Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Положения об электронных деньгах в Украине

Редакция НиБУ
Постановление от 25.06.2008 г. № 178

Национальный банк Украины

 

Об утверждении Положения об электронных деньгах в Украине

 

Постановление от 25 июня 2008 года № 178

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 25 июля 2008 г. под № 688/15379

(извлечение)

 

В соответствии со статьями 7, 40, 56, 67 Закона Украины «О Национальном банке Украины», с целью урегулирования деятельности, связанной с выпуском электронных денег в Украине, и внедрения мониторинга за такой деятельностью Правление Национального банка Украины

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.

Утвердить Положение об электронных деньгах в Украине (прилагается).

<...>

3.

Банкам, осуществляющим выпуск электронных денег в Украине, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления и в порядке, установленном этим Положением, подать в Национальный банк Украины для согласования правила систем электронных денег, за исключением:

правил Национальной системы массовых электронных платежей;

выпуска банком предварительно оплаченных платежных карточек по договору, заключенному с платежной организацией международной платежной системы, зарегистрированному Национальным банком Украины в установленном законодательством Украины порядке.

4.

Юридическим лицам, осуществляющим выпуск электронных денег в Украине и не являющимся банками, привести свою деятельность в соответствие с требованиями этого Положения в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

<...>

7. Постановление вступает в силу

через 10 дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

Председатель В. Стельмах

 

 

УТВЕРЖДЕНО постановлением Правления Национального банка Украины от 25 июня 2008 г. № 178

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 25 июля 2008 г. под № 688/15379

Положение об электронных деньгах в Украине

 

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 7, 40, 56, 67 Закона Украины «О Национальном банке Украины», другими законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины (далее — Национальный банк).

Целью настоящего Положения является регулирование деятельности, связанной с выпуском электронных денег в Украине, и внедрение мониторинга за такой деятельностью.

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования Национального банка к субъектам осуществления выпуска, обращения и погашения электронных денег, а также к системам электронных денег в Украине.

1.2. Термины в настоящем Положении употребляются в следующем значении:

выпуск электронных денег

— услуга по предоставлению физическим и юридическим лицам электронных денег путем обмена наличных или безналичных средств на электронные деньги, связанная с обязательством по погашению электронных денег по требованию;

держатель

— физическое или юридическое лицо, имеющее право осуществлять операции с электронными деньгами в соответствии с договором, заключенным с эмитентом или с уполномоченным им лицом;

электронное устройство

— чип, содержащийся на пластиковой карточке или на другом носителе, память компьютера и т. п., которые используются для хранения держателями электронных денег;

электронные деньги

— единицы стоимости, хранящиеся на электронном устройстве, принимаемые как средство платежа другими, чем эмитент, лицами и являющиеся денежным обязательством эмитента;

эмитент

— лицо, осуществляющее выпуск электронных денег;

пользователь

— физическое лицо, имеющее право использовать электронные деньги для приобретения товаров или услуг, а также для переводов другим физическим лицам;

обменные операции с электронными деньгами

— услуги по обмену электронных денег, выпущенных одним эмитентом, на электронные деньги другого эмитента;

погашение электронных денег

— услуга по исключению электронных денег из оборота с одновременным предоставлением их предъявителю наличных или безналичных средств;

распространение электронных денег

— услуга по предоставлению электронных денег пользователям, не связанная с обязательством по их погашению;

система электронных денег

— совокупность отношений, возникающих между эмитентом и держателями, в том числе торговцами и пользователями, по осуществлению выпуска, оборота и погашения электронных денег;

торговец

— субъект хозяйствования, зарегистрированный в соответствии с законодательством Украины, который на основании договора, заключенного с эмитентом или уполномоченным им лицом, принимает электронные деньги как средство платежа за товары или услуги.

1.3.

Выпуск электронных денег в Украине имеют право осуществлять только банки (далее — банки-эмитенты).

1.4. Банк-эмитент ведет отдельный учет средств, поступающих от держателей, общей суммой на счете банка-эмитента и отдельно по каждому виду электронного устройства.

1.5. Операции с электронными деньгами осуществляются банками-эмитентами и держателями в соответствии с требованиями настоящего Положения, других нормативно-правовых актов Национального банка, правил, установленных банками-эмитентами и платежными организациями внутригосударственных или международных платежных систем, а также условий заключенных договоров.

 

2. Требования по осуществлению выпуска электронных денег

2.1. Банки имеют право осуществлять выпуск электронных денег, выраженных

только в гривнях, за исключением выпуска предварительно оплаченных платежных карточек.

2.2. Банк-эмитент обязан обеспечить, чтобы сумма выпущенных им электронных денег не превышала сумму наличных или безналичных средств, полученных от физических и юридических лиц во время осуществления выпуска электронных денег.

2.3. Электронные деньги являются выпущенными с момента их загрузки банком-эмитентом или уполномоченным им лицом на электронное устройство, находящееся в распоряжении пользователя.

2.4. Банк-эмитент обязан обеспечить, чтобы сумма электронных денег на одном электронном устройстве, находящемся в распоряжении пользователя,

не превышала сумму, эквивалентную 5000 гривень.

2.5. Банк-эмитент обязан предоставлять держателям информацию о тарифах и правилах осуществления держателями операций с выпущенными им электронными деньгами.

2.6. Банк-эмитент обязан до начала осуществления выпуска электронных денег и в порядке, установленном настоящим Положением, согласовать с Национальным банком правила системы электронных денег, за исключением:

правил Национальной системы массовых электронных платежей;

выпуска банком предварительно оплаченных платежных карточек по договору, заключенному с платежной организацией международной платежной системы, зарегистрированному Национальным банком в установленном законодательством Украины порядке.

2.7. Банк-эмитент обязан в течение 10 календарных дней с начала осуществления выпуска электронных денег уведомить об этом Национальный банк по форме согласно приложению 1* к настоящему Положению.

*

Приложения не публикуются. — Примеч. ред.

2.8. Банк-эмитент обязан ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять Национальному банку информацию о деятельности, связанной с выпуском и оборотом электронных денег, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.

 

3. Требования по распространению, использованию, приему и обменным операциям с электронными деньгами

3.1. Банк-эмитент имеет право заключать договоры с другими юридическими лицами о распространении ими электронных денег, за исключением распространения предварительно оплаченных платежных карточек.

3.2. Банк-эмитент имеет право предоставлять пользователям средства пополнения электронными деньгами электронных устройств и заключать договоры с другими субъектами хозяйствования о предоставлении пользователям таких средств.

3.3. Пользователи имеют право использовать электронные деньги банков-эмитентов для оплаты товаров и услуг торговцев, а также перечислять электронные деньги другим пользователям.

3.4. Торговец на основании договора, заключенного с банком-эмитентом или уполномоченным им лицом, имеет право принимать от пользователей электронные деньги как средство платежа за товары или услуги.

3.5. Банк-эмитент имеет право осуществлять обменные операции с выпущенными им электронными деньгами на электронные деньги, выпущенные другими банками-эмитентами, а также заключать договоры с другими субъектами хозяйствования об осуществлении ими такой деятельности.

 

4. Требования в отношении погашения электронных денег

4.1. Банк-эмитент обязан осуществлять погашение выпущенных им электронных денег по требованию предъявителя.

4.2.

Физические и юридические лица, не являющиеся банками, не имеют права принимать электронные деньги в обмен на наличные или безналичные средства, за исключением заключения юридическими лицами договора с банком-эмитентом о распространении электронных денег.

4.3. Банк-эмитент может осуществлять погашение электронных денег в наличных средствах или путем перевода на текущий счет предъявителя.

Электронные деньги являются погашенными банком-эмитентом с момента зачисления суммы перевода на счет предъявителя или выдачи ему наличных средств.

 

5. Требования к системам электронных денег

5.1. Банк-эмитент имеет право самостоятельно обеспечивать функционирование системы электронных денег, а также заключать договоры с юридическими лицами о выполнении ими операционных или других вспомогательных функций в системах электронных денег.

5.2. Банк-эмитент обязан обеспечить проведение пользователем каждой отдельной трансакции в пределах суммы, предусмотренной пунктом 2.4 главы 2 настоящего Положения.

5.3. Банк-эмитент обязан обеспечить фиксирование всех трансакций электронных денег между держателями электронных денег с помощью технических средств, а также хранение в течение пяти лет соответствующей информации в форме, дающей возможность проверить целостность информации.

5.4. Банк-эмитент обязан обеспечить внедрение в системе электронных денег:

организационных, процедурных мероприятий и использования технических средств с целью выявления, а также предотвращения, препятствия и противодействия мошенничеству;

системы защиты информации, которая должна осуществлять непрерывную защиту информации во время выпуска, оборота и погашения электронных денег на всех этапах ее формирования, обработки, передачи и хранения.

5.5. Банк-эмитент обязан определять требования, предусмотренные пунктом 5.4 этой главы, в договорах, заключенных с юридическими лицами, о выполнении ими операционных или других вспомогательных функций в системах электронных денег.

5.6. Банк-эмитент обязан постоянно проводить мониторинг системы электронных денег по параметрам, установленным правилами системы электронных денег.

 

6. Порядок согласования правил системы электронных денег

6.1. Банк, намеревающийся осуществлять выпуск электронных денег, для согласования правил системы электронных денег подает в Национальный банк следующие составленные на государственном языке

документы:

а) ходатайство о согласовании правил системы электронных денег по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;

б) подписанные руководителем правила системы электронных денег, которые должны содержать положения о:

порядке осуществления операций между банком-эмитентом и держателями, который должен содержать общую схему всех денежных и информационных потоков;

управлении финансовыми и техническими рисками в системе электронных денег;

системе безопасности и защиты информации в системе электронных денег;

в) информационную справку о принципах технической реализации осуществления расчетов с использованием электронных денег, подписанную руководителем;

г) образцы договоров, которые будут заключаться с держателями.

6.2. Срок рассмотрения Национальным банком документов, поданных банком для согласования правил системы электронных денег, не может превышать одного месяца с даты поступления в Национальный банк документов, отвечающих требованиям настоящего Положения.

6.3. Национальный банк в письменном виде извещает банк о согласовании правил системы электронных денег и размещает информацию об этом на странице Национального банка в сети Интернет.

6.4. После размещения Национальным банком информации о согласовании правил системы электронных денег на странице Национального банка в сети Интернет другие банки-эмитенты этой системы имеют право не согласовывать соответствующие правила.

6.5. Национальный банк отказывает банку в согласовании правил системы электронных денег при следующих основаниях:

подаче неполного перечня документов, указанного в пункте 6.1 этой главы, или если эти документы не отвечают требованиям настоящего Положения;

предоставлении недостоверной информации;

отсутствии в системе электронных денег надлежащего контроля за финансовыми и/или техническими рисками.

6.6. Национальный банк в письменном виде с указанием оснований в срок, предусмотренный пунктом 6.2 этой главы, извещает банк об отказе в согласовании правил системы электронных денег.

Банк может обжаловать решение об отказе в согласовании правил системы электронных денег в суде.

6.7. Банк-эмитент обязан в течение 10 календарных дней известить Национальный банк о внесении изменений в документы, на основании которых были согласованы правила системы электронных денег, с их обязательным представлением на рассмотрение, кроме документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 6.1 этой главы.

6.8. При нарушении банками-эмитентами требований настоящего Положения Национальный банк имеет право применять меры влияния в соответствии с законодательством Украины.

Заместитель директора Департамента платежных систем — начальник управления Н. Вознюк



комментарий редакции

Оборот электронных денег — под пристальным вниманием НБУ

Глобальная информатизация приводит к соответствующим изменениям во всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере денежного обращения. Наиболее заметные изменения в этой сфере ассоциируются в первую очередь с появлением электронных денег, которые все более уверенно начинают становиться нашей повседневной реальностью. Для понимания сути вопроса отметим, что

электронные деньги — это платежное средство, существующее исключительно в электронном виде, т. е. в виде записей в специализированных электронных системах. Электронные деньги эмитируются в виде произвольных платежных единиц и в общем случае могут привязываться к какой угодно валюте.

О том, что с этой реальностью, как минимум, уже необходимо считаться, свидетельствует появление комментируемого постановления Правления НБУ, которым утверждено Положение об электронных деньгах в Украине (далее — Положение № 178). Целью этого документа,

вступившего в силу 5 августа, является регулирование деятельности, связанной с выпуском электронных денег, и внедрение мониторинга за такой деятельностью. Скорее всего, именно пресловутый мониторинг оказался для Нацбанка на первом месте, поскольку существующие на сегодняшний день платежные системы, оперирующие электронными деньгами (WebMoney, «Яндекс.Деньги», RUpay, UkrMoney, «Інтернет.Гроші» и др.), обходились до этого без какого-либо дополнительного регулирования, базируясь непосредственно на положениях Гражданского кодекса Украины и ряда других законов.

Например, с юридической точки зрения, деятельность наиболее популярной в Украине платежной системы WebMoney Transfer заключается в том, что ее пользователи, по сути, обмениваются правами требования к эмитенту, которые учитываются на электронных кошельках (лицевых счетах). Пользователь, пополняя кошелек обычными деньгами (наличными или безналичными), приобретает у эмитента права требования, у которого, в свою очередь, возникают обязательства по отношению к пользователю. И наоборот, производя обмен WebMoney (WM) на обычные деньги, пользователь истребует у эмитента исполнения обязательства перед ним*. При этом

размер электронного кошелька и вид валюты, в которой он был выражен, до сих пор никем не ограничивались.

* Более подробно о порядке использования электронных денег в гражданских и хозяйственных отношениях, а также о юридической подоплеке и особенностях бухгалтерского и налогового учета сделок, оплаченных электронными деньгами, расскажем в аналитическом материале в одном из следующих номеров нашей газеты.

Что же нового появилось в сфере электронного денежного обращения теперь, после принятия комментируемого документа? Прежде всего имеем официальное определение понятия «электронные деньги» («

единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, принимаются как средство платежа иными, чем эмитент, лицами и являются денежным обязательством эмитента»), не добавляющее, впрочем, особой ясности, так как неизвестно, что имеется в виду под «единицами стоимости». Хотя, примеряя приведенное определение к тем же WM, о которых шла речь выше, можно прийти к неожиданному выводу: поскольку с юридической точки зрения WebMoney — это обязательства третьей стороны (эмитента), которые могут неоднократно переуступаться одним кредитором другому (что прямо разрешено ГКУ), то это вовсе и не электронные деньги в понимании НБУ. Вот только согласится ли с таким подходом Нацбанк?

Почему это так важно? Дело в том, что согласно п. 1.3 Положения № 178

выпуском электронных денег в Украине отныне могут заниматься исключительно банки. При этом они имеют право эмитировать электронные деньги, выраженные только в гривнях, за исключением выпуска предоплаченных платежных карт. До начала осуществления выпуска электронных денег банку-эмитенту следует согласовать с НБУ правила своей электронной платежной системы (ЭПС), а в течение 10 календарных дней с начала осуществления выпуска электронных денег уведомить об этом Национальный банк по установленной форме. Кроме того, вводится ежеквартальная отчетность о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег.

Очевидно, что перечисленные нововведения напрямую затрагивают интересы тех юридических лиц, которые на момент вступления в силу Положения № 178 уже осуществляли выпуск электронных денег в Украине, но не являлись при этом банками.

На приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями им отпущен ровно один год. Это означает, что таким субъектам хозяйствования либо самим придется стать банками, что весьма непросто, либо вести свой бизнес на основании договора с тем или иным банковским учреждением.

Еще одно ограничение, которое придется соблюдать в дальнейшем, —

ограничение на размер электронного кошелька. Теперь банк-эмитент должен обеспечить, чтобы сумма электронных денег на одном электронном устройстве , которое находится в распоряжении пользователя, не превышала сумму, эквивалентную 5000 гривень. Следует сказать, что в письме НБУ от 30.07.2008 г. № 25-212/1645-10454 введение указанного лимита объясняется необходимостью учитывать VII Специальную рекомендацию FATF (межправительственная организация по противодействию отмыванию денежных средств). В то же время отечественное законодательство предписывает вести финмониторинг за финансовыми операциями, сумма которых равна либо превышает 80000 грн. или их эквивалент в иностранной валюте (см. ст. 11 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2002 г. № 249-IV).

В завершение отметим, что комментируемый документ производит двойственное впечатление и, скорее всего, до того, как заработает в полную силу, будет подвергнут существенным изменениям. Не исключено, что кардинальным образом могут измениться и принципы работы ныне действующих электронных платежных систем, хотя вряд ли предполагаемое переформатирование скажется на рядовых пользователях. Нашим же читателям рекомендуем внимательно следить за публикациями, поскольку, как и было обещано, обязательно вернемся к этой интересной теме.

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше