Темы статей
Выбрать темы

Органы акционерного общества: компетенция и порядок деятельности

Редакция НиБУ
Статья

Органы акционерного общества: компетенция и порядок деятельности

 

Изменения в регулировании деятельности акционерных обществ не могли не коснуться их рабочего механизма, через который и осуществляется функционирование самих АО. Речь идет об общем собрании акционеров, наблюдательном совете, исполнительном органе и ревизионной комиссии.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Исключительная компетенция общего собрания АО

Высшим органом АО, как и прежде, является общее собрание акционеров. Периодичность его проведения также не изменилась: созываться общее собрание должно

не реже одного раза в год. Однако по сравнению с ныне действующим законодательством Закон об АО содержит требование о сроках проведения такого годового общего собрания — не позже 30 апреля следующего за отчетным года*. При этом установлен перечень вопросов, которые обязательно должны быть внесены в повестку дня годового общего собрания. Это:

— утверждение годового отчета АО;

— распределение прибыли и убытков АО;

— принятие решения по результатам рассмотрения отчета наблюдательного совета, отчета исполнительного органа, отчета ревизионной комиссии (либо ревизора).

*Однако, как справедливо отмечает ряд специалистов, не названы последствия непроведения такого очередного общего собрания либо алгоритм действий на случай, если для проведения общего собрания нет кворума.

Кроме того, ряд вопросов должен выноситься на рассмотрение годового общего собрания не реже чем

один раз в три года . Это вопросы об:

— избрании членов наблюдательного совета, утверждении условий гражданско-правовых или трудовых договоров, которые будут заключаться с ними, установлении размера их вознаграждения, избрании лица, которому предоставляется право подписи гражданско-правовых договоров с членами наблюдательного совета;

— принятии решения о прекращении полномочий членов наблюдательного совета.

Вступление в силу

Закона об АО повлечет изменения в перечне вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания. Эти изменения представлены в таблице.

 

До

Закона об АО

По

Закону об АО

1

2

Вопросы исключительной компетенции общего собрания

Внесение изменений в устав АО

Избрание членов наблюдательного совета

Создание и отзыв исполнительного и других органов АО

Принятие решения о прекращении полномочий членов наблюдательного совета; принятие решения о досрочном прекращении полномочий ревизионной комиссии

Утверждение годового отчета АО, распределение доходов и убытков

Утверждение заключений ревизионной комиссии (ревизора)

Сроки и порядок выплаты дивидендов

Решение о выплате дивидендов

Создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их уставов и положений

 

Принятие решения о выделении и прекращении АО, о ликвидации АО, избрание ликвидационной комиссии, утверждение порядка и сроков ликвидации, порядка распределения между акционерами имущества, которое остается после удовлетворения требований кредиторов, и утверждение ликвидационного баланса

Принятие решения об избрании уполномоченного лица акционеров для представительства интересов акционеров в случаях, предусмотренных законом

 

Принятие решения об увеличении/уменьшении уставного капитала АО

Принятие решения о передаче ведения реестра собственников именных ценных бумаг

Другие вопросы, отнесенные уставом общества к исключительной компетенции общего собрания АО

Вопросы, которые общим собранием АО могут быть переданы другим органам АО:

Вопросы, которые также относятся к исключительной компетенции общего собрания АО:

Определение основных направлений деятельности АО

Вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц органов управления обществом

 

Утверждение положений об общем собрании, наблюдательном совете, исполнительном органе и ревизионной комиссии (ревизоре) АО, а также внесение изменений в них;

утверждение других внутренних документов АО, если иное не предусмотрено уставом АО

Принятие решения о выкупе обществом размещенных им акций

Определение условий оплаты труда должностных лиц АО, его дочерних предприятий, филиалов и представительств

Утверждение условий гражданско-правовых или трудовых договоров, которые будут заключаться с членами наблюдательного совета, установление размера их вознаграждения, избрание лица, уполномоченного на подписание гражданско-правовых договоров с членами наблюдательного совета

Утверждение договоров (соглашений), заключаемых на сумму, превышающую указанную в уставе АО

Принятие простым большинством акционеров, которые зарегистрировались для участия в общем собрании и являются собственниками голосующих по этому вопросу акций, решения о совершении значительной сделки, если рыночная стоимость имущества или услуг, которые выступают предметом такой сделки, превышает 25 процентов, но менее чем 50 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО.

Принятие 3/4 голосов акционеров от общего их количества решения о совершении значительной сделки, если рыночная стоимость имущества или услуг, которые являются предметом такой сделки, составляет 50 и более процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО

 

Принятие решения об аннулировании выкупленных акций

 

Принятие решения о размещении акций

 

Принятие решения о размещении ценных бумаг на сумму, превышающую 25 процентов стоимости активов АО

 

Принятие решения о дроблении либо консолидации акций

 

Принятие решения о форме существования акций

 

Утверждение размера годовых дивидендов

 

Принятие решений по вопросам порядка проведения общего собрания

 

Избрание председателя и членов ревизионной комиссии (ревизора), принятие решения о досрочном прекращении их полномочий

 

Принятие решения по результатам рассмотрения отчета наблюдательного совета, отчета исполнительного органа, отчета ревизионной комиссии (ревизора)

 

Утверждение принципов (кодекса) корпоративного управления АО

 

Избрание комиссии по прекращению АО

 

На стадии работы над законопроектом предлагалось также отнести к исключительной компетенции общего собрания вопрос об участии АО в создании других юридических лиц, в уставные фонды которых передается имущество АО, например, в размере более чем 5 процентов чистых активов. Однако, как видим, в окончательный текст

Закона об АО данное полномочие не вошло в сферу исключительной компетенции общего собрания АО.

В целом можно сделать вывод, что и без этого полномочия перечень вопросов, которые должны решаться исключительно на общем собрании акционеров, значительно расширен. Это объясняется желанием разработчиков данного

Закона, в котором их поддержали и народные депутаты, ограничить возможности для так называемых рейдерских атак и создать условия для большого участия акционеров в управлении АО.

 

Порядок проведения общего собрания АО

Порядок проведения общего собрания акционеров представим на рисунке (см. с. 55).

 

img 1

 

Говоря о порядке созыва и проведения общего собрания, необходимо вспомнить, что

Закон о хозобществах в вопросе о том, какой из органов АО является ответственным за созыв общего собрания, оставлял возможность для споров. Это, в частности, стало причиной появления разъяснения ГКЦБФР от 23.04.2008 г. № 3. В нем был сделан вывод, что таким органом является исполнительный орган (правление). В то же время наблюдательный совет на основании ч. 1 ст. 160 ГКУ, по мнению ГКЦБФР, имел возможность отменить либо изменить время и место проведения созванного общего собрания, при условии, что соответствующие полномочия названы в уставе АО.

После вступления в силу

Закона об АО данный вопрос будет решаться по-другому. В соответствии с ч. 2 ст. 52 данного Закона подготовка повестки дня, принятие решения о дате проведения общего собрания, принятие решения о проведении очередного или внеочередного общего собрания по требованию акционеров либо по предложению исполнительного органа относится к исключительной компетенции наблюдательного совета. И только в том случае, если в АО акционеров — собственников простых акций 9 и меньше, подготовкой и проведением общего собрания занимается исполнительный орган АО (абзац первый ч. 2 ст. 51 Закона об АО).

Следует отметить, что согласно

абзацу третьему ч. 7 ст. 38 Закона об АО обжалование акционером решения общества об отказе включить его предложения в повестку дня в суде не приостанавливает проведение общего собрания. Суд по результатам рассмотрения дела может обязать АО провести общее собрание по вопросу, во включении которого в повестку дня было безосновательно отказано акционеру.

Думаем, что в вопросе о том, могут ли другие акционеры, а не сам инициатор включения того или иного вопроса в повестку дня, обжаловать такой отказ, судебные инстанции будут исходить из того, были ли таким отказом нарушены права подающих жалобу акционеров (аналогичная позиция высказывалась в

п. 5 постановления Пленума ВСУ от 30.05.2008 г. № 7 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Среди новых требований к порядку проведения общего собрания акционеров следует также обратить внимание на требование о проведении общего собрания в пределах населенного пункта по местонахождению АО (исключение из этого требования — акционерные общества, в которых 100 процентов акций принадлежит иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юрлицам, международным организациям).

Интересным и несколько упрощающим жизнь малочисленных АО (не более 25 акционеров) нововведением может стать закрепление возможности проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования (см.

ст. 48 Закона об АО).

Нормой, направленной на обеспечение большей стабильности в деятельности АО, можно также назвать

ст. 50 Закона об АО. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона об АО решение общего собрание АО может быть обжаловано в течение 3 месяцев с даты его принятия. Для случаев обжалования решения общего собрания об отказе от осуществления обязательного выкупа акций акционера в предусмотренных законом случаях (см. ст. 68 Закона об АО) предусмотрена одна особенность в исчислении указанного срока: он начинает исчисляться либо с дня получения письменного отказа, либо с 31 дня с даты направления в адрес АО требования о выкупе акций.

 

Кворум для проведения общего собрания АО

Общее собрание признается правомочным, если для участия в нем зарегистрировались акционеры, которые вместе являются собственниками

не меньше чем 60 процентов голосующих акций. Если сравнивать с требованиями к кворуму, которые закреплены в Законе о хозобществах, то разница небольшая: Закон о хозобществах признает общее собрание правомочным при условии регистрации акционеров с более чем 60 процентами голосующих акций.

Исключения в требованиях о том, каким должен быть кворум для проведения общего собрания, не сделаны и для внеочередного общего собрания.

Вопрос о том, каким должен быть кворум для проведения общего собрания, не раз становился причиной того, что принятие

Закона об АО срывалось. Именно в связи с этим председатель Верховной Рады Украины в день голосования за данный Закон предложил и вовсе не поднимать данный вопрос, поскольку его обсуждение в очередной раз могло отложить принятие Закона об АО еще на несколько лет.

Следует отметить, что мировой практике известны самые разные варианты решения вопроса о кворуме общего собрания акционеров. Так, в Российской Федерации

общее собрание акционеров является правомочным, если на нем присутствуют акционеры, владеющие более чем 50 процентами голосующих акций. Если же кворума нет, проводят повторное собрание, и при этом планка кворума может быть снижена до 30 процентов голосующих акций. В Республике Казахстан кворум составляет 50 процентов голосующих акций. В случае если собрание не состоялось, проводится повторное, правомочное уже при 40 процентах акций, либо, в отдельных случаях, при 15 процентах голосующих акций.

Интересен опыт Франции, законодательство которой для проведения общего собрания требует присутствия акционеров (или их представителей), владеющих 25 процентами голосующих акций.

 

Наблюдательный совет АО

Первое, что обращает на себя внимание:

Закон об АО устанавливает четкий перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции наблюдательного совета (см. ч. 2 ст. 52 Закона об АО). Действующее законодательство определение перечня таких вопросов оставляет «на откуп» уставу АО либо общему собранию АО.

Изменено требование о том, для каких АО создание наблюдательного совета является обязательным: если раньше позволить себе работать без такого органа могли АО с количеством акционеров менее 50, то теперь данное требование обязательно для всех АО, в которых акционеров-собственников простых акций 10 и более лиц (

ч. 2 ст. 51 Закона об АО).

Установлены также требования к количественному составу наблюдательного совета:

— для АО с количеством акционеров — собственников простых акций от 100 до 1000 лиц — не менее 5 лиц;

— для АО с количеством более 1000 лиц — не менее 7 лиц;

— для АО с количеством более 10000 лиц — не менее 9 лиц.

В отличие от

Закона о хозобществах, предусматривающего возможность формирования наблюдательного совета исключительно из числа акционеров, Закон об АО такого требования не содержит.

Особое внимание следует обратить на то, что

к компетенции наблюдательного совета отнесен вопрос о совершении сделки, если рыночная стоимость имущества или услуг, по поводу которых она совершается, составляет от 10 до 25 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО (ч. 1 ст. 70 Закона об АО). В случае непринятия наблюдательным советом такого решения данный вопрос может быть рассмотрен общим собранием.

Среди полномочий наблюдательного совета интерес также представляет полномочие на принятие решения о совершении сделки, в отношении которой есть заинтересованность, либо об отказе в ее совершении, или о передаче данного вопроса на рассмотрение общего собрания акционерного общества. Понятие сделки, в отношении которой есть заинтересованность, — новое для законодательства о хозобществах. Перечень сделок, подпадающих под данное понятие, и порядок их заключения раскрыты в

статьях 71, 72 Закона об АО.

 

Органы АО с одним акционером

Неурегулированность вопроса о том, какими могут быть особенности в управлении акционерного общества с одним учредителем/акционером, часто приводила к сложностям на практике.

Закон об АО попытался учесть данную проблему, посвятив ей специальную статью. Так, согласно ст. 49 Закона об АО полномочия общего собрания в таком акционерном обществе осуществляются акционером единолично. Решения, принятые при этом, оформляются письменно (в форме приказа) и удостоверяются печатью АО либо нотариально.

На этом, пожалуй, можно завершить краткий обзор тех изменений, которые произойдут в компетенции и порядке работы органов акционерного общества в связи со вступлением в силу

Закона об АО. Думаем, практика применения данного законодательного акта даст еще не один повод для их более детального анализа.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше