Темы статей
Выбрать темы

О необходимости получения лицензии генподрядчиком в строительстве

Редакция НиБУ
Письмо от 10.04.2008 г. № 22/10-875

О необходимости получения лицензии генподрядчиком в строительстве

 

Письмо Министерства регионального развития и строительства Украины, Государственной архитектурно-строительной инспекции от 10.04.2008 г. № 22/10-875

(извлечение)

 

На запрос <...> о предоставлении разъяснения по вопросу:

Имеет ли право генеральный подрядчик (физическое лицо — предприниматель или юридическое лицо) заключать договоры генерального подряда на выполнение строительных работ, не имея лицензии на право осуществления строительной деятельности, при условии, что фактически все работы, предусмотренные этим договором, будет осуществлять другой субъект хозяйствования (по договорам субподряда), имеющий такую лицензию?

Если да, то не противоречит ли заключение такого договора положениям ст. 227 Гражданского кодекса Украины, которая определяет, что сделка юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признана судом недействительной?

Госархстройинспекция сообщает:

В соответствии со статьей 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» с 1 января 2008 года лицензированию подлежит хозяйственная деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры. Указанные в письме работы относятся к указанной деятельности и для их выполнения

необходимо получить лицензию согласно Порядку лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 г. № 1396.

При этом

в приложении к лицензии должен быть указан пункт 4.04.00 — «Генеральный подрядчик в строительстве» (в соответствии с Перечнем (кодификатором) работ, связанных с созданием объектов архитектуры, утвержденным приказом Госархстройинспекции от 19.02.2008 г. № 24).



комментарий редакции

Генеральный подряд на строительные работы — только при наличии лицензии

Изменения в регулировании отношений, связанных с лицензированием строительной деятельности, произошли в начале года в связи со вступлением в силу Закона Украины от 16.05.2007 г. № 1026-V и Порядка лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденного постановлением Кабмина от 05.12.2007 г. № 1396. Названными нормативными актами были установлены новые требования к лицензированию

хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины.

Немного позже появился Перечень (кодификатор) работ, связанных с созданием объектов архитектуры, который был утвержден приказом Госархстройинспекции от 19.02.2008 г. № 24 (далее — Перечень № 24 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 31, с. 24). Именно он и вызвал вопросы у тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с генеральным подрядом на выполнение строительных работ. Напомним, в пункте 4.04.00 Перечня № 24 был указан

генеральный подряд в строительстве, который до этого не лицензировался.

Обратите внимание, что на момент издания комментируемого письма Перечень № 24 еще не был отменен. Приказ о его отмене датирован 08.07.2008 г., а уже

приказом Госархстройинспекции от 16.07.2008 г. № 112 был утвержден Примерный перечень работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, который по содержанию повторяет Перечень № 24 и в том числе включает в себя генеральный подряд в строительстве под пунктом 4.04.00.

Следует сказать, что ни Перечень № 24, ни Перечень № 112 не были зарегистрированы в Минюсте. Это дает основания некоторым специалистам ставить вопрос о том,

является ли такой акт вообще действующим. Напомним позицию нашей редакции по этому вопросу. Поскольку в соответствии с Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Кабмина от 28.12.92 г. № 731, регистрации подлежат акты министерств и ведомств, содержащие нормы права, т. е. акты, в которых закреплены определенные общеобязательные правила поведения, перечни лицензируемых видов работ регистрироваться не должны, так как служат лишь дополнением законодательных предписаний, устанавливающих необходимость лицензирования. Да и в преамбуле самого приказа от 16.07.2008 г. № 112 указано, что Перечень № 112 предназначен лишь для обеспечения «информационного единообразия в названиях работ и их кодовых обозначений в процессе лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве».

Но, несмотря на выполнение Перечнем № 112 такой чисто технической функции, именно с ним в первую очередь связан вопрос о необходимости лицензирования генерального подряда.

Как видно из комментируемого письма, Госархстройинспекция от занимаемой ею позиции по данному вопросу вряд ли откажется, а значит, будет и дальше настаивать на том, что

генподрядчик должен иметь лицензию. Поэтому тем субъектам хозяйствования, которые осуществляют или планируют осуществлять генподряд в строительстве, советуем все же получить лицензию (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 31).

На тот случай, если спорить с контролирующими органами приходится уже сегодня, можно попробовать привести такие аргументы. Согласно ч. 3 ст. 43 Хозяйственного кодекса Украины

перечень видов подлежащей лицензированию хозяйственной деятельности устанавливается исключительно законами. На данный момент таким законом выступает Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV (далее — Закон № 687). В ст. 4 данного Закона среди «работ, связанных с созданием объекта архитектуры» генеральный подряд отсутствует. В этом аспекте можно также сослаться на ст. 27 Закона № 687. Она среди обязанностей заказчиков (застройщиков) и подрядчиков называет обязанность поручать выполнение отдельных видов проектных и строительных работ лицам, имеющим соответствующую лицензию (квалификационный сертификат), а вот от самого генподрядчика наличия лицензии прямо не требует.

Но если этот аргумент не посчитают достаточно убедительным ни проверяющие, ни суд, есть угроза не только

признания договора недействительным, но и привлечения должностных лиц предприятия — генподрядчика к ответственности по ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а при условии получения дохода в размере более чем 257 тыс. 500 грн., то и к уголовной ответственности.

Подтолкнуть субъектов хозяйствования к получению лицензий должна не только угроза наступления перечисленных выше негативных последствий, но и временное отсутствие лицензионных требований к субъектам хозяйствования, занимающимся генподрядом. Поэтому пока таким субъектам необходимо предпринимать минимум действий для получения лицензии. Однако уже в ближайшее время такие требования могут появиться*.

* Чтобы знать, к чему готовиться, пока можно ориентироваться на Предложения в отношении

организационно-функциональных требований для выполнения функций Генерального подрядчика в строительстве, одобренные Лицензионной комиссией (протокол от 20.06.2008 г. № 7). В них, в частности, названы такие требования: наличие подразделения или должности в организационно-функциональной структуре и штатном расписании предприятия производственно-технического специалиста, инженеров(а) по контролю качества выполнения работ по видам объектов строительства в соответствии с требованиями ДБН А. 3.1-5-96; планово-договорного отдела (специалиста); сметного отдела (специалиста); юридического отдела (юриста).

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше