Темы статей
Выбрать темы

О внеплановых проверках и направлении налоговых уведомлений и решений о применении штрафных санкций

Редакция НиБУ
Письмо от 25.06.2009 г. № 2833/

О внеплановых проверках и направлении налоговых уведомлений и решений о применении штрафных санкций

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014

 

(извлечение)

<...>

Органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются законами Украины от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон № 509), от 25 июня 1991 года № 1251-XII «О системе налогообложения» и от 21 декабря 2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181), а также другими специальными законами по вопросам деятельности налоговых органов и налогообложения.

Основания и порядок проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) определены Законом № 509.

Согласно абзацу первому п.п. 1 п. 1 постановления Кабинета Министров Украины от 21 мая 2009 года № 502 «О временном ограничении в отношении осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» (далее — Постановление № 502) мораторий на проведение плановых проверок субъектов хозяйствования не распространяется на плановые проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

Частью 6 статьи 11

1 Закона № 509 установлены ограничения в проведении органами государственной налоговой службы внеплановых выездных проверок, в частности определены обстоятельства, при которых возможно их осуществление.

Так, органы государственной налоговой службы согласно данному Закону могут проводить

внеплановые проверки только в случаях, когда по результатам проверок других плательщиков налогов выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении, валютного законодательства; плательщиком налогов не представлена в установленный срок налоговая декларация; выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, представленной плательщиком налогов; плательщиком представлена декларация с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривень, и в других установленных данной статьей случаях.

То есть

Закон № 509 ограничивает проведение органами государственной налоговой службы внеплановых проверок субъектов хозяйствования.

Это в полной мере соответствует требованиям абзаца второго п.п. 1 Постановления № 502 в части установления ограничений в проведении внеплановых проверок субъектов хозяйствования.

В соответствии с нормами статьи 2 Закона № 2181 налоговые органы являются контролирующими в отношении налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды.

В случае установления при проведении проверок нарушений соответствующих норм налогового законодательства, приведших к недоплате в бюджет налогов (сборов, обязательных платежей), Законом № 2181 предусмотрено направление налоговыми органами соответствующих

налоговых уведомлений на суммы определенных (начисленных) налоговых обязательств (в том числе примененных штрафных (финансовых) санкций) плательщикам налогов.

Порядок исчисления и размер штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства установлены статьей 17 Закона № 2181, а также другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

То есть применение органами государственной налоговой службы предписаний об устранении выявленных нарушений, а не соответствующих налоговых уведомлений (решений) будет отклонением от норм, определенных Законом № 2181.

Порядок направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций утвержден приказом ГНА Украины от 21.06.2001 г. № 253, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 06.07.2001 г. под № 567/5758 (с изменениями и дополнениями). Данный приказ построен на нормах, изложенных в Законе № 2181.

В соответствии с данным Порядком органы государственной налоговой службы Украины направляют плательщикам налогов налоговые уведомления и решения о применении штрафных (финансовых) санкций.

Действующие законодательные акты Украины и разработанные на их основе нормативно-правовые акты Государственной налоговой администрации Украины

не предусматривают составление по результатам проверок предписаний или других документов об устранении выявленных нарушений, а также не предусматривают каких-либо исключений относительно неприменения к плательщикам налогов штрафных (финансовых) санкций в случае их устранения после проверки.

 

Заместитель председателя Н. Рубан



комментарий редакции

На проведение налоговых проверок мораторий Кабмина не повлияет: мнение ГНАУ

Как и ожидалось, первой реакцией контролирующих органов на постановление Кабмина от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» (далее — постановление № 502 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46) стала попытка выйти из сферы его действия. К сожалению, тот способ, который был избран для установления временного моратория, а именно его введение на уровне

постановления, которое в ряде своих положений противоречит действующим законам, дает налоговикам формальные основания для неисполнения его требований. Посмотрим, какие аргументы нашла ГНАУ.

1. В комментируемом письме справедливо подчеркивается, что в самом постановлении № 502 из предписания временно прекратить проведение

плановых проверок сделано исключение для «плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением налогового законодательства». Рассматривать вопрос о том, распространяется ли данный запрет на проводимые налоговыми органами проверки неналогового законодательства (законодательства об РРО, обороте наличности, производстве и обороте алкоголя и табака, а также законодательства в сфере ВЭД), видимо, было не в интересах ГНАУ.

Гораздо больший интерес представляет мнение ГНАУ о том,

повлияет ли постановление № 502 на проведение внеплановых налоговых проверок. Из письма явно следует, что нет. Напомним, постановлением № 502 было установлено «ограничение на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок, которые проводятся по обращениям физических и юридических лиц о нарушениях субъектом хозяйствования требований законодательства либо по письменному заявлению самого субъекта хозяйствования о проведении проверки по его желанию». У налоговиков было два возможных пути для обхода данного ограничения: первый — отдать приоритет Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-ХII, поскольку в части установления оснований для проведения внеплановых проверок постановление № 502 вступает с ним в противоречие, второй — использовать крайне формальный подход и сослаться на то, что в тексте постановления № 502 в отношении внеплановых проверок употребляются слова «установить ограничения», а не «временно прекратить», как это сделано в отношении плановых мероприятий. ГНАУ избрала второй путь, указав, что в Законе № 509 уже установлены ограничения на проведение внеплановых проверок, что вполне соответствует идее постановления № 502.

2. Нереализуемым для налоговых органов оказалось и предписание постановления № 502 о необходимости предварительного вынесения предписания об устранении в течение 30 дней выявленных контролирующим органом нарушений. В этом вопросе ГНАУ уже не пыталась создать видимость исполнения, пусть и формального, требований постановления № 502 и лишь указала, что в этой части его предписания

вступают в противоречие с установленным в Законе Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181 порядком наложения санкций. Нам же приходится констатировать, что субъекту хозяйствования вряд ли удастся оспорить налоговое уведомление-решение на основании несоблюдения при его вынесении постановления № 502. Аргументы налоговиков в случае возникновения спора со ссылкой на нормы Закона № 2181 в суде будут звучать более убедительно.

Комментируемое письмо еще раз продемонстрировало, что постановление № 502 контролирующими органами воспринимается скорее как рекомендация, чем как императивная норма. Однако не исключено, что другие органы госнадзора, в отличие от ГНАУ (и в первую очередь те, порядок проведения проверок которыми установлен не законом, а подзаконным актом), проявят большую готовность к ее исполнению.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше