Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Рекламная раздача продукции единоналожниками

Редакция НиБУ
Статья

Рекламная раздача продукции единоналожниками

 

В редакцию пришло письмо предприятия «А», производящего видеофильмы (плательщик единого налога 6 %), с вопросами: можно ли бесплатно распространять свою продукцию в рекламных целях и как правильно отразить такие операции в налоговом и бухгалтерском учете?

В этой статье мы попытаемся дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон об НДС

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99.

 

Статья 1 Указа № 727

предусматривает, что СПД — юридические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения по единому налогу, не имеют права применять иные способы расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчета денежными средствами.

У лица, получившего какие-либо материальные ценности в ходе рекламной кампании, не возникает никаких хозяйственных обязательств перед рекламодателем по оплате полученных ценностей. Раздача продукции собственного производства в рекламных целях, по сути, является заключением договора дарения в устной форме (

ст. 717 ГКУ), который не предусматривает проведения расчетов.

Таким образом, при бесплатной раздаче продукции собственного производства

не проводятся расчеты иным способом, следовательно, проведение таких операций не является нарушением ст. 1 Указа № 727 и предприятие не рискует потерять право пользоваться упрощенной системой налогообложения. Главное — правильно отразить их в налоговом и бухгалтерском учете.

Во-первых

. Базой обложения единым налогом по ставке 6 % является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора (п. 3 Указа № 727), поэтому стоимость бесплатно розданной продукции собственного производства в рекламных целях не является объектом налогообложения единым налогом.

Во-вторых.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции по поставке товаров (п.п. 3.1.1 Закона об НДС). В свою очередь согласно п. 1.4 указанного Закона к поставке относятся операции по бесплатной передаче товаров, следовательно, на стоимость бесплатно розданных товаров необходимо начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены (п. 4.2).

В-третьих.

Необходимо определиться с уплатой налога с доходов физических лиц, поскольку с ним ситуация неоднозначная.

Так, по мнению налоговиков, если расходы на проведение рекламных акций осуществляются в порядке и в пределах, установленных

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, — их стоимость не является объектом обложения налогом с доходов физических лиц (см. письмо ГНАУ от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116; консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 34; 2006, № 7; 2007, № 6).

Однако возникает вопрос, как быть плательщикам единого налога, на которых не распространяется указанная норма

Закона о налоге на прибыль? Ведь система налогообложения предприятия, проводящего рекламную кампанию, не должна влиять на налогообложение доходов, полученных физическими лицами от рекламодателя.

На наш взгляд, правильнее подходить к этой ситуации в зависимости от стоимости раздаваемых подарков и возможности персонифицировать бесплатные раздачи, о чем можно подробно прочитать в статье

«Рекламные акции» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 76, с. 5.

Если

стоимость товаров незначительная, и они предоставляются широкому кругу лиц, которых персонифицировать невозможно, то удержать налог с дохода каждого получателя нет возможности. В таком случае выдача и списание рекламной продукции оформляется одним документом и соответственно НДФЛ нет.

Если же

подарки сравнительно ценные и раздаются конкретным лицам (к примеру, покупателям определенного товара), выдача каждой единицы оформляется документально, поэтому есть возможность персонифицировать лиц-получателей, розданные товары (подарки) расцениваются как дополнительное благо и с учетом мнения ГНАУ, изложенного в письмах от 12.03.2007 г. № 2309/6/17-0216 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 31 и от 22.02.2008 г. № 2509/н/17-0714 к ним следует применять нормы п.п. 4.2.9 Закона № 899 и облагать по ставке 15 %.

Порядок отражения операции по рекламной раздаче собственной продукции в

бухгалтерском учете рассмотрим на условном примере.

В ходе рекламной кампании было роздано 100 дисков с фильмами, общая учетная стоимость которых составляет 1000 грн., розничная цена диска 20 грн.

Расходы на проведение такой рекламной акции отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт» следующими проводками:

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Выдана рекламная продукция

93

26

1000,00

2

Начислены налоговые обязательства на обычную стоимость
(100 х 20,0 х 20 %)

93

641/НДС

400,00

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше