Темы статей
Выбрать темы

Расходные кассовые ордера может подписывать наделенный такими полномочиями заместитель руководителя

Редакция НиБУ
Письмо от 26.08.2008 г. № 11-113/3421-115-75

Расходные кассовые ордера может подписывать наделенный такими полномочиями заместитель руководителя

 

Письмо Национального банка Украины от 26.08.2008 г. № 11-113/3421-115-75

 

Национальный банк Украины рассмотрел письмо <...> о возможности подписания расходных кассовых ордеров заместителем руководителя предприятия, руководителем (заместителем руководителя) обособленного подразделения предприятия и в рамках компетенции сообщает.

Требованиями Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение), утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 г. под № 40/10320 (с изменениями), определен порядок осуществления кассовых операций лицами, в должностные обязанности которых входят оформление кассовых документов, прием и выдача наличных и т. п. Так, согласно пункту 3.4 Положения выдача наличных из касс производится по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям, которые должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, уполномоченный на это руководителем.

Согласно статье 65 Хозяйственного кодекса Украины для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия, с которым заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя. Руководитель предприятия действует от имени предприятия, формирует администрацию предприятия и решает вопрос деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

Правовые основы регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях определены Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Так, согласно пункту 5 статьи 8 этого Закона предприятие самостоятельно определяет права работников на подписание бухгалтерских документов.

Кроме того, согласно статье 64 Хозяйственного кодекса Украины предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании положения о них, утвержденного предприятием. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании положений о филиалах и представительствах и доверенностей (статья 95 Гражданского кодекса Украины), выданных им.

Руководствуясь указанными выше законодательными актами Украины и законодательством о труде, определенные обязанности руководителя, не определенные законом как исключительная компетенция, могут возлагаться в порядке, предусмотренном законодательством о труде и гражданским законодательством, на других работников по приказу (распоряжению) руководителя, доверенности и т. п.

Таким образом,

заместитель руководителя предприятия, руководитель (заместитель руководителя) обособленного подразделения предприятия могут подписывать расходные кассовые ордера при условии наделения их соответствующими полномочиями и закрепления этих полномочий внутренними распорядительными документами (положениями) предприятия.

Исполнительный директор по вопросам налично-денежного обращения А. Дащенко



комментарий редакции

Подписывать РКО вправе тот, кто вправе расходовать деньги и контролировать учет

По сути, данное письмо посвящено трактовке нормы законодательства, сформулированной в пункте 3.4 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение), таким образом: «Документы на выдачу наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер

или работник предприятия, который на это уполномочен руководителем».

Очевидно, что формулировка действительно неудачна, поскольку вроде бы заставляет гадать: имеется ли здесь в виду, что уполномоченный работник предприятия может подписывать документы на выдачу наличности (ведомость, расходный кассовый ордер — РКО) только вместо главного бухгалтера, вместо самого руководителя или даже самолично вместо обоих должностных лиц (разумеется, последнее предположение довольно абсурдно, но не абсурднее, чем обсуждаемая формулировка)?

Позволим себе утверждать, что даже при отсутствии выделенной нами приписки, начинающейся словами «...или работник предприятия...», действующее законодательство позволяет избавить

лично руководителя и лично главного бухгалтера предприятия от обязательного именно собственноручного подписывания указанных документов.

Разумеется, при обсуждении этого вопроса речь прежде всего должна идти не только и не столько о действительности подписей на указанных документах, сколько о правомочности соответствующих должностных лиц предприятия распоряжаться (распорядиться иногда) выдаваемой наличностью согласно направлениям ее расходования. И о соответствующих видах ответственности таких лиц...

Поэтому следует обратиться к определению ст. 164 УКУ, согласно которому: «под

должностными лицами понимаются лица, которые... занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальному полномочию». Толкование таких обязанностей можно найти в постановлении ВСУ от 07.10.94 г. № 12.

Подтверждается наличие таких обязанностей соответствующим

распорядительным документом, например, приказом по предприятию (не противоречащим уставным документам и должностным инструкциям) — для заместителей руководителя и/или главного бухгалтера предприятия, а для должностных лиц обособленных подразделений — доверенностью, на основании которой действует руководитель подразделения и его заместители (не противоречащей уставным документам и положению о подразделении, на основании которого и действует само обособленное подразделение предприятия).

В любом случае важно, чтобы лицо, которое на основании соответствующего распорядительного документа (приказа) подписывает, в частности, РКО (например, за руководителя — заместитель директора или финансовый директор, за главного бухгалтера — его заместитель), давало себе отчет в том, что оно наделено указанными полномочиями должностного лица предприятия не для того только, чтобы все реквизиты РКО (в данном случае — подписи должностных лиц) были заполнены, и чтобы порядок оформления такого РКО не противоречил бы Положению, а что оно

несет ответственность собственно за осуществление операции по выдаче наличности, оформленной таким РКО.

Кстати говоря, оказавшийся в подвешенном состоянии статус собственно формы РКО (да и других форм кассовых документов, утвержденных ранее приказом Минстата от 15.02.96 г. № 51) — в связи с утратой указанным приказом силы согласно приказу Госкомстата от 09.06.2008 г. № 186, — никак не меняет обсуждаемую ситуацию по сути.

Александр Голенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше