Темы статей
Выбрать темы

Об исчислении суммы земельного налога

Редакция НиБУ
Письмо от 23.05.2008 г. № 10477/7/15-0717

Об исчислении суммы земельного налога

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 23.05.2008 г. № 10477/7/15-0717

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с многочисленными запросами плательщиков налога и органов государственной налоговой службы на местах и с целью надлежащей организации администрирования земельного налога сообщает следующее.

Законом Украины от 28 декабря 2007 г. № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (п. 7 раздел II) внесены изменения в Закон Украины от 03.07.92 г. № 2535-XII «О плате за землю» (далее — Закон № 2535-XII) в части расчета суммы земельного налога в случае приобретения земельных участков на основании гражданско-правовых соглашений.

В соответствии со статьей 2 Закона № 2535-XII использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель.

Согласно статье 7 Закона № 2535-XII ставки земельного налога с земель населенных пунктов, денежная оценка которых установлена, устанавливаются в размере

одного процента от их денежной оценки.

Статьей 8 Закона № 2535-XII определено, что налог за земельные участки за пределами населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, взимается из расчета

5 процентов от денежной оценки единицы площади пашни по области.

Частью третьей статьи 7 и частью второй статьи 8 Закона № 2535-XII установлено, что в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения размер налога рассчитывается от суммы, равной денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер налога,

не может быть меньше цены земельного участка, указанной в соглашении.

В соответствии с Заключительными положениями Закона № 107-VI раздела II, в частности пункт 7, вступает в силу с 1 января 2008 года.

Следовательно,

в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения земельный налог рассчитывается субъектами налогообложения (независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям) от нормативной денежной оценки земли, а в случае, если цена земельного участка, установленная в соглашении, превышает нормативную денежную оценку, от которой рассчитывается размер налога, то при расчете суммы земельного налога применяется цена земельного участка, указанная в соглашении.

Министерство финансов Украины, являющееся главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, по указанному вопросу выразило свою позицию в письме от 17.04.2008 г. № 31-20050-06-18/14286, копия которого прилагается.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Сюрпризы посленовогоднего «приземления»

(Минфин и ГНАУ об особенностях исчисления платы за землю в 2008 году)

Поскольку опубликованное сегодня письмо ГНАУ ссылается на письмо Минфина как на источник, подтверждающий правильность сделанных налоговиками выводов, мы решили прокомментировать оба письма вместе. Сразу скажем, что часть выводов, содержащихся в этих документах, для налогоплательщиков неутешительна. Удивляет, правда, что оба уважаемых госоргана пришли к ним с таким опозданием, ведь нормы законодательства, побудившие их к этому, действуют еще с 1 января текущего года, а отчетная кампания по плате за землю завершилась 1 февраля.

Но, как говорится, лучше позже, чем никогда. Тем не менее землепользователям стоит познакомиться с изложенным в письмах подходом как можно быстрее, чтобы внести соответствующие коррективы в налоговую отчетность и не допускать ошибок в дальнейшем. В первую очередь это относится к тем собственникам земельных участков, которые приобрели их «на основании гражданско-правовых соглашений». Что имеется в виду?

Как установлено ст. 82 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — ЗКУ),

юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случаях:

— приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым договорам;

— внесения земельных участков их учредителями в уставный фонд;

— принятия наследства;

— возникновения других оснований, предусмотренных законом.

Согласно Закону о госбюджете-2008, подкорректированному впоследствии Конституционным Судом и Законом № 309 (подробности см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47),

с 1 января 2008 года база для расчета земельного налога за земли населенных пунктов (ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII) и земли вне населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения (ст. 8 этого же Закона), не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в договоре .

Из совместного анализа приведенной выше нормы ЗКУ и госбюджетных новаций становится ясно, что новый порядок исчисления земельного налога касается тех собственников земли, которые приобрели право на нее по договорам купли-продажи, мены, другим

возмездным гражданско-правовым договорам, предусматривающим указание в них цены земельного участка. В то же время, учитывая определение этого термина, содержащееся в ст. 1 Закона Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV («цена земельного участка — это фактическая сумма денег, уплаченная за переход прав на земельный участок или на подобный ему земельный участок от продавца к покупателю»), можно утверждать, что землевладельцы, получившие землю по договору дарения или в результате принятия наследства, должны исчислять земельный налог по-прежнему, т. е. ориентируясь на денежную оценку земли, проиндексированную в соответствии с законодательством, либо по твердым ставкам такого налога, если денежная оценка не производилась.

Сказанное выше, безусловно, не ново — об этом много раз писали налоговики в своих предыдущих разъяснениях. Новизна же комментируемых сегодня писем Минфина и ГНАУ сводится к тому, что изменения в порядке исчисления базы земельного налога с 1 января 2008 года

следует применять всем землевладельцам независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям. Это значит, что те из них, кто по инерции в расчете такого налога на 2008 год использовали в качестве базы денежную оценку земли, занизили свои налоговые обязательства, но только в том случае, если они, во-первых, получили право на землю по возмездному гражданско-правовому договору и, во-вторых, если цена такого договора выше денежной оценки. Именно им мы бы советовали незамедлительно подать уточненный расчет по налогу на землю, а также уплатить 5 % «самоштраф» и погасить образовавшуюся недоимку. Как это правильно сделать, можно узнать из статьи «Плата за землю в 2008 году: расчет, отчетность, уплата» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6).

Остальные землевладельцы и землепользователи могут спать спокойно: их комментируемые разъяснения не затрагивают. И даже

арендаторы земельных участков государственной и коммунальной формы собственности, о которых идет речь во второй части письма Министерства финансов (а в письме ГНАУ о них даже не упоминается), судя по всему, не обязаны самостоятельно «корректировать» сумму арендной платы с тем, чтобы она отвечала требованиям Закона о госбюджете-2008, упраздненным КСУ и реинкарнированным Законом № 309.

Сделать такой вывод нам позволяет логика минфиновского разъяснения, о которой, кстати, частенько «забывают» налоговики (может быть, поэтому они и не стали затрагивать арендную тематику в собственном письме). Так вот, Минфин исходит из того, что в соответствии со ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV

размер арендной платы за землю устанавливается по соглашению сторон в договоре аренды. Другими словами, введение с 1 января текущего года новых минимального и максимального размеров арендной платы за земли государственной и коммунальной формы собственности (кроме земель сельхозназначения) не может быть автоматически принято к исполнению арендаторами таких земельных участков подобно тому, как плательщики земельного налога приняли к исполнению новые ставки этого налога.

Препятствует такому механистическому подходу двойственный статус арендной платы как общегосударственного налога, с одной стороны, и договорной суммы — с другой. Кажется, в Министерстве финансов это четко понимают, поскольку в комментируемом письме прямо указывается на

необходимость отразить новый размер арендной платы во всех договорах аренды земли, в том числе заключенных до 1 января 2008 года. Разумеется, эта задача должна возлагаться на арендодателей в лице исполнительных органов местных советов, но уж никак не на самих арендаторов. И только после соблюдения всех формальностей, сопутствующих изменению условий договора аренды по требованию одной из сторон, арендаторы действительно станут обязанными уплачивать арендную плату в новом размере.

Надеемся, что ГНАУ вскоре отреагирует и на эту часть письма Минфина в благоприятном для налогоплательщиков ключе. А пока им остается лишь отбиваться от незаконных притязаний отдельных налоговиков на местах, используя в качестве своих контраргументов и приведенные в нашем комментарии доводы.

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше