Темы статей
Выбрать темы

Страничка частного предпринимателя. Все о сотрудничестве предпринимателя с юрлицами: от заключения договора до его исполнения

Редакция НиБУ
Статья

Все о сотрудничестве предпринимателя с юрлицами: от заключения договора до его исполнения

 

Многие предприниматели сотрудничают с юридическими лицами, в частности с предприятиями. А к предприятиям, как известно, законодательные требования высоки (в отличие от физлиц-предпринимателей, они обязаны вести бухучет, соблюдать нормы всех налоговых законов, сдавать массу отчетов и т. п.). Поэтому, заключая договор с предприятием, очень важно знать о некоторых нюансах их деятельности. Это поможет избежать проблем как предприятию-контрагенту, так и самому предпринимателю.

О том, как правильно строить отношения «предприниматель — предприятие», сейчас и поговорим.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Как заключить договор?

Начнем с того, что физическое лицо, которое зарегистрировалось как предприниматель, всего лишь получает дополнительный статус — «субъект хозяйствования». Но при этом оно не перестает быть физическим лицом (гражданином). В результате у него возникает два варианта построения договорных отношений:

img 1

 

* Единственным исключением является

прекращение деятельности предпринимателя: даже после снятия с госрегистрации обязательства предпринимателя не прекращаются, а остаются за ним как за физическим лицом (гражданином). Кроме того, признание предпринимателя банкротом не является основанием для прекращения им предпринимательской деятельности. А вот юрлиц банкротство приводит к окончанию деятельности, а снятие с госрегистрации — к прекращению всех имевшихся обязательств.

 

Сразу оговоримся, что в данной статье внимание будет уделено именно тем отношениям, в которых физлицо-­предприниматель выступает как субъект хозяйствования (а не как обычный гражданин). Итак, если предприниматель заключил договор с юрлицом, то

ГКУ рассматривает этот договор как заключенный между юридическими лицами.

Но налоговики часто склонны считать иначе: видя договор между предприятием и предпринимателем, они могут потребовать применить к нему нормы

ГКУ, касающиеся исключительно физлицграждан (непредпринимателей). Это неверно. Подтверждение тому — постановление ВХСУ от 14.09.2006 г. № 41/102, в котором ВХСУ определил, что договор аренды автомобиля, заключенный между юрлицом и предпринимателем, не нуждается в нотариальном удостоверении (заверять у нотариуса его нужно было бы только в том случае, если одной из сторон являлось бы физлицо­гражданин). Однако при этом необходимо выполнить два условия:

1) указать в договоре аренды свой предпринимательский статус — орган выдачи, дату и номер Свидетельства о госрегистрации;

2) использовать арендованный автомобиль только в предпринимательской деятельности (а не для личных нужд).

Если хотя бы одно из условий будет нарушено, договор аренды придется заверять у нотариуса.

К сожалению,

постановление ВХСУ не имеет силы законодательного акта, поэтому не исключено, что налоговики будут требовать от предпринимателей нотариально заверенный договор аренды автомобиля даже при выполнении обоих условий. Тем не менее шансы в судебном порядке отстоять правомерность сделки с незаверенным договором высоки.

 

Как получить товары по договору?

Если предприниматель заключил с предприятием договор купли­продажи и является покупателем, он должен получить от продавца свой товар. Какие документы при этом нужны?

1. Доверенность, паспорт и Свидетельство о госрегистрации.

Обычно юрлица отпускают друг другу товары только при наличии доверенности у получателя. Но в случае с предпринимателем все проще.

Поскольку предприниматель в основном

самостоятельно забирает товар, выписывать самому себе доверенность он не обязан. Предприятие имеет право отгрузить ему товар на основании любого документа (чаще всего это — паспорт), удостоверяющего личность, и Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя. Данных этих документов достаточно для того, чтобы предприятие могло заполнить все первичные документы: накладная на отпуск ТМЦ, ТТН и др. (письма Минфина от 31.10.2000 г. № 053-29151, от 06.11.2000 г. № 053-4154, письмо НБУ от 20.11.2000 г. № 12-111/1363, письмо ГлавКРУ от 18.01.2005 г. № 13-14/23).

В том случае, когда

товар забирает не сам предприниматель, а его наемный работник (или иное лицо), доверенность нужна. При этом не отменяется необходимость иметь Свидетельство о госрегистрации предпринимателя (а если предприниматель — единоналожник, то лучше взять с собой и Свидетельство об уплате единого налога), а также документ, удостоверяющий личность работника (или иного лица, которому выдана доверенность). Доверенность, выданная предпринимателем, может быть оформлена поразному, в зависимости от того, есть у предпринимателя печать или ее нет:

— если печать есть, доверенность выписывается на бланке типовой формы № М2. Бланк доверенности теперь уже не является документом строгого учета, поэтому может изготавливаться предпринимателем самостоятельно в соответствии с формой, приведенной в

Инструкции № 99;

— если печати нет, доверенность оформляется в соответствии с требованиями

ГКУ (статьи 244 — 245) с указанием в ней данных Свидетельства о госрегистрации предпринимателя (письмо Минфина от 06.11.2000 г. № 053-4154, письмо НБУ от 20.11.2000 г. № 12-111/1363, письмо ГлавКРУ от 18.01.2005 г. № 13-14/23).

2. Товарнотранспортная накладная (ТТН).

Предприятия преимущественно всегда выписывают

ТТН на отгруженный товар, но все­таки самому предпринимателю (покупателю) не помешает убедиться в наличии своего экземпляра данного документа. Ведь без ТТН налоговики не разрешат включить в расходы стоимость транспортных затрат — хотя это и неправомерно, но не каждый захочет с налоговиками спорить (письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607).

3. Налоговая накладная.

Кроме ТТН, следует

позаботиться о получении налоговой накладной от продавца (разумеется, если предприниматель — плательщик НДС). На основании полученной налоговой накладной можно отразить налоговый кредит по НДС на сумму приобретенных товаров.

 

Как отгрузить товары по договору?

Теперь рассмотрим другую ситуацию: предприниматель заключил с предприятием договор купли­продажи, но выступает по нему продавцом. Какие документы нужны при отгрузке товара?

1. Доверенность.

Если предприниматель

продает товар, оплата за который придет в безналичной форме, передает товар бесплатно или по бартерному договору, перед тем как отгрузить его, он должен убедиться в наличии доверенности, выписанной предприятием (покупателем) своему работнику, забирающему товар (пункт 14 Инструкции № 99). Доверенность не нужна при расчетах наличными.

2. ТТН.

Если предприниматель везет покупателю товар за свой счет (отдельно выделять стоимость услуг доставки в договоре купли­продажи не нужно, чтобы не попасть под необходимость получить лицензию на перевозки), то ТТН в принципе можно и не выписывать*. Но

лучше все­таки ТТН составить, тем более что для юрлиц она важна как первичный документ, подтверждающий факт доставки товара.

* Постановление № 207

не требует наличия ТТН, если перевозки осуществляются для собственной предпринимательской деятельности. А если стоимость услуг доставки отдельно не выделяется, то такая перевозка осуществляется именно для обеспечения процесса продажи, т. е. для собственной хозяйственной деятельности.

Если предприниматель передает товар перевозчику или везет его покупателю на основании договора перевозки или работник предприятияпокупателя сам забирает и перевозит товар, ТТН выписать нужно,

в 4 экземплярах: один экземпляр себе, два — перевозчику, один — покупателю (пункты 11.5 и 11.7 Правил № 363).

3. Налоговая накладная.

Если предприниматель зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то по факту отгрузки товара он обязан выдать покупателю налоговую накладную. Здесь нужно заметить, что

на налоговой накладной обязательно должна стоять печать предпринимателя (пункт 18 Порядка № 165), поэтому все предприниматели — плательщики НДС имеют печать (письмо ГНАУ от 21.12.2005 г. № 12922/6/16-1116).

 

Как получить деньги за проданный товар (услуги)?

Доход, полученный предпринимателем в кассу или на текущий счет, отражается

в Книге ф. № 10 в момент его получения. Причем средства, снятые с текущего счета и переданные в кассу, второй раз в Книге ф. № 10 не указываются.

Как правило, предприятия предпочитают проводить расчеты в безналичной форме. Документами, подтверждающими тот факт, что деньги предпринимателю перечислены, являются платежное поручение и выписка банка. Поэтому от предпринимателя никакого специального документа о приеме оплаты они не требуют.

А вот

в случае наличных расчетов документ о приеме оплаты выдается по требованию покупателя (пункт 15 статьи 3 Закона об РРО). При этом:

— если предприниматель использует РРО (или КУРО с РК), таким документом будет

чек РРО (или расчетная квитанция);

— если же предприниматель не использует РРО, расчетный документ о приеме оплаты (

товарный чек) может иметь произвольную форму, но должен соответствовать требованиям Положения № 88. Ну а налоговики, соглашаясь с тем, что товарный чек может иметь произвольную форму, все­таки считают, что он должен содержать надпись: «Товарный чек» и по содержанию соответствовать чеку РРО, за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фіскальний чек» (письма ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019, от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

При выплате денег предпринимателю предприятие может потребовать от него копии Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства об уплате единого налога (при наличии), фикспатента (при наличии), а также платежек об уплате НДФЛ (или единого налога, или фикспатента).

Это необходимо, чтобы предприятие могло избежать претензий со стороны налоговиков, поскольку они разрешают не удерживать налог с доходов (НДФЛ) с предпринимателя только при наличии у покупателя ксерокопий указанных документов (письма ГНАУ от 13.03.2006 г. № 2241/6/17-0716, от 10.08.2007 г. № 3990/С/07115). Тем не менее законодательство не обязывает предпринимателей такие копии предоставлять, достаточно всего лишь предъявить оригиналы (Налоговое разъяснение № 633).

 

Как уплатить деньги за приобретенный товар (услуги)?

При перечислении денег в оплату за товар (работы, услуги) важно обратить внимание на несколько нюансов:

1)

расходы на приобретение товаров в Книге ф. № 10 лучше отражать на дату перечисления денежных средств. По крайней мере, налоговики считают, что именно так предприниматель должен вести учет товаров, иначе могут попытаться оштрафовать его по статье 21 Закона об РРО. Конечно, требование их отнюдь не законное. Мы уже писали о том, что у физлицпредпринимателей даже нет порядка, в соответствии с которым нужно осуществлять учет товаров, поэтому и штрафовать их оснований нет. Но во избежание споров с налоговиками все же советуем на дату уплаты денежных средств за товары эти суммы отражать в графе «Расходы» Книги ф. № 10. Тем не менее учесть записанные в Книгу ф. № 10 расходы на приобретение товаров можно будет только по итогам того периода, в котором предприниматель получит доход от продажи этих товаров;

2) расходы на приобретение работ (услуг) тоже отражаются в день их оплаты. Однако

в случае оплаты услуг наперед, т. е. за будущие месяцы (например, оплата аренды за квартал, оформление подписки на полугодие и т. п.), суммы расходов в Книгу ф. № 10 целесообразно заносить не на дату перечисления средств, а на начало соответствующего месяца;

3) документом, подтверждающим право предпринимателя на расходы по приобретенным товарам (работам, услугам), является:

— при осуществлении безналичных расчетов — платежное поручение и выписка банка;

— при осуществлении наличных расчетов — чек РРО, квитанция от приходного кассового ордера или другой документ о приеме оплаты.

 

НДФЛ (налог с доходов)

Если предприниматель выплачивает деньги предприятию, никаких вопросов с НДФЛ не возникает, так как с юрлиц этот налог просто не удерживается (разумеется, в отчете по форме № 1ДФ тоже не отражается).

Если же

предприятие выплачивает доход предпринимателю, оно в общем случае НДФЛ не удерживает. Но для этого необходимо, чтобы предприниматель предъявил предприятию:

— предприниматель

на общей системе — свое Свидетельство о госрегистрации и платежку об уплате НДФЛ за тот квартал, за который ему выплачивается доход;

— предприниматель

на едином налоге — свое Свидетельство о госрегистрации, Свидетельство об уплате единого налога с указанием того вида деятельности, от осуществления которого ему выплачивается доход, платежку об уплате единого налога;

— предприниматель на фикспатенте — Свидетельство о госрегистрации, фикспатент и платежку об оплате стоимости фикспатента за тот месяц, за который ему выплачивается доход.

При этом

налоговики требуют, чтобы у предприятия были копии указанных документов, хотя достаточно всего лишь предъявить их (см. выше «Как получить деньги за проданный товар (услуги)?»). В том случае, когда предприниматель категорически не желает предоставлять копии, можно хотя бы указать реквизиты соответствующих документов в договоре и/или платежном поручении на перечисление средств.

 

Если все перечисленные требования выполнены

Если какое­либо из требований нарушено

Предприятие имеет полное право не удерживать НДФЛ с предпринимателя. Однако сумму выплаченного ему вознаграждения оно обязано показать в отчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «42», проставив «0,00» в графах 4 и 4а

Предприятие должно удержать НДФЛ с предпринимателя как с обычного физлица, поскольку выплачивает ему доход, не связанный с предпринимательской деятельностью:

— ставка НДФЛ — 15 %;

— из суммы вознаграждения расходы предпринимателя не вычитаются;

— налоговая социальная льгота не применяется;

— в отчете по форме № 1 ДФ выплаченное вознаграждение показывается с соответствующим признаком: «01» — выплата за работы (услуги), «07» — продажа движимого имущества, «08» — арендная плата, «14» — прочие операции

 

Вниманию единоналожников

: в соответствии с ДСТУ 43032004 сотрудничество с предприятиями, а именно продажа им продукции (товаров, работ, услуг) классифицируется как оптовая торговля, независимо от количества (хоть и единичный экземпляр). Но здесь нужно различать, от чьего лица была осуществлена покупка:

— если работник предприятия купил товар в розничном магазине предпринимателя и не потребовал никаких дополнительных документов, кроме чека, такая сделка вполне может считаться розничной. Ведь покупатель фактически действовал от своего имени (как гражданин, а не как представитель предприятия), а предприниматель­продавец вовсе не обязан каждого покупателя спрашивать о том, для каких целей ему нужен приобретаемый товар;

— если работник предприятия купил товар в розничном магазине предпринимателя и потребовал выписать налоговую накладную по НДС, накладную или иной документ на имя предприятия, такую сделку считать розничной уже нельзя. Здесь видны взаимоотношения двух субъектов хозяйствования — предприятия и предпринимателя.

Таким образом, если в Свидетельстве единоналожника записаны такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля, беспокоиться оснований нет.

Если же указана только розничная торговля, продавать предприятиям товар (работы, услуги) нельзя.

Иначе налоговики будут настаивать на необходимости уплачивать НДФЛ с дохода, полученного от оптовой торговли (от юрлиц). Поэтому для единоналожников, которые планируют торговать с предприятиями, такой совет: внести в Свидетельство об уплате единого налога дополнительный вид деятельности — «оптовая торговля»*. Ну а в случае когда в Свидетельстве изменений пока еще нет, но, несмотря на это, доход от предприятия уже получен, можно попытаться отбиться от НДФЛ (при наличии претензий со стороны налоговиков) разве что в суде (положительные решения для предпринимателей по этому вопросу — определения ВАСУ от 12.05.2009 г. № К-4835/08, от 21.06.2007 г. № К-38123/06).

* Изменения в Свидетельство об уплате единого налога вносятся только начиная с нового квартала. При этом

заявление о внесении дополнительных видов деятельности в Свидетельство необходимо подать не позже чем за 15 календарных дней до начала квартала (письмо ГНАУ от 11.07.2006 г. № 3756/Ю/17-0415).

Если в Свидетельстве об уплате единого налога указан вид деятельности «оптовая торговля», торговать можно как с предприятиями, так и с предпринимателями.

В данном случае, наоборот, нельзя продавать товар в розницу, т. е. гражданам­физлицам (непредпринимателям). Для того чтобы заниматься розничной торговлей, необходимо внести такой вид деятельности в Свидетельство единоналожника.

 

Взносы в Пенсионный фонд и иные соцфонды

О взносах в Пенсионный фонд (ПФ) и иные соцфонды речь заходит тогда, когда предприятие заключает с предпринимателем договор на выполнение работ или оказание услуг (гражданскоправовой договор). К договорам купли­продажи товаров уплата соцвзносов отношения не имеет.

Итак, если предприниматель выплачивает доход за работы (услуги) предприятию, никаких взносов в фонды уплачивать не нужно.

А вот

предприятие, которое выплачивает предпринимателю доход за приобретенные работы (услуги), должно удостовериться, что предприниматель предоставил их в рамках своей хозяйственной деятельности (выступает по договору в качестве предпринимателя, а не физлица). Если это так, никакие взносы уплачивать не нужно (ни начисления, ни удержания). В противном случае необходимо будет уплатить:

— если выполнялись работы — начисления и удержания в ПФ, а также начисления в Фонд «безработицы»;

— если выполнялись услуги — только начисления в Фонд «безработицы».

Как же определиться, относятся ли работы (услуги) к предпринимательской деятельности физлица или нет? ПФ по этому поводу говорит следующее: выполняемые работы должны соответствовать видам деятельности, указанным в Свидетельстве о госрегистрации предпринимателя (

письма ПФ от 25.07.2005 г. № 8895/04, от 18.02.2008 г. № 2750/03-30). Но поскольку на самом деле виды деятельности в Свидетельстве не указываются (они указываются только в регистрационной карточке при прохождении регистрации), советуем в договоре на выполнение работ (услуг) написать следующее: «Исполнитель работ (услуг) действует как предприниматель на основании Свидетельства о госрегистрации, выданного

(орган, выдавший Свидетельство)


«__» ______ 200_ г.

        (дата выдачи)

№ ___________________________».

            (номер Свидетельства)

При этом к договору желательно приложить копию Свидетельства о госрегистрации (но это необязательно).

Фонд «безработицы» придерживается того же мнения, что и ПФ (

письмо Государственного центра занятости Минтруда Украины от 16.02.2009 г. № ДЦ-03-1093/0/6-09). Поэтому, записав в договор с предпринимателем вышеуказанную оговорку, предприятие сразу обезопасит себя от претензий обоих фондов и получит полное право не начислять ни пенсионные взносы, ни взносы в Фонд «безработицы».

 

НДС

Предприниматель, который работает с предприятиями, скорее всего, зарегистрирован в качестве плательщика НДС. Это продиктовано исключительно экономическим интересом, ведь предприятие, чтобы получить право на налоговый кредит по НДС, предпочтет работать именно с плательщиком НДС. Тем не менее сам факт сотрудничества с юрлицами не обязывает предпринимателей проходить НДСрегистрацию.

И все­таки, если предприниматель прошел НДСрегистрацию, на него распространяются все требования

Закона об НДС, поскольку данный Закон не делает различия между плательщиками в зависимости от того, являются ли они юрлицами или физлицами­предпринимателями. Таким образом, налоговое обязательство и налоговый кредит по НДС как у предприятия, так и у предпринимателя возникают по правилу первого события.

Особенно важно отметить, что предпринимателюпродавцу

нельзя забывать о необходимости проставить на налоговой накладной свою печать, поскольку без печати она будет недействительной и предприятие не сможет отразить на ее основании налоговый кредит (письмо ГНАУ от 21.12.2005 г. № 12922/6/16-1116). При этом оно может воспользоваться подпунктом 7.2.6 Закона об НДС и отразить налоговый кредит, написав жалобу на предпринимателя. А при наличии жалобы налоговики вправе провести внеплановую проверку, поэтому лучше такого развития событий не допускать.

 

Налог на прибыль

Предприятие, которое сотрудничает с предпринимателем, должно знать ряд нюансов, касающихся порядка отражения валовых доходов и расходов. Дело в том, что предприниматель (на какой бы системе налогообложения ни работал) не является плательщиком налога на прибыль. Поэтому предприятие должно:

1)

отражать валовые доходы на уровне договорных цен, но не ниже обычных цен, а валовые расходы — на уровне договорных цен, но не выше обычных (подпункты 7.4.1 — 7.4.3 Закона о налоге на прибыль);

2)

отражать валовые расходы не по первому событию, а на дату оприходования товаров от предпринимателя, а для работ (услуг) — на дату их фактического получения от предпринимателя (т. е. на дату подписания акта приемапередачи услуг). При этом наличие предоплаты (полной или частичной) за товары или услуги роли не играет: валовые расходы на дату перечисления средств отражать нельзя (подпункт 11.2.3 Закона о налоге на прибыль);

3) валовые расходы предприятия могут быть подтверждены расчетными документами, форма и порядок заполнения которых установлены ГНАУ, —

необязательно, чтобы эти документы соответствовали только требованиям Положения № 614 (письмо ГНАУ от 24.09.2003 г. № 3825/5/23-1116). И все­таки, для того чтобы выданный документ служил достаточным основанием не только для подтверждения валовых расходов, но и для отражения записей в бухучете предприятия, он должен ко всему прочему соответствовать требованиям Положения № 88*;

* Положение № 88 устанавливает следующие

обязательные реквизиты первичного документа: название предприятия, от имени которого составлен документ, название документа (формы), код формы, дата и место составления, содержание хозоперации и ее измерители (в натуральном и стоимостном выражении), должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозоперации и составление первичного документа (пункт 2.4 Положения № 88).

4)

если предприятие получит от предпринимателя возвратную финансовую помощь и на конец отчетного периода не вернет ее, сумму финпомощи нужно включить в валовые доходы. При этом условные проценты не начисляются (подпункт 4.1.6 Закона о налоге на прибыль). В будущих налоговых периодах при возврате финпомощи предпринимателю ее сумму (полную или частичную, в зависимости от того, как происходит возврат) можно включить в валовые расходы предприятия. Такие валовые расходы отражаются на дату перечисления средств.

 

Выводы

При заключении договора с предприятием предприниматель должен руководствоваться нормами

ГКУ, регулирующими отношения юридических лиц, и нормами ХКУ (который распространяется на всех субъектов хозяйствования). В остальном же специфика деятельности следующая.

Если предприниматель выступает как продавец

, то:

при отгрузке товара он должен потребовать от работника предприятия доверенность на получение товара (это не касается только наличных расчетов), а также выписать покупателю ТТН и налоговую накладную по НДС (заверив ее своей печатью);

при получении оплаты он должен занести ее в Книгу ф. № 10 (графа «Выручка») в момент поступления средств. В том случае, когда расчеты проводились наличными, необходимо выдать покупателю чек РРО, а если РРО не используется — товарный чек. Кроме того, предприятие может попросить предпринимателя предоставить копии его Свидетельства о госрегистрации, Свидетельства о едином налоге, фикспатента и платежки об уплате НДФЛ, единого налога или фикспатента соответственно.

Если предприниматель выступает как покупатель:

— при получении товара ему

необходимо иметь при себе паспорт и Свидетельство о госрегистрации, а если товар получает работник предпринимателя, — выписать ему доверенность. Кроме того, необходимо получить от предприятия ТТН и налоговую накладную по НДС;

в момент оплаты товаров занести их стоимость в Книгу ф. № 10 по графе «Расходы», а при наличных расчетах позаботиться о том, чтобы предприятие выдало документ о приеме оплаты.

Единоналожники, которые намерены торговать с предприятиями, должны внести в Свидетельство о едином налоге вид деятельности «оптовая торговля».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше