Госзакупки: анализируем новые документы
В сегодняшнем номере опубликован ряд документов Министерства экономики (см. с. 6 –15), касающихся проведения госзакупок. Данная статья представляет собой расширенный комментарий к этим документам.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Временное положение
— Временное положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274.Порядок № 128
— Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 128.Порядок № 126
— Порядок рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 14.04.2008 г. № 126.Порядок № 110
— Порядок приема и опубликования объявлений о проведении закупок товаров, работ и услуг в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 04.04.2008 г. № 110.Порядок № 130
— Порядок предоставления разъяснений о применении законодательства в сфере закупок, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 130.
Как согласовывать выбор процедуры закупки
Временным положением
предусмотрено, что при проведении отдельных процедур закупок заказчики должны получить согласование на их проведение с уполномоченным органом, т. е. с Минэкономики. Каких закупок касается данное требование и каков порядок получения такого согласования?Данное требование касается
процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника. Механизм согласования процедур торгов с Минэкономики определен Порядком № 128.
Процедура закупки | Когда согласовывать применение процедуры торгов и какие документы подавать в Минэкономики |
Торги с ограниченным участием | Если ожидаемая стоимость закупаемых товаров, работ и услуг равна или превышает 500 тыс. грн. |
Перечень документов: | |
Закупка у одного участника | Независимо от ожидаемой стоимости закупаемых товаров, работ и услуг эта процедура подлежит согласованию с Минэкономики |
Перечень документов: |
Кроме перечисленных документов,
Порядок № 128 разрешает Минэкономики требовать также:— копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридических лиц или свидетельства о государственной регистрации физических лиц — предпринимателей. Заметим, что ранее в число таких документов были включены еще и лицензии, а сейчас о них почему-то умолчали;
—
справки о соответствии цены предмета закупки, указанной в проекте договора, ценовой конъюнктуре на рынке соответствующих товаров, работ и услуг. Такие справки могут выдавать Госкомстат, Госинспекция по контролю за ценами, региональные торгово-промышленные палаты и другие организации, имеющие на это соответствующие полномочия. Естественно, выдавать такие справки будут небесплатно.Общий срок для рассмотрения документов и принятия решения о согласовании применения процедуры закупки или отказа в таком согласовании остался прежним —
30 календарных дней с даты предоставления документов.Порядок № 128
уточняет, что письмо-согласование процедуры закупки, выданное Минэкономики, является действительным до момента заключения договора о закупке. То есть для проведения новой процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника необходимо будет заново пройти процедуру согласования с Минэкономики.
Как Минэкономики будет предоставлять разъяснения
Одной из функций Минэкономики является предоставление разъяснений о порядке применения законодательства в сфере закупок. Требования к предоставлению таких разъяснений установлены
Порядком № 130, в частности, они следующие:1) запросы, поступающие в адрес Минэкономики, подлежат рассмотрению
в течение месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. При этом началом срока рассмотрения запроса является день его регистрации в Минэкономики, а окончанием — день отправки такого разъяснения заявителю;2) разъяснения подлежат оформлению на
официальном бланке Минэкономики, на котором должно быть указано название документа — «РАЗЪЯСНЕНИЕ», и подписывается такой документ министром или уполномоченным лицом Минэкономики.
Как принимают и публикуют объявления о проведении процедур закупок
Порядком № 110
установлены правила приема и сроки публикации объявлений о проведении процедур закупок в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок». Объявления о проведении закупок или проведении предварительной квалификации публикуются бесплатно.Вместе с тем для государственных, в том числе казенных, предприятий, учреждений и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерних предприятий, а также предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежит государственным, в том числе казенным, предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, редакция «Вестника государственных закупок»
по согласованию с Минэкономики может предусматривать особые условия публикации таких объявлений.Объявления, подготовленные к публикации, секретарь тендерного комитета может передать в редакцию «Вестника государственных закупок» одним из следующих способов:
лично или отправить по факсу с последующим отправлением оригинала объявления по почте (с указанием номера, присвоенного при приеме такого объявления). Такие объявления должны быть составлены по формам, утвержденным приказом Минэкономики от 04.04.2008 г. № 108.Принятые объявления регистрируются в «Вестнике государственных закупок» в течение
3 календарных дней с даты получения, а публикуются не позднее 7 дней с даты такой регистрации. Таким образом, объявление о проведении процедур закупки заказчик может увидеть в «Вестнике государственных закупок» в лучшем случае через 10 дней после его составления.
Как обжаловать процедуру закупки
Вопросы, связанные с обжалованием действий заказчиков при проведении ими процедур закупок, определены
п. 85-91 Временного положения и Порядком № 126.По большому счету, механизм обжалования, изложенный в
Порядке № 126, практически повторяет вышеуказанные пункты Временного положения. Поэтому далее обратим внимание только на интересные моменты:1. Сейчас участники могут подавать жалобы только
до заключения договора о закупке непосредственно заказчику или Минэкономики, в то время как до 2 апреля 2008 года жалобу можно было подать и после заключения договора о закупке.Порядок № 126
также уточняет, что если на день получения жалобы договор о закупке уже заключен, то Минэкономики не имеет права принимать решение по такой жалобе. Об этом сообщается участнику в письменной форме с течение 5 дней.2. Сейчас
Порядок № 126 не разграничивает порядок рассмотрения жалобы в зависимости от статуса лица, подавшего жалобу. Для всех участников действует единый механизм обжалования решений, действий или бездействия заказчика. Требования к оформлению жалоб и их содержанию приведены в пп. 4 — 5 Порядка № 126.3. Жалоба, поданная участником торгов, может быть оставлена без рассмотрения, если:
1) она подана с нарушением требований
п. 4 Порядка № 126;2) объектом обжалования является выбор процедуры закупки или решение заказчика об отклонении всех тендерных предложений;
3) содержание жалобы не соответствует требованиям
п. 5 Порядка № 126, т. е. если не содержит обязательную информацию;4) она подана по истечение 15 календарных дней со дня появления оснований для жалобы. При определении указанного срока необходимо учитывать следующее:
— днем наступления основания для подачи жалобы является день допущения заказчиком торгов нарушения процедуры закупки;
— днем подачи жалобы считается дата регистрации входящих документов в Минэкономики;
— если в жалобе указывается несколько решений, действий или фактов бездействия заказчика торгов, то время подачи жалобы отсчитывается от даты наступления последнего по времени такого факта.
4. Ни
Временное положение, ни соответственно Порядок № 126 не предоставляют заказчикам права на обжалование процедур закупок, решений, действий или бездействия заказчика в судебном порядке. Однако полагаем, что отсутствие прямой нормы в этих документах не лишает участников права обратиться в суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-ІV.Кроме того, основанием для обращения в суд может являться требование о возмещении расходов, связанных с участием в процедуре закупки. В свою очередь, возмещение таких расходов может производиться только при наличии решения суда.