Темы статей
Выбрать темы

Ресурсные сборы и платежи: отчитываемся за I квартал

Редакция НиБУ
Статья

Ресурсные сборы и платежи: отчитываемся за I квартал

 

Составляя очередной отчет по любому налогу, опытный бухгалтер в первую очередь желает удостовериться, не подверглись ли каким-то изменениям правила расчета этого налога и не внедрена ли новая отчетная форма по нему. Особенно важно знать правильные ответы на эти вопросы, отчитываясь за первый отчетный период нового года, поскольку чаще всего именно в это время происходят указанные изменения. Ознакомьтесь с предложенной статьей — и все вопросы по составлению отчетности по наиболее распространенным ресурсным сборам и платежам исчезнут сами.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Водный кодекс

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI.

Постановление № 1050

— постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора» от 03.12.2008 г. № 1050.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная приказом Минфина, ГНАУ, Минэкономики, Минэкобезопасности от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.

Методрекомендации № 784

Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784.

Письмо № 1246

— письмо ГНАУ «Об особенностях администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2009 году» от 24.01.2009 г. № 1246/7/15-0817.

Письмо № 7787

— письмо ГНАУ «О порядке составления отчетного (нового отчетного, уточняющего) налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года» от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817.

Письмо № 10916

письмо ГНАУ «О порядке взимания сбора за специальное водопользование предприятиями — производителями напитков» от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817.

 

Прежде всего заметим, что в течение прошлого года в нашем издании был помещен ряд статей, посвященных ресурсным платежам*, где рассматривались законодательные основания существования каждого из них, а также порядок их исчисления, уплаты и составления отчетности. К счастью, революционных изменений эта отрасль налогового законодательства с того времени не испытала, потому рекомендуем в случае необходимости обращаться к соответствующей публикации за базовой информацией о том или ином ресурсном сборе (платеже).

* Соответствующие ссылки на указанные статьи приведем далее в каждом из разделов, где будет идти речь о конкретном ресурсном сборе (платеже).

Но утверждать, что по сравнению с прошлым годом совсем ничего не изменилось, тоже нельзя, хотя бы потому, что нормативы всех ресурсных платежей подлежат ежегодной индексации, которую необходимо провести именно перед составлением отчетов за I квартал текущего года. Информацию о размерах коэффициентов такой индексации мы уже публиковали но, думаем, не лишним будет привести их еще раз.

Кроме того, изменились собственно нормативы и ставки отдельных ресурсных сборов, следовательно, возникла необходимость систематизировать такую информацию. Успели обновиться и некоторые отчетные формы, хотя появления других, в частности по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, по-видимому, плательщикам придется ожидать еще долго. Но обо всем по-порядку. Начнем с обсуждения наиболее значимых изменений, касающихся сбора за загрязнение окружающей природной среды и сбора за специальное водопользование.

 

Сбор за загрязнение

Самое главное, что нужно иметь в виду, отчитываясь по этому сбору и уплачивая налоговые обязательства за I квартал, — прошлогодние изменения к

Порядку № 303, которые были внесены небезызвестным правительственным постановлением № 1050 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100). Кратко напомним суть этих изменений.

Итак, отныне плательщики должны

подавать налоговый расчет сбора за загрязнение и уплачивать его в зависимости от вида источника загрязнения, а именно:

1)

по месту нахождения стационарных источников загрязнения в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы);

2)

по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в случае размещения отходов;

3)

по месту нахождения плательщика сбора на налоговом учете в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Кроме того, если установленное таким образом место представления налоговых расчетов не будет совпадать с местом нахождения предприятия на налоговом учете, то у него возникает обязанность

подать копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации. Как следует из письма ГНАУ от 23.01.2009 г. № 1224/7/15-0617 и письма № 1246 (оба письма см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 15), первым налоговым (отчетным) периодом, начиная с которого плательщики должны подавать налоговые расчеты и уплачивать сбор в условиях изменений, предусмотренных постановлением № 1050, является I квартал 2009 года.

Не исключено, что

некоторым плательщикам придется подавать несколько отчетов , выделяя в каждом из них показатели по источникам загрязнения, территориально размещенных в разных административных районах. При этом каких-либо требований к составлению и представлению консолидированного расчета постановление № 1050 не содержит.

Кстати, ГНАУ в

письме № 7787 (см. с. 9 сегодняшнего номера) достаточно подробно разъяснила нюансы представления налоговых расчетов сбора за загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года и уплаты этого сбора в случае, если:

— плательщик сбора имеет

несколько стационарных источников загрязнения либо специально отведенных для размещения отходов мест или объектов на территории нескольких сельских, поселковых или городских советов (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные);

— плательщик сбора имеет

несколько стационарных источников загрязнения либо специально отведенных для размещения отходов мест или объектов на территории одного сельского, поселкового или городского совета (код согласно КОАТУУ один и тот же);

местонахождение стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов не совпадает с местом нахождения плательщика на налоговом учете (коды согласно КОАТУУ разные);

плательщик сбора находится на налоговом учете в городе с районным делением.

Заслуживает отдельного внимания последний из перечисленных случаев: налоговики разрешают такому плательщику подавать

один налоговый расчет за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории этого города. При этом указывается код согласно КОАТУУ по месту нахождения плательщика сбора на налоговом учете (городского совета). По нашему мнению, такой подход оправдан, поскольку значительно упрощает администрирование экосбора в городах с районным делением.

Среди прочего, в

письме № 7787 содержится еще одна практическая рекомендация: в строке 5 заглавной части налогового расчета «Код органа местного самоуправления по месту налоговой регистрации плательщика по КОАТУУ» плательщику предложено самостоятельно дополнить название этой строки словами «или Код органа местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет) по местонахождению стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов по КОАТУУ».

Некоторые недоразумения относительно практического применения нового порядка отчетности и уплаты экосбора в свое время вызывал

п. 4.5 Методрекомендаций № 784 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16), в котором утверждается, что плательщик сбора за загрязнение окружающей природной среды (предприятие или филиал, если такой филиал имеет банковский счет, ведет отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляет отдельный баланс) должен находиться на учете только в органе ГНС по своему местонахождению.

С замечаниями специалистов редакции о некорректности приведенной нормы, учитывая требования

постановления № 1050, можно детально ознакомиться в статье «Учет плательщиков отдельных налогов: комментарий к Методрекомендациям», опубликованной в том же номере газеты. Повторим здесь только совет, который, по нашему мнению, позволит избежать возможных сложностей при представлении отчетности по сбору за загрязнение в «чужой» налоговый орган: не дожидаясь сроков ее представления, целесообразно будет стать на учет заранее, подав в такой орган заявление по форме № 1-ОПП (5-ОПП) с отметкой «зачисление в категорию плательщика отдельных налогов». В таком случае сведения о заявителе будут внесены в Единый банк данных или Реестр физических лиц именно как о плательщике сбора за загрязнение.

Если же в такой регистрации ему будет отказано (например, со ссылкой на упомянутый

п. 4.5 Методрекомендаций № 784), то этот отказ можно будет обжаловать, не забыв, однако, при этом послать отчетность по экосбору в «чужую» ГНИ по почте с соблюдением требований Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденного постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56).

Еще одно нововведение, внедренное с начала этого года

постановлением № 1050, заключается в том, что исчисление сбора за загрязнение окружающей природной среды при отсутствии у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущении сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов следует осуществлять в десятикратном размере, в отличие от ранее установленного пятикратного размера.

Обратите внимание:

форма налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды, которая была утверждена приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111 (в редакции приказа от 03.04.2008 г. № 206 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 35), пока еще остается неизменной. Поэтому при исчислении суммы сбора за сверхлимитные объемы не стоит обращать внимание на текст в колонке 8, которым предлагается применять уже недействительный повышающий коэффициент 5, поскольку, повторим еще раз, такой коэффициент в текущем году равняется 10. Более того, в письме № 7787 указывается, что в колонке 8 налогового расчета (и, при необходимости, в колонке 8 приложения к нему) плательщик может самостоятельно исправить в названии этой колонки коэффициент 5 на коэффициент 10.

Критически оценивая то незначительное количество наших читателей, которых может коснуться следующее нововведенние*, все же отметим, что с 1 января 2009 года сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается и за

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), и за временное их хранение. В связи с этим произошло расширение круга плательщиков сбора за счет субъектов хозяйствования, которые:

образуют радиоактивные отходы (включая уже накопленные), в частности, это эксплуатирующие организации ядерных установок атомных электростанций и другие субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, перечень которых определяется Кабмином;

временно хранят радиоактивные отходы сверх установленного срока, в частности, это производители радиоактивных отходов.

* Детальнее о нем см. в письме № 1246.

Объектами же исчисления сбора

для таких новых плательщиков являются:

а) для организаций, эксплуатирующих ядерные установки атомных электростанций, —

объемы и активность радиоактивных отходов, а также показатели производства электрической энергии за определенный период;

б) для других субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, перечень которых определяется Кабмином, —

активность радиоактивных материалов на момент их приобретения;

в) для производителей радиоактивных отходов — объемы

и активность радиоактивных отходов, которые хранятся пропорционально сроку хранения радиоактивных отходов сверх установленного срока.

Порядок определения размера сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, должен установить Кабмин, чего он до настоящего времени еще не сделал. К сожалению, ГНАУ также до сих пор не разъяснила, каким образом таким плательщикам исчислять экосбор за радиоактивные отходы при отсутствии специального порядка, утвержденного правительством.

Несколько слов об

индексации нормативов сбора за загрязнение . С внедрением с 1 января 2008 года нового механизма указанной индексации исчисление значений проиндексированных нормативов сбора в текущем году, с одной стороны, кое в чем упростилось, поскольку теперь для этого достаточно иметь значения проиндексированных нормативов сбора в предыдущем году, а не базовых нормативов сбора, как это было раньше. В связи с этим при исчислении налоговых обязательств по экосбору за любой отчетный период 2009 года плательщики сбора значения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году, которые были отражены в соответствующей строке колонки 3 налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды, индексируют на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2008 год 1,223 и приводят такие проиндексированные значения в той же колонке расчета в течение всего текущего года.

Однако, с другой стороны,

воспользоваться действующим механизмом индексации нормативов экосбора можно не всегда, на чем акцентировалось внимание в редакционном комментарии к письму № 1246. Это замечание касается, в частности, тех плательщиков, которые впервые должны составить отчетность по сбору за загрязнение по итогам I квартала в этом году, а также тех, которые ранее не осуществляли загрязнения природной среды определенными загрязняющими веществами, которые только в этом году оказались следствием их хозяйственной деятельности. Понятно, что указанные плательщики не имеют информации о прошлогодних проиндексированных нормативах сбора.

Для выхода из приведенной ситуации нужно последовательно

умножить соответствующий базовый норматив экосбора, определенный из табл. 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303, на коэффициент 2,373, применявшийся для индексации нормативов этого сбора по состоянию на 31 декабря 2006 года; коэффициент индекса инфляции за 2006 год, равный 1,116; коэффициент индекса инфляции за 2007 год, равный 1,166, и наконец, коэффициент индекса инфляции за 2008 год, равный 1,223. При этом округление проиндексированного норматива сбора после выполнения каждой операции умножения следует осуществлять до двух десятичных знаков, как того требует постановление КМУ от 14.11.2007 г. № 1317. В подтверждение правильности таких действий можно сослаться на консультацию ведущего специалиста ГНАУ, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 15.

На этом о сборе за загрязнение все. За дополнительной информацией советуем обращаться к прошлогодней статье, посвященной этому сбору («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28), которая полностью пригодна к применению и в настоящий момент, конечно, с учетом изложенной в этом разделе информации. На очереди — спецводосбор.

 

Сбор за спецводопользование

Главная новость, касающаяся отчетности по этому сбору, нашим читателям уже известна —

приказом ГНАУ от 23.12.2008 г. № 802 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 29) утверждены новые формы налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды, которые должны применяться плательщиками уже по результатам I квартала в этом году . Предварительный анализ указанного приказа и внедренных им форм был проведен в редакционном комментарии, опубликованном в том же номере нашего издания, поэтому здесь сформулируем дополнительные рассуждения, которые не вошли в упомянутый комментарий.

Но перед этим заметим, что полностью сбылись наши предположения, изложенные в указанном комментарии, в отношении необходимости представления некоторыми плательщиками нескольких отчетов по спецводосбору по разным формам. Так, в

письме ГНАУ от 03.04.2009 г. № 7010/7/15-0617 указывается, что предприятия гидроэнергетики и водного транспорта, которые используют воду, изъятую из водных объектов и без ее изъятия для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, соответственно составляют два налоговых расчета. А вот плательщики, осуществляющие специальное водопользование, в частности для изготовления напитков, и теплоэлектростанции с прямоточной системой водопотребления составляют один налоговый расчет.

Итак, перейдем непосредственно к обсуждению новых отчетных форм.

1.

В разделе 4 «Полное наименование (Ф. И. О.) плательщика» вступительной части каждого из новых налоговых расчетов предусмотрены отдельные клеточки для указания только таких категорий плательщиков, как юридическое лицо, физическое лицо — предприниматель и постоянное представительство нерезидента. Однако согласно ст. 30 Водного кодекса плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользующиеся водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Пунктами 2.2

и 2.3 Инструкции № 231 также предусмотрено, что филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков сборов (далее — филиалы), имеющие банковские счета, ведущие отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляющие отдельный баланс, уплачивают сборы по своему месту налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах государственной налоговой службы). Если в состав предприятия-водопользователя входят филиалы, не имеющие банковских счетов, не ведущие отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляющие отдельный баланс, то сборы вносятся предприятием-водопользователем, в состав которого входят такие филиалы, по месту налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах государственной налоговой службы) таких филиалов.

Наконец, порядок учета плательщиков водосбора как плательщиков отдельных видов налогов, содержащийся в

п. 2.5 Методрекомендаций № 784, также предусматривает возможность регистрации обособленных подразделений юридических лиц самостоятельными плательщиками этого сбора по местонахождению подразделений и объектов, где фактически происходит специальное использование воды.

В то же время ни одна из новых форм налоговых расчетов спецводосбора не позволяет корректно указать такую категорию плательщика, как филиал, находящийся на налоговом учете как плательщик этого сбора и самостоятельно уплачивающий его. Чтобы исправить этот недостаток новых отчетных форм, для таких филиалов, которые должны отчитаться уже в настоящий момент, можно предложить следующее: в графе «Полное наименование (Ф. И. О.) плательщика» указать свое название и название главного предприятия (например, «Филиал А предприятия Б»), а специальную отметку поставить в клеточке напротив категории «юридическое лицо». Как нам кажется, особых нареканий при представлении отчетности это вызывать не должно. А впрочем, лучше проконсультироваться по этому вопросу в местной ГНИ.

2.

В тексте примечания к названию колонки 5 «Коэффициенты, применяемые к коэффициентам сбора» указано: «Проставляется всеми водопользователями <...> коэффициент 1,439, установленный статьей 10 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» <...>».

Такая формулировка приведет к тому, что в следующем, 2010 году, утвержденные формы будут требовать очередных изменений в этой части, ведь нормативы сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта подлежат ежегодной индексации, которая осуществляется

нарастающим итогом по формуле, приведенной в п. 1 постановления КМУ от 06.11.2003 г. № 1735:

Нi = Нп х Iц : 100,

где

Нi— проиндексированный норматив платы (сбора) в текущем году, гривень за 1 куб. м (1 т, 1 кг, 1 г);

Нп

— норматив платы (сбора) в предыдущем году, гривень за 1 куб. м (1 т, 1 кг, 1 г);

Iц

индекс цен производителей промышленной продукции в предыдущем году, в %.

Хотя, что будет в следующем году, покажет время. А пока считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что

в течение 2009 года, кроме коэффициента 1,439, дополнительно применять индекс цен производителей промышленной продукции за 2008 год не нужно. Судя по тому, что в письме ГНАУ от 26.01.2009 г. № 1339/7/15-0817, которым разъясняется порядок уплаты сбора за спецводопользование в 2009 году, не упомянуто о необходимости двойной индексации нормативов этого сбора, налоговики тоже придерживаются такой позиции.

3.

Как указывалось в многочисленных письмах ГНА Украины (от 02.04.2008 № 6548/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008 г., № 32; № 10916 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008 г., № 48 и от 16.07.2008 № 14265/7/15-0617 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 60), поскольку на сегодня не предусмотрено установление отдельных годовых лимитов для воды, используемой на производство напитков, то предприятиям, занимающимся производством напитков, следует рассчитывать такие лимиты самостоятельно, исходя из расчета удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды.

Однако из правил заполнения налогового расчета, который должны составлять в том числе и производители напитков, не следует, что лимит, который указывается по соответствующим подстрокам строк 1.1 и 1.2 колонки 6, должен приводиться за вычетом того лимита, который рассчитан плательщиками самостоятельно с целью расчета сбора за использование вод, входящих в состав напитков (соответствующие подстроки строк 2.1 и 2.2 колонки 6), что может привести к ошибочному занижению плательщиками налоговых обязательств по спецводосбору.

В связи с этим для предотвращения возможных ошибок дадим практические советы, которые лучше проиллюстрировать числовым

примером, приведенным в письме № 10916.

Допустим, предприятию установлен общий годовой лимит объема использования воды в размере 100 куб. м, а фактический объем всей воды, использованной на производство в I квартале 2009 года, составил 120 куб. м, из которого 90 куб. м воды пошло на изготовление напитков, а 30 куб. м — на прочие производственные нужды.

Согласно рекомендациям ГНАУ, изложенным в упомянутом

письме, предприятие должно рассчитать лимиты водопотребления следующим образом:

— для использования воды для производства напитков — (90 : 120) х 100 = 75 (куб. м);

— для других нужд — (30 : 120) х 100 = 25 (куб. м).

Тогда, допустив, что речь идет об использовании воды из поверхностного водного объекта общегосударственного значения, в колонке 6 по строке 1.1.1.1 налогового расчета следует отразить лимит в размере 25 куб. м, а не 100 куб. м, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, выходит, что уже в течение I квартала 2009 года предприятием допущено превышение лимита в этой части. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость исчисления спецводосбора как суммы двух составляющих: в пределах лимита, т. е. за 25 куб. м (результат отражается в колонке 7 по строке 1.1.1.1) и за сверхлимитные объемы водопотребления, т. е. за 5 куб. м (результат отражается в колонке 8 по той же строке).

Значение лимита, исчисленного для производства напитков (75 куб. м), приводится в колонке 6 по строке 2.1.1.1 налогового расчета, а рассчитанные суммы водосбора в пределах лимита и за сверхлимитные объемы (15 куб. м) — в колонках 7 и 8 этой же строки.

Напомним, что базовые (до их индексации на коэффициент 1,439) нормативы сбора за спецводопользование содержатся в

приложении № 2 к Закону № 309 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47). И еще один момент, о котором не следует забывать производителям напитков, — еще в прошлом году этим же Законом были изменены ставки сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков. С 04.06.2008 г. они составляют:

— за использование поверхностной воды — 3 грн./куб. м;

— за использование подземной воды — 3,5 грн./куб. м

и также подлежат индексации на упомянутый коэффициент 1,439.

4.

В соответствии со ст. 32 Водного кодекса сборы за использование воды из водных объектов общегосударственного значения в полном объеме зачисляются в государственный бюджет. Сборы за использование воды из водных объектов местного значения поступают в республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты. Следовательно, плательщикам спецводосбора не следует обращать внимание на нормы некоторых подзаконных нормативных актов (например, п. 17 Порядка взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденного постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494), где до сих пор встречаются упоминания о распределении сбора между государственным бюджетом и бюджетами территориальных громад*.

* Кстати, в Инструкции № 231 о таком распределении уже речь не идет.

К сожалению, в колонках 10 и 11 налогового расчета спецводосбора отсутствуют отметки «Х», которые бы делали невозможным занесение сумм водосбора за использование воды из водных объектов общегосударственного значения в колонку 11, а сумм водосбора за использование воды из водных объектов местного значения — в колонку 10, поэтому при их заполнении нужно быть внимательным. Информацию о том, из объектов какого (общегосударственного или местного) значения получает воду определенное предприятие, можно получить в территориальных органах Госводхоза Украины.

5.

И в заключение — еще некоторые нюансы, которые следует учитывать при заполнении отдельных показателей отчетности.

Во-первых, в графе 4 указывается норматив сбора в копейках за 1 куб. м, потому

нормативы сбора за специспользование воды, входящей в состав напитковприложении № 2 к Закону № 309 эти нормативы установлены в гривнях за 1 куб. м), необходимо пересчитать в копейки (умножить на 100). В итоге получим для поверхностных вод норматив 300 копеек за 1 куб. м, а для подземных вод — норматив 350 копеек за 1 куб. м (см. соответствующие подстроки строки 2 колонки 4).

Во-вторых, если четко следовать формулам, приведенным в текстовой части колонок 7 — 9, то рассчитанные показатели будут получены в копейках, однако в этих же колонках указано, что суммы сбора должны быть указаны в гривнях с копейками. Поэтому

показатели колонок 7 — 8, а для теплоэлектростанций и колонки 9, исчисленные в соответствии с указанными в них формулами, нужно перевести в гривни (разделить на 100). При этом показатели в гривнях с копейками должны быть округлены до двух десятичных знаков.

В-третьих, как указано в примечании 6 к налоговому расчету спецводосбора,

при необходимости количество строк в разделе I может быть увеличено. Такая необходимость возникает, когда у плательщика имеется больше двух однотипных источников.

Тем читателям, у которых при составлении отчетности по сбору за спецводопользование все же возникнут определенные вопросы, советуем обратиться к статье, посвященной этому сбору, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32.

 

Отчетность недропользователей

В этом разделе остановимся на двух ресурсных платежах, которые непосредственно связаны с недропользованием. Речь идет о

сборе за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и платежах за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

В отношении первого из них сразу сообщим, что количество изменений, которые нужно учитывать при составлении отчетности по геологоразведочному сбору, минимально. Вообще-то вполне достаточно для отчетности будет и той информации, которая содержится в прошлогодней статье о нюансах исчисления и уплаты этого сбора (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34). К такому же выводу можно прийти из

письма ГНАУ от 03.02.2009 г. № 1953/7/15-0917, которым предоставлены рекомендации относительно особенностей взимания в 2009 году сбора за геологоразведочные работы, ведь этот документ почти полностью повторяет аналогичные рекомендации на 2008 год, которые рассылались на места письмом ГНАУ от 16.04.2008 г. № 7931/7/15-0917 (опубликовано в том же номере газеты, что и упомянутая статья).

Как и ранее, ГНАУ рекомендует адаптировать к нынешним реалиям устаревшую отчетную форму по этому сбору, для чего советует

в строке 4 «Норматив сбора» указывать норматив, установленный постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115, умноженный на коэффициент 2,27, который предусмотрен п. 6 Заключительных положений Закона № 309. Полученный результат необходимо округлить по общим правилам, оставив после запятой такое же количество знаков, как и в первоначальном нормативе.

Единственное, чего нет в рекомендациях налоговиков, —

значение индекса инфляции за март этого года, ведь на время выхода их письма такой информации еще не могло быть. Со своей стороны, отметим, что величина этого индекса составляет 101,4 %. Мы неоднократно писали о довольно странном механизме индексации нормативов геологоразведочного сбора (см., например, статью «Несгораемые» нормативы сбора за геологоразведку» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 43), но именно в таком виде он существует уже в течение многих лет. Нам остается только еще раз напомнить, что им предусмотрено применение индекса инфляции только за последний месяц квартала, потому при составлении текущей отчетности по геологическому сбору информация об индексе инфляции за март будет достаточно уместной для его плательщиков.

Что касается платежей за пользование недрами

, то здесь изменений несколько больше, но все они уже известны нашим читателям (см. соответствующий раздел статьи «Госбюджет-2009: новости для бухгалтера» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 4). Краткий их пересказ сводится к тому, что в текущем году увеличены абсолютные базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 1,439 раза по сравнению с теми значениями, которые были установлены в приложении № 1 к Закону № 309. Кроме того, в 2009 году внедрен базовый норматив платежей за пользование недрами для добычи глинистых пород в размере 5 % от стоимости таких добытых пород вместо нормативов в абсолютных величинах, приведенных ранее в том же приложении к Закону № 309 .

А вот долгожданная

обновленная форма отчетности по платежам за пользование недрами, к сожалению, так и не появилась. Поэтому вместо отмененной формы расчета указанных платежей налоговики уже второй год подряд рекомендуют использовать пока еще никем не утвержденную форму, приведенную в письме ГНАУ от 24.04.2008 г. № 8681/7/15-0617 (письмо см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 60; образец формы — «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 35 — 36, с. 47).

Дополнительно отметим, что

Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых установлен постановлением КМУ от 26.03.2008 г. № 264, а с некоторыми нюансами практического применения этого Порядка можно ознакомиться в статье, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 1 — 2 под рубрикой «Мнение специалистов официальных органов».

 

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом

К информации, изложенной в прошлогодней статье, посвященной радиочастотному сбору (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 48), прибавим, что

постановлением КМУ от 27.12.2008 г. № 1150 утверждены новые размеры ежемесячного сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины. Указанное постановление вступило в силу с 1 января 2009 года.

В связи с этим ГНАУ в

письме от 30.01.2009 г. № 1767/7/15-0817 сообщает, что первым налоговым (отчетным) периодом, начиная с которого плательщики должны подавать налоговые декларации о сборе за пользование радиочастотным ресурсом Украины и уплачивать сбор по новым ставкам, является январь 2009 года.

Кроме того, этим же

постановлением Кабмин предложил Национальной комиссии по вопросам регулирования связи совместно с Министерством финансов подать в мае 2009 года предложения по повышению размера сбора за пользование радиочастотным ресурсом во втором полугодии 2009 года. Видимо, в скором времени следует ожидать соответствующих изменений, о чем мы немедленно сообщим на страницах нашего издания.

А на сегодня новостей больше нет. Желаем всем вовремя и без проблем отчитаться по ресурсным платежам и сборам, обзор которых проведен в этой статье. Когда же возникнут какие-либо неотложные вопросы, вы уже, наверное, знаете, куда следует обращаться в первую очередь. Если же нет, то намекнем: до встречи на форуме нашей самой бухгалтерской газеты!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше