Темы статей
Выбрать темы

Об определении места поставки при предоставлении услуг нерезидентом

Редакция НиБУ
Письмо от 23.12.2008 г. № 26903/7/16-1517

Об определении места поставки при предоставлении услуг нерезидентом

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 23.12.2008 г. № 26903/7/16-1517

 

В связи с поступлением многочисленных запросов плательщиков налогов и налоговых органов по применению отдельных норм подпункта «д» пункта 6.5 статьи 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в части обложения налогом на добавленную стоимость отдельных видов услуг Государственная налоговая администрация Украины сообщает.

Согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины.

Пунктом 6.5 статьи 6 Закона установлены правила определения места поставки услуг.

В соответствии с общим правилом для определения места поставки услуг, установленным подпунктом «а» пункта 6.5 статьи 6 Закона,

местом поставки услуг считается место, где лицо, предоставляющее услугу, зарегистрировано плательщиком этого налога, а если такая услуга предоставляется нерезидентом — место расположения его представительства, а при отсутствии такового — место расположения резидента, выполняющего агентские (представительские) действия от имени такого нерезидента, а при отсутствии такового — место фактического расположения покупателя (получателя), который в этом случае выступает налоговым агентом такого нерезидента.

Исключениями из этого правила являются операции по предоставлению услуг особого вида

, для определения места поставки которых установлены отдельные правила.

Так, отдельным подпунктом «д» этого пункта предусмотрено, что

местом поставки услуг считается: место регистрации покупателя или его постоянного представительства, а при отсутствии такого места регистрации — место постоянного адреса или постоянного проживания, если покупатели, которым предоставляются приведенные ниже услуги, проживают за пределами таможенной территории Украины, предоставляют услуги по:

передаче или предоставлению авторских прав, патентов, лицензий, а также смежных прав, в том числе торговых марок;

предоставлению рекламных услуг и других услуг по продвижению товаров (услуг) на рынке (промоутерству);

предоставлению услуг консультантами, инженерами, адвокатами, бухгалтерами, аудиторами, актуариями и других аналогичных услуг, а также по обработке данных и предоставлению информации, в том числе с использованием компьютерных систем;

предоставлению обязательства воздерживаться от проведения отдельных видов деятельности частично или полностью;

предоставлению услуг физическими лицами, находящимися в отношениях трудового найма с поставщиком, в пользу другого лица;

предоставлению агентских услуг от имени и за счет другого лица, если обеспечивается предоставление покупателю услуг, перечисленных в настоящем подпункте;

предоставлению в аренду движимого имущества (в том числе банковских сейфов).

Учитывая указанное, при предоставлении поставщиком (резидентом плательщиком налога на добавленную стоимость) получателю (нерезиденту — физическому или юридическому лицу) услуг, указанных в подпункте «д» пункта 6.5 статьи 6 Закона, местом поставки таких услуг определяется место

за пределами таможенной территории Украины, за исключением случаев предоставления указанных услуг нерезидентам, имеющим постоянное представительство, зарегистрированное в Украине.

При предоставлении таких услуг нерезидентам, которые

имеют на таможенной территории Украины постоянное представительство, местом поставки определяется таможенная территория Украины.

При применении указанного пункта следует учитывать следующее:

— к рекламным услугам и другим услугам по продвижению товаров (услуг) на рынке (промоутерству) относятся услуги, определенные в разделе 74.40.13 Государственного классификатора продукции и услуг, который утвержден и введен в действие приказом Госстандарта Украины от 30 декабря 1997 г. № 822;

— к услугам по обработке данных и предоставлению информации, в том числе с использованием компьютерных систем, относятся услуги, определенные в разделе 72.30.2 Государственного классификатора продукции и услуг, который утвержден и введен в действие приказом Госстандарта Украины от 30 декабря 1997 г. № 822.

Аналогичным является порядок определения места поставки указанных услуг при их предоставлении поставщиком — нерезидентом.

То есть

при предоставлении поставщиком-нерезидентом услуг, указанных в подпункте «д» пункта 6.5 статьи 6 Закона, получателю (резиденту — юридическому или физическому лицу) местом поставки таких услуг является таможенная территория Украины.

При этом при предоставлении услуг нерезидентом, лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) налога в бюджет, является его постоянное представительство, а при отсутствии такового — лицо, получающее такие услуги.

Следует также учесть то, что подпунктом 2.3.3 пункта 2.3 статьи 2 Закона определено, что лицо-нерезидент может осуществлять деятельность по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины. При этом является обязательной регистрация такого лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не позднее чем за 20 календарных дней до начала осуществления таких операций (подпункт «б» пункта 9.6 статьи 9 Закона).

Сообщая изложенное выше, Государственная налоговая администрация Украины информирует, что

другие налоговые разъяснения могут применяться в части, не противоречащей этому налоговому разъяснению.

Председателям Государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное разъяснение до сведения налогоплательщиков и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Место поставки услуг: есть «окончательная бумага»!
(на сегодняшний день)

Не будем в очередной раз повторять набившую оскомину проблему с налогообложением НДС услуг в ВЭД, сразу перейдем к сути.

Мы с осторожностью относились к позиции, изложенной в письме ГНАУ от 10.06.2008 г. № 11818/7/16-1517-26 (см. статью «Определяем место поставки услуг» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 69). Напомним, из этого письма следовало, что для обложения или необложения НДС услуг в ВЭД нужно применять как бы

два фильтра:

1. На какой территории фактически были оказаны услуги (это определяется исходя из первичных документов — договора, акта выполненных работ и т. п.). Если место оказания таких услуг зарубежье, то НДС не начисляется, если территория Украины — см. п. 2.

2. Определяется место поставки услуг в соответствии с п. 6.5 Закона об НДС. Если это территория нерезидента, то НДС не начисляется, если территория Украины — начисляем НДС.

Такая позиция представляется слишком либеральной, да и из Закона об НДС она явно не следует. Поэтому мы всегда придерживались мнения, что термины «место поставки» из п. 6.5 и «место предоставления» из п.п. 3.1.1 нужно рассматривать как идентичные.

Единственным критерием обложения ВЭД услуг является п. 6.5 Закона об НДС. Собственно, это и подтверждается комментируемым письмом — ни о каких первичных документах в нем ничего не сказано. Итак, надеемся, что ГНАУ наконец-то пришла к окончательному выводу о приоритете п. 6.5 в отношении налогообложения ВЭД-услуг.

А вот с мнением налоговиков, узко трактующих рекламные услуги, услуги по продвижению на рынке товаров (услуг) и услуги по обработке информации мы согласиться не можем, о чем также подробно говорили в упомянутой выше статье.

И еще один важный момент. Обратите внимание на два последних абзаца. В них речь идет о том, что все другие налоговые разъяснения

действуют в части, не противоречащей данному письму. Более того, местным ГНА поручено довести это письмо до ведома налогоплательщиков и налоговых органов. Такая постановка вопроса предполагает, что мы имеем дело с псевдообобщающим налоговым разъяснением. По крайней мере, налоговики настаивают, что такого рода налоговые разъяснения должны считаться обобщающими (см. письмо ГНАУ 31.05.2007 г. № 10860/7/16-1517-05 и наш комментарий к нему). На самом деле таковыми они не являются хотя бы потому, что не утверждены соответствующим приказом. В этом отношении налоговики явно перегибают палку, но с другой стороны, с выходом комментируемого письма появилась определенность в отношении налогообложения НДС услуг в ВЭД. Долго ли она продлится? Хотелось бы надеяться, что не до появления очередного «обобщающего» налогового разъяснения...

 

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше