Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Проверяет ли экологическая инспекция наличие акта утилизации

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Проверяет ли экологическая инспекция наличие акта утилизации

 

При проведении проверки инспектор государственной экологической инспекции потребовал предоставить акт утилизации, объясняя это тем, что факта заключения нашим предприятием договора об утилизации недостаточно, поскольку инспекция должна получить подтверждение того, что отходы утилизированы, а не только переданы на утилизацию. Правомерны ли требования инспектора?

 

Нет, неправомерны

. Объясним, почему.

Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР

в ст. 1 дает такое определение: отходы — какие-либо вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не используются в последующем по месту образования или выявления и от которых собственник должен избавиться путем утилизации или удаления.

На субъектов хозяйствования возложена обязанность

либо самостоятельно обеспечивать прием и утилизацию использованных упаковочных материалов и тары (которые также относятся к отходам), в которых находилась продукция этих предприятий, учреждений, организаций, либо заключать договоры с соответствующими организациями на их сбор и утилизацию (п. «б» ст. 17 Закона об отходах), либо самостоятельно осуществлять меры по утилизации отходов, либо передавать их предприятиям, которые занимаются сбором, обработкой и утилизацией отходов (п. «є» ст. 17 Закона об отходах). Как видим, обязанность получить подтверждение того, что фактическая утилизация отходов была проведена, на субъектов хозяйствования не возложена. Закон об отходах предписывает им лишь заключить договор и передать отходы тем предприятиям, которые занимаются утилизацией.

Аналогичная альтернатива предложена субъектам хозяйствования, в деятельности которых образуются отходы, и

постановлением КМУ от 26.07.2001 г. № 915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья».

Приведем еще один аргумент: среди правонарушений в сфере обращения с отходами, список которых приведен в

ст. 42 Закона об отходах и на выявление которых и направлена проводимая госинспектором экологической инспекции проверка, такое нарушение, как неполучение подтверждения утилизации, не названо.

Не предусмотрена обязанность по получению подтверждения утилизации отходов, переданных специализированным предприятиям, и подзаконными актами, конкретизирующими законодательные требования в отношении отдельных видов отходов. Для примера обратимся к

распоряжению Киевской городской госадминистрации от 23.08.2005 г. № 1581 «О мерах по сбору и утилизации отдельных видов отходов» . Этим распоряжением также предусмотрена только обязанность передать отходы на утилизацию. Косвенное подтверждение тому, что на предприятии лежит только обязанность передать отходы на утилизацию или удаление, можно найти и в письме Министерства охраны окружающей природной среды от 16.02.2000 г. № 14-6/134, в котором указано, что сам по себе факт заключения со специализированным предприятием договора на передачу отработанных люминесцентных ламп освобождает субъекта хозяйствования от обязанности получать разрешения на их размещение и платить сбор за загрязнение окружающей природной среды. Из этого письма следует вывод, что уже с момента заключения договора на передачу отходов субъект хозяйствования уже не несет каких-либо обязательств в отношении таких отходов.

Можно пойти от обратного и посмотреть, наделены ли инспекции полномочием проверять наличие акта утилизации у предприятий. Для этого обратимся к

Положению о Государственной экологической инспекции в областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденному приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 19.12.2006 г. № 548. Среди полномочий «экологических» инспекторов, которые они могут реализовывать при проведении проверок соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, такое полномочие, как получение от субъектов хозяйствования документа, подтверждающего факт проведения утилизации отходов, не предусмотрено.

Более того, согласно позиции Высшего хозяйственного суда Украины, изложенной им в

постановлении от 06.07.2006 г. по делу № 14/387-31/40, субъект хозяйствования, передавший отходы на утилизацию, не только не должен, но и не может получить акт выполненных работ от предприятия, проводящего утилизацию, поскольку такие услуги не подлежат идентификации. В связи с этим заказчик не получает конкретного вещественного результата, как это бывает в подрядных отношениях.

Из всего изложенного следует, что требовать от субъекта хозяйствования предоставить акт утилизации отходов проверяющий из государственной экологической инспекции не вправе. Однако требование предоставить подтверждение того, что договор о передаче отходов на утилизацию был заключен и отходы были фактически переданы, следует выполнить.

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше