После приема декларации налоговики требуют от налогоплательщика подать новую декларацию
После приема декларации налоговый орган не признал поданную отчетность налоговой декларацией и письменно обратился к налогоплательщику с предложением подать новую декларацию (не обосновывая при этом неприем предыдущей). Можно ли (и если да — то как) обжаловать такие действия контролирующих органов?
(г. Винница)
Да
, налогоплательщик может обжаловать такие действия налоговиков. Рассмотрим, как это сделать.Порядку приема налоговых деклараций посвящен
п.п. 4.1.2 Закона № 2181. При этом случаи непризнания подаваемой отчетности налоговой декларацией оговорены в абзаце пятом этого подпункта. Им предусмотрена, что налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если она заполнена вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, при условии, что в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. В таком случае контролирующий орган может обратиться к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований неприема предыдущей), на что, в свою очередь, налогоплательщик имеет право :— предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;
—
обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования (т. е. в порядке, установленном п. 5.2 Закона № 2181).Как видим,
обжаловать действия контролирующих органов в данном случае — право налогоплательщика. Тем более, прибегнуть к нему налогоплательщик вправе, учитывая, что письменное предложение налоговиков в данном случае было составлено некорректно (без указаний оснований неприема предыдущей декларации).Как известно, механизм апелляционного согласования, предусмотренный
п. 5.2 Закона № 2181, предполагает, что налогоплательщик может обжаловать решение налогового органа в административном и/или судебном порядке. Так, если налогоплательщик, к примеру, собирается обжаловать решение в административном порядке, то он должен помнить о соответствующем отведенном для этого сроке. В частности, чтобы начать процедуру административного обжалования, налогоплательщик, не согласный с решением контролирующего органа, должен подать в такой орган жалобу в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения обжалуемого решения. Применительно к данной ситуации это означает, что жалоба должна быть подана налогоплательщиком в 10-дневный срок, следующий за днем получения письменного предложения от налогового органа о подаче новой декларации. Заметим, что в дальнейшем (в зависимости от развития в ходе обжалования событий) налогоплательщик, к примеру, не удовлетворенный результатами административного обжалования, может продолжить обжалование в судебном порядке.А вот если, к примеру, налогоплательщик пропустит отведенный для начала процедуры административного обжалования и подачи жалобы 10-дневный срок, то в таком случае процедура административного обжалования для него окажется закрытой и применить ее он уже не сможет. Вместе с тем в этом случае предприятие может пойти по другому пути и
обжаловать действия налоговиков в судебном порядке. Кстати заметим, что обратиться с иском в суд (уведомив об этом свой налоговый орган) налогоплательщик в принципе вправе в любой момент — даже сразу после получения письменного предложения от налогового органа о подаче новой декларации, не начиная при этом процедуру административного обжалования.Остается добавить, что независимо от наличия отказа в приеме налоговой декларации налогоплательщику предстоит погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой декларации, в течение установленных сроков, как это предусмотрено
абзацем четвертым п.п. 4.1.2 Закона № 2181.Людмила Солошенко, экономист-аналитик