Темы статей
Выбрать темы

Благоустройство за счет средств бюджета

Редакция НиБУ
Статья

Благоустройство за счет средств бюджета

 

С наступлением весны вопросам благоустройства населенных пунктов городские власти уделяют особое внимание.

Кто занимается благоустройством населенных пунктов? Каковы источники финансирования мероприятий по благоустройству? Каков порядок учета таких расходов? Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная статья.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

  

Кто может получать средства из бюджета на благоустройство

Правовые, экономические, экологические, социальные и организационные основы благоустройства населенных пунктов определены

Законом о благоустройстве.

Под

благоустройством населенных пунктов понимают комплекс работ по инженерной защите, расчистке, осушению и озеленению территории, а также социально-экономических, организационно-правовых и экологических мероприятий по улучшению микроклимата, санитарной очистке, снижению уровня шума и т. п., которые осуществляются на территории населенного пункта с целью ее рационального использования, надлежащего содержания и охраны, создания условий по защите и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды.

Органы государственной власти и местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий могут передавать объекты благоустройства на баланс предприятий, учреждений и организаций. Такие предприятия определяются на конкурсных условиях с учетом требований

Положения № 160 и являются балансодержателями объектов благоустройства государственной и коммунальной формы собственности.

Согласно

ст. 15 Закона о благоустройстве балансодержатель объекта благоустройства обеспечивает надлежащее содержание и своевременный ремонт таких объектов собственными силами или может на конкурсных условиях привлекать для этого другие предприятия, организации. Собственник объекта благоустройства по представлению балансодержателя ежегодно утверждает мероприятия по содержанию и ремонту этого объекта на следующий год и предусматривает средства на выполнение таких мероприятий.

Финансирование мероприятий по благоустройству населенных пунктов осуществляется за счет средств государственного и местного бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций, добровольных взносов физических и юридических лиц и других источников.

Приведем в таблице виды мероприятий по благоустройству, финансирование которых осуществляется из государственного и местного бюджетов.

  

Источники финансирования мероприятий по благоустройству

государственный бюджет

местный бюджет

1) мероприятия по выполнению государственных программ благоустройства населенных пунктов;
2) работы по подготовке проектов законов, других нормативно-правовых актов в сфере благоустройства населенных пунктов;
3) работы по благоустройству, которые проводятся на землях государственной формы собственности;
4) охрана и содержание объектов благоустройства, переданных органами государственной власти на баланс предприятиям, учреждениям и организациям;
5) работы по созданию территорий и объектов рекреационного назначения, которые относятся к государственной собственности

1) мероприятия по выполнению местных программ благоустройства населенных пунктов, в том числе проектов благоустройства территорий населенных пунктов;
2) охрана и содержание объектов благоустройства коммунальной формы собственности, переданных органами местного самоуправления на баланс предприятия, учреждениям и организациям;
3) охрана, содержание и развитие зеленых насаждений на объектах благоустройства коммунальной формы собственности;
4) работы по созданию объектов рекреационного назначения, которые относятся к коммунальной форме собственности;
5) организация санитарной очистки территорий, относящихся к коммунальной собственности

 

Еще раз акцентируем внимание на том, что бюджетные средства для финансирования мероприятий по благоустройству выделяются

только тем предприятиям, которые являются балансодержателями объектов благоустройства государственной и коммунальной собственности.

 

Общий порядок получения бюджетных средств

Балансодержатели объектов благоустройства государственной и коммунальной собственности, которым выделяются средства из бюджета на содержание и ремонт таких объектов, являются

получателями бюджетных средств.

К этой категории относятся предприятия и различные организации,

не имеющие статуса бюджетных, которые:

— получают такие средства непосредственно через распорядителей в виде финансовой поддержки;

— уполномочены органами государственной власти на выполнение государственных целевых программ и предоставление услуг.

Учитывая, что средства на содержание и ремонт объектов благоустройства представляют собой одну из разновидностей бюджетных средств, то на их получателей распространяются требования бюджетного законодательства, касающиеся получения и расходования этих сумм.

Механизм взаимоотношений между органами Государственно казначейства Украины, местными финансовыми органами, распорядителями и получателями бюджетных средств определен

Порядком № 205.

Так, получателей бюджетных средств включают в сеть распорядителя на соответствующей территории, если они получают ассигнования непосредственно от него.

Получатели средств местного бюджета для осуществления расходов подают в орган Госказначейства

план использования бюджетных средств, который утверждает руководитель предприятия по согласованию с распорядителем, через которого они получают бюджетные средства. План использования бюджетных средств является основным плановым документом, в соответствии с которым осуществляются расходы. При отсутствии указанного документа получатель бюджетных средств не может получить соответствующие суммы.

Этот документ заполняется с разбивкой по полной экономической классификации расходов, однако

без указания цифровых кодов. Форма плана использования бюджетных средств утверждена приказом № 57.

На имя получателя бюджетных средств в органе Госказначейства открывают счет, на который и зачисляются средства, используемые для осуществления расходов по содержанию и ремонту объектов благоустройства.

Средства, получаемые балансодержателем из бюджета на проведение расходов по благоустройству таких объектов, делятся на две категории:

текущие и капитальные.

В соответствии с

Разъяснениями № 194 для текущих трансфертов применяется КЭКР 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)», а для капитальныхКЭКР 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)».

Работы по ремонту и содержанию объектов благоустройства, выполняемые балансодержателями, делятся на такие виды:

— содержание;

— текущий ремонт (ремонт улично-дорожной сети и искусственных сооружений подразделяется на средний и мелкий);

— капитальный ремонт.

Отнесение работ по ремонту и содержанию объектов благоустройства к текущим и капитальным расходам зависит от направления и объемов необходимых работ. В соответствии с

Порядком № 154 предусмотрено следующее распределение:

  

Виды расходов на благоустройство

Текущие расходы

Капитальные расходы

Содержание и объем работ

Работы по содержанию

объектов городского благоустройства заключаются в регулярном проведении мероприятий по предотвращению преждевременного износа объектов, обеспечению нормальных условий их функционирования.
Номенклатура работ по содержанию объектов приведена в приложении 5 к Порядку № 154

К

капитальному ремонту объектов городского благоустройства относятся работы, направленные на восстановление их эксплуатационных характеристик, увеличение прочности и несущей способности конструктивных элементов, а также увеличение габаритов объектов и отдельных их частей в пределах норм.
Номенклатура работ приведена в приложении 1 к Порядку № 154

К

текущему ремонту объектов городского благоустройства (кроме улично-дорожной сети и искусственных насаждений) относятся работы, направленные на предотвращение мелких деформаций и повреждений объектов городского благоустройства на немедленную их ликвидацию.
Номенклатура работ по текущему ремонту объектов благоустройства приведена в приложении 3 к Порядку № 154

По какому КЭКР выделяются средства из бюджета

1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»

2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»

 

 

Оплата расходов получателей бюджетных средств производится органами Госказначейства при выполнении следующих условий:

1) наличие плана использования бюджетных средств;

2) наличие зарегистрированных обязательств;

3) наличие на счете получателя остатка неиспользованных бюджетных ассигнований по соответствующим кодам экономической классификации.

Как отмечалось выше, получатели бюджетных средств являются полноправными участниками бюджетного процесса, и, следовательно, на них распространяются требования законодательства о проведении тендерных закупок. Так, если годовая стоимость предмета закупки равняется или превышает пороговые показатели, установленные

ст. 2 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III, а именно: товаров и услуг — 20 тыс. грн., а для работ — 50 тыс. грн., то их закупка осуществляется получателем бюджетных средств с применением одной из процедур закупок.

Предприятия и организации, являющиеся получателями бюджетных средств, предоставляют органам Госказначейства только финансовую отчетность об использовании полученных бюджетных средств (

письмо Минфина от 13.11.2007 г. № 31-34000-30-9/23729//«Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 104).

При составлении такой отчетности следует руководствоваться

Порядком составления месячной и квартальной финансовой отчетности в 2007 году учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов, утвержденным приказом Госказначейства от 04.04.2007 г. № 81. Месячную и квартальную финансовую отчетность об использовании полученных бюджетных средств получатели предоставляют по следующим формам:

  

Месячная отчетность

Квартальная отчетность

— «Звіт про заборгованість за бюджетними коштами» (№ 7д, № 7м);
— «Звіт про заборгованість за окремими програмами» (№ 7д.1, № 7м.1)

— «Звіт про надходження та використання коштів загального фонду» (№ 2д, № 2м);
— «Звіт про надходження і використання інших надходжень спеціального фонду» (№ 4-3д, № 4-3м);
— «Звіт про надходження і використання інших надходжень спеціального фонду
(позики міжнародних фінансових організацій)» (№ 4-3д.1, № 4-3м.1);
— «Звіт про заборгованість за бюджетними коштами» (№ 7д, № 7м);
— «Звіт про заборгованість за окремими програмами» (№ 7д.1, № 7м.1)

 

Что касается остальных форм финансовой отчетности, утвержденных вышеуказанным

Порядком, в том числе «Баланс» (ф. № 1), то их получатели в орган Госказначейства не предоставляют.

 

Налоговый и бухгалтерский учет

Получатели бюджетных средств ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность на основании национальных П(С)БУ, а также с использованием

Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.

В частности, для учета и обобщения информации о наличии и движении бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий целевого назначения, предусмотрен счет 48 «Целевое финансирование и целевые поступления».

Средства целевого финансирования, получаемые балансодержателями на проведение ремонта, реконструкции объектов благоустройства, отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями

пп. 16 и 17 П(С)БУ 15 и признаются доходом в течение тех периодов, когда были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.

Порядок отражения расходов на благоустройство в налоговом и бухгалтерском учете имеет ряд особенностей.

В налоговом учете балансодержателя (получателя бюджетных средств)

текущие трансферты считаются доходом из других источников и включаются в состав валовых доходов (п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль). Причем валовые доходы необходимо отражать на дату получения таких средств на счет предприятия (п.п. 11.3.5 Закона о налоге на прибыль). В декларации о налоге на прибыль суммы целевого финансирования получатели бюджетных средств отражают по строке 01.6 «Другие доходы».

В свою очередь, необходимость включения сумм

текущих трансфертов в состав валовых доходов позволяет говорить о правомерности отражения получателем таких средств валовых расходов при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, а также о праве на налоговый кредит по НДС.

В отношении налогового учета

капитальных трансфертов ситуация полностью противоположная. Такие суммы не включаются в валовой доход, так как их получение из бюджета прямо не связано с каким-либо видом деятельности предприятия и направлено на реализацию программ социально-экономического развития государства. В связи с этим профинансированные за счет этих средств товары (услуги) или основные фонды не считаются приобретенными непосредственно плательщиком , расходы на строительство и капитальный ремонт объектов благоустройства не амортизируются и суммы НДС, уплаченные при их приобретении, не могут быть включены в состав налогового кредита.

Позиция ГНАУ относительно налогового учета

капитальных трансфертов изложена в письмах от 11.05.2005 г. № 8978/7/15-1117, от 15.03.2004 г. № 1929/6/15-1116, от 05.12.2001 г. № 16616/7/16-1217-21 и от 19.05.2000 г. № 2648/6/15-1116. Так, авторы указанных выше писем считают, что суммы капитальных трансфертов включаются в состав валовых доходов (строка 01.6 декларации) в периоде их получения, а в периоде использования таких средств следует откорректировать валовые доходы (в строке 02 декларации со знаком «-» на сумму израсходованных средств). Однако мы считаем, что такой подход не соответствует требованиям Закона о налоге на прибыль.

  

Виды расходов и их учет

Текущие расходы

Капитальные расходы

Налоговый учет

В соответствии с

п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль включаются в валовые доходы.
В декларации по налогу на прибыль показывают по строке 01.6 «Другие доходы».
При приобретении товаров (оплате работ, услуг) за счет бюджетных средств получатель имеет право на валовые расходы и налоговый кредит по НДС

В валовые доходы не включаются

Бухгалтерский учет

Целевое финансирование не признается доходом до тех пор, пока не появится подтверждение того, что оно будет получено и объединение выполнит условия относительно такого финансирования. Полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования

Целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов

 

Пример 1

Коммунальным предприятием-балансодержателем осуществлены следующие расходы по содержанию объектов благоустройства:

— заработная плата и начисления на заработную плату — 9000 грн.;

— израсходованы запасы — 1820 грн.

Средства из бюджета на содержание объектов благоустройства получены в следующем периоде — 10820 грн. по КЭКР 1310.

  


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Начислена заработная плата работникам и произведены начисления на заработную плату

23

661, 65

9000

9000

2

Списаны запасы, израсходованные на содержание объекта благоустройства

23

20, 22

1820

В налоговом учете балансовая стоимость запасов участвует в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

3

Списаны расходы по содержанию объекта благоустройства

791

23

10820

4

Отражена задолженность бюджета

377

48

10820

5

Признан доход от целевого финансирования

48

718

10820

6

Получены средства из бюджета

311

377

10820

10820

7

Списан доход от целевого финансирования

718

791

10820

  

Пример 2

Коммунальным предприятием получены из городского бюджета средства на проведение капитального ремонта объектов благоустройства в сумме 900000 грн. по КЭКР 2410.

Ежемесячная сумма начисленной амортизации составляет 150 грн.

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Поступили средства из бюджета на проведение капитального ремонта

311

48

900000

2

Оплачен счет проектной организации за разработку проектно-сметной документации

371

311

2000*

3

Отнесена стоимость проектно-сметной документации в состав капитальных инвестиций

151

631

2000**

4

Отражен зачет задолженностей

631

371

2000

5

Перечислена предоплата подрядной организации

371

311

898000*

6

Подписан акт выполненных работ по капитальному ремонту***

151

631

898000**

7

Отражен зачет задолженностей

631

371

898000

8

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости расходы на капитальный ремонт объекта благоустройства

103

151

900000

9

Одновременно средства целевого финансирования отнесены к доходам будущих периодов

48

69

900000

10

Начислена амортизация

91

131

150

11

Признан доход от целевого финансирования одновре-менно с начислением амортизации ****

69

745

150

*

Предприятие не имеет права на налоговый кредит по НДС, так как капитальный ремонт выполняется за счет бюджетных средств.

** Расходы на капитальный ремонт объектов благоустройства не подлежат амортизации, поскольку финансирование таких мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств.

*** Начальник управления методологии бухгалтерского учета В. Пархоменко в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 10, с. 55 считает целесообразным при приобретении основных средств за счет бюджетных ассигнований сумму НДС отражать следующим образом:

Дт 48 — Кт 63 — сумма НДС, указанная в платежных документах;

Дт 15 — Кт 63 — расходы на приобретение (строительство) без суммы НДС.

**** В соответствии с п. 18 П(С)БУ 15 целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше