Темы статей
Выбрать темы

О вопросах применения законодательства о труде

Редакция НиБУ
Письмо от 22.05.2008 г. № 013-0721-05

О вопросах применения законодательства о труде

 

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 22.05.2008 г. № 013-0721-05

 

Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Госнадзортруда) рассмотрел <...> письма <...> по вопросам обеспечения прозрачности в применении действующего законодательства, поступившие от Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда и Министерства труда и социальной политики Украины и сообщает следующее.

К числу законодательных актов, определяющих полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда, кроме прочих, относятся конвенции Международной организации труда, ратифицированные законами Украины «О ратификации Конвенции международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле» от 08.09.2004 г. № 1985-IV и «О ратификации Конвенции международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве» от 08.09.2004 г. № 1986-IV.

Согласно статье 3 Закона Украины «О международных договорах Украины» Президентом Украины или по его поручению от имени Украины заключаются международные договоры Украины, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и граждан. Согласно этому положению ратификация указанных конвенций была осуществлена путем принятия законов о ратификации, внесенных Президентом Украины. Следует подчеркнуть, что при ратификации в договор не могут быть внесены никакие изменения и дополнения.

Международный договор

— это соглашение между государствами и/или другими субъектами международного права, регулирующее их взаимные или многосторонние международные отношения, устанавливая для его участников соответствующие права и обязанности в соответствии с основными принципами международного права. Международный договор является главным источником современного международного права и регулируется правом международных договоров. В практике международной жизни для обозначения международных договоров, кроме термина договор, применяются и такие термины, как конвенция, соглашение, пакт, протокол, трактат, устав, совместное заявление, декларация, коммюнике, хартия, меморандум, регламент, акт, обмен нотами и т. п. Название международного договора не влияет на его юридическую силу.

Конкретный порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Украины установлен Законом «О международных договорах и соглашениях». Согласно этому Закону международным договором Украины является заключенный в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права, регулируемый международным правом, документ, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т. п.).

Особенностью международных договоров

как источников правового регулирования труда является то, что кроме двусторонних договоров между Украиной и другим государством, большое значение имеют многосторонние договоры, в частности Конвенции и Рекомендации Международной организации труда (МОТ).

Статьей 15 Закона Украины «О международных договорах Украины» указано, что действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной согласно нормам международного права.

Соотношения международных договоров о труде и законодательства Украины

также предусмотрены статьей 81 КЗоТ Украины, т. е. если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены правила иные, чем содержащиеся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

Частью 1 статьи 9 Конституции Украины определено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства.

Статьей 8 Конституции Украины провозглашено, что в Украине признается и действует принцип верховенства права. Это означает подчиненность государства и его институтов правам человека, признание приоритета права перед другими социальными нормами (морали, обычаев и т. п.).

Одним из основных принципов государственного надзора согласно статье 3 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877, является

соблюдение условий международных договоров. А это означает, что указанным выше Законом определено верховенство условий международных договоров, в частности Конвенций МОТ, на основании которых Госнадзортруда и его территориальные органы обеспечивают защиту прав работников путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании.

Таким образом, учитывая приведенное выше, <...> утверждение о том, что нормы названных Конвенций МОТ противоречат требованиям Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» является неправомерным, поскольку

нормы международного права, которые в установленном порядке ратифицированы Украиной, являются актами высшей юридической силы по сравнению с законами Украины.

С целью обеспечения обязательного применения актов международного права каждое государство, являющееся стороной международного договора, обязано свои национальные законы привести в соответствие с актами международного права.

Однако, поскольку Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877 регулирует порядок проведения проверок не только инспекторами труда, но и должностными лицами других контролирующих органов, согласно статье 3 этого Закона его положения инспекторами труда должны соблюдаться

только в части, не урегулированной нормами названных Конвенций МОТ.



комментарий редакции

Полномочия инспекторов труда ограничены международными конвенциями

В комментируемом пункте письма Госдепартамент надзора за соблюдением законодательства о труде (Госнадзортруда) отвечает на вопрос о том, чем необходимо руководствоваться — Конвенцией Международной организации труда или Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877 (далее — Закон № 877) — в случае противоречия их положений.

Госнадзортруда в письме достаточно последовательно обосновывает позицию, согласно которой

приоритет в таком случае нужно отдать международному договору, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

Нужно иметь в виду, что согласно Закону Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 г. № 1906-IV (далее — Закон о международных договорах) кроме Верховной Рады Украины согласие на обязательность международного договора (как правило, Верховная Рада дает такое согласие в виде закона о ратификации) в установленных законодательством Украины случаях может быть предоставлено Президентом Украины (в форме указа) либо Кабмином (в форме постановления). Такие международные договоры также будут действовать наравне с внутренними нормативными актами, однако

приоритета перед законами Украины они иметь не будут.

Госнадзортруда справедливо отмечает, что международный договор может называться как договором, так и конвенцией, соглашением, пактом, протоколом и др., что не влияет на обязательность его положений. Этот вывод следует из ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., ст. 2 Закона о международных договорах. На обязательность международного договора не повлияет и то, изложен он в одном документе или в нескольких связанных друг с другом документах.

И еще одно дополнение. В соответствии со статьями 6 и 7 Закона Украины «О правопреемстве Украины» от 12.09.91 г. № 1543-XII

обязательны для Украины и те международные договоры, которые заключались УССР еще до провозглашения независимости Украины, а также международные договоры СССР. Так, трудовые отношения в Украине, в частности, регулируются Конвенциями МОТ о труде женщин в ночное время, о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности, о положениях о труде в договорах, которые заключаются государственными органами власти и другими.

В комментируемом письме Госнадзортруда обратил внимание на две

конвенции МОТ, которые непосредственно касаются полномочий инспекторов труда. Это Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле и Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве. В части определения полномочий инспекций труда нужно также отметить Конвенцию об администрации труда и Рекомендацию № 20 об основных принципах организации систем инспекции для обеспечения воплощения в жизнь законов и правил по защите работников.

Несмотря на то что Госнадзортруда уже не в первый раз обращает внимание на то, что

государственные инспекторы труда должны в своей деятельности руководствоваться не только внутренним законодательством, но положениями международных актов (см. письмо от 28.04.2007 г. № 013-617-43), соответствующие изменения в п. 2 Положения о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденное постановление Кабмина от 20.01.2003 г. № 50 (далее — Положение № 50), так и не внесены. В указанном пункте перечень документов, которыми в своей деятельности руководствуется Госнадзортруда, по-прежнему ограничен Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказами Минтруда. Однако такой недосмотр Кабмина не может снизить обязательность положений международных актов для государственных инспекторов труда.

К сожалению, в письме не указано, в чем именно проявилось противоречие положений Закона № 877 конвенциям МОТ. Представление о том, о каких противоречиях идет речь, можно получить из консультации, посвященной правам и полномочиям государственных инспекторов труда (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6, с. 60).

Комментируемое письмо еще раз подтверждает, что Госнадзортруда старается максимально

освободить своих должностных лиц от необходимости исполнения предписаний Закона № 877, используя для этого ссылку на международные конвенции МОТ. Свидетельствует об этом и то, что Минтруда предлагает исключить из сферы действия Закона № 877 отношения, возникающие при осуществлении госнадзора за соблюдением законодательства о труде и об общеобязательном государственном социальном страховании (объяснительная записка к проекту соответствующего закона размещена на сайте Минтруда (http://mlsp.kmu.gov.ua).

Елена Уварова

 

 

В отношении законов, уполномочивающих специально уполномоченный на то орган осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, следует отметить, что в Украине такими законодательными нормами являются:

Статья 259 КЗоТ Украины, которой определено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.

Статья 35 Закона Украины «Об оплате труда» указывает, что контроль за соблюдением законодательства об оплате труда осуществляют Министерство труда и его органы.

Статья 27 Закона Украины «Об отпусках» также указывает, что надзор за соблюдением законодательства об отпусках осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.

Часть первая статьи 255 КУоАП дает право органам Министерства труда и социальной политики Украины составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 41, статьям 411 — 413 о нарушениях требований законодательства о труде, в частности заключения, нарушения или невыполнения коллективных договоров, рассмотрение дела которых осуществляется судами.

Часть вторая статьи 255 КУоАП указывает, что по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 222 — 244, 2442 — 2448 КУоАП, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов.

Статья 1886 КУоАП дает право должностным лицам органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде за невыполнение требований по устранению нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создании препятствий деятельности этих органов привлечь к административной ответственности должностное лицо, совершившее такое нарушение, в общем порядке, предусмотренном административным кодексом.

Статья 2301 КУоАП определяет, что от имени органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований должностных лиц этих органов или созданием препятствий для деятельности этих органов (статья 1886 КУоАП) и налагать административные взыскания в размере до четырнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан имеют право государственные инспекторы труда.



комментарий редакции

Какие акты наделяют инспекторов труда контрольной функцией?

Вопрос о том, какими законами инспекторам труда предоставлены полномочия на осуществление государственного надзора и контроля с соблюдением законодательства о труде, возник, видимо, в связи с тем, что абзацем вторым ч. 4 ст. 4 Закона № 877 установлен

запрет на осуществление госнадзора в сфере хозяйственной деятельности теми органами, которых закон прямо не уполномочивает на его осуществление в определенной сфере и не определяет полномочия такого органа во время осуществления государственного надзора.

Отвечая на данный вопрос, Госнадзортруда ограничился приведением положений Кодекса законов о труде, которыми

инспекторы труда уполномочены осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, составлять протоколы при выявлении админнарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 41, ст. 411 — 431 Кодекса об административных правонарушениях, а также привлекать к админответственности по ст. 1886 КоАП. В письме есть также ссылки на ст. 35 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР и ст. 27 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, предоставляющих инспекторам труда право на проведение проверок в соответствующих сферах.

Если же говорить о

порядке проведения проверок инспекторами труда, то он урегулирован на уровне подзаконных актов. Это Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, которая проводится должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, и Инструкция по оформлению органами Госнадзортруда материалов об административных правонарушениях, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21.03.2003 г. № 72.

Дополнительные полномочия

по сравнению с теми, которые предусмотрены законами, подзаконные акты устанавливать не могут. Поэтому инспекторы труда наделены только теми полномочиями, которые названы в ратифицированных Украиной международных договорах, КЗоТ, Законе об отпусках, Законе об оплате труда и в Законе № 877. Указанные нами выше подзаконные акты могут устанавливать лишь порядок проведения проверок инспекторами труда и в части, противоречащей Закону № 877, они не действуют.

К этому нужно добавить, что функции инспекторов труда по контролю за соблюдением законодательства о труде не распространяются на

вопросы охраны труда.

Елена Уварова

 

 

Об установлении работнику испытательного срока при приеме на работу

Статья 26 КЗоТ Украины предусматривает, что при заключении трудового договора соглашением сторон может быть оговорено испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть оговорено в приказе (распоряжении) о приеме на работу.

Согласно ст. 27 КЗоТ Украины срок испытания при приеме на работу, если иное не установлено законодательством Украины, не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным органом первичной профсоюзной организации, — шести месяцев.

Срок испытания при приеме на работу рабочих не может превышать одного месяца.

Если работник в период испытания отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью или по другим уважительным причинам, срок испытания может быть продлен на соответствующее количество дней, в течение которых он отсутствовал.

Таким образом, установление при испытании срока, превышающего установленные указанной нормой сроки, является нарушением законодательства о труде.

Вместе с тем законодательством о труде (ст. 26 КЗоТ Украины) определен перечень лиц, которым не устанавливается испытание, в частности: лицам, не достигшим восемнадцати лет; молодым рабочим по окончании профессиональных учебно-воспитательных заведений; молодым специалистам по окончании высших учебных заведений; лицам, уволенным в запас с военной или альтернативной (невоенной) службы; инвалидам, направленным на работу согласно рекомендации медико-социальной экспертизы. Испытание не устанавливается также при приеме на работу в другую местность и при переводе на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию, а также в других случаях, если это предусмотрено законодательством.

Таким образом, установление испытания лицам, определенным в части третьей ст. 26 КЗоТ Украины, является нарушением законодательства о труде.

 

Об оплате труда и других условиях труда работников, которым установлено испытание.

Согласно части второй статьи 26 КЗоТ Украины в период испытания на работников распространяется законодательство о труде.

Это означает, что на все время испытания работник не лишается никаких прав, гарантий, предусмотренных для работников предприятия, в том числе и по оплате труда. Согласно статье 97 КЗоТ Украины условия и размеры оплаты труда устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Таким образом, размер заработной платы работника, которому установлен испытательный срок, может быть меньше размера заработной платы других соответствующих работников, но не ниже минимальных гарантий по оплате труда.

В соответствии со статьей 265 КЗоТ Украины

лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Часть первая статьи 41 КУоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде путем наложения штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от пятнадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, к руководителю, допустившему нарушение требований законодательства о труде, собственником может быть применена дисциплинарная ответственность.

Уголовный кодекс Украины (ст. 172) предусматривает ответственность за грубое нарушение законодательства о труде, затрагивающее личные трудовые права и интересы работника, в виде штрафа до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет.

Директор Госнадзортруда, главный государственный инспектор труда Украины В. Лось



комментарий редакции

Соблюдение трудового законодательства при установлении испытательного срока

С выводами, изложенными Госнадзортруда в этой части письма, можно согласиться хотя бы потому, что они практически не выходят за рамки цитируемых статей законодательных актов. К сожалению, и в этот раз в поле зрения Госнадзортруда не попал вопрос о том, распространяются ли предусмотренные ст. 184 КЗоТ гарантии (о запрете увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей возрастом до 3 лет, одиноких матерей при наличии ребенка возрастом до 14 лет либо ребенка-инвалида по инициативе собственника либо уполномоченного им органа) на увольнение по истечении испытательного срока, в ходе которого было выявлено несоответствие лица работе, на которую оно было принято.

Что касается

минимальных гарантий оплаты труда лица, для которого при приеме на работу установлен испытательный срок, то если коллективным договором на предприятии либо отраслевым (региональным) соглашением, в сферу действия которого подпадает предприятие, не предусмотрены дополнительные по сравнению с действующим законодательством и Генеральным соглашением между Кабмином, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 50) гарантии прав работников, следует руководствоваться следующим. Если работник выполняет простую, неквалифицированную работу, оплата его труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы. В остальных случаях действует правило, предусмотренное п. 2.8 Генсоглашения. В соответствии с ним минимальная тарифная ставка работника I разряда в производственной сфере (за исключением бюджетных учреждений) устанавливается в размере 120 процентов минимальной заработной платы (см. также письмо Минтруда от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68).

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше