Что нового в Инструкции по электронной отчетности
ГНАУ все-таки решила заставить плательщиков отказаться от использования бесплатного «Нотаря» и для наложения электронных цифровых подписей (ЭЦП) применять сертифицированные ключи, которые нужно приобретать за деньги. Это становится ясно после близкого знакомства с новой Инструкцией по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи (с. 5).
Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор газеты «Бухгалтер & Компьютер»
Намерения ГНАУ стали ясны еще раньше — после выхода
приказа от 17.03.2008 г. № 159, которым ГНАУ внесла изменения в форму декларации по НДС и порядок ее составления. Наверняка вы помните, что в отношении нашумевшего приложения 5 (расшифровка налоговых обязательств и кредита в разрезе контрагентов) ГНАУ предусмотрела два способа подачи:— в бумажном виде с предоставлением по желанию электронной копии;
— по электронной почте в формате XML с наложением ЭЦП, сформированной при помощи сертифицированных ключей.
И хотя ГНАУ прописала это только в отношении приложения 5, совершенно очевидно, что это касается всей декларации по НДС.
И вот теперь ГНАУ издала
приказ от 10.04.2008 г. № 233, которым утвердила новую Инструкцию по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи. Эта Инструкция вступила в силу 27 апреля и пришла на смену Временному порядку поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органы ГНС Украины, утвержденному в свое время приказом ГНАУ от 26.11.2004 г. № 672.В новом
приказе № 233 ничего не говорится о том, утратил ли силу прежний Временный порядок. Впрочем, логика подсказывает, что если новая Инструкция регулирует те же вопросы, что и старый порядок, то он не применяется. Посмотрим, какие же изменения несет с собой новая Инструкция и чего хочет ГНАУ от налогоплательщиков?В самом начале
Инструкции сказано, что она распространяется в том числе на плательщиков налогов, которые по собственному желанию подают налоговые документы в электронном виде. Обратите внимание на слова «по собственному желанию». Это соответствует последнему абзацу п.п. 4.4.2 «з» Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 20.12.2000 г. № 2181-III, в соответствии с которым налоговая отчетность может быть подана по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.Итак, вывод первый: подача отчетности в электронном виде — дело исключительно добровольное. Налоговики не вправе принуждать к этому плательщиков. Новая
Инструкция по этому поводу ничего нового не содержит, да и не может содержать. Поэтому не верьте на слово инспектору, заявляющему, что «по новому приказу ГНА Украины все плательщики должны будут подавать отчетность в электронном виде».Если же вы все-таки относитесь к числу добровольцев, то наверняка задавались вопросом: что нужно, чтобы подавать электронную отчетность в соответствии с новой
Инструкцией?Во-первых, прежде всего нужен
доступ к сети Интернет и возможность принимать/отправлять сообщения по электронной почте. Это очевидно.Во-вторых, нужно
приобрести сертифицированные ключи для наложения ЭЦП. Предприятию нужно три ключа: для ЭЦП главбуха, директора и печати предприятия. Частному предпринимателю достаточно одного ключа для формирования личной ЭЦП. Срок действия сертифицированных ключей — 1 год.Для получения ключей необходимо обратиться в один из аккредитованных в ГНАУ центров сертификации ключей (АЦСК). Их перечень приведен в таблице ниже.
№ | Организация | Электронный адрес |
1 | ЗАО «ИВК» | www.ivk.org.ua |
2 | ООО «Украинский сертификационный центр» | www.ukrcc.com |
3 | ООО «Арт-Мастер» | www.masterkey.com.ua |
4 | ГП «Украинские специальные системы» | www.uss.gov.ua/ |
Некоторые из них, в частности ООО «Украинский сертификационный центр» («УСЦ») и ООО «Арт-Мастер», проводят акцию в поддержку перехода на сертифицированные ЭЦП. Цель этой акции — предоставить льготные условия по приобретению сертификатов ЭЦП для тех налогоплательщиков, которые уже участвовали в предоставлении электронной налоговой отчетности в ГНИ через Интернет.
Так, например, для того чтобы обменять ключи «Нотарь» на ЭЦП, подтвержденную усиленным сертификатом ключа «УСЦ», вам необходимо предоставить
оригинал договора с налоговой о сдаче отчетов в электронном виде и пакет документов для оформления сертификатов ЭЦП. Перечень включает в себя свидетельство о госрегистрации, свидетельство плательщика НДС, устав (положение) и документы, подтверждающие полномочия подписчиков (руководителя и бухгалтера) — приказы о принятии на работу, протокол собрания учредителей и т. п., заверенные печатью юридического лица. Полученными ключами «УСЦ» пользователь совершенно бесплатно сможет пользоваться в пределах срока действия его договора с ГНАУ. При получении ключей «УСЦ» пользователь также получает программное обеспечение для наложения таких подписей. Программа «БЕСТ-ЗВИТ плюс» в демо-режиме может использоваться также и для создания отчетов для Пенсионного фонда и формы № 1ДФ для ГНИ.В ООО «Арт-Мастер»
пользователь, заключивший договор с ГНАУ до 20 февраля 2008 года, может заказать личный ключ и сертификат открытого ключа сроком действия до конца 2008 года по акционному тарифу всего за 5 грн. При помощи таких ключей пользователь сможет предоставлять налоговую, пенсионную и финансовую отчетность средствами Интернет.После того как в АЦСК вам выдали сертификаты открытых ключей на электронных носителях, нужно обратиться в свою ГНИ для подписания договора о признании электронных документов. Можно попросту скачать форму договора с сайта ГНАУ в разделе «Плательщикам налогов об электронной отчетности», заполнить в двух экземплярах, подписать, скрепить печатью и вместе с усиленными сертификатами открытых ключей на электронном носителе предоставить в свою ГНИ.
После подписания договора в ГНИ вам вернут один экземпляр и попросят расписаться в Журнале учета договоров о признании электронных документов. С этого момента вы становитесь полноценным субъектом электронного документооборота и смело можете отсылать отчетность в электронной форме. Вместе с тем
подписанный договор вовсе не обязывает подавать отчетность в электронной форме. Даже подписав договор, вы можете сдать отчетность на бумаге, и ее обязаны будут принять. Впрочем, не зря же вы покупали ключи...Следующий серьезный вопрос: как формировать электронную отчетность и накладывать ЭЦП? Для этого нужно соответствующее программное обеспечение.
Самый экономный вариант, не требующий дополнительных вложений, — формировать налоговую отчетность в XML-формате с помощью бесплатной программы «Податкова звітність» (последняя версия 1.12), которую раздают в налоговых инспекциях. Если же вы используете какую-либо бухгалтерскую программу для ведения бухгалтерского и налогового учета, поинтересуйтесь у ее разработчика, есть ли в ней функция экспорта налоговой отчетности в формат XML. В частности, «1С:Бухгалтерия» версий 7.7, 8.0 и 8.1 такими возможностями обладает.
Сформировав отчетность в формате XML, ее необходимо подписать и отправить по электронной почте на сервер. Программное обеспечение для наложения ЭЦП вам предоставит АЦСК вместе с электронными ключами (а за дополнительное вознаграждение еще и установит на компьютер). Подойдет для этих целей и демо-версия программы «БЭСТ-Звіт».
И наконец, самый удобный, но и самый дорогостоящий вариант — платная версия программы «БЭСТ-Звіт» в связке с бухгалтерской программой. Например, в «1С: Бухгалтерии» ведется отчет и формируется отчетность, затем она втягивается в «БЭСТ-Звіт», средствами которого проводится камеральная проверка, отчетность подписывается и отправляется в налоговую.
Независимо от того, какой вариант вы выберете, обратите внимание на последовательность наложения ЭЦП, установленную
Инструкцией: вначале накладывается ЭЦП главного бухгалтера, затем ЭЦП руководителя и в последнюю очередь — печать предприятия.Далее в
Инструкции обратите внимание на порядок получения подтверждения из налоговой о приеме электронной отчетности. Таких подтверждений должно быть два: первое о том, что доставка файлов выполнена, второе — что отчетность прошла проверку на соответствие формату и принята. Если выполнялось несколько посылок, то поданной считается последняя посылка с отчетностью, которая поступила до окончания предельного срока подачи отчетности.