Темы статей
Выбрать темы

Расходы на отопление и горячую воду

Редакция НиБУ
Статья

Расходы на отопление и горячую воду

 

Как известно, за все в этой жизни надо платить, не исключение — тепло и горячая вода. Ведь нормальная работа практически любого предприятия невозможна без таких благ. Каким образом можно стать потребителем тепла и горячей воды? Как отразить потребленные услуги в налоговом и бухгалтерском учете? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1875

— Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV.

Правила № 1198

— Правила пользования тепловой энергией, утвержденные постановление КМУ от 03.10.2007 г. № 1198.

Постановление № 630

— Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденные постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 630.

П(С)БУ 14

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181.

 

Удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, отоплением является

коммунальной услугой (ст. 1 Закона № 1875). Согласно ст. 20 Закона № 1875 в обязанности потребителя услуг помимо всего прочего входят:

— заключение договора на получение жилищно-коммунальных услуг, подготовленного исполнителем на основании типового договора;

— оплата услуг в сроки, установленные договором или законом;

— оплата пени в случае несвоевременного осуществления платежей, в размерах, установленных договором или законом.

Типовой договор об оказании услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению утвержден

постановлением № 630. Вместе с тем при заключении договора с потребителем необходимо руководствоваться еще и Правилами № 1198.

Как следует из

п. 23 указанного документа, при заключении договора на теплоснабжение отдельно стоящего объекта недвижимости определяется граница балансовой принадлежности тепловых сетей. Она закрепляется в двустороннем акте, который является неотъемлемой частью договора. Учет объема потребления теплой энергии и параметров теплоносителя ведется именно с этой границы. А раз так, то и оплачивать субъекту хозяйствования необходимо тепло, которое он получает, начиная с границы распределения теплопровода между поставщиком и потребителем.

Для учета отпуска и потребления тепловой энергии используются приборы учета (счетчики), внесенные в Государственный реестр средств измерительной техники или прошедшие государственную метрологическую аттестацию. Счетчик устанавливается на границе балансовой принадлежности. Обращаем внимание, что показатели счетчика используются для оплаты потребленного тепла только после технического осмотра такого счетчика теплоснабжающей организацией и выдачи

акта о приеме его в эксплуатацию.

В ситуации, когда требуется отопить

часть помещения в отдельно расположенном здании, его собственник тоже заключает договор с теплоснабжающей организацией. Однако граница балансовой принадлежности уже не определяется.

Размер оплаты за потребленное тепло и горячую воду зависит от того, есть ли у абонента счетчик или нет:

— для абонентов, не имеющих счетчика, теплоснабжающая организация производит расчет объема фактически потребленного тепла исходя из тепловой нагрузки, определенной в договоре, с учетом среднемесячной фактической температуры теплоносителя в тепловых сетях теплоснабжающей организации, среднемесячной температуры окружающей среды и количества дней отопления в расчетном периоде (

п. 23 Правил № 1198);

— абоненты

со счетчиком оплачивают фактически потребленное тепло и горячую воду исходя из действующих тарифов и показаний счетчика, которые фиксируются в журнале учета тепла (п. 19 Правил № 1198). Журнал учета тепла представляет собой документ с пронумерованными, прошнурованными и скрепленными печатью предприятия страницами.

По окончании расчетного периода* потребители коммунальных услуг (независимо от наличия счетчика) получают от теплосети:

* В соответствии с п. 18 постановления № 630 расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц.

— акт сдачи-приемки продукции;

— счет на оплату;

— налоговую накладную (при условии, что потребитель услуг является плательщиком НДС).

Все эти документы необходимы для отражения расходов на оплату тепла и потребленной воды в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Если помещение арендовано

Порядок расчетов между арендодателем и арендатором за

потребляемые тепло и горячую воду необходимо закрепить в договоре аренды. Существует два способа расчетов:

1)

арендатор заключает договор на предоставление необходимых услуг непосредственно с предприятием жилищно-коммунального хозяйства и самостоятельно оплачивает полученные тепло и горячую воду. Применяя этот способ, арендодатель и арендатор могут избежать недоразумений, связанных с определением стоимости полученных услуг. Однако он имеет один недостаток: заключение отдельных договоров предполагает установку отдельных счетчиков, что связано с определенными техническими сложностями. Поэтому на практике более распространенным является второй способ расчетов;

2)

арендодатель самостоятельно производит расчеты с предприятиями ЖКХ, а арендатор компенсирует ему расходы, связанные с потреблением тепла. При этом в договоре аренды (отдельном договоре) могут быть предусмотрены следующие варианты осуществления компенсации потребленных коммунальных услуг:

— стороны устанавливают такой размер арендной платы, который учитывает стоимость потребленных тепла и горячей воды. В связи с этим арендатор просто перечисляет арендодателю в установленные договором сроки сумму арендной платы, а

отдельная компенсация стоимости тепла и горячей воды не производится;

— арендатор компенсирует арендодателю стоимость потребленных услуг на основании выставленного им

счета . Такая компенсация не входит в состав арендной платы. Размер компенсации, как правило, определяется следующим образом:

а) по услугам теплоснабжения — пропорционально занимаемой арендатором площади помещения в общей площади всего здания;

б) по услугам горячего и холодного водоснабжения — пропорционально численности работников арендатора в общей численности работников, работающих в помещении.

Если в аренду передается недвижимость, которая находится в

государственной или коммунальной собственности, то возмещение коммунальных расходов осуществляется по второму варианту. А раз так, то сумма возмещения в состав арендной платы не включается и уплачивается на основании отдельного договора, составленного по форме, утвержденной приказом ФГИУ от 23.08.2000 г. № 1774 (см. письмо Министерства экономики по вопросам европейской интеграции Украины от 29.06.2004 г. № 23-23/1956).

Необходимо добавить, что арендодатель вправе выписать арендатору счет на компенсацию коммунальных услуг

без лицензии на поставку тепловой энергии. Объясняется это тем, что лицензия необходима для крупных предприятий, имеющих специальное оборудование, коммуникации. Такие предприятия оказывают услуги большому кругу потребителей. Это следует из Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии, транспортировке ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставке тепловой энергии (кроме определенных видов хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения, если тепловая энергия производится на теплоэлектроцентралях, когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), утвержденных совместным приказом Госкомпредпринимательства и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 09.01.2007 г. № 1/3. Арендодатели к таким предприятиям не относятся.

Похожая проблема возникала и с компенсацией стоимости потребленной электроэнергии. Она рассматривалась в

письме НКРЭУ от 06.02.2004 г. № 05-39-08/431, которое содержит вывод о том, что потребителям электроэнергии, которые часть электроэнергии своими электросетями передают субпотребителям, не требуется получения лицензии.

 

Налоговый и бухгалтерский учет

При отражении в

налоговом учете расходов, связанных с оплатой тепла и горячей воды, потребленных в помещениях предприятия, необходимо руководствоваться п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Согласно нормам указанного документа в состав валовых расходов включается сумма любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в т. ч. расходы на приобретение электрической энергии.

Увеличение

валовых расходов происходит по правилу первого события:

— либо на дату перечисления предоплаты (в договоре может быть предусмотрена авансовая форма оплаты услуг). Подтверждающим документом в этом случае будет платежное поручение;

— либо на дату фактического получения результатов услуг (на основании акта сдачи-приемки продукции).

Приобретая коммунальные услуги, предприятие получает право на

налоговый кредит (п.п. 7.4.1 Закона об НДС). Основанием для его отражения является налоговая накладная. Она предоставляется налогоплательщику вместе со счетом на оплату и актом сдачи-приемки продукции. Вместе с тем абонент, который платит за полученное тепло по счетчику, может отразить налоговый кредит по НДС на основании счета. Указанный документ должен содержать все необходимые реквизиты, перечисленные в пятом абзаце п.п. 7.2.6 Закона об НДС: общая сумма платежа, сумма налога и налоговый номер продавца. При этом на предприятии факт получения услуг должен подтверждаться данными учета: журналом учета тепла, актом использования теплоэнергии. Такое требование содержится в п.п. 7.2.6 Закона об НДС.

Учет расходов, связанных с потреблением коммунальных услуг в

арендованном помещении, зависит от выбранного порядка расчетов:

1) если арендатор оплачивает стоимость потребленных услуг непосредственно предприятию ЖКХ, то порядок отражения таких расходов в налоговом учете не будет отличаться от порядка, описанного выше;

2) если арендатор компенсирует стоимость потребленного тепла и горячей воды

в составе арендного платежа, то в соответствии с п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль он увеличивает валовые расходы на сумму такого платежа в периоде его начисления. Кроме этого, налогоплательщик может отразить налоговый кредит при наличии налоговой накладной, выписанной арендодателем.

В свою очередь

арендодатель в периоде начисления арендной платы увеличит валовые доходы, а обязательства по НДС на сумму арендного платежа начислит по правилу первого события. Валовые расходы и налоговый кредит, исходя из стоимости коммунальных услуг, он отразит по правилу первого события: либо на дату перечисления предоплаты ЖКХ, либо на дату получения счета и акта сдачи-приемки продукции;

3) если арендатор возмещает стоимость коммунальных услуг

отдельно (данный платеж не входит в состав арендной платы), то при наличии подтверждающих расчетных документов он увеличивает валовые расходы согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. В письме ГНАУ от 05.01.2000 г. № 34/6/15-1116 сказано, что к таким документам относится счет арендодателя (согласованный с арендатором в отношении количества потребленных услуг).

В данном отношении интерес вызывает

письмо Комитета ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 23.05.2000 г. № 06-10/328, где сказано, что арендатор отражает валовые расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг независимо от того, уплатил ли арендодатель данные платежи коммунальным службам, поскольку обязательства арендатора в соответствии с договором аренды считаются выполненными.

В связи с приобретением коммунальных услуг арендатор отражает налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной арендодателя).

Что касается

арендодателя, то валовые расходы и налоговый кредит, исходя из стоимости коммунальных услуг, он отразит на дату одного из событий, произошедшего ранее: или на дату перечисления предоплаты ЖКХ, или на дату получения счета и акта сдачи-приемки продукции. Получение арендодателем компенсации стоимости потребленного тепла и горячей воды приводит к увеличению валовых доходов и начислению обязательств по НДС. Возникают они также по правилу первого события (на момент предоставления счета арендатору или при получении компенсации).

В

бухгалтерском учете расходы, связанные с оплатой услуг по отоплению и снабжению горячей водой, в зависимости от направления использования здания (помещения) в хозяйственной деятельности будут отнесены к:

— общепроизводственным расходам (счет 91);

— административным расходам (счет 92);

— расходам на сбыт (счет 93).

 

Пример

. По условиям договора аренды складского помещения арендатор оплачивает стоимость потребленного тепла на основании выставленного счета арендодателя. Ежемесячная сумма платежей составляет 1200 грн., в том числе НДС — 200 грн. Отразим указанные операции в учете арендатора и арендодателя.

 

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Учет у арендодателя

1

Получены от предприятия ЖКХ расчетные документы за теплоснабжение здания

949

685

1000

1000*

* В соответствии с п.п. 11.2.1 Закона о налоге на прибыль валовые расходы отражаются по правилу первого события.

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

200

3

Выставлен счет арендатору

377

719

1200

1000

4

Начислены обязательства по НДС

719

641

200

5

Получена компенсация от арендатора за коммунальные услуги

311

377

1200

6

Перечислены денежные средства предприятию ЖКХ

685

311

1200

7

Списаны расходы на финансовый результат

791

949

1000

8

Списаны доходы на финансовый результат

719

791

1000

Учет у арендатора

1

Получен счет от арендодателя на компенсацию услуг по отоплению здания

93

685

1000

1000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

200

3

Перечислена арендодателю компенсация за услуги отопления здания

685

311

1200

4

Списаны расходы на финансовый результат

791

93

1000

 

Устанавливаем счетчик

Рассмотрение вопроса об отражении расходов, связанных с приобретением и установкой приборов учета (счетчиков), в налоговом и бухгалтерском учете целесообразно начать именно с бухгалтерского учета. Дело в том, что отдельные нормы Положений (стандартов) бухгалтерского учета оказали определенное влияние на отражение данных расходов и в налоговом учете.

Так, в

бухгалтерском учете предприятие вправе выбрать один из двух подходов к учету таких расходов.

Первый подход

заключается в том, что расходы на приобретение и установку счетчика рассматриваются как расходы на улучшение здания, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод*. В этом случае стоимость счетчика, а также расходы на его установку увеличат первоначальную стоимость объекта основных средств. Они накапливаются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а затем списываются на субсчет 103 «Здания и сооружения».

*Как правило, сумма оплаты за стоимость израсходованного тепла и горячей воды по счетчику меньше платежа, рассчитанного по нормативам.

Если помещение

арендовано, то в учете арендатора расходы на установку приборов учета (при условии, что они предусмотрены договором аренды) отражаются как капитальные инвестиции в создание (строительство) других необоротных материальных активов (п. 8 П(С)БУ 14). Капитализации подлежат все расходы, сопутствующие установке счетчика. Они аккумулируются на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а затем списываются на субсчет 117 «Прочие необоротные материальные активы».

В учете арендодателя расходы на дооборудование увеличат первоначальную стоимость объекта, сданного в аренду.

Второй подход

состоит в том, чтобы оприходовать счетчик как отдельный объект основных средств. Базируется он на нормах п. 4 П(С)БУ 7, где сказано, что если один объект основных средств состоит из частей с разными сроками эксплуатации, то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете отдельным объектом основных средств.

Поскольку срок эксплуатации здания несравним со сроком эксплуатации счетчика, есть основания учитывать его как отдельный объект основных средств. Напомним, что в соответствии с

п. 4 П(С)БУ 7 объектом основных средств является законченное устройство со всеми приспособлениями к нему.

В связи с этим можем сделать вывод, что прибор учета (счетчик) является объектом основных средств (которые учитываются на сч. 10), при условии, что срок его предполагаемой эксплуатации превышает один год, а

стоимость соответствует стоимостному критерию, определенному в приказе об учетной политике предприятия. Тогда расходы на приобретение и установку счетчика отражаются по субсчету 152 и после ввода в эксплуатацию списываются на субсчет 109 «Прочие основные средства».

Если срок службы счетчика больше одного года, но его стоимость

не соответствует установленному критерию, то его необходимо отнести к прочим необоротным материальным активам. В этом случае расходы, связанные с приобретением и установкой счетчика, накапливаются на субсчете 153, а затем списываются на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

Что касается установки счетчика в

арендованном помещении, то арендатор, который применяет второй подход, отразит такую операцию в описанном выше порядке.

В

налоговом учете расходы на приобретение и установку счетчика тоже можно учитывать исходя из этих же подходов:

1) как расходы на улучшение здания. В этом случае необходимо руководствоваться положениями

первого и второго абзацев п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, согласно которым налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести на валовые расходы любые затраты, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало такого отчетного периода. Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую стоимость здания.

Налоговый учет расходов, связанных с приобретением и установкой счетчика в

арендованном помещении, регулируется п. 8.8 Закона о налоге на прибыль. Правда, его нормы применяются в том случае, если договор оперативного лизинга (аренды) обязывает или разрешает арендатору осуществлять улучшения объекта аренды. В соответствии с положениями п. 8.8 Закона о налоге на прибыль часть стоимости ремонта в пределах 10 % «ремонтного» лимита, определенного в соответствии с п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, относится на валовые расходы. Сумма расходов, превысившая «ремонтный» лимит, относится на увеличение балансовой стоимости следующим образом:

— если у арендатора имеется объект основных фондов группы 1, который был создан из расходов на ремонты арендованного объекта, производимых ранее, то происходит увеличение балансовой стоимости такого объекта;

— если у арендатора не учитывается группа ОФ, к которой относится ремонтируемый объект основных фондов, то на сумму превышения создается новый объект ОФ группы 1 «Расходы на улучшение арендованного объекта», когда остаточная стоимость такого объекта достигнет 1700 грн., она относится на валовые расходы (

п.п. 8.3.7 Закона о налоге на прибыль).

2) как отдельный объект основных фондов, если его стоимость превышает 1000 грн.

Если же стоимость счетчиков не превышает установленный предел в 1000 грн., то в учете он будет классифицирован как

налоговая малоценка. Сразу отметим, что представители главного налогового ведомства вряд ли будут сторонниками второго подхода. Такой вывод можно сделать, проанализировав письмо ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017//«Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 46.

Так, на вопрос: «Может ли предприятие облагать налогом составляющие компьютера как отдельные объекты основных фондов стоимостью до 1000 грн., поскольку разные его составляющие имеют разные сроки и порядок использования?», налоговики ответили следующим образом: «…предприятие с целью налогообложения должно вести учет не по отдельным составляющим компьютера,

а по совокупной балансовой стоимости группы 4 основных фондов». Вероятнее всего подобная логика будет распространена и на учет приборов учета.

Пример

. В августе 2008 года предприятие по договору купли-продажи приобрело промышленный счетчик тепла стоимостью 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.). При этом предприятием понесены такие расходы:

— на доставку счетчика собственным автомобильным транспортом в сумме 100 грн.;

— на оплату работ по установке счетчика подрядной организации — 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). По окончании работ подписан соответствующий акт.

«Ремонтный» лимит на предприятии уже исчерпан

. К учету счетчика тепла в налоговом и бухгалтерском учете применяется первый подход (улучшение здания).

 

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

Расходы, подлежащие амортизации

1

2

3

4

5

6

1

Перечислена предоплата поставщику за счетчик тепла

371

311

2400

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

400

3

Получен счетчик холодной воды

152

631

2000

2000*

4

Отражены расчеты по НДС

644

631

400

5

Произведен взаимозачет задолженностей

631

371

2400

6

Отнесены расходы на доставку счетчика на предприятие собственным автомобильным транспортом на увеличение его первоначальной стоимости

152

23/2**

100***

100*

7

Перечислена подрядной организации предоплата за установку счетчика

371

311

600

8

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

100

9

Выполнены работы по установке счетчика

152

685

500

500*

10

Отражено списание суммы налогового кредита

644

685

100

11

Произведен взаимозачет задолженностей

685

371

600

12

Введен счетчик в эксплуатацию

103

152

2600

* При выполнении улучшений момент увеличения балансовой стоимости для целей амортизации определяется по тем же правилам, что и для приобретения ОФ. Так, ГНАУ в письме от 21.04.2003 г. № 3859/6/15-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 46, отметила, что для объектов ОФ группы 1 амортизация начисляется с квартала, следующего за кварталом ввода в эксплуатацию. В связи с этим балансовая стоимость здания для целей амортизации в налоговом учете будет увеличена с IV квартала 2008 года.

** На субсчете 23/2 отражается себестоимость услуг транспортного подразделения. *** По итогам 3 кварталов 2008 года, стоимость ГСМ следует отразить в графе 4 строки А2 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия с целью исключения такой суммы из состава валовых расходов

 

Таков порядок отражения в учете расходов на отопление и горячую воду. Думаем, что материал, посвященный этим расходам, будет полезным в работе многих бухгалтеров и руководителей.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше