Темы статей
Выбрать темы

Пенсионные выплаты в 2008 году

Редакция НиБУ
Статья

Пенсионные выплаты в 2008 году

Рассмотрим, с какими особенностями придется столкнуться в текущем году пенсионерам и работникам, которым пришло время вплотную задуматься о пенсии.

Валерий ШЕНДРИК, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Как известно,

Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VІ «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон о госбюджете-2008) были внесены изменения в ранее действовавший порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий, установленный Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Пенсионный закон) и другими законами Украины.

 

Ограничения

Согласно

подпункту 4 пункта 35 Раздела ІІ Закона о госбюджете-2008, в частности, изменена редакция части четвертой статьи 19 Пенсионного закона — в части определения размера максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды).

С точки зрения размера назначаемой пенсии речь здесь идет о той

предельной сумме, которая учитывается при исчислении пенсии. Понятно, что часть заработной платы (дохода), фактически выплаченная застрахованному лицу сверх этой предельной суммы, при назначении или перерасчете пенсии в расчет не принимается.

На 2008 год указанная предельная сумма (максимальная величина)

«равняется пятнадцати размерам прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц». Другими словами, в течение 2008 года эта величина составляет: с 1 января — 9495 грн., с 1 апреля — 9705 грн., с 1 июля — 9735 грн. и с 1 октября — 10035 грн.

Понятно, что по существу это означает

ограничение размера пенсии по возрасту, поскольку согласно статье 27 Пенсионного закона размер пенсии по возрасту определяется по формуле: П = Зп х Кс, где: П — размер пенсии; Зп — заработная плата застрахованного лица, определенная согласно статье 40 Пенсионного закона; Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица. При этом согласно статье 41 Пенсионного закона величина Зп не может превышать известную предельную сумму (максимальную величину). С учетом только этого ограничения максимально возможный размер пенсии по возрасту в 2008 году составлял бы:

при Кс = 0,75 с 1 января — 7121,25 грн., с 1 апреля — 7278,75 грн., с 1 июля — 7301, 25 грн. и с 1 октября — 7526,25 грн.,

при Кс = 0,85 соответственно — 8070,75 грн., 8249,25 грн., 8274,75 грн. и 8529,75 грн.

Но законодатель пошел дальше, и с целью установления дополнительного

ограничения на максимальный размер пенсии по возрасту подпунктом 8 пункта 35 Раздела ІІ Закона о госбюджете-2008 в 2008 году изменил редакцию части третьей статьи 27 Пенсионного закона (напомним, что согласно прежней редакции этой нормы исчисленный размер пенсии по возрасту не подлежал ограничению).

Таким образом установлено второе (дополнительное) ограничение, причем не просто на максимальный размер собственно исчисленной пенсии по возрасту, но

на размер пенсии по возрасту с учетом всех надбавок, увеличений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством. Это ограничение принято на уровне двенадцати минимальных размеров пенсии по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 Пенсионного закона (в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность). Таким образом, максимально возможный размер пенсии по возрасту с учетом всех надбавок и т. п. в 2008 году составит: с 1 января — 5640 грн., с 1 апреля — 5772 грн., c 1 июля — 5784 грн. и с 1 октября — 5976 грн.

Отметим, что это ограничение распространено и на получателей пенсий по так называемым «специальным» законам (госслужащие, дипломатические работники, научные работники и т. д.). Исключение составили прокуроры, судьи, народные депутаты, бывшие и действующие члены КМУ: для них установлен максимальный размер пенсии с учетом всех надбавок и т. п. в сумме 10000 грн. в месяц.

Напомним, что

подобные ограничения действовали и в 2007 году согласно Закону Украины от 19.12.2006 г. № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2007 год».

Наряду с установлением ограничения на величину пенсии

подпунктом 12 пункта 35 Раздела ІІ Закона о госбюджете-2008 внесены изменения в редакцию подпункта 2 пункта 2 раздела ХV «Заключительных положений» Пенсионного закона (в части назначения пенсии не только за счет бюджетных средств, но и целевых фондов). Это означает, что отдельным категориям работников в зависимости от условий труда по результатам аттестации рабочих мест после достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами 50 лет и наличия страхового стажа не менее пяти лет в 2008 году пенсии могут назначаться только за счет средств предприятий и организаций (но не бюджетных средств и целевых фондов). Для этого соответствующий порядок должен определить КМУ.

Еще одно

ограничение касается права на досрочный выход на пенсию. Согласно пункту 88 и подпункту 3 пункта 22 Раздела ІІ Закона о госбюджете-2008 приостановлено на 2008 год право на досрочный выход на пенсию (за полтора года до установленного законом срока) лицам предпенсионного возраста (мужчины — 58,5 лет, женщины — 53,5 года), которые имеют страховой стаж для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет, а для лиц, которые имеют право на пенсию на льготных условиях, — стаж работы, дающий право на этот вид пенсии, если трудовой договор с такими лицами расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников (см. подпункт «г» пункта 1 статьи 26 Закона Украины от 01.03.91 г. № 803-XII «О занятности населения»), а также выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья (см. статью 21 Закона Украины от 16.12.93 г. № 3721-XII «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»).

Уместно отметить, что

право на досрочное назначение «специальных» пенсий (госслужащие, научные работники и т. д.) в 2008 году остается в силе (напомним, что согласно статье 103 Закона Украины от 19.12.2006 г. № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» пенсии по возрасту в соответствии со «специальными» законами (кроме законов Украины «О прокуратуре», «О статусе судей» и «О статусе народного депутата») назначались лишь при достижении пенсионного возраста:

— мужчинами — 60 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет;

— женщинами — 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет).

Но это не означает, что указанным лицам перестали назначать пенсии раньше положенного срока, установленного

Законом Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» (льготные пенсии по Списку № 1, Списку № 2 и др., а также пенсии за выслугу лет). Просто до достижения ими указанного пенсионного возраста этим лицам будут назначать пенсионные выплаты только согласно Пенсионному закону, а после — уже по соответствующему «специальному» закону).

Хочется надеяться, что в следующем году таких изменений, которые ограничивают пенсионные права граждан, не будет или, по крайней мере, их будет меньше.

 

Формулировки

Существенные изменения внесены в

статьи 40 и 42 Пенсионного закона, которые посвящены порядку назначения и перерасчета пенсий.

Согласно

подпункту 9 пункта 35 Раздела ІІ Закона о госбюджете-2008 абзац третий части первой статьи 40 Пенсионного закона изложен в такой редакции (изменения выделены):

«По выбору лица, обратившегося за пенсией, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, исключается период до 60 календарных месяцев страхового стажа подряд при условии, что указанный период составляет не более 10 процентов длительности страхового стажа,

учтенного в одинарном размере. Во всех случаях, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым части первой этой статьи, период, за который учитывается заработная плата, после исключения 10 процентов продолжительности страхового стажа, не может быть меньше 60 календарных месяцев».

Как правило, в интересах лица, обратившегося за пенсией, целесообразно исключить указанный период страхового стажа (характеризуемый относительно меньшими размерами заработков) для достижения большего размера назначенной пенсии.

Напомним, при подаче заявления необходимо либо указать в нем конкретный период страхового стажа для подобного исключения, либо — если пенсионер затрудняется правильно определить его сам, — указать о своем желании обеспечить такое исключение автоматизированным способом (с помощью так называемой центральной программы, см. Приложение 4 к пункту 37 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением Правления ПФУ от 25.11.2005 г. № 22-1). Именно для этого желательно предоставлять сведения о своей заработной плате за период до 1 июля 2000 года за более продолжительное время, чем 60 месяцев подряд (это право пенсионера — см. подпункт «в» пункта 7 указанного Порядка).

Кстати, заключительное предложение приведенной цитаты не следует понимать как требование исключать из стажа обязательно максимальные 10 процентов продолжительности (можно исключать и меньше).

Очевидно, теперь узаконено

минимальное количество месяцев страхового стажа при назначении пенсии (не менее 60 календарных месяцев). Но и ранее это правило уже применялось на основании совместного письма Минтруда и ПФУ от 16.12.2004 г. № 12696/03 (невзирая на то, что установление правовых норм письмами не допускается).

Принципиально, что тем же

подпунктом 9 пункта 35 Раздела ІІ Закона о Госбюджете-2008 изложен в новой редакции абзац четвертый части второй статьи 40 Пенсионного закона:

«

Зс средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая согласно этому Закону учитывается для исчисления пенсий за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти в отраслях статистики, экономики, труда и социальной политики и финансов».

Очевидно, что здесь слова

«средняя заработная плата (доход)» обозначают на самом деле именно «показатель средней заработной платы (дохода)».

Действительно, в новой редакции

абзаца четвертого части второй статьи 40 Пенсионного закона формально дано новое (более адекватное) определение Зс и узаконены показатели указанной величины и порядок их определения. Но по существу ничего не изменилось: показатель Зс за 2002 год остался равным 306,45 грн. и все показатели средней заработной платы, которые использовались для исчисления пенсии согласно Пенсионному закону до 1 января 2008 года, тоже остались без изменений, и в 2008 году указанные выше показатели будут рассчитываться по прежней методике (см. постановление Правления ПФУ от 01.02.2008 г. № 4-4 «Об утверждении Порядка определения показателей средней заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» учитывается для исчисления пенсии» и постановление КМУ от 27.02.2008 г. № 95 «О признании утратившим силу пункта 3 постановления Кабинета Министров Украины от 20 ноября 2003 г. № 1783»). До 1 января 2008 г. эти показатели определялись согласно совместному приказу Госкомстата, Минтруда, Минэкономики от 31.12.2003 г. № 472/352/398 «Об утверждении Временной методики определения показателей средней заработной платы работников, занятых в отраслях национальной экономики для назначения пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденному постановлением Правления ПФУ от 31.12.2003 г. № 22-1.

Таким образом, фактически изменилось только название документа: до 1 января 2008 года была «Временная методика определения показателей...», а с 1 января 2008 года она же называется «Порядок определения показателей...». Тем самым фактически подтверждена законность самого постановления КМУ от 20.11.2003 г. № 1783 «О мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан» (как известно, законность этого постановления оспаривалась в суде профсоюзными организациями). Суть же дела заключается в том, что, согласно данным Госкомстата, величина Зс за 2002 год составила 376,38 грн., а постановлением КМУ от 20.11.2003 г., № 1783 эта величина была искусственно уменьшена до 306,45 грн.

В этой связи можно напомнить, что

11 мая 2004 г. Верховная Рада Украины приняла постановление «О современном состоянии пенсионного обеспечения и введение пенсионного страхования в Украине» № 1700-IV, в котором предписала: «Кабинету Министров Украины обеспечить с учетом положения части первой статьи 58 Конституции Украины приведение показателей среднемесячной заработной платы за 1958 — 1991 годы и средней заработной платы за 2002 год, определенные постановлением Кабинета Министров Украины от 20 ноября 2003 г. № 1783 «О мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан», в соответствии с официально опубликованными за эти годы показателями средней заработной платы работников в отраслях экономики Украины, применение которых при определении заработной платы (дохода) для исчисления пенсии предусмотрено статьями 40 и 43 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», вступившего в силу с 2004 года <...> Кабинету Министров Украины в октябре 2004 года проинформировать Верховную Раду Украины о ходе выполнения настоящего постановления». Как видим, ни соответствия, ни отчета, ни ответа в течение четырех лет нет, и даже наоборот: с 2008 года фактически узаконены заниженные показатели средней заработной платы.

Парадоксально, но факт остается фактом: в рамках одного

Пенсионного закона при исчислении пенсий по возрасту в случае «двухслагаемой формулы» (согласно части второй статьи 27 Пенсионного закона) применяются и значение средней заработной платы по данным Госкомстата за месяцы работы до 1 января 2004 года, и показатели средней заработной платы за месяцы работы с 1 января 2004 года, утвержденные ПФУ по согласованию с центральными органами исполнительной власти в отраслях статистики, экономики, труда и социальной политики и финансов.

При этом согласно

подпункту 10 пункта 35 Раздела ІІ Закона о Госбюджете-2008 в абзаце первом части второй статьи 42 Пенсионного закона слова «средняя заработная плата в Украине» заменены словами «среднемесячная заработная плата штатного работника в Украине». Этим сделан акцент на использовании данных Госкомстата при реализации части второй статьи 42 Пенсионного закона (в части повышения пенсий, в частности, с 1 марта текущего года за счет роста среднемесячной заработной платы штатного работника в Украине). В связи с этим целесообразно привести в соответствие и само название статьи 42 Пенсионного закона, чтобы в нем фигурировала тоже «среднемесячная заработная плата штатного работника в Украине».

Кстати говоря, при редактировании

абзацев седьмого и двенадцатого части второй статьи 40 Пенсионного закона тоже допущены оплошности: ведь нельзя же одним махом менять абзац седьмой и абзац двенадцатый, так как в них говорится о разных Зс (за год и за месяц соответственно). Очевидно, что в абзаце седьмом части второй статьи 40 Пенсионного закона в контексте речь должна идти о показателе средней заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо, в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая в соответствии с этим Законом учитывается для исчисления пенсии, а в абзацах двенадцатом и двадцать втором соответственно — о показателе заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо, в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая в соответствии с этим Законом учитывается для исчисления пенсии.

Важно отметить, что согласно

подпункту 10 пункта 35 Раздела II Закона о Госбюджете-2008 изложена в новой редакции часть четвертая статьи 42 Пенсионного закона.

Застрахованное лицо, разумеется, заинтересовано провести перерасчет пенсии с учетом новой заработной платы Зп = Зс х (Ск : k). Согласно предоставленным справкам о заработной плате работники Пенсионного фонда должны провести такой перерасчет, а затем уже провести перерасчет пенсии только с учетом страхового стажа, если первый перерасчет приводит к уменьшению пенсии.

Кстати говоря, и эти нормы грешат неточностями, которые способны ввести в заблуждение. Как известно, перерасчет пенсии согласно

абзацам первому и второму части четвертой статьи 42 Пенсионного закона производится именно по заявлению пенсионера (см. статью 45 Пенсионного закона), тогда как перерасчет пенсий согласно частям первой, второй и третьей статьи 42 Пенсионного закона производится по материалам пенсионных дел, т. е. без подачи заявления пенсионером. Мало того: последнее предложение в абзаце первом части четвертой статьи 42 Пенсионного закона и вообще по сути вводит новое правило для перерасчета пенсии по сравнению с ее назначением.

Таким образом, если до 2008 года право на перерасчет пенсии с учетом страхового стажа и заработка, приобретенного после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии, распространялось лишь на тех пенсионеров, которые набирали после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии не менее 24 месяцев страхового стажа, то

в 2008 году право на такой перерасчет имеют: те пенсионеры, которые приобрели менее чем 24 месяца страхового стажа, если с момента предыдущего перерасчета прошло два года; работавшие пенсионеры, которые приобрели страховой стаж, достаточный для назначения пенсии в соответствии с частью первой статьи 28 Пенсионного закона (в части установления минимального размера пенсии по возрасту при наличии у мужчин 25, а у женщин — 20 лет страхового стажа).

Кстати, в соответствии с

письмом Минтруда и ПФУ от 28.12.2007 г. № 1328/0/039/98-07 и № 21590/02-20 тем пенсионерам, которые по состоянию на 1 января 2008 года приобрели право на перерасчет пенсии на основании абзацев второго и третьего части четвертой статьи 42 Пенсионного закона, перерасчет пенсии будет производиться с 1 января 2008 года, если заявление о перерасчете пенсии со всеми необходимыми документами будет предоставлено пенсионером до 31 декабря 2008 года включительно. Если пенсионер изъявит желание учесть страховой стаж, приобретенный после 1 января 2008 года, то перерасчет пенсии будет производиться со сроков, предусмотренных статьей 45 Пенсионного закона (т. е. с первого числа месяца, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии, если соответствующее заявление со всеми необходимыми документами предоставлено им до 15 числа включительно, и с первого числа следующего месяца, если заявление со всеми необходимыми документами предоставлено им после 15 числа).

Исчисление страхового стажа, дающего право на перерасчет пенсии в соответствии с

частью четвертой статьи 42 Пенсионного закона, осуществляется не ранее дня, следующего за днем, по который исчислен страховой стаж при назначении (предварительном перерасчете) пенсии.

Частью второй статьи 5 Закона Украины от 15.07.99 г. № 966-XIV «О прожиточном минимуме»

теперь установлено: «Расчеты ежемесячного фактического размера прожиточного минимума на одно лицо, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, обнародуются до 20 числа следующего месяца специально уполномоченным органом исполнительной власти в отрасли труда и социальной политики...». Это значит, что теперь ежемесячно автоматически будут производиться перерасчеты пенсии.

С 1 апреля 2008 года согласно

постановлению КМУ от 26.03.2008 г. № 265 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения граждан» все пенсионные выплаты, государственная социальная помощь инвалидам детства и детям-инвалидам, лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам, лицам, которым назначается пенсия в связи с потерей кормильца, будут не ниже прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (указанным лицам предоставляется ежемесячная государственная адресная помощь).

В заключение отметим, что согласно

подпункту 7 пункта 35 Раздела ІІ Закона о Госбюджете-2008 с 1 октября 2008 года будут внесены изменения в статью 25 Пенсионного закона: «За период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35 %, а за период участия в солидарной и накопительной системах пенсионного страхования — 1,08 %». При этом заключительными положениями (Раздел ІІІ) Закона о Госбюджете-2008 предусмотрено, что «стоимость» одного года страхового стажа за период участия только в солидарной системе с 1 января 2008 года и до 1 октября 2008 года равняется 1,2 % (до 1 января 2008 года эта величина равнялась 1 %, а после 1 октября 2008 года будет равна 1,35 %). Кроме того, этими заключительными положениями (пункт 4) установлено: «в 2008 году пенсии, назначенные согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением показателей средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины за 2002 — 2005 годы, подлежат перерасчету с 1 января 2008 года с учетом показателя средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины за 2006 год, который применяется для начисления пенсии» (напомним, что этот показатель за 2006 год равен 928,81 грн. и эти перерасчеты пенсий осуществляются по материалам пенсионных дел без предоставления пенсионерами дополнительных документов).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше