Темы статей
Выбрать темы

Рекламные акции. Налоговые последствия саморекламы

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Рекламные акции

 

Налоговые последствия саморекламы

 

Полиграфическое предприятие изготовило рекламные листовки с информацией о собственной деятельности с целью привлечения клиентов. Листовки были распространены на станциях метрополитена. Включаются ли расходы на изготовление таких рекламных материалов в состав валовых расходов? Нужно ли уплачивать налог с рекламы?

(г. Харьков)

 

Как известно, с точки зрения налогового законодательства рекламные расходы делятся на лимитируемые и нелимитируемые.

Порядок их отражения в учете регулируется нормами п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. В соответствии с первым абзацем данного подпункта расходы плательщика налога на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) таким налогоплательщиком, включаются в состав валовых расходов.

Расходы, связанные с изготовлением и распространением листовок, являются расходами на проведение рекламных мероприятий и попадают под действие

первого абзаца п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, приведенного выше. Они отражаются в составе валовых расходов в полном объеме без ограничений. Однако здесь есть одно условие: листовки должны содержать информацию о товарах (работах, услугах), которые реализуются непосредственно налогоплательщиком.

В рассматриваемой ситуации предприятие самостоятельно изготавливает рекламный материал. В нем содержится информация о всех видах выполняемых им работ. Целью рекламной кампании является привлечение новых заказчиков. В связи с этим предприятие имеет полное право отразить рекламные расходы в составе валовых расходов. С этим согласна и ГНАУ, о чем свидетельствует

письмо от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 48.

Стоимость материалов, использованных на изготовление листовок, участвует в пересчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента их списания. А суммы НДС, уплаченные предприятием в составе стоимости запасов, включаются в налоговый кредит (на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

При раздаче рекламных листовок у предприятия не возникает никаких налоговых последствий ни по налогу на прибыль, ни по НДС. Связано это с тем, что такая операция

не является поставкой товара, определение которой приведено в п. 1.4 Закона об НДС. Ведь раздаваемый рекламный материал представляет собой носитель и средство распространения информации о товарах (работах, услугах) налогоплательщика, он не может быть использован кроме как для информирования потенциальных покупателей. Об этом, в частности, шла речь и в письмах ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26; от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 48.

Что касается вопроса о необходимости уплаты налога с рекламы, то для ответа на него обратимся к

ст. 11 Декрета о местных налогах и сборах . В соответствии с нормами указанного документа объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Уплата налога осуществляется во время оплаты услуг по установлению и размещению рекламы.

Как следует из вопроса, предприятие самостоятельно изготавливает и распространяет рекламу о своей деятельности. При этом никаких услуг оно не приобретает, а значит, и оплачивать ему нечего. Отсюда можно сделать вывод, что

объект обложения налогом с рекламы отсутствует.

Тем не менее не все так однозначно. Говоря о налоге с рекламы, который относится к местным налогам, необходимо учитывать решения органов местного самоуправления. Так, например, в

Положении о налоге с рекламы, утвержденном решением Запорожского городского совета четвертой сессии XXIV созыва от 05.09.2002 г. № 11, объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установке и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), в том числе работы, которые выполняются хозяйственным способом. А вот в решении 21 сессии Харьковского городского совета І созыва от 20.09.1993 г. объектом налогообложения является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Как видим, работы по самостоятельному изготовлению и распространению средств рекламы здесь не указаны.

Таким образом, в решении вопроса об уплате налога с рекламы необходимо ориентироваться на положения, утвержденные местным органом исполнительной власти. Тем более, что мнение ГНАУ противоречиво. Так, в

письме от 23.02.2004 г. № 91/4/13-1114 представители главного налогового ведомства выступают за уплату налога при самостоятельном размещении рекламы, а в письме ГНА г. Киева от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80 придерживаются противоположного мнения.

Марина Ковенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше