Темы статей
Выбрать темы

Безнадежная задолженность. Безнадежная задолженность по предоплате частному предпринимателю

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Безнадежная задолженность по предоплате частному предпринимателю

 

Предприятие перечислило предоплату поставщику (частному предпринимателю на общей системе налогообложения, плательщику НДС). Согласно договору купли-продажи поставщик должен произвести отгрузку товара в месяце получения предоплаты, однако в установленный срок он этого не сделал. По истечении срока исковой давности товар так и не был отгружен покупателю. Каким образом эта операция отразится в налоговом учете покупателя?

(г. Харьков)

 

Прежде всего отметим, что, приобретая товары у частного предпринимателя, предприятие не сможет отразить валовые расходы по первому событию (перечислению предоплаты). Так, в соответствии с

п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль датой увеличения валовых расходов плательщика налога при осуществлении им операций с резидентами, которые уплачивают налог на прибыль по ставкам ниже 25 %, или уплачивают этот налог в составе единого или фиксированного налога или освобождены от уплаты этого налога или не являются его субъектами в соответствии с законодательством, считается дата оприходования плательщиком налога товаров, независимо от наличия их оплаты (в том числе частичной или авансовой). Таким образом, валовые расходы возникнут только на дату оприходования товаров.

Теперь что касается задолженности по перечисленному авансу. Ввиду того что по окончании срока исковой давности товары так и не были получены, дебиторская задолженность по перечисленным авансам приобрела статус

безнадежной (п. 1.25 Закона о налоге на прибыль). При выполнении условий, перечисленных в п.п. 5.2.8 Закона о налоге на прибыль, плательщик налога вправе отнести сумму такой задолженности на валовые расходы. Для этого необходимо, чтобы:

— ранее сумма такой задолженности не отражалась в составе валовых расходов (в рассматриваемой ситуации это условие выполняется автоматически);

— до истечения срока исковой давности покупатель предпринимал соответствующие меры по взысканию задолженности, которые не привели к положительному результату*.

*

Неисчерпывающий перечень тех мер, при выполнении которых кредитор имеет право увеличить валовые расходы по безнадежной задолженности, приведен в письме ГНАУ от 10.12.2008 г. № 25807/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 21.

Как видим, если до истечения срока исковой давности покупатель предпринимал соответствующие меры по взысканию задолженности, которые не привели к положительному результату, то сумма безнадежной дебиторской задолженности (

вместе с НДС) попадет в состав валовых расходов. В декларации по налогу на прибыль увеличение валовых расходов на сумму безнадежной задолженности отразится в строке 04.13 «інші витрати» (см. письмо ГНАУ от 03.05.2006 г. № 4939/6/15-0316).

Отражение безнадежной задолженности в НДС-учете также имеет свои особенности. Исходя из правил

п.п. 7.5.1 Закона об НДС на дату перечисления предоплаты, у покупателя возникает налоговый кредит по НДС. Однако, как вы помните, объектом обложения этим налогом согласно п.п. 3.1.1 Закона об НДС является поставка товаров (услуг), предусматривающая переход права собственности на такие товары (выполнение услуг). В нашем случае объект обложения НДС отсутствует (нет операции поставки товаров), поэтому нет оснований сохранять налоговый кредит по НДС. Следовательно, налоговый кредит, отраженный при перечислении аванса, необходимо отсторнировать. Данная корректировка отразится в стр. 16.3 «інші випадки» со знаком «-» с заполнением приложения 1 к налоговой декларации.

 

Марина Ковенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше