Темы статей
Выбрать темы

Талоны на вывоз (утилизацию) отходов: отражение в учете

Редакция НиБУ
Статья

Талоны на вывоз (утилизацию) отходов: отражение в учете

 

В деятельности практически каждого предприятия образуются отходы. Не желая их накапливать, субъекты хозяйствования пользуются услугами специализированных предприятий по вывозу и утилизации отходов. Все чаще при оказании подобных услуг используются талоны. О том, как правильно отразить талоны на вывоз отходов, а также сами отходы в учете предприятия, и пойдет речь в предлагаемой статье.

Марина Сафронова, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Методрекомендации № 2

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

Инструкция № 162

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379.

 

В соответствии со

ст. 1 Закона об отходах отходами являются любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования по месту образования или выявления и от которых их владелец должен избавиться путем утилизации или удаления.

Субъекты хозяйственной деятельности могут

самостоятельно размещать образовавшиеся отходы в специально отведенных местах или объектах в соответствии с санитарными нормами и правилами или передавать их предприятиям для дальнейшей утилизации, хранения, захоронения. Чаще предприятия используют второй вариант. Для этого они заключают договор со специализированными предприятиями (как правило, коммунальными), предметом которого являются сбор, вывоз и утилизация отходов. Если услуги по утилизации отходов предоставляются на условиях предварительной оплаты, предприятие заранее оплачивает объем отходов, которые необходимо будет утилизировать в будущем, а взамен получает талоны, соответствующие такому объему отходов.

Обратите внимание, что предприятие фактически приобретает не талоны на отходы, а

услуги по утилизации отходов, право на получение которых подтверждается талонами. Полученные талоны хранятся в бухгалтерии или в кассе предприятия и по мере необходимости выдаются ответственному лицу. Аналитический учет талонов ведется в ведомости, составленной бухгалтером в произвольной форме. В ней отражается информация о получении талонов на вывоз (утилизацию) отходов и их выдаче ответственному лицу под роспись. Ведомость по учету талонов на вывоз (утилизацию) отходов может выглядеть следующим образом:

 

Ведомость по учету талонов на вывоз (утилизацию) отходов за сентябрь 2008 г.

Остаток на начало

Поступление талонов

Выдача талонов

Подотчетное лицо

Остаток на конец

Объем, куб. м

Номинал

Дата

Объем, куб. м

Номинал

Дата

Объем, куб. м

Номинал

Объем, куб. м

Номинал

01.09.2008 г.

80

80 шт. х 1 куб. м

11.09.2008 г.

30

30 шт. х 1 куб. м

Ильин К. Л.

50

50 шт. х 1 куб. м

50

50 шт. х 1 куб. м

29.09.2008 г.

20

20 шт. х 1 куб. м

15.09.2008 г.

50

50 шт. х 1 куб. м

Ильин К. Л.

20

20 шт. х 1 куб. м

х

х

Итого

100

100 шт. х 1 куб. м

х

80

80 шт. х 1 куб. м

х

20

20 шт. х 1 куб. м

 

В зависимости от условий договора со специализированным предприятием подотчетное лицо передает талоны:

— или водителям своего предприятия, которые самостоятельно вывозят образовавшиеся отходы на полигоны, зафиксированные в договоре. В этом случае талон на утилизацию отходов является своего рода пропуском на полигон;

— или водителям автомобилей специализированных служб, осуществляющих вывоз мусора.

После использования талонов подотчетное лицо предоставляет в бухгалтерию

отрывную часть талонов на утилизацию отходов и акт выполненных работ.

 

Бухгалтерский и налоговый учет талонов

Вопрос отражения талонов на вывоз (утилизацию) отходов в бухгалтерском учете является дискуссионным. Минфин считает

, что такие талоны необходимо отражать на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте» (письмо от 13.06.2007 г. № 31-34000-30-10/12154 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 37). Напомним, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, на счете 33 отражается информация о наличии и движении денежных документов, которые находятся в кассе предприятия, а именно: почтовых марках, марках гербового сбора, оплаченных проездных документах, оплаченных путевках в санатории, пансионаты, дома отдыха и т. д. Отличительной особенностью денежных документов является указание на самих документах их номинальной стоимости. Однако на талонах присутствует информация только об объеме отходов, подлежащих утилизации. Следовательно, их нельзя приравнивать к денежным документам.

Талоны на вывоз (утилизацию) отходов вряд ли могут быть отнесены к запасам. Напомним, что в соответствии с

п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246, запасы представляют собой активы, которые:

— удерживаются для дальнейшей продажи;

— находятся в процессе производства с целью дальнейшей продажи продукта производства;

— содержатся для использования во время производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, а также управления предприятием.

Талоны на вывоз (утилизацию) отходов не соответствуют ни одному из перечисленных критериев, а значит, отражать их в составе запасов было бы ошибкой.

По нашему мнению, для ведения учета талонов необходимо использовать забалансовый счет

08 «Бланки строгого учета». Полученные от специализированного предприятия талоны на вывоз (утилизацию) отходов зачисляются на счет 08 в сумме, равной стоимости услуг по вывозу (утилизации) отходов. Списание талонов с указанного счета происходит после предоставления в бухгалтерию отрывной части (корешков) талонов и акта выполненных работ.

Кроме того, в бухгалтерском учете предприятие должно ориентироваться на субсчет

371 «Расчеты по выданным авансам». Так, при перечислении специализированному предприятию предварительной оплаты за утилизацию отходов происходит увеличение дебиторской задолженности (дебет субсчета 371 «Расчеты по выданным авансам»). По мере использования талонов (передачи их специализированным предприятиям) отражаются расходы деятельности, а задолженность списывается (кредит субсчета 371 «Расчеты по выданным авансам»). Основанием для этого являются акты выполненных работ и отрывные части талонов.

Несмотря на то что талоны на утилизацию мусора не имеют денежного выражения, предприятию целесообразно определить стоимость талона расчетным путем (разделить сумму авансового платежа на количество полученных талонов). Именно эту сумму материально ответственное лицо будет возмещать предприятию в случае утери талона на вывоз (утилизацию) отходов. Обратите внимание, что нормы

Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденного постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116, здесь не применяются, поскольку они устанавливают механизм определения размера убытков от кражи, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, кроме драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей. Поскольку талоны на вывоз (утилизацию) отходов материальными ценностями не являются, в случае утери талона ответственные лица возмещают фактические расходы предприятия, связанные с их получением.

В налоговом учете расходы на оплату услуг по утилизации отходов включаются в состав валовых расходов на основании общехозяйственного

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Увеличиваются валовые расходы на дату первого события, а именно на дату перечисления предоплаты специализированному предприятию. Исключение составляет ситуация, когда услуги по утилизации предоставляет неплательщик налога на прибыль. В этом случае право на отражение валовых расходов предприятие получит только на дату фактического получения результатов работ (подписания акта выполненных работ) (п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль). Поскольку талоны на вывоз (утилизацию) отходов не являются запасами, их стоимость не участвует в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

По уплаченным суммам НДС в составе предварительной оплаты за услуги по утилизации отходов предприятие — плательщик НДС имеет право на

налоговый кредит (при наличии налоговой накладной) при выполнении условий п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

А теперь приведем пример отражения в налоговом и бухгалтерском учете операций по оприходованию и списанию талонов на вывоз (утилизацию) отходов.

Пример

. В сентябре 2008 года предприятие оплатило услуги спецпредприятия по утилизации отходов в сумме 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.) и получило 100 талонов на вывоз отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности предприятия. В течение месяца было использовано 30 талонов, а в октябре — 70 талонов.

 

Учет оприходования и списания талонов на вывоз отходов

Период

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

Сентябрь 2008 г.

Перечислена предварительная оплата специализированному предприятию за услуги по вывозу отходов

371

311

2400

2000

Сентябрь 2008 г.

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641

644

400

Сентябрь 2008 г.

Оприходованы полученные талоны на забалансовом счете

08

2400

Сентябрь 2008 г.

Получены услуги по вывозу отходов

(20 грн. х 30 талонов)

949

631

600

Сентябрь 2008 г.

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

120

Сентябрь 2008 г.

Произведен взаимозачет задолженностей

631

371

720

Сентябрь 2008 г.

Списаны расходы на финансовый результат

791

949

600

Сентябрь 2008 г.

Списаны израсходованные талоны с забалансового учета

08

720

Октябрь 2008 г.

Получены услуги по вывозу отходов (20 грн. х 70 талонов)

949

631

1400

Октябрь 2008 г.

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

280

Октябрь 2008 г.

Произведен взаимозачет задолженностей

631

371

1680

Октябрь 2008 г.

Списаны расходы на финансовый результат

791

949

1400

Октябрь 2008 г.

Списаны израсходованные талоны с забалансового учета

08

1680

 

Как учитывать отходы

Отходы в зависимости от возможности использования в хозяйственной деятельности бывают возвратными и безвозвратными.

В соответствии с

п. 2.13 Методрекомендаций № 2 возвратными отходами производства являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, которые образовались в процессе производства продукции (работ, услуг), утратили полностью или частично потребительские свойства исходного материала (химические и физические) и в силу этого используются с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используются по прямому назначению. Обратите внимание: от использования возвратных отходов можно получить экономическую выгоду.

Безвозвратные отходы

не могут быть использованы в деятельности предприятия или реализованы. Именно их необходимо утилизировать. Об учете безвозвратных отходов сейчас и поговорим.

В

бухгалтерском учете безвозвратные отходы активом не признаются и учитываются на предприятии только в количественном выражении. Это прямо следует из п. 2.13 Методрекомендаций № 2.

В операциях с отходами, которые не имеют дальнейшего использования по месту их образования (безвозвратными отходами), необходимо руководствоваться нормами

Закона об отходах. Так, согласно п. «г» ст. 17 указанного документа субъекты хозяйственной деятельности обязаны выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов на основе материально-сырьевых балансов производства. Что же под этим понимается? Ответ находим в письме Минприроды Украины от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 и письме Минпромполитики от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58: «...под ведением материально-сырьевых балансов производства понимается наличие на предприятии соответствующего планирования производства продукции и ее учета, и соответствующего нормирования образования отходов и их учета, учета их перемещения за пределы предприятия». При этом для ведения количественного учета отходов можно использовать любой документ, дающий возможность проверить соблюдение предприятием соответствующих норм образования отходов. Как видим, в обязанности предприятия входит не просто подсчет количества образованных отходов, но и их планирование через установление норм.

Деление безвозвратных отходов на нормативные (они соответствуют установленным на предприятии нормам отходов сырья, материалов и полуфабрикатов, образовавшихся в процессе деятельности) и сверхнормативные (они превышают установленные нормы) оказывает определенное влияние и на

налоговый учет.

Так, проблем с нормативными безвозвратными отходами не возникает. Их образование не приводит к уменьшению валовых расходов, ранее отраженных при покупке сырья и материалов. С этим согласны и представители главного налогового ведомства, которые в своем

письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316 отметили следующее: «...если нормативными актами установлены нормативы потерь материалов, запасов при производстве продукции, то стоимость таких запасов в пределах установленных норм остается в составе валовых затрат предприятия».

Что касается сверхнормативных расходов, то, скорее всего, налоговики не признают их в составе валовых расходов как использованные не в хозяйственной деятельности. По этой же причине потребуют отсторнировать и налоговый кредит. Подробнее см. статью «Обрезки, ошметки, огрызки, помои: (а также лоскутки, шлаки, стружка, зола и прочие сокровища) ну как же без 5.9...» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 103, с. 40.

 

Сбор за размещение отходов

В соответствии со

ст. 39 Закона об отходах за размещение* отходов с субъектов предпринимательской деятельности взимается плата. Размер платы устанавливается на основе нормативов, которые рассчитываются на единицу объема образованных отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории, на которой они размещены. За сверхлимитное размещение отходов плата взимается в повышенном размере.

* Понятие «размещение отходов», помимо захоронения отходов, включает в себя и их ранение, т. е. временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления).

Плата, о которой идет речь в

Законе об отходах, является не чем иным, как сбором за загрязнение окружающей природной среды, который взимается за размещение отходов. Объектом исчисления сбора для стационарных источников загрязнения являются объемы отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах (второй абзац п. 3.1. Инструкции № 162). Сумма сбора исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании утвержденных лимитов размещения отходов исходя из фактических объемов размещения отходов.

Превышение предприятием лимита на размещение отходов приводит к применению 5-кратного коэффициента при расчете сбора. Уплачивать сбор в пятикратном размере придется и в случае отсутствия у налогоплательщика установленных лимитов размещения отходов (

п. 5.4, 5.5 Инструкции № 162).

Отходы, переданные на договорных началах другим субъектам хозяйственной деятельности, больше не являются собственностью передавшего их субъекта и поэтому

не должны учитываться в расчетах сбора за размещение отходов. На это обращал внимание Минприроды в письме от 14.05.2003 г. № 4914-к/26-11/115-11. В более позднем письме № 6540 Минприроды конкретизирует свою мысль и выделяет два условия, выполнение которых позволит субъекту хозяйствования избежать уплаты экосбора по окончании каждого отчетного квартала в рамках года:

— объем образовавшихся отходов

не должен превышать лимит на образование отходов;

— отходы, образовавшиеся в течение года, необходимо передать специализированной организации

до окончания года.

Однако этим письмом могут руководствоваться только те предприятия, для которых был утвержден лимит образования отходов*. А как быть субъектам хозяйствования, для которых лимиты не установлены? Так, например, собственники бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, освобождены от получения соответствующих лимитов (

п. 8 Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденного постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218).

* Если на предприятии образовались опасные отходы, то в общем случае их нельзя хранить более 6 месяцев. Поэтому утилизировать такие отходы необходимо до окончания указанного срока.

Такие предприятия

должны передать отходы, образовавшиеся в течение квартала, специализированному предприятию до окончания этого квартала. В противном случае придется платить сбор за загрязнение. В этом отношении интерес вызывает письмо ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215**// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58, в котором представители главного налогового ведомства отметили, что только в случае, если субъект хозяйствования своевременно не передал отходы другим специализированным предприятиям (коммунальным предприятиям) в установленные договором сроки по собственной вине и/или по вине этих предприятий, в результате чего на конец отчетного квартала отходы остались у такого субъекта хозяйствования, он должен уплатить экосбор за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на его собственных объектах в течение определенного времени.

** Об устойчивой позиции налоговиков по этому вопросу свидетельствует консультация, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, с. 37.

Как видим, предприятие должно заплатить экосбор, если по каким-либо причинам отходы не удалось передать специализированной организации до окончания отчетного квартала. Обратите внимание: даже если сроки, установленные договором, были нарушены, однако обязательство по вывозу отходов исполнено до окончания отчетного периода, сбор уплачивать не придется.

И еще один момент. В соответствии с

п. 6.4 Инструкции № 162 суммы сбора, которые взимаются за размещение отходов, исчисляются нарастающим итогом с начала года. Поэтому экосбор, начисленный в одном из кварталов текущего года, необходимо отсторнировать, если вывоз отходов произойдет в одном из последующих кварталов этого года. Скорее всего, налоговики не будут возражать против этого, ведь в упомянутом выше письме они сами говорят об уплате экосбора за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на объектах в течение определенного времени.

Что касается отражения сбора в налоговом учете, то

вся сумма сбора (начисленная за размещение отходов в пределах лимита и сверх него) увеличит валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Напомним, что в соответствии с указанным документом в состав валовых расходов включаются суммы начисленных налогов и сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения. В свою очередь, сбор за загрязнение окружающей природной среды входит в состав общегосударственных налогов и сборов (п. 1.14 Закона о системе налогообложения).

Правда, представители ГНАУ придерживаются по этому поводу иной точки зрения. Так, в

письме от 24.04.2008 г. № 8682/7/15-0217 они отметили, что сумма сбора за размещение отходов, исчисленного за сверхлимитные объемы, не относится в состав валовых расходов. Аргументом является п. 12 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303, согласно которому сбор за размещение отходов в пределах лимитов относится на валовые расходы производства и обращения, а в случае превышения этих лимитов — взимается за счет прибыли, которая остается в распоряжении юридических лиц.

Мы не можем согласиться с таким подходом, поскольку установление дополнительных ограничений по включению затрат предприятия в состав валовых расходов, кроме тех, которые установлены

Законом о налоге на прибыль, запрещено п. 5.11 указанного документа. При этом 5-кратный размер сбора за размещение отходов нельзя рассматривать как штрафную санкцию. Он представляет собой плату, которая взимается с субъекта хозяйственной деятельности при определенных условиях, установленных п. 5.5. Инструкции № 162.

Вот, пожалуй, и все об учете талонов на вывоз отходов и о самих отходах. Уверены, что, приняв к сведению изложенную в этой статье информацию, у вас не будет сложностей с их отражением в учете.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше