Темы статей
Выбрать темы

Компьютерный практикум. Что нового в Инструкции по электронной отчетности

Редакция НиБУ
Статья

Что нового в Инструкции по электронной отчетности

 

ГНАУ все-таки решила заставить плательщиков отказаться от использования бесплатного «Нотаря» и для наложения электронных цифровых подписей (ЭЦП) применять сертифицированные ключи, которые нужно приобретать за деньги. Это становится ясно после близкого знакомства с новой Инструкцией по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи (с. 5).

Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор газеты «Бухгалтер & Компьютер»

 

Намерения ГНАУ стали ясны еще раньше — после выхода

приказа от 17.03.2008 г. № 159, которым ГНАУ внесла изменения в форму декларации по НДС и порядок ее составления. Наверняка вы помните, что в отношении нашумевшего приложения 5 (расшифровка налоговых обязательств и кредита в разрезе контрагентов) ГНАУ предусмотрела два способа подачи:

— в бумажном виде с предоставлением по желанию электронной копии;

— по электронной почте в формате XML с наложением ЭЦП, сформированной при помощи сертифицированных ключей.

И хотя ГНАУ прописала это только в отношении приложения 5, совершенно очевидно, что это касается всей декларации по НДС.

И вот теперь ГНАУ издала

приказ от 10.04.2008 г. № 233, которым утвердила новую Инструкцию по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи. Эта Инструкция вступила в силу 27 апреля и пришла на смену Временному порядку поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органы ГНС Украины, утвержденному в свое время приказом ГНАУ от 26.11.2004 г. № 672.

В новом

приказе № 233 ничего не говорится о том, утратил ли силу прежний Временный порядок. Впрочем, логика подсказывает, что если новая Инструкция регулирует те же вопросы, что и старый порядок, то он не применяется. Посмотрим, какие же изменения несет с собой новая Инструкция и чего хочет ГНАУ от налогоплательщиков?

В самом начале

Инструкции сказано, что она распространяется в том числе на плательщиков налогов, которые по собственному желанию подают налоговые документы в электронном виде. Обратите внимание на слова «по собственному желанию». Это соответствует последнему абзацу п.п. 4.4.2 «з» Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 20.12.2000 г. № 2181-III, в соответствии с которым налоговая отчетность может быть подана по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Итак, вывод первый: подача отчетности в электронном виде — дело исключительно добровольное. Налоговики не вправе принуждать к этому плательщиков. Новая

Инструкция по этому поводу ничего нового не содержит, да и не может содержать. Поэтому не верьте на слово инспектору, заявляющему, что «по новому приказу ГНА Украины все плательщики должны будут подавать отчетность в электронном виде».

Если же вы все-таки относитесь к числу добровольцев, то наверняка задавались вопросом: что нужно, чтобы подавать электронную отчетность в соответствии с новой

Инструкцией?

Во-первых, прежде всего нужен

доступ к сети Интернет и возможность принимать/отправлять сообщения по электронной почте. Это очевидно.

Во-вторых, нужно

приобрести сертифицированные ключи для наложения ЭЦП. Предприятию нужно три ключа: для ЭЦП главбуха, директора и печати предприятия. Частному предпринимателю достаточно одного ключа для формирования личной ЭЦП. Срок действия сертифицированных ключей — 1 год.

Для получения ключей необходимо обратиться в один из аккредитованных в ГНАУ центров сертификации ключей (АЦСК). Их перечень приведен в таблице ниже.

 

Организация

Электронный адрес

1

ЗАО «ИВК»

www.ivk.org.ua

2

ООО «Украинский сертификационный центр»

www.ukrcc.com

3

ООО «Арт-Мастер»

www.masterkey.com.ua

4

ГП «Украинские специальные системы»

www.uss.gov.ua/

 

Некоторые из них, в частности ООО «Украинский сертификационный центр» («УСЦ») и ООО «Арт-Мастер», проводят акцию в поддержку перехода на сертифицированные ЭЦП. Цель этой акции — предоставить льготные условия по приобретению сертификатов ЭЦП для тех налогоплательщиков, которые уже участвовали в предоставлении электронной налоговой отчетности в ГНИ через Интернет.

Так, например, для того чтобы обменять ключи «Нотарь» на ЭЦП, подтвержденную усиленным сертификатом ключа «УСЦ», вам необходимо предоставить

оригинал договора с налоговой о сдаче отчетов в электронном виде и пакет документов для оформления сертификатов ЭЦП. Перечень включает в себя свидетельство о госрегистрации, свидетельство плательщика НДС, устав (положение) и документы, подтверждающие полномочия подписчиков (руководителя и бухгалтера) — приказы о принятии на работу, протокол собрания учредителей и т. п., заверенные печатью юридического лица. Полученными ключами «УСЦ» пользователь совершенно бесплатно сможет пользоваться в пределах срока действия его договора с ГНАУ. При получении ключей «УСЦ» пользователь также получает программное обеспечение для наложения таких подписей. Программа «БЕСТ-ЗВИТ плюс» в демо-режиме может использоваться также и для создания отчетов для Пенсионного фонда и формы № 1ДФ для ГНИ.

В ООО «Арт-Мастер»

пользователь, заключивший договор с ГНАУ до 20 февраля 2008 года, может заказать личный ключ и сертификат открытого ключа сроком действия до конца 2008 года по акционному тарифу всего за 5 грн. При помощи таких ключей пользователь сможет предоставлять налоговую, пенсионную и финансовую отчетность средствами Интернет.

После того как в АЦСК вам выдали сертификаты открытых ключей на электронных носителях, нужно обратиться в свою ГНИ для подписания договора о признании электронных документов. Можно попросту скачать форму договора с сайта ГНАУ в разделе «Плательщикам налогов об электронной отчетности», заполнить в двух экземплярах, подписать, скрепить печатью и вместе с усиленными сертификатами открытых ключей на электронном носителе предоставить в свою ГНИ.

После подписания договора в ГНИ вам вернут один экземпляр и попросят расписаться в Журнале учета договоров о признании электронных документов. С этого момента вы становитесь полноценным субъектом электронного документооборота и смело можете отсылать отчетность в электронной форме. Вместе с тем

подписанный договор вовсе не обязывает подавать отчетность в электронной форме. Даже подписав договор, вы можете сдать отчетность на бумаге, и ее обязаны будут принять. Впрочем, не зря же вы покупали ключи...

Следующий серьезный вопрос: как формировать электронную отчетность и накладывать ЭЦП? Для этого нужно соответствующее программное обеспечение.

Самый экономный вариант, не требующий дополнительных вложений, — формировать налоговую отчетность в XML-формате с помощью бесплатной программы «Податкова звітність» (последняя версия 1.12), которую раздают в налоговых инспекциях. Если же вы используете какую-либо бухгалтерскую программу для ведения бухгалтерского и налогового учета, поинтересуйтесь у ее разработчика, есть ли в ней функция экспорта налоговой отчетности в формат XML. В частности, «1С:Бухгалтерия» версий 7.7, 8.0 и 8.1 такими возможностями обладает.

Сформировав отчетность в формате XML, ее необходимо подписать и отправить по электронной почте на сервер. Программное обеспечение для наложения ЭЦП вам предоставит АЦСК вместе с электронными ключами (а за дополнительное вознаграждение еще и установит на компьютер). Подойдет для этих целей и демо-версия программы «БЭСТ-Звіт».

И наконец, самый удобный, но и самый дорогостоящий вариант — платная версия программы «БЭСТ-Звіт» в связке с бухгалтерской программой. Например, в «1С: Бухгалтерии» ведется отчет и формируется отчетность, затем она втягивается в «БЭСТ-Звіт», средствами которого проводится камеральная проверка, отчетность подписывается и отправляется в налоговую.

Независимо от того, какой вариант вы выберете, обратите внимание на последовательность наложения ЭЦП, установленную

Инструкцией: вначале накладывается ЭЦП главного бухгалтера, затем ЭЦП руководителя и в последнюю очередь — печать предприятия.

Далее в

Инструкции обратите внимание на порядок получения подтверждения из налоговой о приеме электронной отчетности. Таких подтверждений должно быть два: первое о том, что доставка файлов выполнена, второе — что отчетность прошла проверку на соответствие формату и принята. Если выполнялось несколько посылок, то поданной считается последняя посылка с отчетностью, которая поступила до окончания предельного срока подачи отчетности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше