Темы статей
Выбрать темы

О соответствии законодательству распоряжений КМУ по вопросам НДС

Редакция НиБУ
Письмо от 03.08.2009 г. № 04-27/794

О соответствии законодательству последних распоряжений КМУ по вопросам НДС

Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 03.08.2009 г. № 04-27/794

 

В Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики поступают многочисленные жалобы от плательщиков налога на добавленную стоимость о соответствии распоряжений Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» (далее — распоряжения) нормам Конституции Украины, Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Распоряжение № 757-р

устанавливает новые положения по налоговому учету и регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, а именно:

— пункт 1 предусматривает создание электронного реестра лиц, связанных с плательщиками налогов (учредителей, руководителей, главных бухгалтеров), на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, баз данных органов государственной налоговой службы, контролирующих и правоохранительных органов с указанием идентификационных, регистрационных и других данных о таких лицах, а также информации о выполнении ими налоговых обязательств;

— пункт 2 устанавливает одновременное декларирование налоговых обязательств и налогового кредита, а также аннулирование регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Распоряжение № 838-р

предусматривает:

— отнесение плательщиков налога, которые в отчетном налоговом периоде проводят корректировку налоговых обязательств или налогового кредита по налоговым накладным, выписанным в течение предыдущих двух месяцев, к наивысшей степени риска, что приведет к увеличению количества налоговых проверок плательщиков налога;

— при осуществлении плательщиками налогов корректировки (уточнения) налоговых обязательств или налогового кредита предыдущих отчетных периодов на сумму, большую чем 10 процентов от суммы налоговых обязательств или налогового кредита, задекларированных в таких предыдущих периодах, таких плательщиков будут в течение месяца проверять налоговые органы при участии подразделений налоговой милиции. Кроме того, информация о таких корректировках (уточнениях) в течение трех дней будет передаваться в органы внутренних дел для принятия соответствующих мер.

Комитет отмечает, что указанные распоряжения:

1)

содержат ограничения в отношении прав плательщиков налога — покупателей на отнесение в отчетном налоговом периоде налогового кредита по налоговым накладным, выписанным поставщиками в предыдущих налоговых периодах, но полученным покупателями в отчетном налоговом периоде. Это ограничение:

противоречит нормам пункта 7.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» и в соответствии с пунктом 17.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» ограничивает права плательщиков налога в отношении права на самостоятельное исправление ошибок, допущенных в предыдущих налоговых периодах в течение срока исковой давности;

— приводит к тому, что покупатели, получившие товары (работы, услуги) в отчетном периоде, а налоговые накладные в следующем налоговом периоде, вообще утрачивают право на налоговый кредит по таким товарам (работам, услугам), что приводит к преобразованию налога на добавленную стоимость в налог с оборота по ставке 20 процентов. Следует отметить, что суммы НДС, которые входят в состав стоимости таких товаров (работ, услуг), также не могут быть учтены в составе валовых расходов;

— приводит к увеличению налогового давления и нагрузке на плательщиков налога, что недопустимо в условиях финансового кризиса;

— направлено на установление солидарной ответственности поставщиков и покупателей в отношении декларирования поставщиками их налоговых обязательств, хотя ни требования, ни механизма по реализации на практике такой ответственности законодательство не содержит;

приводит к конфликтам интересов между плательщиками налога и налоговыми органами на местах и, как следствие, на основании подпункта 4.4.1 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» приведет к многочисленным обращениям в суды, дополнительным судебным издержкам, бюрократической волоките и т. п.

Кроме того, следует заметить, что абзац второй пункта 2 распоряжения № 757

допускает неоднозначное толкование предложения, поскольку не понятно, речь идет только о поставщике, имеющем право на налоговый кредит при условии, что у него возникли налоговые обязательства, или речь идет о покупателе, имеющем право на налоговый кредит при условии, что поставщик задекларирует свои налоговые обязательства;

2) предусматривают аннулирование регистрации плательщиков налога в случае, не предусмотренном нормами пункта 9.8 статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Указанная норма является нормой прямого действия и

не предусматривает предоставления органам государственной налоговой службы функций, превышающих их полномочия, установленные данной нормой Закона. Это также приводит к конфликту интересов между плательщиками налога и налоговыми органами на местах;

3)

вводят термины, отсутствующие в законодательстве и непонятные для выполнения («наивысшая степень риска» «(... корректировка или уточнение декларации) являются оправданными»);

4)

противоречат подпункту 7.2.6 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в отношении начисления налоговых обязательств на основании налоговой накладной;

5) предусматривают установление 2-месячного срока для уточнения и корректировки налоговой отчетности,

отсутствующего в законодательстве.

Непонятно также содержание действий органов внутренних дел в отношении плательщиков налога, уточняющих налоговую отчетность.

Распоряжением № 837-р Кабинет Министров Украины внедряет административные меры влияния на плательщиков налогов, имеющих налоговый долг. Большинство положений этого распоряжения, по мнению Комитета, малоэффективны и в условиях финансово-экономического кризиса могут привести к ухудшению условий деятельности отечественных предприятий основных отраслей экономики Украины.

Комитет считает, что

нормы указанных распоряжений, подготовленных ГНАУ, противоречат статье 19 Конституции Украины: «правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».

Кроме того, в соответствии со статьей 92 Конституции Украины налоги и сборы (в том числе механизмы их расчета и уплаты) устанавливаются исключительно законами Украины, а в соответствии со статьей 3 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» в форме распоряжений издаются акты Кабинета Министров по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам, тогда как акты нормативного характера издаются в форме постановлений.

На основании пункта 3 статьи 11, статей 14, 24 и 33 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» Комитет просит Кабинет Министров Украины

срочно отменить пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)», распоряжение Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» и от 17 июля 2009 года № 837-р «О дополнительных мерах по мобилизации доходов бюджета во втором полугодии 2009 года» и известить об указанном Комитет.

Со своей стороны Комитет будет всячески поддерживать любые законодательные инициативы Кабинета Министров Украины, направленные на урегулирование проблемных вопросов администрирования НДС в предусмотренном Конституцией Украины порядке.

 

Председатель Комитета С. Терехин



комментарий редакции

Комитет ВР подтверждает факт незаконности НДС-ных распоряжений Кабмина

Комментируемое письмо Комитета ВР содержит достаточно подробный правовой анализ положений печально известных распоряжений КМУ № 757-р («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58, с. 17) и № 838-р («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60, с. 5). Приятно отметить, что позиция Комитета и редакции (см. комментарии к названным распоряжениям, а также к письму ГНАУ от 04.08.2009 г. № 16521 /7/16-1517 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 64, с. 6) полностью совпадает и в целом сводится к

незаконности запрета на отражение налоговых накладных за «старые» периоды, а также к незаконности аннулирования регистрации плательщика НДС по новым (выдуманным Кабмином) основаниям. Причем совпадают не только выводы, но и их мотивировка.

Полностью разделяя приведенные в письме аргументы (за исключением разве что «конфликта интересов», поскольку, на наш взгляд, обращение к пп. 4.4.1 Закона № 2181 излишне в силу достаточной определенности положений Закона об НДС и, как следствие, отсутствия возможности множественного толкования), обратим внимание собственно на требования Комитета. Он

просит Кабмин срочно отменить п. 2 распоряжения № 757-р и распоряжение № 838-р. Нам остается дождаться реакции Кабмина, сожалея о том, что просьба Комитета имеет исключительно рекомендательный характер.

 

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше