Темы статей
Выбрать темы

«Павлины, говоришь?..», или Как учитываются расходы на улучшение интерьера офиса

Редакция НиБУ
Статья

«Павлины, говоришь?..», или Как учитываются расходы на улучшение интерьера офиса

 

Вряд ли кто-то станет спорить, что благоустроенные офис или производственное помещение — это не только удобные рабочие места, вращающиеся кресла, кондиционеры, фирменная одежда и рекламные стенды с продукцией предприятия. Это еще и особый интерьер, подчеркивающий индивидуальный стиль компании, ее имидж, уровень и надежность. Ведь именно зрительная информация создает первое впечатление о фирме у клиентов и деловых партнеров. Так что расходы на эстетическое оформление не менее необходимы в хозяйственной деятельности предприятия, чем обычный ремонт. Как же учесть такие расходы? Ответ на этот вопрос — в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Улучшение интерьера: есть ли связь с хоздеятельностью

Экзотические цветы, живые фонтаны, картины, скульптуры, аквариумы с золотыми рыбками, клетки с поющими птицами, предметы антиквариата, оружие — это не элементы роскоши из «Тысячи и одной ночи». Такие ценности все чаще можно увидеть в составе интерьера самых различных учреждений — от офисов крупных корпораций до небольших мастерских. Как правило, расходы на дизайн офисных и производственных помещений осуществляются предприятиями с целью привлечения потенциальных потребителей производимой продукции (услуг), поддержания конкурентоспособности на рынке, а также повышения результативности и эффективности труда работников. Поэтому возникает закономерный вопрос: можно ли считать такие расходы связанными с хозяйственной деятельностью предприятия?

К сожалению, у затрат на дизайнерское оформление

производственного помещения с помощью экзотических деталей практически нет шансов получить статус связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Можно, конечно, попытаться представить действия предприятия по благоустройству цеха или мастерской как заботу о создании надлежащих, безопасных и здоровых условий труда и улучшении качества работы наемных лиц (как гарантирует гражданам

Конституция) с целью приравнять их к комплексу мер по охране труда. Однако это дело довольно безнадежное: даже если такие действия косвенно и направлены на охрану труда, то, с точки зрения Закона об охране труда, таковыми не являются. А раз так, то понесенные расходы из-за отсутствия связи с хоздеятельностью не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль предприятия. Они найдут свое отражение только в бухгалтерском учете.

Та же история и с

налоговым кредитом по НДС — его формирование также напрямую зависит от хозяйственной направленности осуществленных расходов. И если приобретенные активы не предназначены для использования в хозяйственной деятельности предприятия, то правом на налоговый кредит воспользоваться нельзя (см. п.п. 7.4.4 Закона об НДС ).

А вот ситуация с обустройством

офиса фирмы выглядит получше. Ведь именно офис, в частности его определенные административные зоны (кабинет руководителя, приемная, конференц-зал, комната для проведения совещаний и переговоров, «show-room» — место для презентации и демонстрации товаров или услуг и т. п.), непосредственно используется для общения с реальными и потенциальными деловыми партнерами. Стороны обычно встречаются, чтобы познакомиться, оценить друг друга и будущие перспективы или обсудить те вопросы, которые сложно обговорить по телефону.

При ведении переговоров важно не просто произвести обмен мнениями, выяснить позиции сторон и прийти к какому-либо промежуточному решению, но и

произвести нужное впечатление на партнеров.

Встречают, как известно, по одежке. Например, хороший магазин привлекает покупателей в первую очередь грамотно оформленной витриной. В нашем же случае роль такой стильной витрины выполняет не что иное, как благоустроенный офис. Удачно созданная обстановка наверняка поспособствует заключению новых соглашений, завоеванию рынка сбыта, выходу предприятия на новый финансовый уровень и соответственно приведет к его процветанию. Поэтому можно утверждать:

затраты на благоустройство офиса осуществлены исключительно в рамках хозяйственной деятельности предприятия и могут повлиять на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Только необходимость осуществления эстетических расходов в хозяйственных целях нелишним будет подтвердить соответствующим приказом по предприятию.

Что касается

НДС, входящего в стоимость расходов на дизайнерское оформление помещения, то при условии, что приобретенные товары (услуги) будут использованы налогоплательщиком в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, предприятие имеет все основания включить такие суммы НДС в налоговый кредит на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

 

Как учитываются расходы на оформление офиса

Учет оформительских расходов несложен. В данном случае все будет зависеть от стоимости и срока службы приобретаемых эстетических ценностей.

В

налоговом учете согласно п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль на сегодняшний день стоимостный критерий для отнесения материальных ценностей к основным фондам установлен на уровне 1000 грн.

