Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах налогового учета НДС

Редакция НиБУ
Письмо от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20

Об отдельных вопросах налогового учета НДС

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20

 

По поручению Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины <...> Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письма <...> о предоставлении разъяснения порядка обложения налогом на добавленную стоимость и сообщает.

Вопросы, изложенные в письме <...>, аналогичны изложенным в предыдущем письме <...>, на которые ответ <...> был предоставлен письмом Государственной налоговой администрации Украины от 05.06.2008 г. № 5658/6/16-1515-20.

Что касается вопросов, изложенных в письме <...> Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что все указанные вопросы урегулированы действующим законодательством, а именно:

1.

О налоговом учете налога на добавленную стоимость при экспорте товаров по договору комиссии

Общие правила обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке товаров, полученных в рамках договоров комиссии, установлены пунктом 4.7 статьи 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон).

Если плательщик налога экспортирует за пределы таможенной территории Украины товары (сопутствующие услуги), полученные от другого плательщика налога на условиях комиссии, консигнации, поручения или других видов договоров, не предусматривающих перехода права собственности на такие товары (сопутствующие услуги) от такого другого плательщика налога к экспортеру,

право на получение бюджетного возмещения имеет такой другой плательщик налога.

При этом комиссионное вознаграждение, полученное плательщиком налога — экспортером от такого другого плательщика налога, включается в базу обложения этим налогом по ставке, определенной абзацем первым пункта 6.1 статьи 6 этого Закона, и не включается в таможенную стоимость экспортируемых товаров (сопутствующих услуг) (подпункт 7.7.9 пункта 7.7 статьи 7 Закона).

Учитывая указанное, в случае вывоза (экспортирования) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины товаров, полученных от другого плательщика налога на условиях комиссии,

объемы экспортных операций отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость у комитента (собственника товара), который при условии подтверждения факта вывоза товаров имеет право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Комиссионер

в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость отражает сумму комиссионного вознаграждения, полученного от комитента (собственника товара), которая облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 %.



комментарий редакции

Экспорт по договору комиссии: обороты показывает комитент

Строго говоря, действие второго абзаца п. 4.7 Закона об НДС в полной мере должно распространяться и на комиссионные операции, в рамках которых осуществляется вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины. Однако к таким операциям налоговики традиционно эти нормы

не применяют. Очередным свидетельством тому является комментируемое письмо.

В нем ГНАУ однозначно утверждает, что

объемы экспортных операций отражаются в налоговой декларации по НДС комитентом. При этом комиссионер показывает в отчетности налоговые обязательства по ставке 20 % исходя из суммы своего вознаграждения. Таким образом, нулевая ставка применяется единожды — только комитентом.

Иными словами, экспорт с привлечением комиссионера

фактически не влияет на порядок определения налоговых обязательств по вывозимому товару (см. также письмо ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83, с. 43).

Дмитрий Винокуров

 

 

2.

О налоговом кредите по приобретенному легковому автомобилю в случае его продажи

Общие правила формирования налогового кредита определены подпунктом 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 Закона.

Согласно абзацу второму подпункта 7.4.2 пункта 7.4 статьи 7 указанного Закона сумма налога, уплаченная плательщиком налога при приобретении легкового автомобиля (кроме таксомоторов), которая включается в состав основных фондов, в налоговый кредит не включается.

Учитывая указанное, в случае приобретения плательщиком легкового автомобиля и включения его в состав

основных фондов, уплаченная сумма налога на добавленную стоимость в налоговый кредит не включается, а при приобретении плательщиком легкового автомобиля для дальнейшей его продажи, а не как основного фонда, налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость формируется согласно подпункту 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 Закона.



комментарий редакции

Продажа легкового автомобиля не дает права для восстановления налогового кредита

Общеизвестна норма п.п. 7.4.2 Закона об НДС, на основании которой

не включается в состав налогового кредита и относится в состав валовых расходов сумма налога, уплаченная плательщиком налога при приобретении легкового автомобиля (кроме таксомоторов), который включается в состав основных фондов.

ГНАУ отвечает на вопрос о возможности восстановления налогового кредита по приобретенным легковым автомобилям (включенным в состав основных фондов)

в случае их продажи в следующем периоде.

Формальное прочтение Закона об НДС (в том числе п.п. 7.4.2) не дает оснований ни для формирования налогового кредита при приобретении легковых автомобилей, включенных в состав основных фондов, ни для его восстановления при продаже таких автомобилей. ГНАУ предоставляет именно такие разъяснения.

Между тем многие плательщики надеялись услышать совершенно иную позицию. Основания для этого давало письмо ГНАУ от 01.12.2006 г. № 22466/7/31-0017, в котором она рассматривала вопросы налогообложения финансового лизинга и кроме прочего заявила: «учитывая, что на момент передачи легкового автомобиля в финансовый лизинг такой легковой автомобиль

исключается из состава основных фондов, плательщик НДС получает право на включение в налоговый кредит сумм НДС, которые были начислены при растамаживании такого автомобиля, и до момента его передачи в финансовый лизинг в состав налогового кредита не включались».

Понятно, что автомобиль, заведомо приобретаемый для передачи в финансовый лизинг,

не попадает в состав основных фондов у лизингодателя. Но приведенная ГНАУ мотивировка права на восстановление налогового кредита («исключается из состава основных фондов») воодушевляла плательщиков и давала надежду на появление похожих разъяснений и в более распространенной ситуации — когда имеет место обычная продажа легковых автомобилей (при этом также происходит их исключение из состава основных фондов). Однако на сей раз ГНАУ поступила очень формально. Повторим, что закон не дает достаточно аргументов для оспаривания этой позиции.

Дмитрий Винокуров

 

 

3.

О необходимости признания условной продажи по товарным остаткам, по которым числится дебиторская задолженность, при аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость

Согласно последнему абзацу пункта 9.8 статьи 9 Закона плательщик налога, в учете которого на день аннулирования регистрации находятся товарные остатки или основные фонды, по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем налоговых периодах, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить сумму своих налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого происходит такое аннулирование.

Учитывая указанное, плательщик налога, в учете которого на день аннулирования регистрации находятся товарные остатки или основные фонды (

в том числе оплаченные и не полученные (дебиторская задолженность), по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем налоговых периодах, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить сумму своих налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого происходит такое аннулирование.



комментарий редакции

Снятие с регистрации плательщика НДС и предоплата

На основании последнего абзаца п. 9.8 Закона об НДС плательщик налога, в учете которого на день аннулирования регистрации находятся

товарные остатки или основные фонды, по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем налоговых периодах, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить сумму своих налоговых обязательств по результатам налогового периода, на протяжении которого происходит такое аннулирование.

Несмотря на свою кажущуюся простоту, эта норма вызывает ряд вопросов. Например, нужно ли признавать условную продажу в отношении

дебиторской задолженности по оплаченному товару? Он и был задан ГНАУ.

Как видим, главное налоговое ведомство понятие «товарных остатков или основных фондов» рассматривает широко и включает в него, в частности,

оплаченные, но не полученные товары (основные фонды), т. е. дебиторскую задолженность. На наш взгляд, такая позиция ГНАУ, с точки зрения буквального применения Закона об НДС, является более чем спорной.

Очевидно, что совершенные предоплаты за товары вряд ли можно отнести к

товарным остаткам, находящимся «на учете» плательщика. Конечно, краткосрочная дебиторская задолженность (сроком до 1 года) сама по себе попадает в определение товаров в составе оборотных активов (см. п. 1.1 и 1.6 Закона о налоге на прибыль), но можно ли даже ее отнести в состав товарных остатков — это вопрос, на который налоговое законодательство четкого ответа не дает.

С одной стороны, на основании п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимость оплаченных запасов, но не полученных (не оприходованных) плательщиком налога — покупателем,

в прирост запасов не включается.

С другой — ГНАУ может заявить, что наличие такой специальной нормы именно в п. 5.9 Закона о налоге на прибыль означает, что в других случаях (когда речь не идет о приросте/убыли запасов) авансы включаются в состав товарных остатков (с чем мы заведомо категорически не согласны).

Кроме того, остается открытым вопрос о необходимости признания условной продажи в отношении дебиторской задолженности по перечисленным авансам за

услуги. Вне всякого сомнения их стоимость нельзя отнести в состав товарных остатков. Однако и в этом случае у налоговых органов остается аргумент в пользу сторнировки налогового кредита, начисленного при такой оплате (в случае если аннулирование происходит до момента получения результатов работ). Он сводится к невыполнению условий базового п.п. 7.4.1 Закона об НДС, который предоставляет право на отражение налогового кредита лишь при приобретении услуг (это же касается и товаров) с целью их последующего использования в облагаемых налогом операциях (это условие формально не будет выполняться после снятия с регистрации в качестве плательщика НДС). Не исключено, что при проведении проверки именно на этом основании налоговики будут настаивать на необходимости сторнировки ранее начисленного налогового кредита.

Дмитрий Винокуров

 

 

4.

О налогообложении услуг по международной перевозке, предоставляемых нерезидентами за пределами таможенной территории Украины

Согласно пункту 3.1 статьи 3 Закона объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины; поставке транспортных услуг по перевозке пассажиров, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами государственной границы Украины.

Согласно подпункту 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 указанного Закона операции по поставке транспортных услуг железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами государственной границы Украины облагаются налогом по нулевой ставке налога на добавленную стоимость.

Учитывая указанные нормы, поставка услуг по международной перевозке облагается налогом на добавленную стоимость по

нулевой ставке только у резидента — плательщика налога на добавленную стоимость при непосредственном предоставлении им указанных услуг за пределами таможенной территории Украины.



комментарий редакции

Приобретение транспортных услуг (перевозка за пределами Украины) у нерезидента

Свою позицию, озвученную в письме от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83, с. 43), ГНАУ

не поменяла. Она по-прежнему считает, что поставка услуг по международной перевозке облагается НДС по нулевой ставке только у резидента — плательщика НДС при непосредственном предоставлении им указанных услуг за пределами таможенной территории Украины.

Скорее всего, ГНАУ намерена обложить соответствующие услуги у резидента — налогового агента по ставке 20 %. В очередной раз мы вынуждены не согласиться с этой позицией.

Акцент в письме сделан на том, что объектом налогообложения являются операции по поставке

плательщиком налога транспортных услуг по перевозке пассажиров, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами государственной границы Украины (п. 3.1). Но такое формальное прочтение Закона об НДС приводит к отсутствию объекта налогообложения по любым услугам, предоставляемым нерезидентом (хотя в п.п. 7.3.6 Закона об НДС оговорена дата возникновения налоговых обязательств при импорте услуг от нерезидента).

На наш взгляд, при предоставлении услуг по перевозке за пределами Украины нерезидентом резиденту объект для обложения присутствует. Однако в этой ситуации должна применяться

ставка 0 %. Дело в том, что п.п. 6.2.4 Закона об НДС (предусматривающий возможность применения «нуля») вовсе не выдвигает условий о непосредственном предоставлении соответствующих услуг резидентом (плательщиком НДС).

Для тех плательщиков, которые не хотят спорить по этому вопросу с налоговиками, отметим, что начисление НДС по ставке 20 % дает уже в следующем периоде право на формирование налогового кредита (при условии использования такой перевозки в хоздеятельности в рамках облагаемых налогом операций).

Дмитрий Винокуров

 

 

5.

О формировании налогового кредита по товарам, бывшим в употреблении, приобретенным в комиссионном магазине подотчетным лицом плательщика

Согласно абзацу первому пункта 4.7 статьи 4 Закона в случаях, когда плательщик налога осуществляет предпринимательскую деятельность по поставке товаров, бывших в употреблении (комиссионную торговлю), которые приобретены у лиц, не зарегистрированных плательщиками налога, базой налогообложения является комиссионное вознаграждение такого плательщика налога. Правила комиссионной торговли и определение комиссионного вознаграждения устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Комиссионное вознаграждение при реализации товаров, бывших в употреблении, является платой комиссионеру за услугу, предоставляемую им комитенту (собственнику товара). Дата возникновения налоговых обязательств определяется согласно пункту 7.3 статьи 7 Закона.

При продаже товаров, бывших в употреблении,

налоговая накладная комиссионером покупателю таких товаров не выписывается.

Учитывая указанное, по приобретенным в комиссионном магазине товарам, бывшим в употреблении, покупателем

налоговый кредит не формируется.

Заместитель председателя С. Чекашкин

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше