывающих увеличить арендную плату на сумму проведенной индексации, у налогоплательщиков нет*. В соответствии с Законом Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV арендная плата — это договорная величина, жестко не привязанная к нормативной оценке земли или к размеру земельного налога, а имеющая всего лишь установленные этим Законом нижний и верхний пределы. Другими словами, увеличение денежной оценки по итогам 2007 года в 1,028 раза не означает пропорциональное увеличение арендной платы во столько же раз.

* Если, конечно, именно такой механизм индексации арендной платы не предусмотрен непосредственно в договоре аренды.

Этот же вывод следует и из самой формы декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, утвержденной приказом ГНАУ от 20.12.2005 г. № 588, текст строки 1 которой «Нараховано орендної плати на _____ рік

згідно з договором оренди, усього» говорит сам за себя. Переносится же такое значение годовой арендной платы в указанную строку из приложения 1 к декларации, которое должно содержать только те сведения, которые включены сторонами в договор аренды земли, в том числе и относительно нормативной денежной оценки земельного участка, а также размера арендной платы.

При этом не исключаем, что в приложении 1 налогоплательщик может (но не обязан!) указать значение денежной оценки земли не то, исходя из которого арендодателем рассчитывалась арендная плата в момент заключения договора, а новое, проиндексированное на соответствующий коэффициент. Однако даже такой вариант заполнения данного приложения не позволяет арендатору самостоятельно отступить от договорной величины арендной платы, поскольку такие действия нарушают гражданское законодательство в части запрета одностороннего изменения условий договора.

А вот с мыслью, высказанной ГНАУ в предпоследнем абзаце комментируемого письма, нельзя не согласиться:

своевременное приведение действующих договоров аренды к требованиям законодательства в случае выхода размера арендной платы за установленные пределы является обязанностью арендодателя земельного участка в лице органа государственной власти или местного самоуправления. И только после подписания и государственной регистрации изменений к договору аренды об увеличении размера арендной платы землепользователь будет обязан подать уточненную налоговую декларацию и вносить арендную плату за землю государственной или коммунальной формы собственности в новом размере.

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше