Темы статей
Выбрать темы

О включении в Реестр неприбыльных организаций и особенностях их налогообложения

Редакция НиБУ
Письмо от 11.02.2009 г. № 1132/6/15-0516

О включении в Реестр неприбыльных организаций и особенностях их налогообложения

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 11.02.2009 г. № 1132/6/15-0516

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо Фонда <...> о возможности включения Учреждения <...> в Реестр неприбыльных организаций и учреждений по признаку неприбыльности (0011), а также по вопросам обложения отдельных видов доходов налогом на прибыль и НДС и сообщает.

Возможность включения в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (далее — Реестр) и особенности налогообложения неприбыльных организаций и учреждений предусмотрены п. 7.11 ст. 7 Закона Украины от 28.12.94 № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий», с внесенными изменениями и дополнениями (далее — Закон № 334).

В соответствии с абзацем «г» п.п. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334 в Реестр включаются иные, нежели определенные в абзаце «б» п.п. 7.11.1 юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли согласно нормам соответствующих законов.

Порядком определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций), утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 03.07.2000 № 355, установлено, что указанным выше юридическим лицам присваивается признак неприбыльности — (0011).

Следовательно,

включение в Реестр и присвоение соответствующего признака неприбыльности организациям (учреждениям), перечень которых определен п.п. 7.11.1, в целях льготного обложения налогом на прибыль отдельных доходов осуществляются государственными налоговыми органами на основании поданных вместе с заявлением по форме 1-РН уставных (учредительных) документов при условии соблюдения положений п. 7.11 ст. 7 Закона № 334.

Что касается вопроса налогообложения

, то в соответствии с п.п. 7.11.5 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334 от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, определенных в абзаце «г» подпункта 7.11.1, полученные в виде:

— средств или имущества, поступающих таким неприбыльным организациям от осуществления их основной деятельности;

— пассивных доходов;

— дотаций или субсидий, полученных из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов или в рамках благотворительной, в том числе гуманитарной помощи или технической помощи, которые предоставляются таким неприбыльным организациям в соответствии с условиями международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен.

В то же время,

если доходы неприбыльных организаций этой группы, полученные в течение отчетного (налогового) года из источников, определенных п.п. 7.11.5, на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового года), такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке, установленной п. 10.1 ст. 10 этого Закона к сумме такого превышения (абз. первый п.п. 7.11.9 Закона № 334).

Абзацем вторым п.п. 7.11.9 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334 предусмотрено, что независимо от положений абзаца первого этого подпункта в случае, если неприбыльная организация получает

доход из источников иных, чем определенные п.п. 7.11.5 этого пункта, она обязана уплатить налог на прибыль, который определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов.

Что касается порядка налогообложения предельного объема получаемого дохода неприбыльной организации от предпринимательской деятельности

, то в соответствии с п. 2 ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательством является хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли.

Под хозяйственной деятельностью согласно п. 1.32 ст. 1 Закона № 334 понимается любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной форме, если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.

Подпунктом 7.11.12 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334 предусмотрено, что центральный налоговый орган устанавливает порядок учета и подачи налоговой отчетности об использовании средств неприбыльных организаций и решает вопрос об исключении организаций из реестра неприбыльных организаций и налогообложении их доходов в случае нарушения ими положений этого Закона и других законодательных актов о неприбыльных организациях.

Таким образом,

в случае осуществления организацией (учреждением) регулярной, постоянной и существенной деятельности, которая соответствует в контексте Закона № 334 определению термина «хозяйственная деятельность», органы государственной налоговой службы на местах должны рассмотреть вопрос об исключении такой организации из Реестра и налогообложении ее доходов на общих основаниях.

По вопросу возникновения налоговых обязательств по НДС и налога на прибыль при передаче имущества в оперативное управление

отметим следующее.

В соответствии со ст. 137 Хозяйственного кодекса Украины правом оперативного управления признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в рамках, установленных этим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Законом № 334 предусмотрено, что не включается в валовой доход (валовые расходы) и не подлежит налогообложению имущество, привлеченное (переданное) плательщиком налога на основании договора доверительного управления или согласно другим гражданско-правовым договорам, которые не предусматривают передачу права собственности на такое имущество другому лицу (пп. 7.9.1 и 7.9.2 п. 7.9 ст. 7).

В соответствии с п.п. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с внесенными изменениями и дополнениями (далее — Закон № 168), объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины.

Учитывая определение поставки товаров, приведенное в п. 1.4 ст. 1 Закона № 168, а также то, что не относятся к поставке операции по передаче товаров в рамках договоров хранения (ответственного хранения), доверительного управления, оперативной аренды (лизинга), других гражданско-правовых договоров, которые не предусматривают передачу права собственности (пользования или распоряжения) на такие товары другому лицу, операции по передаче имущества в оперативное управление не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, так как при передаче имущества в оперативное управление не происходит передача права собственности на такое имущество.

Таким образом,

при передаче имущества Учреждению <...> в оперативное управление налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль у Фонда не будут возникать.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Когда неприбыльная организация может быть исключена из Реестра

Получение доходов неприбыльными организациями из других источников, чем определены в пп. 7.11.2 — 7.11.7 Закона о налоге на прибыль, всегда вызывало особый интерес у налоговых органов. И это не случайно — ведь такие доходы облагаются налогом на прибыль на общих основаниях.

Напомним, что при получении таких доходов неприбыльные организации заполняют строку 10 Налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями, форма которого утверждена приказом ГНАУ в редакции от 03.04.2003 г. № 153. Естественно, что, увидев данные в этой строке, налоговики могут поинтересоваться: что это за доходы, связаны ли они с основной деятельностью неприбыльной организации, а также предусмотрено ли получение таких доходов уставом организации?

Конечно, если на все эти вопросы у вас есть достойные ответы, даже несмотря на их относительно регулярный и постоянный характер (например, при получении доходов от аренды), то вряд ли стоит опасаться исключения из Реестра неприбыльных. В связи с этим напомним о норме, приведенной в абзаце третьем п.п. 7.11.13 Закона о налоге на прибыль, где говорится о том, что уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности.

Другое дело, если неприбыльная организация получила доходы от деятельности, которую не особо можно «увязать» с основной деятельностью. И при этом в соответствующих законах, регламентирующих вопросы создания и деятельности этой неприбыльной организации, не предусмотрена возможность осуществления такой деятельности.

В отношении такой организации существует большая вероятность того, что налоговые органы будут руководствоваться выводами данного письма и поднимут вопрос об исключении ее из Реестра. Единственно, что можно посоветовать, — иметь в наличии доказательства того, что получение таких доходов не имеет регулярного характера. На этот момент мы обращали внимание в статье «Как заполнить отчет неприбыльным организациям» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 10.

Таким образом, неприбыльная организация может получать доходы от деятельности, которая предусмотрена соответствующими законодательными документами и указана в перечне видов деятельности, перечисленных в уставных документах.

 

Виктория Матвеева

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше