Темы статей
Выбрать темы

Закупки за госсредства в вопросах и ответах

Редакция НиБУ
Статья
Содержание статьи:

Закупки за госсредства в вопросах и ответах

 

В редакцию поступают вопросы от наших читателей с просьбой разъяснить, как поступить в той или иной ситуации, касающейся осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Ответам на такие вопросы и посвящена данная публикация.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Можно ли объединить однотипные работы в один предмет закупки

 

В годовом плане госзакупок предусмотрены проектно-изыскательские работы по 10 разным объектам. Можем ли мы заключить отдельные договоры по каждому объекту и не объединять такие объекты в один предмет закупки?

 

Предмет закупки по разработке проектно-сметной документации относится к одной из разновидностей

работ. В соответствии с Положением № 921 к работам относится деятельность, связанная с проектированием, строительством новых, расширением, реконструкцией, капитальным ремонтом и реставрацией существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, техническим оснащением действующих предприятий, а также сопровождающие услуги, если их стоимость не превышает стоимость самого строительства.

Определение предмета закупки работ осуществляется на основании

Правил № 174 и Ведомственных строительных норм ВБН Г. 1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования».

Как известно, при закупке одного вида работ по нескольким объектам предмет закупки определяется в целом по всем объектам с указанием отдельных частей предметов (лотов). В данном случае такой предмет закупки, как проектно-изыскательские работы, представлен однотипными работами по нескольким объектам.

Поэтому такие работы целесообразно

объединить в один предмет закупки с разбивкой на отдельные лоты (части) по каждому объекту. При этом следует учесть, что разбивка предмета закупки на лоты не приведет к затягиванию процедуры закупки, поскольку информация о проводимых закупках будет представлена в одном объявлении.

В случае если заказчиком все-таки будет принято решение о выделении проектно-изыскательских работ в отдельные предметы закупки, то его действия могут быть расценены как деление предмета закупки на части с целью избежания проведения процедур закупок.

 

Как оформить уменьшение объема строительных работ

 

В начале 2009 года проведен тендер на капитальное строительство. По результатам торгов заключен договор. После подачи тендерных предложений цена на строительные материалы увеличилась, что подтверждено справкой управления статистики. Как в этом случае поступить? Можно ли стоимость договора оставить прежней за счет уменьшения объема работ, планируемых к выполнению? Какие документы нужно для этого оформить?

 

В соответствии с п. 84 Положения № 921 договор о закупке заключается в письменной форме с учетом положений Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины.

Как предусмотрено ст. 651 Гражданского кодекса Украины, изменение условий договора допускается только по согласованию сторон, если иное не установлено договором или законом. В случае изменения договора обязательства изменяются с момента достижения договоренностей об изменении договора, если иное не предусмотрено договором или не обусловлено характером его изменений. Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом (ст. 632 Гражданского кодекса Украины).

Следует также учесть, что изменение цены после подписания договора может осуществляться только при условии, что заказчик в тендерной документации указал возможность корректирования цены при наступлении объективных обстоятельств. Исходя из этого в дальнейшем в такой договор могут быть внесены необходимые изменения.

Вместе с тем изменить такое существенное условие договора, как цена, представляется возможным только с учетом требований п.п. 5 п. 4 постановления КМУ от 26.11.2008 г. № 1036 «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса». Напомним, что в данном пункте предусмотрено с целью экономии бюджетных средств во время заключения договоров о закупке товаров, работ и услуг по результатам проведенных торгов (тендеров) положение о запрете на увеличение стоимости товаров, работ и услуг, кроме непредвиденных случаев, в частности тех, которые связаны с изменением курса валюты.

Поэтому внести изменения в договор, касающиеся увеличения его стоимости, возможно только при наличии соответствующих бюджетных назначений. В случае если получить дополнительное финансирование на эти цели не представляется возможным, то сторонам придется пойти на компромисс — уменьшить объем запланированных строительных работ, оставив при этом неизменной стоимость таких работ.

Условия договора о закупке не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника — победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не должны изменяться после подписания договора, кроме случаев, определенных порядком изменения условий договора о закупке, который утверждается уполномоченным органом.

Начиная с 21.03.2009 г. механизм изменения существенных условий договора о закупке определен Порядком № 62. Кроме того, этим документом стороны могут руководствоваться также и в случае изменения существенных условий договоров, заключенных до 21.03.2009 г.

В рассматриваемой ситуации сторонам необходимо оформить дополнительное соглашение к договору о закупке без применения дополнительных процедур закупок, имея при этом документальное подтверждение текущего уровня цен на предмет закупки. И хотя п. 8.3 Порядка № 62 определено, что изменение конъюнктуры рынка на товары, услуги должно быть подтверждено документально, не указано, куда необходимо обратиться для получения такого подтверждения.

Ранее для того, чтобы получить соответствующее подтверждение, необходимо было обратиться в одну из структур, перечисленных в письме Госказначейства Украины от 11.06.2008 г. № 17/3-06/183-9262, а именно: в Государственный комитет статистики Украины; Государственную инспекцию по контролю за ценами; Торгово-промышленную палату Украины; ДП Госвнешнеинформ; ДП Укрпромвнешнеэкспертиза и др.

На сегодняшний день пока нет официальных разъяснений по этому вопросу, и не совсем понятно, можно ли на основании документов, выданных указанными органами, изменять такое существенное условие договора, как цена. Полагаем, что можно. Подтверждением тому является п. 3 Порядка № 64, где говорится о том, что Минэкономики имеет право обратиться к заказчику для получения таких документов, как: справка Государственного комитета статистики Украины, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков, Торгово-промышленной палаты Украины, региональных торгово-промышленных палат или других организаций, уполномоченных выдавать справки о соответствии цены предмета закупки, указанной в проекте договора, ценовой конъюнктуре на рынках соответствующих товаров, работ и услуг, а в случае закупки строительных работ — заключения уполномоченного органа об осуществлении государственной экспертизы соответствующего проекта строительства (за исключением объектов, для утверждения проекта строительства которых заключение государственной экспертизы не является обязательным).

И хотя Порядок № 64 определяет механизм согласования проведения процедуры закупки у одного участника и процедуры торгов с ограниченным участием с уполномоченным органом, считаем, что изменение цены в связи с изменением конъюнктуры рынка при наличии документов, выданных указанными органами, будет правомерным.

И еще один важный момент. Как предусмотрено п. 11 Порядка № 62, заказчик об изменении существенных условий договора должен уведомить Минэкономики путем предоставления основного и дополнительного договора о закупке в течение 3 рабочих дней со дня заключения дополнительного договора. Также необходимо приложить обоснование изменений существенных условий договора. Считаем, что такая информация может предоставляться в произвольной форме на бланке организации за подписью уполномоченного лица.

 

Почему текущий и капитальный ремонт оборудования является услугой

 

В смете бюджетного учреждения запланированы средства на проведение текущего ремонта медицинской техники — 150 тыс. грн. (КЭКР 1137) и капитального ремонта медицинской техники — 110 тыс. грн. (КЭКР 2133). Можно ли капитальный ремонт оборудования отнести к работам и при их закупке не проводить тендер, так как стоимость не превышает 300 тыс. грн.?

 

Изначально определимся, что относится к услугам и работам в понимании Положения № 921.

Так, к услугам относится любая закупка, кроме товаров и работ, включая подготовку специалистов, обеспечение транспортными средствами и средствами связи, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, текущий ремонт, а также консультационные услуги. Итак, в данном определении речь идет только о текущем ремонте.

Предмет закупки товаров и услуг определяется на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги. При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого и девятого знаков указанного Классификатора (классификационные группа «подкатегория» и «тип»). Данный классификатор позволяет определить, к какой категории товаров и услуг относится тот или иной предмет закупки.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые относятся к работам, приведен в п.п. 17 п. 2 Положения № 921. Так, под работами понимается любая деятельность, связанная с проектированием, строительством новых, расширением, реконструкцией, капитальным ремонтом и реставрацией существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, техническим оснащением действующих предприятий, а также сопровождающие услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие, если стоимость выполнения указанных услуг не превышает стоимость самого строительства.

Как видим, деятельность, связанная с капитальным ремонтом, упоминается в определении работ. И соответственно, такой вид деятельности, как капитальный ремонт, является одной из разновидностей работ. Однако это не означает, что капитальный ремонт любых объектов является работами.

Все дело в том, что в самом определении «работа» упоминается только капитальный ремонт объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения. Мы не будем углубляться в определение таких объектов, а только укажем, что в этом вопросе необходимо опираться на Порядок государственного финансирования капитального строительства, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.

Кроме того, при определении предмета закупки работ следует руководствоваться Правилами № 174 и Ведомственными строительными нормами ВБИГ.1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования».

Заметим, что в указанных документах речь идет только о таких объектах, как здания и сооружения, и ничего не сказано об оборудовании. Поэтому считаем, что только в том случае, когда предметом закупки является капитальный ремонт таких объектов, как здания и сооружения, без указанных выше нормативных актов заказчику не обойтись. Соответственно, выполнение ремонта оборудования не только текущего, но и капитального, можно считать закупкой услуг, а не работ.

Возможно, заказчика смутило то, что для текущего и капитального ремонта предусмотрены разные КЭКР:1137 — для текущего и 2133 — для капитального. Однако заметим, что порядок применения КЭКР не связан с определением предмета закупки ДК 016-97.

И следовательно, определение предмета закупки по текущему и капитальному ремонту оборудования производится согласно ДК 016-97. В частности, этому виду услуг (ремонту медицинского оборудования) соответствует код 33.10.9 «Услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту медицинского, хирургического и ортопедического оборудования».

 

Как подтвердить отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов

 

Мы хотим принять участие в тендере. Заказчик требует от нас предоставить справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Правомерно ли это? Где можно получить такую справку?

 

Да, требования заказчика правомерны.

Как предусмотрено п. 24 Положения № 921, заказчик может требовать от участника предоставления информации, подтверждающей соответствие участника квалификационным требованиям. В частности, одним из требований является уплата налогов и сборов (обязательных платежей).

При этом квалификационные требования должны быть предусмотрены заказчиком в тендерной документации.

Документом, подтверждающим уплату налогов и сборов (обязательных платежей), является справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам), которую выдает орган государственной налоговой службы. Форма такой справки приведена в письме ГНАУ от 16.02.2004 г. № 2461/7/19-2117/116. Выдается такой документ по письменному заявлению плательщика в течение 15 календарных дней.

Следует учесть, что такой документ действителен только в течение 10 дней со дней выдачи и действует исключительно до даты, указанной в справке.

 

На какую сумму проводить процедуру закупки

 

В январе 2009 года бюджетной организации на основании временной сметы было выделено 30 тыс. грн. на закупку транспортных услуг. В марте 2009 года утверждена постоянная смета, которой предусмотрены дополнительные средства на эти цели в сумме 90 тыс. грн. Нужно ли нам проводить процедуру закупки на эту сумму ?

 

Да, нужно.

В данном случае бюджетная организация в начале 2009 года заключила прямой договор с поставщиками без проведения процедур закупок, предусмотренных Положением № 921. Такие действия организации на тот момент объяснялись тем, что на начало года были выделены ассигнования по временной смете и не была известна общая годовая потребность на этот предмет закупок. И что немаловажно — сумма договора не превышала 100 тыс. грн.

После того как была утверждена смета на 2009 год и стала известна сумма выделенных бюджетных ассигнований на эти цели, было ясно, что годовая стоимость закупки превышает 100 тыс. грн. И поэтому приобретение этого предмета закупки должно осуществляться с применением одной из процедур закупок. В случае заключения договора без проведения тендера действия заказчика будут расценены как нарушения законодательства в сфере тендерных закупок, связанные с делением предмета закупки на части с целью избежания процедур закупок.

Кроме того, информацию о таком предмете закупок необходимо внести в годовой план закупок, который подлежит обнародованию в сети Интернет (на собственном веб-сайте или веб-сайте главного распорядителя государственных средств). Форма и инструкция по заполнению годового плана закупок определены Порядком № 61.

В такой ситуации заказчику целесообразно осуществить процедуру запроса ценовых предложений (котировок) исходя из стоимости предмета закупки — 90 тыс. грн., т. е. исходя из суммы дополнительно выделенных средств на эти нужды без учета договора, заключенного в начале года. Условия и порядок проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) определены п. 72-81 Положения № 921.

Заметим также, что заказчик имел право в конце предыдущего (2008 года) или в начале 2009 года провести процедуру закупки по соответствующему предмету закупки исходя из ожидаемой годовой стоимости предмета закупки. О правомерности таких действий заказчика свидетельствует разъяснение Минэкономики Украины, изложенное в письме от 01.12.2008 г. № 3303-27/1103 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 15).

В этом случае в договоре о закупке, а также в основных условиях договора (проекта), являющегося неотъемлемой частью тендерных предложений, необходимо предусмотреть соответствующий порядок выполнения договорных обязательств в зависимости от объемов реального финансирования, предусмотренного в смете бюджетной организации. При этом в договоре необходимо обязательно предусмотреть условие возникновения платежных обязательств заказчика, а для распорядителя бюджетных средств, исходя из ч.1 ст. 23 БКУ, предусмотреть условие возникновения платежных обязательств при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетных ассигнований). Обязательность наличия такого условия обусловлена требованиями ч. 6 ст. 51 БКУ, где говорится о том, что какие-либо бюджетные обязательства, взятые физическими и юридическими лицами без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, определенных этим Кодексом или Законом о госбюджете на соответствующий год, не являются бюджетными обязательствами.

 

Можно ли в 2009 году исполнять договор, заключенный в 2008 году

 

В ноябре 2008 года предприятие было признано победителем торгов, по результатам которого был заключен договор закупки. Однако до конца 2008 года предприятием так и не была осуществлена поставка такой техники в связи с тем, что заказчик отказался от этой техники, аргументируя тем, что из бюджета не была выделена необходимая сумма бюджетных ассигнований.

В 2009 году заказчик обратился к нам с просьбой выполнить договорные обязательства, которые были взяты сторонами в 2008 году. Можно ли в этом случае обойтись без проведения тендера, а осуществить поставку техники в соответствии с договором, заключенным в 2008 году?

 

В данной ситуации все зависит от того, на каких условиях был заключен договор о закупке в 2008 году.

Исходя из норм п. 84 Положения № 921, участники и заказчики при заключении, исполнении и расторжении договора о закупке руководствуются положениями Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины.

Как предусмотрено ст. 526 Гражданского кодекса, обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, при отсутствии таких условий и требований — согласно установленным нормам делового оборота. В свою очередь, ст. 530 Гражданского кодекса установлено, что если у обязательства определен срок его выполнения, то оно подлежит выполнению в этот срок.

В рассматриваемой ситуации стороны договора не имели возможности выполнить свои обязательства по независящим от них причинам, а именно: в связи с недостаточным финансированием. Однако этот факт не снимает с них обязательств, зафиксированных в договоре, и поэтому обе стороны должны выполнить их в соответствии с условиями договорам в полном объеме: одна — осуществить поставку товара, а другая — произвести оплату.

Главное условие — чтобы по такому договору не истек срок действия. В случае, если срок действия договора ограничен одним годом, то заказчик имеет право по согласованию с другой стороной продлить такой договор на определенный срок. Для этого необходимо до момента окончания срока его действия оформить дополнительное соглашение к договору о закупке. При этом все остальные условия договора должны остаться без изменений (стоимость и объем предмета договора).

При соблюдении этих требований стороны могут продолжить выполнять свои обязательства в 2009 году без проведения дополнительных процедур закупок.

 

Можно ли заключать договор о закупке на срок более года

 

Сметная стоимость капитального ремонта составляет 5 млн грн. Бюджетные ассигнования согласно смете на 2009 год предусмотрены в размере 2 млн грн. На какую сумму проводить тендер: на общую сметную стоимость или на суммы выделенных бюджетных ассигнований на текущий год? На какой период заключать договор?

 

Предмет закупки определяется исходя из общей сметной стоимости работ, т. е. ожидаемая стоимость процедуры закупки должна соответствовать общей стоимости работ. Поэтому процедуру закупки необходимо проводить исходя из общей сметной стоимости — 5 млн грн. Эта же сумма указывается в годовом плане закупок на 2009 год.

Определение предмета закупки по капитальному ремонту осуществляется на основании Правил № 174. При проведении торгов заказчик может предмет закупки разбить на отдельные лоты в зависимости от видов и направлений работ (ремонт крыши, сантехнические работы и т. д.) или по объектам (первый этаж, второй этаж и т. д.). В этом случае заказчик может руководствоваться разъяснением Минэкономики от 06.05.2008 г. № 77-27/263.

В связи с тем, что выполнение работ по капитальному ремонту предусмотрено на срок более одного года, при заключении договора закупки необходимо учесть следующее.

Как предусмотрено ст. 23 БКУ, распорядитель бюджетных средств осуществляет любые обязательства при наличии соответствующего бюджетного назначения. Поэтому в договоре о закупке, а также в основных условиях договора (проекта), являющегося неотъемлемой частью тендерных предложений, необходимо предусмотреть соответствующий порядок выполнения договорных обязательств в зависимости от объемов реального финансирования, предусмотренного сметой бюджетной организации на текущий год. На этом моменте Минэкономики акцентировало внимание в письме от 01.12.2008 г. № 3303-27-1103. Кроме того, в тендерной документации, которая готовилась заказчиком и передавалась участникам, должны быть приведены требования относительно сроков выполнения таких работ.

При заключении договора стороны должны предусмотреть график выполнения работ по капитальному ремонту с указанием сроков их выполнения. Также в договоре обязательно нужно предусмотреть условие возникновения платежных обязательств заказчика на соответствующий год в объемах, утвержденных для него, и указать, что возникновение прав и обязанностей заказчика будет зависеть от фактического поступления бюджетных ассигнований.

 

О составлении годового плана закупок и приложения к нему

 

Процедура закупки была проведена в 2008 году. В 2009 году стороны продолжают выполнять обязательства согласно условиям договора о закупке, так как договор продолжает действовать и в 2009 году. Надо ли включать информацию о таких закупках в годовой план на 2009 год?

 

Нет, не надо.

В годовом плане закупок заказчики указывают информацию о закупках товаров, работ и услуг, которые планируется осуществить в текущем году. В данном случае информация о процедурах закупок, которые имели место в 2008 году, уже была отражена в плане закупок на 2008 год. Поэтому включать такие процедуры в план закупок на 2009 год не нужно. В этом случае стороны продолжают выполнять обязательства, зафиксированные в договоре закупки.

 

В начале 2009 года был обнародован годовой план закупок. В графе 6 «Ориентировочное начало проведения процедуры закупки» был указан месяц, в котором мы планировали начать процедуру открытых торгов — март. Однако эти торги были отменены.

В мае 2009 года мы планируем повторно провести торги по этому же предмету закупки. Надо ли в этом случае вносить изменения в годовой план закупок и как это сделать?

 

Да, надо.

Прежде всего необходимость в изменении годового плана закупок возникает при любом изменении информации, которая указана в плане. Например, увеличение или уменьшение суммы выделенных бюджетных ассигнований, изменение процедуры закупки и пр.

Кроме того, изменения в план закупок могут возникнуть в случае, если появляется новый предмет закупки. Информацию о такой дополнительной закупке приводят в годовом плане отдельной строкой.

В соответствии с п. 13 Положения № 921 изменения к годовому плану закупок обнародуются путем размещения в Интернете (на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств) в течение 10 календарных дней с даты их утверждения.

 

Какую информацию необходимо приводить в приложении к плану закупок? Обязательно ли указывать в приложении код товара или услуги, определенный в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97?

 

Как определено в п. 1 Инструкции о заполнении формы годового плана закупок, утвержденной приказом Минэкономики № 61, приложение к годовому плану закупок составляется в произвольной форме.

Поэтому в приложении заказчики приводят ту информацию, которую посчитают необходимой. Полагаем, что обязательно надо указать наименование предмета закупки и его ожидаемую стоимость. При этом код товара или услуги, определенный по Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016-97, можно не указывать, однако предмет закупки необходимо определять в соответствии с этим документом.

 

О необходимости проведения процедуры закупки

 

В январе была осуществлена закупка услуг по ремонту лифтов. По результатам процедуры торгов заключен договор на сумму 150 тыс. грн. Однако в связи с тем, что исполнитель недобросовестно исполнял принятые на себя обязательства (некачественное предоставление услуг), мы вынуждены расторгнуть с ним договор. Стоимость предоставленных услуг составила 20 тыс. грн.

Возможно ли в этом случае на остаток средств — 130 тыс. грн. заключить прямой договор с новым исполнителем без проведения процедуры закупок?

 

При осуществлении закупок товаров, работ и услуг заказчик должен выбрать и провести процедуру закупки исходя из годовой потребности в предмете закупки. По результатам проведенных торгов с победителем заключается договор о закупке на определенный объем и сумму закупки.

В случае расторжения договора о закупке заказчик при необходимости должен выбрать и провести процедуру закупки исходя из объема предмета закупки, который был недовыполнен. В рассматриваемой ситуации стоимость предмета закупки, на которую договор был недовыполнен, составляет 130 тыс. грн.

В связи с тем, что стоимость такой закупки превышает 100 тыс. грн., эту закупку необходимо рассматривать как отдельный предмет закупки и осуществлять одну из процедур торгов, предусмотренных Положением № 921. Учитывая, что стоимость предмета закупки не превышает 200 тыс. грн., заказчик может применить процедуру запроса ценовых предложений (котировок).

 

 

О возможности заключения договора на условиях предварительной оплаты

 

Можно ли сейчас предусматривать в договорах о закупке условие о предварительной оплате за товары, работы, услуги?

 

На сегодняшний день вопрос, касающийся правомерности осуществления распорядителями бюджетных средств расчетов за товары, работы и услуги, урегулирован постановлением № 1036.

До недавнего времени п.п. 6 п. 4 этого документа было предусмотрено, что распорядители средств государственного бюджета до 1 апреля 2009 года осуществляют расчеты исключительно за фактически поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги. Исключением являются подписка периодических изданий, услуги почтовой связи, авиаперевозки государственных официальных и правительственных делегаций и Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, Премьер-министра Украины и первого вице-премьер-министра Украины во время рабочих поездок, работы, связанные с изготовлением марок акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, закупка путевок в ГП «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия», реализация проектов, поддерживаемых международными организациями, а также случаи, определенные отдельными решениями Кабинета Министров.

Отдельно скажем о статусе постановления КМУ от 09.10.2006 г. № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за государственные средства», которым предусмотрен перечень товаров, работ и услуг и сроки, в течение которых заказчики могут предусматривать в договорах о закупке за бюджетные средства условия предварительной оплаты.

Согласно разъяснениям Минфина, изложенным в письме от 22.01.2009 г. № 31-28020-02-25/585 (см. «Налоги и бухгалтерский учет» 2009, № 20), указанные документы являются действующими и имеют одинаковую юридическую силу, хотя и не согласовываются между собой в вопросах предварительной оплаты. В случае когда существуют противоречия между нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы, действуют нормы того документа, который был принят позже, т. е. действует правило — следующий закон по этому вопросу отменяет действие предыдущих.

Таким образом, в письме делается вывод о том, что распорядители бюджетных средств при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги должны руководствоваться постановлением № 1036.

И еще один важный момент. Постановлением КМУ от 02.04.2009 г. № 310 были внесены изменения в п.п. 6 п. 4 постановления № 1036, а именно: из этого пункта исключили слова и цифры «до 1 апреля 2009 года». Теперь запрет на осуществление предоплаты продлен на неопределенный период.

 

О заполнении статистической отчетности по тендерам

 

В первом квартале 2009 года проведено 5 процедур закупок на общую сумму 700 тыс. грн., по результатам которых было заключено 4 договора о закупках на сумму 580 тыс. грн. При этом была отменена одна процедура закупки, ожидаемая стоимость которой составила 120 тыс. грн. Нужно ли информацию о такой закупке указывать в статистической отчетности по тендерам ф. № 1-торги (тендеры)?

 

В целях получения информации о процедурах закупок для осуществления государственного надзора и контроля за использованием бюджетных средств заполняется отчет по форме № 1-торги (тендеры), которая утверждена приказом Госкомстата Украины от 20.12.2007 г. № 461.

Данная форма заполняется следующим образом:

в строке 200 — общая годовая сумма средств, запланированных заказчиком для закупки товаров, работ и услуг, т. е. сумма, указанная в годовом плане закупок;

в строке 210 — общая сумма средств, заявленных для проведения процедур закупок товаров, работ и услуг, т. е. ожидаемая сумма предмета закупки. Причем в этой строке заказчики не показывают стоимость предмета закупки по торгам, которые были отменены или признаны несостоявшимися;

в строке 220 — общая стоимость договоров, заключенных в отчетном периоде по результатам процедур закупок.

Исходя из приведенного выше примера, в этих строках ф. № 1-торги (тендеры) необходимо показать:

— в строке 200 — 700 тыс. грн.;

— в строке 210 — 580 тыс. грн.;

— в строке 220 — 580 тыс. грн.

 

О сроках проведения собрания с целью разъяснения запросов по тендерной документации

 

В случае проведения открытых торгов в какие сроки заказчик может провести собрание с лицами, получившими тендерную документацию, с целью разъяснения каких-либо запросов?

 

Согласно п. 39 Положения № 921 лицо, получившее тендерную документацию, имеет право не позднее чем за 7 календарных дней до окончания срока подачи тендерных предложений обратиться к заказчику за разъяснениями по тендерной документации. В свою очередь заказчик в течение 3 рабочих дней должен дать ответ на такой запрос.

Если заказчик проводит собрание с лицами, получившими тендерную документацию, с целью ее разъяснения он должен вести протокол такого собрания, в котором изложить все разъяснения по запросам и направить его и полученную тендерную документацию всем лицам независимо от их участия в таком собрании. При этом указанный срок остается неизменным — в течение 3 рабочих дней.

 

Обучение членов тендерного комитета

 

Обязательно ли сейчас членам тендерного комитета проходить обучение? Если да, то где можно пройти такое обучение?

 

Одной из основных функций уполномоченного органа является организация обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения их квалификации с выдачей соответствующего сертификата установленного образца.

Так, в соответствии с абз. шестым п. 18 Положения № 921 председатель тендерного комитета, его заместитель и секретарь тендерного комитета должны получить документ о прохождении обучения (повышении квалификации) в сфере закупок в порядке, установленном уполномоченным органом. На сегодняшний день такой порядок до сих уполномоченным органом пор не принят.

Получается, что сейчас заказчики самостоятельно принимают решение о целесообразности прохождения такого обучения или повышения квалификации в учебных заведениях, на базе которых проводится обучение (повышение квалификации) по вопросам организации и проведения процедур закупок.

Полагаем, что в условиях, когда требования тендерного законодательства меняются с завидной регулярностью, членам тендерного комитета целесообразно получать новые знания в сфере государственных закупок. По крайней мере, представители заказчиков и другие физические лица имеют право пройти обучение или повысить квалификацию на курсах по вопросам организации и осуществления процедуры закупок товаров, работ и услуг с целью недопущения правонарушений в сфере государственных закупок.

Также заметим, что на сегодняшний день отсутствует перечень учебных заведений, которые осуществляют подготовку или повышение квалификации специалистов в сфере закупок. Поэтому заказчики вправе самостоятельно выбирать организации, которые проводят обучение специалистов по вопросам госзакупок. В частности, информацию по этому вопросу можно найти на одном из сайтов: http://www.pro-tender.com.ua, http://www.ua-tenders.com/rubrics/learning/,  http://edu.com.ua/index.html.

 

Как учитывать средства, полученные в качестве тендерного обеспечения

 

Заказчик торгов получил от участника средства в качестве тендерного обеспечения. Что делать с этими средствами? На какие нужды мы можем их израсходовать?

 

Как и ранее, в 2009 году в доход общего фонда госбюджета (бюджета АР Крым или местных бюджетов) перечисляются средства, поступающие от предоставления участниками торгов обеспечения их тендерного предложения, не подлежащие возврату участникам торгов (п. 36 ст. 2, п. 9 ст. 35 Закона о госбюджете-2009). В какой бюджет осуществляется перечисление средств, зависит от того, из какого бюджета проводилось финансирование закупки. Например, если учреждение, осуществляющее закупку, финансируется из государственного бюджета, то и средства подлежат перечислению в государственный бюджет.

Случаи, при которых сумма тендерного обеспечения не возвращается заказчиком участнику торгов, определены п. 44 Положения № 921. К ним относятся:

— отзыв или изменение тендерного предложения участником после окончания срока его подачи;

— неподписание победителем торгов договора о закупке;

— непредоставление участником торгов необходимых гарантий относительно выполнения договора о закупке после акцепта его тендерного предложения, если предоставление таких гарантий предусмотрено тендерной документацией.

Также в доход общего фонда госбюджета (бюджета АР Крым или местных бюджетов) подлежат перечислению средства, которые поступают от победителя торгов во время заключения договора о закупке (в обеспечение его выполнения) и которые не подлежат возврату победителю торгов (п. 37 ст. 2 п. 10 ст. 35 Закона о госбюджете-2009).


О ценах, подлежащих государственному регулированию

 

В соответствии с постановлением КМУ № 208 закупка товаров, работ и услуг должна осуществляться по ценам, которые подлежат государственному регулированию. Каких товаров, работ и услуг это касается? Где можно узнать эти цены?

 

Действительно, постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 208 были внесены изменения в п. 6 Положения № 921, которыми установлены особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В зависимости от метода регулирования закупки осуществляются:

— по ценам (тарифам), которые не могут превышать предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен (тарифов);

— по ценам (тарифам), которые равняются государственным фиксированным ценам (тарифам);

— по ценам (тарифам), сформированным в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Закупки товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются по ценам, сформированным на базе цены, зарегистрированной на дату представления участником тендерного (ценового) предложения, а в случае закупки у одного участника — на дату предоставления в Минэкономики документов для согласования процедуры закупки или на дату заключения договора (если процедура закупки не происходит без согласования с Минэкономики).

Рассмотрим, каких товаров касаются требования п. 6 Положения № 921.

В соответствии с ч. 3 ст. 189 ХКУ, ст. 6 Закона № 507 субъекты хозяйствования могут использовать в хозяйственной деятельности свободные цены, государственные фиксированные цены и регулируемые — предельные цены или предельные отклонения от государственных фиксированных цен.

Свободные цены устанавливаются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, которые подлежат государственному регулированию. Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласованию сторон, а во внутрихозяйственных отношениях — также по решению субъекта хозяйствования.

В свою очередь, государственное регулирование цен осуществляется путем установления государственных фиксированных цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов), предельных уровней торговых надбавок, нормативов рентабельности, внедрения обязательного декларирования изменения цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг.

Кабинет Министров Украины как высший орган исполнительной власти обеспечивает проведение ценовой политики, что закреплено в ст. 116 Конституции Украины, и в соответствии с Законом № 507 определяет перечень продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы, которые утверждаются соответствующими органами государственного управления (кроме сферы телекоммуникаций), а также определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и применения цен (тарифов), а также по контролю за ценами (тарифами).

Руководствуясь предоставленными полномочиями, Кабинет Министров Украины постановлением от 25.12.96 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» установил полномочия соответствующих органов в сфере регулирования цен (тарифов). В частности, в этом документе приведен перечень товаров и услуг, цены на которые подлежат регулированию органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов.

В частности, путем установления предельных торговых надбавок осуществляется регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топливный кусковой, дрова, торфяные брикеты, газ сжиженный), которые отпускаются населению для бытовых нужд; детское питание, продукцию общественного питания, реализуемую в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях; ряд социально значимых продовольственных товаров: муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные.

Путем установления предельных уровней рентабельности осуществляется регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топливный кусковой, дрова, торфяные брикеты, газ сжиженный), которые отпускаются населению для бытовых нужд; детское питание; муку пшеничную высшего, первого и второго сорта, муку ржаную обдирную, хлеб весом более 500 г из муки пшеничного высшего, первого и второго сорта и их смеси, муки ржаной и смеси муки пшеничной и ржаной простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей, а также хлеб и хлебобулочные изделия для диабетиков.

В свою очередь, местными органами власти, исходя из предоставленных полномочий, утверждены региональные документы, направленные на регулирование цен и тарифов на товары и услуги, которые включены в вышеупомянутые перечни.

Что касается товаров, цены на которые подлежат государственной регистрации, то это касается строительных материалов, нефтепродуктов, горнорудной, угольной и металлургической продукции, которые перечислены в постановлении КМУ от 27.12.2008 г. № 1138 «О регистрации цен на отдельные виды продукции». Этим же документом установлен также механизм регистрации цен на указанную продукцию.

Таким образом, если предметом закупки являются товары, услуги и продукция, в отношении которой применяется один из методов государственного регулирования, то цена устанавливается исходя из вышеприведенных требований. В остальных случаях цены устанавливаются по согласованию сторон.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше