Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Передача имущества участникам при ликвидации ООО

Редакция НиБУ
Статья

Передача имущества участникам при ликвидации ООО

 

Поводом для написания этой статьи стал вопрос одного из читателей, касающийся порядка передачи имущества, оставшегося после добровольной ликвидации ООО, его участникам, а также требований к оформлению прав на такое имущество, в частности, на транспортное средство. Рассмотрим этот вопрос с учетом проблем, сопровождающих на практике указанные процедуры.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины, от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины, от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Правила № 1388

— Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 07.09.98 г. № 1388.

 

Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) проходит в порядке, в котором условно можно выделить несколько

этапов. Предлагаем общую характеристику каждого из них.

 

Принятие решения о добровольном прекращении деятельности общества

Соответствующее решение принимается

общим собранием участников ООО с одновременным назначением ликвидационной комиссии или ликвидатора, установлением порядка и сроков прекращения ООО (ст. 105 ГКУ).

Обращаем внимание: решение о ликвидации может быть принято исключительно общим собранием общества. За соответствующее решение должны проголосовать не менее 3/4 участников ООО. В решении о ликвидации должны быть указаны состав ликвидационной комиссии и основания ликвидации ООО.

Следует отметить, что некоторыми специалистами высказывается мнение, согласно которому решение о прекращении ООО обязательно должно содержать указание на основание его принятия (окончание срока, на который было создано ООО, достижение цели его создания, другие основания, предусмотренные учредительными документами ООО). Вывод об обязательности такого указания основывается преимущественно на том, что соответствующую информацию об основании прекращения необходимо предоставить государственному регистратору. Однако следует отметить, что

Закон о госрегистрации ограничивается требованием указать основание прекращения юридического лица, понимая под основаниями прекращения слияние, присоединение, разделение, преобразование или ликвидацию.

В трехдневный срок после принятия решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии соответствующая информация должна быть предоставлена государственному регистратору.

Перечень документов, подаваемых органу государственной регистрации, содержит раздел IV «Государственная регистрация прекращения юридического лица» Закона о госрегистрации. Это:

— нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица с указанием данных о составе ликвидационной комиссии, в том числе их идентификационных номеров;

— документ, подтверждающий внесение платы за опубликование сообщения о принятии учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом решения о прекращении юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации.

Получив такое сообщение, орган государственной регистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей

запись о решении по прекращению юридического лица и уведомляет органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования о внесении такой записи.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия действовать в качестве

органа управления юридического лица (ст. 105 ГКУ) с одновременной утратой таких полномочий исполнительным органом ООО (директором, дирекцией).

Условия, порядок и сроки добровольной ликвидации юридического лица должны быть определены в уставе ООО

(ч. 4 ст. 57 ХКУ). Однако, как правило, в уставе можно найти только общее указание на то, что ликвидация ООО осуществляется в порядке и на основаниях, определенных законодательством.

 

Удовлетворение требований кредиторов

Первым шагом ликвидационной комиссии должно быть

опубликование объявления о ликвидации ООО, в котором необходимо указать срок для удовлетворения претензий кредиторов, который не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования объявления о ликвидации.

Объявление о ликвидации юридического лица должно быть размещено в специализированном печатном средстве массовой информации «Бюллетень государственной регистрации».

Ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию

(п.п. «ж» п. 3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. № 69) и оценку имущества ООО, расчетов с кредиторами и членами трудового коллектива, составляет ликвидационный баланс и подает его органу, который назначил ликвидационную комиссию, или собственнику.

По окончании

срока предъявления требований кредиторов ликвидкомиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками ООО.

В соответствии с 

абз. вторым ч. 2 ст. 111 ГКУ требования кредиторов удовлетворяются за счет денежных средств юридического лица и только в случае их недостаточности ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица и за счет полученных таким образом средств удовлетворяет требования кредиторов.

 

Составление ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет

ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица. Закон о госрегистрации требует нотариального удостоверения подписей членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе юридического лица (ст. 36 Закона о госрегистрации).

Согласно

ч. 5 ст. 60 ХКУ достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке. Исходя из содержания ст. 20 Закона о хозобществах такая проверка и подтверждение являются обязательными для хозяйственных обществ с годовым хозяйственным оборотом, размер которого составляет не менее 250 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 29.05.2008 г. № 4518).

 

Раздел имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов

Теперь, коротко рассмотрев, какие действия должны предшествовать разделу имущества между участниками общества, переходим непосредственно к вопросу, заявленному в теме.

В этом вопросе между

ХКУ, ГКУ и Законом о хозобществах существует определенная несогласованность.

Так, в соответствии со

ст. 21 Закона о хозобществах денежные средства, принадлежащие обществу, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда лиц, работающих на условиях найма, и выполнения обязательств перед бюджетом, банками, владельцами облигаций, выпущенных обществом, и другими кредиторами, распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных Законом и учредительными документами, в шестимесячный срок после опубликования информации о его ликвидации. Имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения. Аналогичная норма закреплена в ч. 4 ст. 91 ХКУ.

ГКУ

регулирует этот вопрос несколько иначе, указывая, что имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, передается участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом (ч. 4 ст. 111 ГКУ).

Как видим,

ХКУ и Закон о хозобществах предусматривают распределение между участниками денежных средств. В то же время ГКУ не ограничивает возможность раздела имущества только денежными средствами. Несмотря на то что нормы ХКУ и Закона о хозобществах в вопросах, касающихся деятельности хозяйственных обществ, имеют более специальный характер по сравнению с нормами ГКУ, тем не менее на практике при разделе имущества между участниками обоснованно отдается преимущество именно нормам ГКУ. Объяснить это можно, в частности, тем, что обязанность по продаже имущества возлагается на ликвидационную комиссию только в том случае, когда имеющихся у ООО денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, для ситуации раздела имущества между участниками такая обязанность, соответственно, не предусмотрена. Кроме того, в этом случае по аналогии можно обратиться к ч. 1 ст. 54 Закона о хозобществах, поскольку при ликвидации ООО отношения между обществом и его участником по своему характеру сродни отношениям, имеющим место в случае выхода участника из ООО (на возможность такой аналогии в свое время указывал Верховный Суд Украины в определении от 24.12.97 г.). В соответствии с указанной статьей по требованию участника и с согласия общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме.

Раздел происходит

пропорционально долям участников в уставном фонде ООО.

Второй вопрос, который возникает:

какой орган должен осуществлять раздел имущества — общее собрание или ликвидационная комиссия. Законодательство прямого ответа не дает. На практике преимущество в большинстве случаев отдается общему собранию, что является вполне оправданным (см. решение Смелянского горрайонного суда Черкасской области от 18.03.2008 г. по делу № 2-645/2008 года). В то же время, на наш взгляд, исходя из приведенных выше законодательных предписаний, можно сделать вывод, что при ликвидации юридического лица может происходить раздел не только денежных средств, но и вещей, другого имущества, но в этом случае ликвидационной комиссии дополнительно следует согласовать такой раздел с общим собранием участников. Возможность решения вопросов по разделу имущества (не только денежных средств) ликвидационной комиссией признают и суды (см., например, решение хозяйственного суда Харьковской области от 04.06.2009 г. по делу № 05/90-09).

Расчеты с учредителями (участниками) предприятия осуществляются в течение 6 месяцев

после опубликования информации о его ликвидации (ст. 21 Закона о хозобществах).

Также без прямого ответа законодателя остался вопрос о том, на какой момент должен быть утвержден ликвидационный баланс — после расчетов с кредиторами, но до раздела оставшегося имущества между участниками или уже после такого расчета. Исходя из последовательности изложения предписаний в

ст. 111 ГКУ, можно сделать вывод, что утверждение ликвидбаланса (ч. 3) должно происходить до раздела имущества между участниками (ч. 4). В то же время, как свидетельствует практика, государственный регистратор для регистрации ликвидации юридического лица будет требовать предоставления ему «нулевого» ликвидационного баланса. Основанием для такого требования служит, в частности, ч. 4 ст. 91 ХКУ, которая для целей процедуры ликвидации понятие «кредитор» распространяет и на участников ООО.

ООО считается ликвидированным со дня внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении

(ст. 104 ГКУ, ч. 5 ст. 91 ХКУ, ст. 22 Закона о хозобществах).

 

Оформление прав на имущество ликвидированного ООО

Иногда у участников ликвидированного ООО, несмотря на соблюдение описанной выше процедуры ликвидации, возникают проблемы уже на стадии оформления прав на имущество, которое было ими получено при разделе и права на которое подлежат государственной регистрации.

Проиллюстрируем сказанное на примере оформления прав на транспортное средство, которое было получено участником при разделе имущества ООО.

Раздел имущества был осуществлен общим собранием ООО. Соответствующее решение было оформлено протоколом общего собрания. После этого был составлен Акт приемки-передачи транспортного средства ООО участнику — физическому лицу.

С целью переоформления автомобиля в органах ГАИ была проведена оценка автомобиля у профессионального оценщика, что подтверждено Актом оценки.

Согласно

абзацу седьмому п. 35 Правил № 1388 транспортные средства, которые в связи с ликвидацией юридического лица передаются другим юридическим или физическим лицам, перерегистрируются на основании копии решения о ликвидации, принятого собственником или судом, удостоверенной в установленном порядке, и свидетельства о регистрации.

Предоставление каких-либо других документов указанными

Правилами не предусмотрено.

Однако на практике возникают ситуации, когда ГАИ, ссылаясь на то, что имущество участникам может быть предоставлено только после расчетов с бюджетом, кредиторами, оплаты труда работников, отказывается провести перерегистрацию без предоставления в ГАИ

документов, подтверждающих отсутствие задолженности ООО перед бюджетом, кредиторами и работниками предприятия. Такая позиция обусловлена достаточной распространенностью случаев, когда после регистрации автомобиля оказывается, что существуют третьи лица, имеющие право на авто. Таким образом, ГАИ становится участником спора о признании государственной регистрации прав на транспортное средство недействительной.

В такой ситуации для участника имеется два варианта дальнейших действий. Первый — обжаловать отказ в проведении государственной регистрации и просить признать суд право собственности на авто. Второй — предоставить ГАИ соответствующие документы, которые бы свидетельствовали об отсутствии задолженности. Достаточным ГАИ считают предоставление следующих документов:

нотариально удостоверенной копии протокола общего собрания, на котором принято решение о ликвидации ООО;

нотариально удостоверенной копии решения о передаче автомобиля участнику ООО;

нотариально удостоверенных копий документов, подаваемых государственному регистратору для регистрации ликвидации ООО, в частности:

— заполненной регистрационной карточки на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией (ее может заменить копия предоставленной госрегистратором описи документов);

— свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

— справки соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);

— справки соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;

— справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности.

Кстати, определенные проблемы возникли с классификацией этой операции в программном комплексе, применяемом ГАИ. Однако это также не может быть основанием для отказа в проведении госрегистрации прав на транспортное средство за участником ООО. Такой операции, как перерегистрация в связи с ликвидацией предприятия и передача авто новому собственнику, в программном комплексе нет. Выходом стало применение близкой по содержанию операции — «Перерегистрация на нового собственника по свидетельству на долю в общем имуществе».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше