Темы статей
Выбрать темы

О бухгалтерском учете расходов на создание собственных знаков

Редакция НиБУ
Письмо от 11.09.2006 г. № 31-34000-10-10/18842

Нематериальные активы

 

О бухгалтерском учете расходов на создание собственных знаков

 

Письмо Министерства финансов Украины от 11.09.2006 г. № 31-34000-10-10/18842

 

Министерство финансов Украины на запрос <...> о расходах предприятия на создание торговых марок сообщает.

Согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 18 октября 1999 г. № 242,

нематериальный актив — это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в пользование (аренду) другим лицам, что, как можно ожидать, приведет к получению экономических выгод в будущем и его стоимость может быть достоверно определена.

Право на приобретенные торговые марки (знаки для товаров и услуг) зачисляется на баланс предприятия в сумме, состоящей из расходов, приведенных в пункте 11 указанного Положения (стандарта).

Расходы предприятия на создание собственных знаков для товаров и услуг

(товарных знаков, торговых марок и т. п.) согласно пункту 9 этого Положения (стандарта) подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

Учитывая изложенное, расходы, приведенные в запросе, признаются расходами отчетного периода и соответственно

нематериальным активом не признаются.

Заместитель министра Т. Ефименко



комментарий редакции

Расходы на создание торговых марок отражаются в составе расходов отчетного периода

В П(С)БУ 8 учету торговых марок посвящены два его пункта. Так, абзац четвертый п. 5 П(С)БУ 8 относит права на торговые марки (знаки для товаров и услуг) в составе прав на коммерческие обозначения к нематериальным активам. Между тем п. 9 названного стандарта расходы на создание торговых марок (товарных знаков) не признает активом, а говорит об отнесении затрат на их создание к расходам того отчетного периода, в котором они осуществлены. Именно на применении последней из названных норм при отражении расходов на создание торговой марки настаивает Минфин. Аналогичная позиция высказывалась нами в статье «Многоликая торговая марка (налоговый и бухгалтерский учет торговых марок)» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 42).

Обратите внимание, что п. 9 П(С)БУ 8 говорит лишь о

создании торговых марок. Если же речь идет о приобретении права на торговую марку по договору о передаче исключительных имущественных прав, то такое право считается нематериальным активом, для учета которого Инструкцией № 291 определен субсчет 123 «Права на коммерческие обозначения». Первоначальная стоимость такого объекта нематериальных активов определяется исходя из цены (стоимости) приобретения (кроме полученных торговых скидок), пошлины, непрямых налогов, не подлежащих возмещению, и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению (п. 11 П(С)БУ 8). Информация о таких расходах на приобретение вначале обобщается на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а уж потом списывается в дебет субсчета 123 «Права на коммерческие обозначения». Сумму амортизации таких активов целесообразно учитывать в составе расходов на сбыт.

Если же говорить о приобретении неисключительных прав на торговую марку, то расходы на уплату платежей следует рассматривать как роялти с отнесением в состав расходов.

Что касается расходов на самостоятельное

создание торговых марок (услуги дизайнерской разработки торговой марки, разработка макетов, заработная плата работников предприятия с начислениями на нее, сборы за регистрацию товарного знака и т. п.), то для их отражения считаем наиболее применим счет 93 «Расходы на сбыт», ведь целью производства продукции под определенной торговой маркой является прежде всего успешное продвижение ее на рынке.

Схемы корреспонденции счетов, отражающие описанные операции, приведены ниже:

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Создание торговой марки (товарного знака)

1

Перечислена предоплата за создание макета торговой марки дизайнерскому агентству

371

311

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641

644

3

Подписан акт выполненных работ на создание макета торговой марки

93

631

4

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

6

Уплачена госпошлина за регистрацию торговой марки

642

311

7

Списана в состав расходов сумма госпошлины

93

642

8

Уплачен сбор за подачу заявки на регистрацию товарного знака

93

311

9

Перечислена предоплата за услуги патентного поверенного

371

311

10

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641

644

11

Подписан акт выполненных работ патентным поверенным

93

631

12

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

13

Отражен зачет задолженностей

631

371

Приобретение исключительных прав на торговую марку

1

Перечислена плата за получение исключительных прав на торговую марку

371

311

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641

644

3

Отражены расходы, связанные с регистрацией прав на переданную торговую марку

154

685

4

Получены права на торговую марку

154

631

5

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

6

Отражен зачет задолженностей

631

371

7

Введен в хозяйственный оборот объект нематериальных активов

123

154

8

Начислена амортизация объекта нематериальных активов

93

133

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше