Темы статей
Выбрать темы

Новости в сфере государственных закупок

Редакция НиБУ
Статья

Новости в сфере государственных закупок

 

Недавно специальным уполномоченным центральным органом исполнительной власти — Министерством экономики был принят ряд приказов, касающихся реализации норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 года № 921. В этой статье рассмотрим и проанализируем принятые документы.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общая информация

С целью реализации отдельных норм

Положения № 921 Минэкономики принят ряд достаточно важных документов, а именно:

приказ от 30.01.2009 г. № 61 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок»;

приказ от 30.01.2009 г. № 62 «Об утверждении Порядка изменения существенных условий договора о закупке»;

приказ от 30.01.2009 г. № 63 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам»;

приказ от 30.01.2009 г. № 64 «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника»;

приказ от 30.01.2009 г. № 65 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке»;

приказ от 30.01.2009 г. № 66 «Об утверждении Порядка приема и опубликования объявлений по проведению закупок товаров, работ и услуг в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок».

Указанные документы вступили в силу с 21.03.2009 г.

 

Формы документов

Остановимся на утвержденных

новых формах документов, которые должны составляться тендерными комитетами заказчиков.

Вообще, новые формы мало чем отличаются от предыдущих, утвержденных

приказом Министерства экономики Украины от 04.04.2008 г. № 108. В основном они касаются изменения Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274, на Положение № 921 и некоторых сроков проведения отдельных процедур закупок.

Уполномоченным органом в соответствии с

п. 10 Положения № 921 приказом от 30.01.2009 г. № 61 утверждены следующие формы документов:

1) объявление о проведении открытых и двухступенчатых торгов;

2) объявление о результатах проведения процедуры закупки;

3) объявление о проведении предварительной квалификации;

4) отчет о результатах проведения процедур открытых и двухступенчатых торгов;

5) отчет о результатах проведения процедуры торгов с ограниченным участием;

6) отчет о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок);

7) отчет о результатах проведения процедуры закупки у одного участника;

8) протокол о раскрытии тендерных (ценовых) предложений;

9) протокол оценки тендерных (ценовых) предложений;

10) реестр полученных тендерных (ценовых) предложений;

11) годовой план закупок.

Дальше остановимся на особенностях заполнения документов, претерпевших изменения.

 

Название документа

Особенности заполнения

Объявление о проведении открытых и двухступенчатых торгов

В п. 9.3 этого объявления минимальный срок подачи тендерных предложений согласно действующей редакции Положения № 921 составляет 21 календарный день. Такие же изменения были внесены и в п. 5 отчета о результатах проведения процедур открытых и двухступенчатых торгов

Объявление о результатах проведения процедуры закупки

В п. 2 этого объявления указано, что оно подготавливается исключительно на украинском языке, даже в случае проведения закупки с учетом норм п. 15 Положения № 921 (опубликование объявления в международном издании)

Отчет о результатах проведения процедуры торгов с ограниченным участием

В п. 6 этого отчета минимальный срок подачи тендерных предложений изменен с 10 календарных дней на 14 календарных дней, как требует п. 36 Положения № 921

Отчет о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок)

Учитывая то, что п. 74 Положения № 921 установлено, что срок подачи ценовых предложений в случае проведения запроса ценовых предложений (котировок) устанавливается не менее 10 рабочих дней со дня приглашения участника, в п. 5 этого отчета срок увеличен с 5 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Вместе с тем заметим, что в п. 6 этого отчета так и не отменено требование о необходимости двойного указания кода ЕГРПОУ участника-победителя, а именно:

«6.1. Наименование, идентификационный код по ЕГРПОУ (для юридического лица) и фамилия, инициалы (для физического лица).

6.2. Идентификационный код по ЕГРПОУ (для юридического лица)»

Протокол о раскрытии тендерных (ценовых) предложений

Следует отметить, что если раньше в протоколе раскрытия тендерных (ценовых) предложений фиксировалась информация о наличии и правильности оформления всех необходимых документов, предусмотренных тендерной документацией (запросом ценовых предложений), то теперь фиксируется согласно установленной форме исключительно информация о наличии документов, предусмотренных тендерной документацией (запросом ценовых предложений)

Годовой план закупок

Заказчиков снова обязали составлять Приложение к годовому плану в произвольной форме, если ожидаемая стоимость предмета закупки ниже сумм, указанных в п. 5 Положения № 921, т. е. в случае закупки товара (товаров) и услуги (услуг) до 100000 грн., а работ — до 300000 грн. Как указано в Инструкции по заполнению формы годового плана закупок, при обнародовании годового плана на веб-сайте колонка 4 годового плана «Ожидаемая стоимость предмета закупки» и колонка 7 «Подразделение/я (лицо/а), которые планируется привлечь к подготовке тендерной документации (запроса ценовых котировок)» не заполняются. При этом, на каком веб-сайте должен быть обнародован план и в какие сроки, вообще не установлено

 

Изменение существенных условий договора

Как установлено

абз. вторым п. 84 Положения № 921, существенные условия договора о закупке не должны изменяться после подписания договора, кроме случаев, определенных порядком изменения условий договора о закупке, утверждаемым уполномоченным органом. В настоящий момент такой документ утвержден приказом Минэкономики от 30.01.2009 г. № 62.

Как указано в

п. 2 Порядка № 62 , существенные условия договоров о закупке, заключенных до вступления в силу этого документа, могут изменяться только в соответствии с установленными условиями этого Порядка и по взаимному согласию сторон.

Вообще, в

Порядке № 62 закреплены действия заказчика в случае изменения существенных условий договора, а именно:

— уменьшения или увеличения количества (объема) закупки товаров, работ и услуг;

— уменьшения или увеличения цены;

— изменения требований относительно качества предмета закупки и любой из его частей;

— изменения срока действия договора передачи товара, выполнения работ, предоставления услуг (в части продления);

— порядка осуществления оплаты;

— ответственности сторон.

Рассмотрим особенности изменения указанных условий.

 

Существенное условие договора

Требования к изменению существенных условий договора

1

2

Отдельные номенклатурные позиции

При изменении этого условия обязательно должны быть одновременно выполнены следующие условия:

— общая стоимость изменяющейся номенклатурной позиции товара, услуги должна составлять не более 5 процентов цены договора о закупке;

— такие изменения не должны приводить к увеличению расходов заказчика;

— новая номенклатурная позиция товара, услуги по своим характеристикам должна отвечать условиям тендерной документации (запросу ценовых предложений)

Количество (объем) товаров, работ, услуг

Уменьшение количества (объема) товаров, работ, услуг зависит от реальной потребности и финансирования расходов заказчика, с соответствующим уменьшением цены договора.

В случае увеличения количества (объема) товаров, работ, услуг обязательно должны быть одновременно выполнены следующие условия:

— возможно одноразово в течение срока действия договора;

— если до даты выполнения этого договора возникла не предусмотренная на дату вступления в силу договора необходимость в дополнительном количестве (объемах) этих товаров, работ и услуг;

— стоимость указанного дополнительного количества (объема) товаров, работ, услуг является менее 100 тыс. грн. для товаров, услуг и 300 тыс. грн. для работ.

Важно: увеличение количества (объема) товаров, работ, услуг возможно в пределах 20 процентов цены договора

Требования по качеству предмета закупки и любой из его частей

Изменение этого условия договора возможно при условии, что:

— эти изменения связаны с изменением номенклатурных позиций товаров, услуг в соответствии с требованиями Порядка № 62;

— если эти изменения связаны с улучшением условий по качеству предмета закупки и любой из его частей

Срок действия договора

Продление срока действия договора возможно в случае:

— увеличения количества (объемов) закупки товаров, работ и услуг, предусмотренных Порядком № 62;

— возникновения объективных обстоятельств, повлекших задержку его выполнения, в том числе форс-мажор, задержки с финансированием расходов заказчика, кроме случаев, когда увеличение срока влечет возникновение у заказчика дополнительных денежных обязательств

Порядок осуществления оплаты

Это условие может изменяться без увеличения срока с момента предоставления аванса со стороны заказчика до момента выполнения другой стороной принятых на себя обязательств

Ответственность сторон

Изменение этого условия возможно только в части, не определенной тендерной документацией (запросом ценовых предложений) и не противоречащей требованиям законодательства Украины

Цена товаров, работ, услуг

Изменение цены товаров, работ, услуг (без изменения количества (объема) товаров, работ, услуг) может быть связано с тем, что:

— с даты вступления в силу договора о закупке, в пределах предусмотренных сроков его выполнения, произошли изменения ставок обязательных платежей, непосредственно повлиявшие на цену договора пропорционально таким изменениям;

— изменился установленный согласно законодательству органами государственной статистики индекс инфляции;

— изменился курс иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса;

— изменились биржевые индексы (котировка), обусловленные в договоре о закупке;

— увеличился размер минимальной заработной платы;

— имеются основания, которые предусмотрены порядком, определенным строительными нормами, установленными органами государственной власти. Кроме того, цена договора может изменяться в случае изменения количества (объема) товаров, работ, услуг согласно требованиям, указанным в п.п. 3.2 Порядка № 62

Другие существенные условия

Изменение других существенных условий договора возможно, если такие условия не относились к критериям и методике оценки при определении победителя процедуры закупки и их изменения не приводят к возникновению дополнительных расходов со стороны заказчика

 

Важно знать

, что теперь заказчик об изменении существенных условий договора должен уведомить Минэкономики путем направления основного и дополнительного договоров о закупке в течение 3-х рабочих дней с даты заключения дополнительного договора вместе с обоснованием изменения существенных условий договора.

 

Контроль за госзакупками

Как предусмотрено

п.п. 17 п. 10 Положения № 921, одной из функций уполномоченного органа является осуществление в рамках своих полномочий контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок. Механизм осуществления такого контроля предусмотрен Порядком № 63.

Сразу отметим, что

Порядок № 63, в отличие от своего предшественника, подробно и последовательно описывает этапы проведения контрольных мероприятий, а также представлен рядом новых терминов.

Как и прежде, контроль за соблюдением тендерного законодательства Минэкономики осуществляет путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Остановимся на основных нововведениях комментируемого документа:

1)

внеплановые проверки могут проводиться по местонахождению заказчика или в форме невыездной проверки путем запроса и получения от заказчика необходимых документов, их рассмотрения и анализа. Кроме того, Порядок № 63 уточняет, что сейчас срок проведения внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней, а для плановой остался прежним — 30 дней;

2) Минэкономики в ходе проверки может

требовать у заказчика представления документов и соответствующей информации, а также устанавливать сроки их представления. Кроме того, такие документы Минэкономики может потребовать от заказчика во время рассмотрения жалоб, поданных участниками до заключения договора о закупке.

Если заказчик не предоставит указанные документы и необходимую информацию в установленный срок, то Минэкономики имеет право принять решение о признании результатов торгов недействительными, руководствуясь

п. 11 Положения № 921, при наличии таких результатов;

3) к участию в проверке (по письменному обращению Минэкономики) могут

привлекаться по согласию специалисты министерств, других центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, эксперты;

4) при проведении проверки по местонахождению заказчика обязательно проводится

документальный анализ проверяемых вопросов. В ходе проведения такого анализа проверяется соответствие документов заказчика требованиям законодательства. В случае ведения документооборота с использованием электронных средств хранения и обработки информации заказчик должен обеспечить беспрепятственный доступ к базе данных в электронном виде и оформление соответствующих документов на бумажных носителях;

5) в случае недопуска проверяющих к проверке, отказа в предоставлении необходимых документов, наличия других обстоятельств, препятствующих проведению проверки, проверяющие составляют отдельный акт и вручают его заказчику. В этом случае проверка считается непроведенной. О таких фактах Минэкономики вправе информировать правоохранительные органы;

6) результаты проведения

внеплановой проверки оформляются отдельным документом — актом проверки по отдельным вопросам. Требования к оформлению такого акта описаны в пп. 1 — 3 гл. 3 Порядка № 63;

7) если во время проверки выявлены нарушения тендерного законодательства, которые повлияли на

объективность выбора победителя процедуры закупки, Минэкономики вправе принять решение о признании недействительными результатов торгов, а в случае выявления нарушений тендерного законодательства — принять другие необходимые меры. При необходимости информация о результатах проверки может быть предоставлена КМУ, Минфину, Антимонопольному комитету, Госказначейству, ГлавКРУ, правоохранительным органам, обслуживающим банкам и соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления, лицам, осуществляющим управление корпоративными правами заказчика.

 

Согласование применения отдельных процедур

Согласно

Положению № 921 при проведении процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника заказчику необходимо получить согласование уполномоченного органа на их проведение. Механизм такого согласования регулируется Порядком № 64 и содержит ряд существенных изменений, касающихся требований по форме, содержанию и перечню документов, подаваемых заказчиками на согласование.

Как указано в

п. 1 Порядка № 64 , этот документ определяет механизм согласования Минэкономики применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника для закупки товаров, работ и услуг, ожидаемая стоимость которых для закупки товара (товаров), услуги (услуг) составляет не менее 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн. Раньше эта процедура распространялась на процедуры торгов с ограниченным участием для закупки товаров, работ и услуг, ожидаемая стоимость которых была равна или превышала 500 тыс. грн., и на все процедуры закупки у одного участника.

Теперь остановимся на требованиях к документам, подаваемым заказчиками в Минэкономики.

Во-первых, перечень документов дополнен

копией годового плана закупок (а учитывая нормы, предусмотренные Порядком № 61, годовой план должен быть теперь предоставлен с приложением). Также обращено внимание на то, что удостоверенные заказчиком копии экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры торгов с ограниченным участием или закупки у одного участника, должны быть не более чем годовой давности с даты их выдачи до дня подачи в Минэкономики необходимого пакета документов.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на

содержание протокола заседания тендерного комитета по принятию решения о применении процедуры закупки у одного участника, в котором должны быть отражены:

— условия применения процедуры в соответствии с

п. 83 Положения № 921;

— предмет закупки;

— конкретное наименование товара, работы или услуги;

— ожидаемая стоимость закупки;

— источник финансирования закупки;

— ориентировочный срок (дата) поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг).

В случае применения процедуры торгов с ограниченным участием

протокол заседания тендерного комитета по принятию решения о применении процедуры торгов с ограниченным участием должен содержать перечень участников, которых заказчик планирует пригласить к участию в процедуре закупки.

В-третьих,

Порядком № 64 предусмотрен перечень новых документов, которые необходимо подавать заказчикам в случае применения процедуры закупки у одного участника в Минэкономики (представление которых ранее не было предусмотрено законодательством), а именно:

для юридических лиц — удостоверенные в установленном порядке копии учредительных документов участника, свидетельства о его государственной регистрации, лицензии (разрешения) на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, необходимой для выполнения договора о закупке;

для физических лиц — копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в случае отсутствия паспорта и идентификационного номера;

для физических лиц — предпринимателей — копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в случае отсутствия паспорта, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, необходимой для выполнения договора о закупке;

в связи с необходимостью осуществления дополнительных поставок первичным участником — кроме копии договора о закупке с первичным участником (с приложениями), отчета о проведении процедуры закупки, также подаются экспертные, нормативные, технические и другие документы, которые подтверждают, что смена участника может привести к закупке товаров или услуг, не отвечающих требованиям взаимозаменяемости с имеющимися товарами или полученными услугами;

в случае закупки недвижимого имущества — удостоверенные в установленном законодательством порядке копии документов, подтверждающих право собственности участника на недвижимое имущество, и отчет о его оценке.

В-четвертых, с учетом норм

Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18.12.2008 г. № 694-VI в п. 3 Порядка № 64 указано, что Минэкономики имеет право обратиться к заказчику для получения документов, которые подтверждают, что закупка товаров, работ и услуг за государственные средства будет осуществляться у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, не производящихся в Украине.

В-пятых, увеличен срок рассмотрения обращений заказчиков по согласованию применения процедуры закупки у одного участника из-за возникновения неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами, которые заказчик не мог предусмотреть, в том числе закупки, связанной с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций,

с 5 до 10 рабочих дней.

Если заказчик направил дополнительные документы к ранее направленному пакету документов, то срок их рассмотрения продлевается на 30 календарных дней с даты регистрации таких документов.

В-шестых, в

п. 10 Порядка № 64 предусмотрены случаи, когда документы остаются без рассмотрения, о чем заказчик информируется письмом Минэкономики, если:

— заказчик направил ходатайство об отзыве документов, указанных в

п. 2 Порядка № 64;

— ожидаемая стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) составляет менее 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.;

— закупка товаров, работ и услуг не регулируется

Положением № 921.

Также

Порядком № 64 предусмотрено, что после устранения причин, ставших основанием для оставления Минэкономики письма-обращения без рассмотрения, заказчик может повторно подать новое письмо-обращение и документы, предусмотренные п. 2 Порядка № 64.

Следует иметь в виду, что все документы, поданные на рассмотрение Минэкономики по применению процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника,

должны быть поданы в скоросшивателе и заказчику не возвращаются.

 

Обжалование процедуры закупки

Процедура рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке, определена

Порядком № 65. В соответствии с новым Порядком жалоба, подаваемая в Министерство экономики, может содержать подтверждение о подаче жалобы заказчику, наименование органа казначейства (обслуживающего банка) при наличии информации о нем у участника, подающего жалобу.

Новыми особенностями оформления жалобы является то, что

она скрепляется скоросшивателем с нанесением на титульном листе даты и исходящего номера жалобы (в случае его присвоения). Все копии документов, прилагаемые к жалобе, заверяются печатью участника, подавшего жалобу, если участник является юридическим лицом. Что касается других изменений обжалования процедур закупки, то они связаны с требованиями Положения № 921.

Как указано в

п. 8 Порядка № 65, Минэкономики приостанавливает процедуру закупки на срок, который не может превышать 20 рабочих дней с даты получения жалобы Минэкономики, о чем уведомляет в течение одного рабочего дня Государственное казначейство Украины (обслуживающий банк). Также увеличен срок принятия решения Минэкономики до 20 рабочих дней со дня получения жалобы (п. 13 Порядка № 65).

 

Опубликование объявлений о закупках

Объявления о проведении закупок товаров, работ и услуг, соответствующие формам объявлений и инструкциям по их заполнению, которые утверждены

Порядком № 61, подаются секретарем тендерного комитета заказчика согласно требованиям, указанными в Порядке № 66.

В настоящий момент такие объявления регистрируется в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» в срок не позднее пяти календарных дней (ранее — не позднее трех календарных дней) с даты его получения. Как и ранее, срок опубликования объявлений — не позднее семи дней с даты такой регистрации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше