О применении заказчиками процедуры закупки у одного участника без обращения в Комиссию
Заключение № 02/29-вс от 07.02.2008 г.
Согласно статье 33 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» (далее — Закон) с целью предотвращения проявлений коррупции в сфере государственных закупок, достижения оптимального и рационального использования средств государственного бюджета Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок УСТАНОВИЛА
:Согласно преамбуле Закона этот Закон определяет правовые и экономические основы осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.
Условия осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств могут устанавливаться или изменяться исключительно этим Законом и исключительно в случаях, предусмотренных этим Законом (часть вторая статьи 2 Закона).
Статьей 34 Закона определены основные требования к договору о закупке. Так, согласно части второй указанной статьи договор о закупке заключается в письменной форме и согласно положениям Гражданского кодекса Украины.
Согласно статье 759 Гражданского кодекса Украины по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
В понимании абзаца десятого статьи 1 Закона
услуги — любая закупка, кроме товаров и работ, включая подготовку специалистов, обеспечение транспортом и связью, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, а также консультационные услуги, к которым относятся услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций.Анализ указанных выше правовых актов дает основания считать, что
аренда — разновидность услуг в понимании норм Закона.В соответствии со статьями 14, 33 Закона применение процедуры закупки у одного участника
требует получения соответствующего заключения Комиссии.Учитывая приведенные правовые нормы, установила:
1.
Аренда имущества — разновидность услуг в понимании норм Закона.2. Настоящим заключением Комиссия устанавливает
возможность применения заказчиками процедуры закупки у одного участника без обращения в Комиссию в случае продления действия договора на закупку услуг по аренде государственного и коммунального имущества по ценам и между сторонами, определенными на момент его заключения, однако не освобождает заказчиков от обязанности оформления документов и опубликования отчетности, предусмотренной Законом при применении указанной процедуры.3. Настоящее заключение Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок подлежит опубликованию в информационном бюллетене Тендерной палаты Украины.
комментарий редакции
При продлении договора на закупку услуг аренды заказчикам не нужно получать заключение
Межведомственной комиссии на проведение процедуры закупки у одного участника
Как известно, закупка товаров, работ и услуг, которая полностью или частично осуществляется за счет государственных средств, должна проводиться с учетом требований Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III (далее — Закон).
Согласно Закону под
услугами понимают какую-либо закупку, кроме товаров и работ, включая подготовку специалистов, обеспечение транспортом и связью, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, а также консультационные услуги, к которым относятся услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций.Если годовая стоимость закупки услуг по аренде государственного и коммунального имущества
равна или превышает 20 тыс. грн., то закупку таких услуг бюджетным учреждениям необходимо осуществлять с применением одной из процедур закупок, предусмотренных Законом.Распорядители бюджетных средств в случае закупки услуг по аренде включают такую закупку в годовой план закупок и применяют процедуру закупки
у одного участника.Основанием для проведения именно этой процедуры закупки является ч. 2 ст. 33 Закона, согласно которой процедура закупки у одного участника применяется
в связи с отсутствием конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы и услуги, которые могут быть поставлены (выполнены) только определенным участником и при этом не имеют альтернативы.Одной из особенностей процедуры закупок у одного участника является необходимость получения заказчиком соответствующего
заключения Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок (далее — Комиссия), если ожидаемая стоимость закупки превышает 30 тыс. грн. для товаров и услуг, в том числе и услуг аренды. Такое требование к этой процедуре закупок предусмотрено ч. 2 ст. 14 Закона. Перечень документов, которые необходимо подать заказчику для получения указанного заключения, установлен Порядком предоставления и рассмотрения заявлений о применении процедур государственных закупок у одного участника и с ограниченным участием, утвержденным решением Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок от 21.03.2007 г. № 01/2рш.Как показывает практика, при аренде государственного и коммунального имущества арендаторы и арендодатели зачастую остаются верны друг другу в течение многих лет. Принимая во внимание этот факт, Комиссия упростила для заказчиков процедуру закупки у одного исполнителя. Так, в случае
продления действия договора на закупку услуг по аренде государственного и коммунального имущества по ценам и между сторонами, определенными на момент его заключения, заказчикам не надо обращаться в Комиссию и подавать документы для получения заключения на применение процедуры закупки у одного участника.Вместе с тем заказчики-арендаторы не освобождены от проведения процедуры закупки услуг аренды, оформления всех связанных с ней документов и от обязанности составления
Отчета о результатах осуществления процедуры закупки у одного участника товаров, работ и услуг за государственные средства по форме, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 20.06.2006 г. № 219-р, а также его обнародования согласно требованиям Закона.Виктория Матвеева