Таким образом, материальный актив, срок службы которого превышает 365 календарных дней:

— признается объектом

основных фондов, если его стоимость превышает 1000 грн. При этом, на наш взгляд, такой актив зачисляется в состав группы 3 основных фондов, а расходы на его приобретение амортизируются с квартала, следующего за тем кварталом, в котором он приобретен;

— отражается в порядке, предусмотренном для учета

запасов, если его стоимость не превышает 1000 грн. (с включением затрат на его приобретение в валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как связанных с хозяйственной деятельностью). Разумеется, стоимость такого материального актива должна участвовать в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Соответственно декоративный объект со сроком службы

менее 365 календарных дней и стоимостью свыше 1000 грн. также отражается в порядке, предусмотренном для учета запасов.

При отражении расходов на приобретение элементов интерьера в

бухгалтерском учете нужно принимать во внимание срок их полезного использования (более или менее года) и стоимость (более или менее установленного стоимостного критерия). В зависимости от таких критериев ценности, приобретенные для оформления помещения, будут относиться либо к основным средствам, либо к малоценным необоротным материальным активам (МНМА), либо к запасам предприятия. Напомним, что в бухучете стоимостную границу в целях отнесения материального актива к основным средствам предприятие определяет самостоятельно, поэтому по его усмотрению эта граница может быть установлена в любом размере, например, 500 грн., 1000 грн., 1500 грн. или выше.

Для упрощения учета целесообразно в приказе об учетной политике предприятия предусмотреть стоимостную границу для разграничения основных средств и МНМА на том же уровне, что и в налоговом, — 1000 грн.

Тогда материальные активы со сроком полезного использования более одного года и стоимостью свыше установленного стоимостного критерия (к примеру, 1000 грн.) в бухгалтерском учете будут являться основными средствами и амортизироваться. Учитывать такие объекты можно на субсчете 109 «Прочие основные средства».

Объекты со сроком службы более года, но стоимостью менее установленного стоимостного критерия (к примеру, менее 1000 грн.), будут относиться к МНМА и учитываться на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

Согласно

п. 27 П(С)БУ 7 амортизация МНМА может начисляться с применением одного из следующих методов*:

* В соответствии с п. 27 П(С)БУ 7 амортизация МНМА может осуществляться также с применением прямолинейного и производственного методов.

1)

«50 %/50 %», по которому амортизация начисляется в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости и остальных 50 % амортизируемой стоимости — в месяце его изъятия из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом;

2)

«100 % списания», по которому амортизация начисляется в первом месяце использования объекта в размере 100 % его стоимости.

Что касается активов со сроком полезного использования менее года, то они будут учитываться в составе запасов предприятия.

Пример 1.

Для оформления интерьера офиса предприятие приобрело:

— у предприятия, торгующего мебельной фурнитурой, — комплектующие для сооружения встроенного аквариума на сумму 1200 грн. (без НДС — 1000 грн.; НДС 20 % — 200 грн.);

— в зоомагазине — оборудование для аквариума на сумму 720 грн. (без НДС — 600 грн.; НДС 20 % — 120 грн.), а также водоросли и рыбок на сумму 360 грн. (без НДС — 300 грн.; НДС 20 % — 60 грн.);

— в цветочном магазине — цветы в горшках в количестве 7 штук по цене 240 грн. (без НДС — 200 грн.; НДС 20 % — 40 грн.) каждый;

— в художественном салоне — 2 картины по цене 1500 грн. (без НДС — 1250 грн.; НДС 20 % — 250 грн.) каждая.

Предположим, что предприятие для оценки материальных активов определило в бухгалтерском учете стоимостный критерий в размере 1000 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

  


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1. Приобретение комплектующих для сооружения аквариума

1.1

Перечислена предоплата за комплектующие для сооружения аквариума

1200

371

311

— *

* В налоговом учете расходы на приобретение комплектующих для сооружения аквариума не относятся на валовые расходы, поскольку участвуют в создании объекта основных фондов, а затем в его составе будут амортизироваться.

1.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за комплектующие для сооружения аквариума

200

641/НДС

644

1.3

Получены комплектующие для сооружения аквариума

1000

152

631

1.4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

200

644

631

1.5

Произведен зачет задолженностей

1200

631

371

2. Приобретение оборудования для аквариума

2.1

Получено оборудование для аквариума

600

152

631

—*

* В налоговом учете расходы на приобретение оборудования для аквариума не относятся на валовые расходы, поскольку участвуют в создании объекта основных фондов, а затем в его составе будут амортизироваться.

2.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости полученного оборудования для аквариума

120

641/НДС

631

2.3

Оплачено оборудование для аквариума

720

631

311

2.4

Введен в эксплуатацию аквариум как объект основных средств (1000 грн. + 600 грн.)

