О подаче приложения 5 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 16.04.2008 г. № 7929/7/16-0017
Государственная налоговая администрация Украины в отношении порядка заполнения и подачи приложения 5 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов», утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30 мая 1997 г. № 166 (в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины от 17 марта 2008 г. № 159) (далее — приказ № 166), сообщает следующее.
Пунктом 4.2 Порядка заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30 мая 1997 г. № 166 (далее — Порядок), предусмотрено, что одновременно с декларацией должны подаваться все необходимые приложения к декларации, подача которых предусмотрена этим Порядком, а также расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и приложение 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной)).
Согласно пункту 4.3 Порядка налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от плательщика налогов как налоговая декларация, заполненная им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью плательщика налогов.
Таким образом,
в случае неподачи в орган государственной налоговой службы приложений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость такая налоговая декларация считается не признанной как налоговая декларация, о чем уведомляется плательщик налогов с указанием оснований ее неприема.Подпунктом 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» предусмотрено, что контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства плательщика налогов, если:
а) плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую декларацию;
б) данные документальных проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях;
в) контролирующий орган в результате проведения камеральной проверки обнаруживает арифметические или методологические ошибки в поданной плательщиком налогов налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства.
г) согласно законам по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган.
Согласно приказу № 166 показатели приложений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость должны корреспондировать с данными соответствующей декларации.
Поэтому,
в случае выявления в принятой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и приложениях к ней расхождений в данных, органом государственной налоговой службы проводится документальная невыездная проверка. В случае непредоставления плательщиком налогов информации по такой налоговой отчетности органом государственной налоговой службы согласно статье 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» проводится внеплановая выездная проверка.Государственная налоговая администрация Украины обязывает председателей ГНА в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное разъяснение до сведения плательщиков налогов и подчиненных органов ГНС и обеспечить его учет при проведении налогового контроля и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.
Заместитель председателя С. Чекашкин
комментарий редакции
Неподача приложения 5 — основание для отказа в приеме декларации
Именно так мы отвечали на вопросы слушателей семинаров, предвидя возможную позицию ГНАУ по этому поводу. Сегодня налоговый орган подтвердил наши предположения. В письме четко разъясняется, что в случае неподачи приложений к налоговой декларации по НДС такая декларация
считается непризнанной в качестве налоговой декларации.Строго говоря, действующее законодательство содержит целый ряд оснований для того, чтобы не согласиться с приведенным выводом. Однако с практической точки зрения плательщику, очевидно, придется смириться с позицией ГНАУ (либо, руководствуясь п.п. 4.1.2 Закона № 2181, обжаловать отказ налогового органа в приеме декларации). Если же плательщик будет настаивать на приеме отчетности, то ее могут все-таки принять, но это существенным образом не изменит ситуацию. Налоговый орган просто направит такому плательщику уведомление о признании отчетности непринятой.
Понятно, что направление отчетности по почте (
без приложения 5) приведет к аналогичным негативным последствиям — поданные документы не будут рассматриваться в качестве декларации. Думаем, в этом случае налоговики также будут настаивать на применении 170-гривневого штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации по п.п. 17.1.1 Закона № 2181 (конечно, если плательщик не успеет после получения уведомления о неприеме отчетности соблюсти предельный срок подачи декларации и «донести» полный комплект отчетности). С учетом комментируемого разъяснения, тот факт, что приложение 5 декларацией по НДС не является (хотя и входит в комплект отчетности по НДС), не станет преградой для наложения штрафа.Разумеется, сказанное не касается ситуации, при которой ГНАУ сама допускает возможность неподачи приложения 5, т. е.
когда декларация по НДС подается с прочерками (п. 4 письма ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32, с. 8).Если рассматривать приложение 5 в качестве составной части декларации, то алгоритм действий при выявлении расхождений показателей приложения 5 и собственно декларации по НДС описан в письме верно. Так же налоговики будут вести себя и при выявлении неточностей в любых других приложениях. Уточним, что плательщик должен пояснить соответствующие расхождения
в течение 10 дней с момента получения запроса. Отсутствие такого пояснения в течение этого срока открывает путь к проведению внеплановой проверки (п. 9 ч. 6 ст. 111 Закона о государственной налоговой службе).Дмитрий Винокуров