Новый порядок открытия счетов в органах Госказначейства
Данная публикация представляет собой расширенный комментарий к Порядку открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства, который изложен в новой редакции.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В соответствии с
приказом Госказначейства от 08.05.2008 г. № 152 Порядок открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства, утвержденный приказом Госказначейства от 02.12.2002 г. № 221 (далее — Порядок № 221), изложен в новой редакции. Этот документ вступил в силу с 15.06.2008 г., кроме положений, регламентирующих открытие счетов для зачисления в специальный фонд бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.
Расширена сфера действия Порядка
Обновленный
Порядок № 221 регламентирует взаимоотношения при открытии и закрытии счетов не только между органами Госказначейства и распорядителями или получателями бюджетных средств, но и между обособленными структурными подразделениями распорядителей бюджетных средств, а также между органами, осуществляющими контроль за взиманием платежей в бюджет, и органами местного самоуправления.Теперь отдельные структурные подразделения распорядителей бюджетных средств могут открывать не только
специальные регистрационные счета по учету средств, поступивших как плата за услуги, как было предусмотрено раньше, но и бюджетные счета для операций клиентов с бюджетными средствами.
Дополнен перечень бюджетных счетов
Кроме существовавших ранее видов бюджетных счетов, для операций с бюджетными средствами клиенты могут открывать в органах Госказначейства следующие счета:
— счета, которые открываются распорядителям средств местных бюджетов для учета движения средств общего и/или специального фондов
местных бюджетов по межбюджетным трансфертам;— лицевые счета, которые открываются распорядителям средств местных бюджетов по соответствующим кодам бюджетной классификации расходов и кредитования бюджета для учета движения денежных средств, выделенных из общего и/или специального фондов местных бюджетов для
распределения между распорядителями и получателями средств местных бюджетов, а также обособленными структурными подразделениями распорядителей бюджетных средств.
Уточнен механизм открытия счетов
Изменения коснулись
раздела 3 Порядка № 221, касающегося открытия бюджетных счетов для зачисления поступлений. Теперь в начале бюджетного года территориальные органы Госказначейства после получения информации об открытых счетах должны предоставить ее налоговым и таможенным органам. Кроме того, такая информация может предоставляться и другим органам, осуществляющим контроль за взиманием платежей в бюджет, а также соответствующим финансовым органам и/или исполнительным органам соответствующих советов по их требованию.Если раньше на основании обобщенной информации об открытии счетов органы Госказначейства составляли
Перечни видов поступлений государственного и местного бюджетов, которые мобилизуются на соответствующей территории, то теперь будут составлять Перечни видов поступлений государственного и местного бюджетов, которые не мобилизуются на соответствующей территории (приложение 2 к Порядку № 221). Эти перечни органы Госказначейства подают в свои Главные управления, которые производят блокирование счетов по этим видам поступлений.Согласно
п. 5 раздела 3 Порядка № 221 в делах на оформление счетов, которые формируют Главные управления Госказначейства на свои структурные подразделения, должны находиться следующие документы:— служебные записки об открытии бюджетных счетов по поступлениям (
приложение 3 к Порядку № 221);— перечни видов поступлений государственного и местного бюджетов, которые не мобилизуются на соответствующей территории;
— карточка с образцами подписей и оттиском печати (
приложение 4 к Порядку № 221).
Уточнен порядок открытия бюджетных счетов для обособленных структурных подразделений
Внесены некоторые изменения в порядок предоставления документов для открытия счетов обособленным структурным подразделениям распорядителей бюджетных средств, не являющимся юридическими лицами и находящимся на разных административных территориях. Так, теперь
копия учредительного документа (устава, положения, учредительного договора), которая подается в органы Госказначейства обособленными структурными подразделениями, может быть заверена не только нотариально, но и распорядителем бюджетных средств, в состав которого входит такое подразделение.Кроме предоставляемых ранее документов, для открытия бюджетного счета обособленному структурному подразделению необходимо подать
копии документов, подтверждающие его регистрацию в Пенсионном фонде и фондах социального страхования, а также утвержденую смету (за исключением расходов бюджетов, сметы для которых не составляются). Причем смета не подается в случае открытия таким клиентам в течение бюджетного года специальных регистрационных счетов по учету операций с собственными поступлениями бюджетных учреждений.В том случае, если у обособленного структурного подразделения отсутствуют документы, перечисленные в
п.п. «б» — «г» п. 2 раздела 4 Порядка № 221, то оно вместе с разрешением на открытие счета подает копии таких документов непосредственно распорядителя бюджетных средств, в состав которого он входит. Таким подразделениям могут открываться только специальные регистрационные счета по учету средств, относящихся к собственным поступлениям бюджетных учреждений.Что касается остальных клиентов, которым открываются счета в органах Госказначейства, то для них перечень документов изменений не претерпел. Пожалуй, единственное уточнение коснулось
получателей бюджетных средств. Для них перечень документов, предоставляемых в Госказначейство для открытия бюджетных счетов, дополнен копией свидетельства о госрегистрации такого клиента в органе, уполномоченном осуществлять госрегистрацию, которая должна быть заверена таким органом (кроме бюджетных учреждений) или нотариально.
Новые требования к оформлению карточек с образцами подписей
В
Порядке № 221 в отдельном пункте 4 раздела 5 обобщена информация, касающаяся порядка оформления карточки с образцами подписей и оттиском печати (далее — карточка).Для оформления карточки в органы Госказначейства вместе с сопроводительным письмом, которое подписывает лицо, имеющее право первой подписи, подаются следующие документы:
— копии соответствующих страниц паспорта (1-я, 2-я страницы и страница с пропиской) и справки о присвоении идентификационного номера лиц, указанных в этой карточке. Копии таких документов должны быть заверены их подписями, а также оттиском печати и подтверждены надписью «Согласно оригиналу»;
— копии приказов, протоколов, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, заверенные печатью и подписью работника отдела кадров этого учреждения.
К карточке также прилагается перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в ней лица (
приложение 8 к Порядку № 221).Перечень счетов может переоформляться в следующих случаях:
— при переоформлении карточки с образцами подписей и оттиска печати;
— при открытии/закрытии счетов клиентов (подается за 10 рабочих дней до окончания квартала, в котором были осуществлены операции по открытию/закрытию счетов).
При оформлении клиентами карточек с образцами подписей для проставления на них образцов первой и второй подписей
запрещается использовать факсимиле. Кроме того, в карточках и временных карточках, а также в других документах, которые подаются для открытия счетов, запрещается указывать печати, предназначенные для специальных целей (например, для пакетов, пропусков).
Изменился порядок закрытия счетов
Определенные изменения коснулись также и порядка закрытия счетов, которые указаны в
разделе 7 Порядка № 221.Во-первых, теперь Госказначейство закрывает счета по учету операций по исполнению специального фонда смет при выполнении следующих условий:
— отсутствие на счетах остатков средств;
— отсутствие у клиентов бюджетной задолженности;
— отсутствие в текущем бюджетном периоде бюджетных назначений.
Что касается прочих бюджетных счетов и счетов для учета операций по финансированию бюджетов, то они закрываются на основании служебной записки о закрытии счетов, подписанной руководителем структурного подразделения Госказначейства.
Во-вторых, органы Госказначейства могут самостоятельно закрывать небюджетные счета, в случаях, когда операции по этим счетам не осуществлялись в течение предыдущего бюджетного года и на них нет остатков средств. Основанием для закрытия таких счетов также является служебная записка.
И в-третьих, как определено в
абзаце 3 п. 8 раздела 4 Порядка № 221, если в результате реорганизации клиента (слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения), изменения названия или подчиненности его идентификационный код (ЕГРПОУ), указанный в статистической справке, не изменяется, то счета не закрываются. Необходимость закрытия счетов предусмотрена только в том случае, если при реорганизации клиента изменяется его идентификационный код (ЕГРПОУ).
Прочие изменения
Обновленный
Порядок № 221 обязывает органы Госказначейства при открытии или закрытии счетов (за исключением проведения этой операции в связи с окончанием или началом бюджетного года) в течение трех рабочих дней со дня проведения этой операции уведомить об этом в электронном виде соответствующий налоговый орган.Увеличены сроки хранения дел по оформлению счетов: теперь дела по оформлению счетов хранятся в органах Госказначейства не 5, а 10 лет с момента закрытия счетов.
Кроме того, изменены существующие приложения, а также добавлены новые
приложения 3, 8 и 9 к Порядку № 221.