1600*

109

152

* В данном случае комплектующие и оборудование для аквариума в бухгалтерском учете сформировали один объект основных средств. Однако возможен и другой вариант, когда оборудование и комплектующие отражаются в учете как отдельные объекты.

3. Приобретение водорослей и рыбок

3.1

Получены водоросли и рыбки

300

22

631

300

3.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости полученных водорослей и рыбок

60

641/НДС

631

3.3

Оплачены водоросли и рыбки

360

631

311

3.4

Отражена в составе расходов отчетного периода стоимость водорослей и рыбок

300

92

22

4. Приобретение цветов в горшках

4.1

Перечислена предоплата за цветы в горшках (240 грн. х 7 шт.)

1680

371

311

1400*

* В налоговом учете расходы на приобретение цветов в горшках относятся на валовые расходы, поскольку их стоимость не превышает 1000 грн., хотя и предполагается, что срок службы таких объектов более 365 календарных дней.

4.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за цветы в горшках

280

641/НДС

644

4.3

Получены цветы в горшках (оприходованы как МНМА, поскольку предполагается, что срок их службы более одного года)

1400

153

631

4.4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

280

644

631

4.5

Произведен зачет задолженностей

1680

631

371

4.6

Переданы в эксплуатацию цветы в горшках

1400

112

153

4.7

Начислена амортизация цветов в горшках в первом месяце их использования (предположим, выбран метод 100 % списания)

1400

92

132

5. Приобретение картин

5.1

Перечислена предоплата за картины (1500 грн. х 2 шт.)

3000

371

311

— *

* В налоговом учете расходы на приобретение картин не относятся на валовые расходы, поскольку классифицируются как объекты основных фондов и подлежат амортизации.

5.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за картины

500

641/НДС

644

5.3

Получены картины

2500

152

631

5.4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

500

644

631

5.5

Произведен зачет задолженностей

3000

631

371

5.6

Введены в эксплуатацию картины как объекты основных средств

2500

109

152

  

Если вы решили кардинально изменить дизайн офиса (к примеру, раздвинуть стены или установить вместо них живые изгороди, заменить обычные окна на суперавангардные и т. п.), то такие действия будут рассматриваться как

улучшение помещения.

Затраты на такое улучшение в

налоговом учете могут быть отнесены либо непосредственно на валовые расходы (если позволяет 10 % ремонтный лимит, установленный на начало отчетного периода), либо на увеличение балансовой стоимости здания (объекта основных фондов группы 1).

При этом сумма «входного» НДС при наличии налоговой накладной

попадет в налоговый кредит предприятия на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

В

бухгалтерском учете указанные расходы согласно п. 14 П(С)БУ 7 увеличат первоначальную стоимость здания как расходы, которые связаны с его улучшением, приводящим к увеличению будущих экономических выгод. Данные расходы классифицируются как капитальные инвестиции и отражаются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств».

 

Как учитываются услуги по оформлению офиса, если их предоставляет сторонняя организация

Чтобы осуществить принцип «Красивый офис — успешная компания», предприятие может использовать не только собственные силы и идеи, но и привлечь к этому на договорной основе соответствующих специалистов — дизайнеров, психологов, эргономистов, флористов и т. п.

Расходы на оплату услуг таких специалистов в

налоговом учете попадут в состав валовых расходов на основании п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль (опять-таки, если позволит 10 % ремонтный лимит) или увеличат балансовую стоимость объекта основных фондов группы 1.

В

бухгалтерском учете данные затраты могут быть отражены:

— в составе административных расходов с использованием для этой цели одноименного счета 92 (это, к примеру, стоимость консультативных услуг психолога или флориста);

— как капитальные инвестиции, если указанные затраты направлены на улучшение объекта основных средств, которое приведет к

увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования такого объекта, с использованием для этой цели субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств).

Основанием для отражения указанных расходов в учете будет акт выполненных работ.

Если привлеченный специалист для оформления интерьера использовал различные элементы декора — цветы, вечнозеленые деревья, клетки с живностью, фонтаны, аквариумы и т. п., то в акте выполненных работ целесообразно отдельно указать составляющие оформительских расходов. На основании такого акта предприятие сможет оприходовать полученные ценности в учете.

Пример 2.

Для оформления интерьера офиса предприятие пригласило фирму, специализирующуюся на предоставлении дизайнерских услуг.

По окончании работ подписан акт выполненных работ на общую сумму 19200 грн. (без НДС — 16000 грн.; НДС 20 % — 3200 грн.), в том числе:

— расходы на создание фонтана — 2400 грн. (без НДС — 2000 грн.; НДС 20 % — 400 грн.);

— расходы на создание аквариума — 1800 грн. (без НДС — 1500 грн.; НДС 20 % — 300 грн.);

— услуги по разработке дизайн-проекта интерьера помещения — 15000 грн. (без НДС — 12500 грн.; НДС 20 % — 2500 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

  


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1. Расходы на создание фонтана

1.1

Отражены расходы на создание фонтана

2000

152

685

—*

* В налоговом учете расходы на создание фонтана не относятся на валовые расходы, поскольку классифицируются как объект основных фондов и подлежат амортизации.

1.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости фонтана

400

641/НДС

685

1.3

Введен в эксплуатацию фонтан как объект основных средств

2000

109

152

2. Расходы на создание аквариума

2.1

Отражены расходы на создание аквариума

1500

152

685

— *

* В налоговом учете расходы на создание аквариума не относятся на валовые расходы, поскольку классифицируются как объект основных фондов и подлежат амортизации.

2.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости аквариума

300

641/НДС

685

2.3

Введен в эксплуатацию аквариум как объект основных средств

2000

109

152

3. Стоимость услуг по разработке дизайн-проекта интерьера помещения

3.1

Отражена стоимость услуг по разработке дизайн-проекта интерьера помещения

12500

152

685

12500*

* Предположим, что в налоговом учете стоимость услуг по разработке дизайн-проекта интерьера помещения «вписывается» в установленный на начало отчетного периода 10 % ремонтный лимит, поэтому попадает в валовые расходы предприятия.

3.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по разработке дизайн-проекта интерьера помещения

2500

641/НДС

685

3.3

Отнесена стоимость услуг по разработке дизайн-проекта интерьера помещения на увеличение первоначальной стоимости здания

12500

103

152

4. Оплата услуг дизайнерской фирмы

4.1

Оплачены услуги, предоставленные дизайнерской фирмой

19200

685

311

  

Как учитываются расходы на содержание эстетических объектов

Итак, помещение оформлено по высшему разряду: украшено цветами, картинами, в аквариуме плавают золотые рыбки, успокаивающе журчит фонтан. Все замечательно, можно принимать гостей и деловых партнеров. Однако чтобы рекламу фирмы не сменила антиреклама, следует предусмотреть небольшие, но постоянные расходы на обслуживание созданной красоты.

К числу таких расходов можно отнести, к примеру, расходы на подкормку рыб и прочей живности, содержание аквариумов и клеток в надлежащем состоянии, уход за растениями, а также заработную плату обслуживающего персонала (например, цветочницы) и т. п. Возможно даже иногда возникнет необходимость в привлечении отдельных специалистов, скажем, ветеринарных врачей.

Такие затраты в налоговом учете включаются в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как затраты, связанные с ведением хозяйственной деятельности. В бухгалтерском учете они относятся к расходам отчетного периода, а точнее — к административным расходам и учитываются на одноименном счете 92.

Если же осуществляются расходы на улучшение (модернизацию) эстетических объектов, классифицирующихся как основные фонды (основные средства — в бухгалтерском учете), к примеру, пересадка многолетних насаждений, расширение «зимнего сада», реставрация дорогостоящих фонтана или скульптуры и т. п., то эти расходы будут отражаться по правилам, установленным для учета улучшений основных фондов (основных средств). В этом случае нужно будет руководствоваться

п. 8.7 Закона о налоге на прибыль и пп. 14 — 15 П(С)БУ 7 соответственно.

Пример 3.

Предприятие в отчетном периоде осуществило следующие расходы:

— на чистку аквариума с привлечением специалиста из зоомагазина — 240 грн. (без НДС — 200 грн.; НДС 20 % — 40 грн.);

— на приобретение корма для рыб — 120 грн. (без НДС — 100 грн.; НДС 20 % — 20 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

  


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

ВД

ВР

1. Расходы на чистку аквариума

1.1

Отражены расходы на чистку аквариума

200

92

685

200

1.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по чистке аквариума

40

641/НДС

685

1.3

Оплачены услуги по чистке аквариума

240

685

311

2. Приобретение корма для рыб

2.1

Перечислена предоплата за корм для рыб

120

371

311

100

2.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за картины

20

641/НДС

644

2.3

Получен корм для рыб

100

209*

631

* По мере расходования корма его стоимость будет списываться на расходы отчетного периода и отражаться на счете 92. Впрочем, если корм приобретается в незначительном количестве, то его стоимость можно сразу относить на счет 92, минуя субсчет 209.

2.4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

20

644

631

2.5

Произведен зачет задолженностей

120

631

371

 

Вот, пожалуй, и вся основная информация об учете расходов на улучшение интерьера. Желаем, чтобы вложенные затраты обернулись новыми выгодными контрактами и действительно стали инвестициями в успех вашего
дела!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше