Вопросы наличного обращения: разъяснения и комментарии
В последнее время ГНАУ подготовила целый ряд обзорных писем по вопросам взимания того или иного налога. Теперь дошла очередь и до вопросов наличного обращения: в своем достаточно объемном письме от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 она уделила внимание как общим (порядок применения РРО и ведения кассовых операций), так и специальным (проведение расчетов плательщиками единого налога, использование РРО при продаже продукции собственного производства). В предлагаемой статье остановимся на наиболее актуальных вопросах, затронутых в этом письме.
Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
ГКУ
— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.Закон об РРО
— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.Лицензионные условия № 9/119
— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи от 01.02.2008 г. № 9/119.Положение № 637
— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637.Порядок № 601
— Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.Порядок применения РРО
— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
Вопрос/(п.п. в письме ГНАУ) | Ответ ГНАУ | Комментарий редакции |
1 | 2 | 3 |
Круглосуточная торговля и Z-отчет | ||
1. Когда выполняется Z-отчет при круглосуточном режиме работы?(п.п. 2.2.7) | Если объект торговли работает круглосуточно, то фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) в соответствии с требованиями п. 9 ст. 3 Закона об РРО необходимо распечатывать каждые сутки
| Совершенно справедливый ответ, учитывающий особенности работы регистраторов расчетных операций. Дело в том, что согласно Требованиям по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденным постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199, итог расчетов исчисляется за смену, максимальная продолжительность которой не должна превышать 24 часа. При этом под сменой понимается период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. Следовательно, при круглосуточном режиме работы Z-отчет необходимо выполнять по окончании смены РРО, но не позднее чем через 24 часа со времени регистрации первой расчетной операции, выполненной после предыдущего Z-отчета. Интересно, что в письме от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119 налоговики пришли к подобному выводу, но там они отметили, что распечатывать фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) необходимо не позднее чем через 24 часа после начала работы кассового аппарата (а не после проведения первой расчетной операции).А вот в консультации, опубликованной в № 16 газеты «Налоги и бухгалтерский учет» за 2009 год на с. 41, представители главного налогового ведомства уточнили этот вывод, отметив, что между временем, указанным в первом и последнем чеках на товары (услуги), не должно проходить больше 24 часов. Это означает, что отсчет 24-часового периода нужно начинать не с момента включения РРО, а с момента проведения первой расчетной операции. Подробнее о проблеме распечатки Z-отчета при круглосуточном режиме работы и существующих вариантах обнуления информации можно прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56 на с. 46 |
Расчеты с использованием платежных карточек проводятся через РРО | ||
2. Предприятие реализует товары в безналичной форме с использованием платежных карточек и поэтому имеет в наличии платежный терминал. Нужно ли использовать РРО при осуществлении таких расчетов? (п.п. 2.2.10) | Да, нужно. Основание — п. 1 ст. 3 Закона об РРО
| Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об РРО расчетные операции (к числу которых относятся и безналичные расчеты покупателей платежными карточками) субъекты предпринимательства должны проводить через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих осуществление таких расчетных операций. При этом расчетным документом является документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи товаров. Ввиду того, что слип (квитанция платежного терминала), с точки зрения Закона об РРО, не является расчетным документом, расчеты покупателей платежными карточками должны проводиться не только через терминал, но и через РРО
|
Таксометр в такси | ||
3. Частный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, оказывает услуги по перевозке пассажиров на такси. Обязательно ли использовать в машине-такси электронный таксометр?(п.п. 2.2.15) | Субъекты хозяйствования, находящиеся на общей системе налогообложения, в машинах-такси при расчетах с пассажирами наличностью должны использовать надлежащим образом зарегистрированные РРО с распечаткой соответствующих документов, подтверждающих выполнение расчетной операции
| Редакция согласна с мнением ГНАУ. Расчетные операции за предоставленные услуги по перевозке пассажиров необходимо проводить через РРО. Это прямо следует из п. 1 ст. 3 Закона об РРО. А электронный таксометр и есть разновидность РРО (ст. 2 Закона об РРО). Учтите: отсутствие таксометра является не только нарушением Закона об РРО, но и нарушением лицензионных условий (пп. 4.2.1, 5.2.1 Лицензионных условий № 9/119). Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III предоставление услуг по перевозке пассажиров на такси является лицензируемым видом деятельности. При этом лицензионная карта на такси (содержащая регистрационные данные лицензии и транспортного средства) выдается при условии подтверждения соответствия его обустройства требованиям определения «такси». А согласно определению под такси понимается специальный легковой автомобиль, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа, оборудованный, помимо всего прочего, таксометром. Поэтому, если автомобиль не будет оборудован электронным таксометром, то лицензионную карточку на него не выдадут. В случае если таксист уже получил лицензионную карточку и после этого снял таксометр, то при обнаружении этого нарушения в ходе проверки представители Глававтотрансинспекции оформят предписание об устранении нарушения. За невыполнение этого предписания лицензию могут аннулировать |
Если место отпуска товаров не совпадает с местом проведения расчетов | ||
4. Частное предприятие осуществляет реализацию продуктов питания оптом и в розницу. Причем получение товара осуществляется в одном месте, а расчеты в наличной форме — в другом месте. Применяется ли в данном случае РРО?(п.п. 2.2.16) | Ссылаясь на п. 12 ст. 9 Закона об РРО, ГНАУ утверждает, что РРО не используется только на месте получения покупателями товара. А вот на месте проведения наличных расчетов РРО применять обязательно
| Вопрос применения РРО в ситуации, когда место отпуска товаров не совпадает с местом проведения расчетов, достаточно давний. Возник он с момента появления в ст. 9 Закона об РРО пункта 12. С тех самых пор понимание ГНАУ норм этого пункта не изменилось: РРО не применяется в месте отпуска товаров, а вот в месте проведения расчетов РРО необходим. Об этом она писала еще в письме от 17.12.2004 г. № 11459/6/23-2119. Конечно, сомнения в отношении этого вывода есть, ведь формально условия п. 12 ст. 9 Закона об РРО об отсутствии расчетов на месте получения товаров выполняются, а стало быть, и РРО по таким операциям применять не нужно. Однако убедить в этом представителей главного налогового ведомства вряд ли получится. Поэтому смельчакам, отказавшимся от применения РРО в данной ситуации, скорее всего придется защищать свою позицию в судебном порядке. Кстати, примером положительного судебного решения по этому вопросу является Определение ВАСУ от 19.12.2006 г.
|
Сдача помещения в аренду | ||
5. Предприятие торговли сдает помещение в аренду. Обязательно ли при осуществлении наличных расчетов за аренду применять РРО?(п.п. 2.2.41)
| Ссылаясь на Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта от 03.12.97 г. № 822, налоговики приходят к выводу, что предприятие торговли при предоставлении услуг (в том числе при сдаче в аренду помещений) должно проводить расчетные операции через РРО
| Аналогичные выводы содержатся и в письме ГНАУ от 21.12.2005 г. № 12867/6/23-8019 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 54, но против них есть аргументы. С точки зрения гражданского законодательства, предметом договора о предоставлении услуг и договора найма являются разные объекты гражданских прав — предметом договора аренды служит непотребляемая вещь (ст. 760 ГКУ), а предметом договора о предоставлении услуг является услуга, которая потребляется в процессе определенного действия или осуществления определенной деятельности (ст. 901 ГКУ). В связи с этим договор найма (аренды) не может быть приравнен к договору о предоставлении услуг (см. письмо Минюста от 23.02.2004 г. № 8-11-19). А стало быть, при получении арендной платы наличными РРО можно не применять. К такому выводу пришел и ВАСУ в определении от 15.04.2009 г. по делу № К-28396/06 (К-27922/06). Дополнительным аргументом является и то, что наряду с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97 (используемым для целей статистики) существует и другой классификатор — Классификатор видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375, в котором группа 70.2 названа следующим образом: «Сдача в аренду собственного недвижимого имущества» без упоминания об услугах |
Возврат предоплаты, ранее перечисленной в безналичной форме | ||
6. Является ли нарушением действующего законодательства возврат через кассу предприятия суммы предоплаты (по причине расторжения договора), ранее перечисленной предприятию в безналичной форме?(п.п. 2.2.45) | С точки зрения ГНАУ, операция по выдаче наличности покупателю за еще не поставленный товар является расчетной операцией. А значит, ее необходимо проводить через РРО | С подобным подходом ГНАУ можно и нужно спорить. Дело в том, что операция по возврату предоплаты не вписывается в определение расчетной операции, приведенное в ст. 2 Закона об РРО. Согласно нормам упомянутого документа, расчетной операцией является, в частности, выдача наличных средств за возвращенный товар (непредоставленную услугу). В данной ситуации факт передачи товара отсутствует, возвращаются только денежные средства. Поэтому говорить о том, что такая операция считается расчетной, совершенно неверно. А раз так, то и применять РРО при возврате ранее внесенной предоплаты не нужно. Деньги можно выдать через кассу предприятия на основании расходного кассового ордера
|
Если покупатель возвращает товар | ||
7. Могут ли предприятия торговли не использовать РРО при возврате покупателю наличных денежных средств за неполученный или возвращенный им товар?(п.п. 2.2.55)
| В данной ситуации предприятия торговли обязаны использовать РРО
| Мы солидарны с мнением ГНАУ в части применения РРО при возврате наличных средств за возвращенный покупателем товар. Действительно, эта операция считается расчетной в понимании ст. 2 Закона об РРО. А как известно, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной или в безналичной форме, обязаны проводить такие расчетные операции через РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение таких операций.Основанием для проведения операции возврата через РРО является расчетный документ, подтверждающий факт внесения средств за приобретенный товар (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция и т. д.). Причем если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., то материально ответственное лицо (или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты) согласно требованиям п. 4.8 Порядка применения РРО обязано составить акт о выдаче средств. В этом акте указываются паспортные данные покупателя, возвращающего товар, сведения о товаре, сумма выданных средств, номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.А вот при возврате денежных средств за еще не полученный товар мы считаем, что применять РРО не нужно. Подробнее об этом можно прочитать в комментарии к предыдущему вопросу
|
Заполняем расчетную квитанцию после включения электроэнергии | ||
8. Нужно ли после включения электроэнергии делать запись в расчетной книжке «Служебная выдача» на общую сумму выручки, полученной за время отключения электроэнергии, если она соответствующим образом проводится через РРО?(п.п. 2.2.96) | После возобновления подачи электроэнергии суммы, зафиксированные в расчетной книжке за период ее отключения, проводятся через РРО с использованием операции «Служебное внесение», а в расчетной книжке на эту сумму делается запись «Служебная выдача»
| Редакция согласна с мнением ГНАУ. При возобновлении работы РРО сумму выручки по всем использованным расчетным квитанциям вносят в корешок неиспользованной расчетной квитанции с указанием «Служебная выдача». После этого сумму, полученную за время отключения электроэнергии и внесенную в ящик РРО, проводят как операцию «Служебное внесение». Обратите внимание: операции «Служебная выдача» и «Служебное внесение» не являются расчетными в понимании Закона об РРО и предназначены для выдачи и внесения наличных на месте проведения расчетов
|
РРО должен быть включен в Государственный реестр расчетных операций | ||
9. Имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать РРО, отсутствующие в Государственном реестре регистраторов расчетных операций?(п.п. 2.2.109) | Нет, не имеют | В п. 3 ст. 3 Закона об РРО прямо сказано, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме при продаже товаров, обязаны использовать РРО, включенные в Государственный реестр расчетных операций. Внесение РРО в Реестр означает, что они соответствуют требованиям нормативных актов Украины
|
Как восстановить информацию в фискальном блоке РРО | ||
10. Каким образом можно восстановить информацию, хранящуюся в фискальном блоке РРО, в случае выхода этого блока из строя? (п.п. 2.2.110) | В соответствии с п. 34 Порядка № 601 неисправный фискальный блок подлежит замене на новый, опломбированный производителем. При этом в новом фискальном блоке восстанавливается информация за последние три года на основании ежемесячных отчетов РРО. Восстанавливать информацию может только производитель такого РРО
| Совершенно верно. Вышедший из строя фискальный блок РРО не подлежит ремонту в центре сервисного обслуживания. Его необходимо заменить на новый, опломбированный производителем. И именно производитель обязан поместить в этот фискальный блок информацию за последние три года. Подробно об этом можно прочитать в статье «Если РРО поломался» в № 33 газеты «Налоги и бухгалтерский учет» за 2008 год |
Срок службы РРО | ||
11. Какой срок службы РРО?(п.п. 2.2.112) | Срок службы РРО устанавливается его производителем. Однако в старых моделях кассовых аппаратов он может быть не установлен. В этом случае срок службы составляет 7 лет от даты ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска
| Напомним, что в соответствии с п. 2.13 Порядка применения РРО налоговый орган по месту регистрации РРО должен предупредить плательщика за месяц до окончания срока службы РРО о необходимости отмены его регистрации. Для отмены регистрации РРО следует снять с учета и распломбировать в центре сервисного обслуживания. Если после получения предупреждения плательщик не приступает к процедуре отмены регистрации РРО или его нет по месту нахождения (проживания), то через месяц после окончания срока службы в книге учета РРО в органах ГНС делается соответствующая запись, после чего регистрация РРО считается отмененной. В случае если предупреждение о принудительной отмене регистрации не получено, субъект хозяйствования может продолжать использовать РРО, поскольку законодательство не обязывает его контролировать сроки службы. Вместе с тем отсутствие в письме ГНАУ какого-либо упоминая о получении соответствующего предупреждения со стороны местной ГНИ может свидетельствовать о намерениях налоговиков штрафовать предприятия за нарушение требований Закона об РРО. Подтверждает наши опасения и консультация представителей главного налогового ведомства в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, в которой было отмечено следующее: в случае использования субъектом хозяйствования РРО, исчерпавшего свой срок эксплуатации, такое технологическое устройство не может считаться РРО. Поэтому его дальнейшее использование является нарушением требований ст. 3 Закона об РРО и влечет наложение штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 17 этого Закона
|
Если в Отчете об РРО допущена ошибка | ||
12. Предусмотрено ли предоставление уточняющего «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)»?(п.п. 2.2.118) | Предоставление уточняющего Отчета об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек) действующим законодательством не предусмотрено | Как известно, Отчет об использовании регистраторов расчетных операций (форма ЗВР-1) не является налоговой декларацией в понимании Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III — на основании этого документа не осуществляются ни начисление, ни уплата налогов (сборов). Следовательно, положения п. 5.1 этого документа о самостоятельном исправлении ошибок через уточняющий расчет на Отчет по форме № ЗВР-1 не распространяется. Упоминаний об уточняющем Отчете нет и в специальных нормативных документах — Законе об РРО и Порядке предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденном приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. В связи с этим исправить ошибку, самостоятельно выявленную в Отчете № № ЗВР-1 путем предоставления уточенного Отчета, не представляется возможным.В продолжение разговора отметим, что привлечь налогоплательщика за ошибки, допущенные в Отчете, у контролирующих органов вряд ли получится. Ведь штраф, предусмотренный п.п. 17.1.3 Закона № 2181, на них не распространяется. Что же касается админштрафа, установленного ст. 1551 Кодекса об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг), то сомнения относительно правомерности его применения возникают даже в случае несвоевременной подачи Отчета, не говоря уже об ошибках, допущенных в нем. Подробнее об этом см. статью «Будет ли админштраф за несвоевременную подачу Отчета по РРО» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 33, с. 42
|
Реквизиты товарного чека | ||
13. Могут ли частные предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога выдавать товарный чек при реализации товара? Какие реквизиты должны быть на товарном чеке?(п.п. 2.3.2) | Да, могут.По мнению ГНАУ, этот документ должен содержать надпись «Товарный чек» и по содержанию соответствовать требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек».
| Несмотря на то что частные предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога, которые не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив), освобождены от использования РРО на основании п. 6 ст. 9 Закона об РРО, они обязаны предоставить покупателю товаров письменный документ, подтверждающий переход права собственности от продавца к покупателю. Одним из таких документов является товарный чек. Форма и содержание товарного чека на сегодняшний день законодательно не установлены, поэтому субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки в произвольной форме. Разумеется, при этом они должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 3 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Однако у налоговиков на этот счет иное мнение. Они считают, что в товарный чек необходимо включить ту же информацию, что и в кассовый чек (за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек»). Аналогичные выводы были изложены в письме от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37
|
Реализация тары | ||
14. Нужно ли проводить через РРО операцию по реализации тары, используемой при продаже продукции собственного производства?(п.п. 2.4.1) | Предприятия, учреждения и организации при продаже за денежные средства любых товаров (за исключением продукции собственного производства) обязаны использовать РРО
| Этот ответ требует некоторого уточнения. Дело в том, что операции по реализацию тары должны проходить через РРО только в том случае, когда стоимость тары не включается в цену продукции собственного производства. На это обращали внимание и представители главного налогового ведомства в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 43. В такой ситуации стоимость тары и самой продукции указывается в РРО двумя товарными позициями.Если же стоимость тары отдельно не выделяется, а включается в цену продукции собственного производства, то расчеты можно осуществлять и без РРО с оформлением приходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций
|
Что такое «продукция собственного производства» | ||
15. Что такое «продукция собственного производства»? (п.п. 2.4.8) | К продукции собственного производства может быть отнесена продукция, которая изготавливается и реализуется самими предприятием в едином технологическом процессе с использованием собственной и наемной рабочей силы
| Ввиду того что профильные нормативные документы (в отношении применения РРО) определение данного термина не устанавливают, ГНАУ выводит его самостоятельно. Основанием для этого послужило определение термина «производство», содержащееся в Законе Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. Кстати, в аналогичном ключе налоговики высказывались и в письме от 14.02.2007 г. № 1440/6/23-8019.Несмотря на то что определение термина «продукция собственного производства» составлено довольно логично, доказать с его помощью тот факт, что данная продукция является продукцией собственного производства, будет не просто. Дело в том, что в действующем законодательстве нет четкой формулировки «единого технологического процесса». При буквальном прочтении получается, что заказчик, который на какой-либо стадии технологического процесса передает сырье в переработку, не может считать полученную продукцию продукцией собственного производства. А стало быть, применять освобождающую норму п. 1 ст. 9 Закона об РРО и отказаться от использования РРО в процессе реализации такой продукции он не вправе.В то же время, обратившись к п. 443 Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденных приказом Министерства промышленной политики от 09.07.2007 г. № 373, находим, что изготовленная из давальческого сырья продукция становится готовой для заказчика, т. е. изготовленной самостоятельно. При этом прямыми расходами на ее производство является стоимость переданного в переработку сырья и стоимость услуг по переработке.Ну а поскольку ясности в этой ситуации пока нет, предприятиям, реализующим готовую продукцию, изготовленную из сырья, переработанного на давальческих условиях, в вопросах применения РРО лучше руководствоваться индивидуальными письменными разъяснениями местной ГНИ |
РРО в расчетах с материально ответственным лицом не применяется | ||
16. В ходе инвентаризации на предприятии была выявлена недостача товарно-материальных ценностей. Нужно ли использовать РРО при расчетах с материально ответственным лицом, возмещающим в наличной форме такую недостачу?(п.п. 2.5.3) | Нет, не нужно.Расчеты с материально ответственным лицом по возмещению недостачи ТМЦ в наличной форме проводят в кассе предприятия с оформление приходного кассового ордера | Совершенно верно.Через РРО следует проводить только расчетные операции по продаже товаров (предоставлению услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг (п. 1 ст. 3 Закона об РРО). В понимании Закона об РРО расчетной операцией является прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов на месте реализации товаров, а также выдача наличных денежных средств за возвращенный покупателем товар. Как видим, возмещение ущерба материально ответственным лицом не считается расчетной операцией, поэтому прием наличных проводится в кассе предприятия на основании приходного кассового ордера
|
Расчеты с нотариусом | ||
17. Распространяются ли нормы предельной суммы наличных расчетов на расчеты предприятия с нотариусом?(п.п. 2.5.4) | Нет, на расчеты с нотариусом 10-тысячное ограничение не распространяется. | Как следует из первого абзаца п. 2.3 Положения № 637, ограничение суммы наличных расчетов распространяется только на расчеты с предприятиями и физли-цами-предпринимателями. Что касается нотариусов, то в соответствии со ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII нотариус не может заниматься предпринимательской или адвокатской деятельностью, быть основателем адвокатских объединений, состоять на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления, находиться в штате других юридических лиц, входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов хозяйственных организаций, кредитно-финансовых учреждений, а также выполнять другую оплачиваемую работу. В связи с этим 10-тысячное ограничение на расчеты предприятия с нотариусом не распространяются
|
Платежи, проведенные через РРО, в расчет предельной суммы (10000 грн.) не включаются | ||
18. Включаются ли в расчет предельной суммы (10000 грн.) платежи, проведенные через РРО?(п.п. 2.5.6) | Ограничения относительно 10000 грн. распространяются на наличные расчеты, осуществляемые в кассе предприятия, и не касаются расчетов, которые проводятся через РРО
| Несмотря на всю заманчивость этого сверхлояльного разъяснения ГНАУ, пользоваться им мы бы не рекомендовали. И вот почему. Согласно п. 2.3 Положения № 637 ограничение по наличным расчетам касается всех видов операций с наличностью, за исключением случаев расчета с физическими лицами и других случаев, прямо установленных Положением № 637. В комментируемом письме налоговики сами уточнили, что 10-тысячное ограничение распространяется, в частности, и на наличные расчеты, осуществляемые в кассе предприятия. А как известно, регистратор расчетных операций в понимании п. 1.2 Положения № 637 считается кассой. Таким образом, соблюдение 10-тысячного ограничения является обязательным при осуществлении наличных расчетов, проводимых через РРО
|