Темы статей
Выбрать темы

Процедура выхода из состава плательщиков НДС

Редакция НиБУ
Статья

Процедура выхода из состава плательщиков НДС

 

Вопрос «выгодно или невыгодно быть плательщиком НДС?» каждое предприятие решает для себя самостоятельно. Одни, получив этот статус и проработав в нем некоторое время, понимают, что целесообразнее перейти на уплату единого налога по ставке 10 %, другие не пользуются всеми правами плательщика НДС в связи с отсутствием облагаемых этим налогом операций, у третьих объемы поставок в течение длительного времени настолько малы, что они не видят смысла в продолжении своей НДС-истории. Тогда и возникает мысль о выходе из рядов плательщиков НДС. О том, в каком порядке и в какие сроки осуществляется такая процедура, пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Случаи аннулирования НДС-регистрации

В каких случаях происходит аннулирование регистрации плательщика НДС?

Аннулирование регистрации плательщиков НДС осуществляется путем аннулирования Свидетельства о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Свидетельство) и исключения плательщика НДС из Реестра плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Реестр).

Такая процедура может происходить как по инициативе налогоплательщика (т. е. добровольно), так и по инициативе налогового органа. Случаи аннулирования НДС-регистрации перечислены в

пп. «а» — «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и пп. «а» — «ґ» п. 25 Положения № 79. Приведем перечень этих случаев в таблице.

Примите к сведению: в случае, если объем налогооблагаемых операций субъекта хозяйствования за последние 12 календарных месяцев из 24, в течение которых он был зарегистрирован плательщиком НДС (включая месяц регистрации), не достиг 300000 грн. (

п.п. «а» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «а» п. 25 Положения № 79), отказ от НДС-регистрации осуществляется только по заявлению плательщика.

А аннулирование регистрации в случаях, перечисленных в

пп. «б» — «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и пп. «б» — «ґ» п. 25 Положения № 79, возможно как по заявлению плательщика, так и по инициативе налогового органа.

 

Правила исчисления 24-месячного периода в целях добровольной «разрегистрации»

Как исчисляется 24-месячный период пребывания в статусе плательщика НДС в целях добровольной «разрегистрации» такого плательщика?

Согласно

п. 25 Положения № 79 плательщик НДС может инициировать свою НДС-«разрегистрацию» по истечении 24 месяцев пребывания в этом статусе. При этом приступить к аннулированию регистрации можно начиная со следующего дня после дня, соответствующего числу и месяцу его регистрации в качестве плательщика НДС.

На наш взгляд, понимать это следует так: если субъект хозяйствования зарегистрировался плательщиком НДС 22 февраля 2007 года, февраль будет первым месяцем для отсчета 24-месячного цикла. Последний месяц этого периода истекает в январе 2009 года. А вот заявление об аннулировании регистрации плательщик НДС может подать в налоговый орган не ранее 23 февраля 2009 года.

Впрочем, не исключено, что у налоговиков в данном случае действует своя методика расчета, поэтому налогоплательщику для подстраховки лучше уточнить интересующую дату в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

 

Перечень случаев аннулирования регистрации плательщика НДС

№ п/п

Случаи аннулирования регистрации плательщика НДС

Основание

Примечания

Инициатор аннулирования

1

2

3

4

5

1

Плательщик налога, который до месяца подачи заявления об аннулировании регистрации зарегистрирован согласно положениям п.п. 2.3.1 Закона об НДС более 24 календарных месяцев, включая месяц регистрации, и имеет за последние 12 текущих календарных месяцев объем налогооблагаемых операций меньше, чем определено этим подпунктом

П.п. «а» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «а» п. 25 Положения № 79

Плательщики НДС могут аннулировать свою НДС-регистрацию на данном основании, если они одновременно: — были зарегистрированы плательщиками этого налога в связи с достижением предельных объемов налогооблагаемых операций, т. е. 300000 грн.; — пребывали в этом статусе более 24 календарных месяцев;

— за последние 12 текущих календарных месяцев не достигли объема налогооблагаемых операций 300000 грн. Общий объем налогооблагаемых операций за этот период определяется по данным предоставленных в налоговый орган налоговых деклараций за последние 12 текущих календарных месяцев. При этом в расчет общего объема налогооблагаемых операций включаются объемы операций, облагаемых по ставкам 20 % и 0 %, а также освобожденных от обложения НДС (см. письмо ГНАУ от 03.04.2008 г. № 3011/6/16-1515-26 на с. 45 этого номера).

Заметим, что на этом основании аннулировать свой НДС-статус могут и добровольно зарегистрированные плательщики (см. п. 3 письма ГНАУ от 28.02.2008 г. № 3975/7/16-1515-20 на с. 46 этого номера)

Плательщик НДС

2

 

Ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, завершает работу

 

П.п. «б» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «б» п. 25 Положения № 79

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании: — информации ликвидатора или ликвидационной комиссии о завершении работы ликвидационной комиссии (ликвидатора) плательщика налога, объявленного банкротом;

судебного решения о ликвидации юридического лица — банкрота или прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя в связи с признанием его банкротом;

уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о внесении в Единый государственный реестр записи о прекращении банкрота.

Плательщик НДС — юридическое лицо может добровольно расстаться со своим НДС-статусом после составления комиссией по прекращению (ликвидационной комиссией, ликвидатором) ликвидационного баланса

 

1) Плательщик НДС. 2) Налоговый орган

 

3

Плательщик налога ликвидируется по собственному желанию (физическое лицо принимает решение о прекращении предпринимательской деятельности)

П.п. «б» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «б» п. 25 Положения № 79

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании: 1) заявления о снятии с учета плательщика налогов по форме № 8-ОПП;

2) какого-либо другого уведомления плательщика налога, уполномоченного им органа или лица о принятии решения о прекращении плательщика налога по собственному желанию; 3) сведений из Единого государственного реестра о внесении записи о:

решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица;

принятии физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности;

пребывании юридического лица в процессе прекращения или физического лица — предпринимателя в процессе прекращения предпринимательской деятельности.

Плательщик НДС — юридическое лицо может добровольно расстаться со своим НДС-статусом после составления комиссией по прекращению (ликвидационной комиссией, ликвидатором) ликвидационного баланса

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган

4

Плательщик налога ликвидируется по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйствования)

П.п. «б» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «б» п. 25 Положения № 79

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании:

судебного решения о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, не связанного с банкротством;

уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о внесении записи относительно такого решения.

Плательщик НДС — юридическое лицо может добровольно расстаться со своим НДС-статусом после составления комиссией по прекращению (ликвидационной комиссией, ликвидатором) ликвидационного баланса

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган

5

 

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, регистрируется плательщиком единого налога или становится субъектом других упрощенных систем налогообложения, которые устанавливают особый порядок начисления и уплаты НДС, отличный от установленных Законом об НДС, или освобождают такое лицо от уплаты НДС по решению суда или по каким-либо другим причинам

 

П.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «в» п. 25 Положения № 79

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании:

Свидетельства или корешка Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом по ставке единого налога 10 % или документа о применении других упрощенных систем налогообложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты НДС, отличающийся от установленных Законом об НДС. Косвенно эту причину можно рассматривать как добровольное аннулирование регистрации плательщика НДС, поскольку изначально решение о переходе на упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС принимает сам плательщик, а значит, добровольно. Другое дело, что заявление о «разрегистрации» такому плательщику подавать не обязательно — налоговый орган сам примет по этому поводу соответствующее решение и направит в адрес плательщика один экземпляр акта по форме № 6-ПДВ;

судебного решения об аннулировании налоговой регистрации или Свидетельства об освобождении от уплаты НДС;

документа, свидетельствующего, что на основании соответствующего законодательного акта лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, освобождается от уплаты этого налога, не является плательщиком налога или не имеет права на сохранение статуса плательщика налога;

информации органов регистрации актов гражданского состояния, уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о смерти физического лица — предпринимателя;

судебного решения об объявлении физического лица — предпринимателя умершим, о признании физического лица — предпринимателя без вести отсутствующим, о признании физического лица — предпринимателя недееспособным либо ограничении его гражданской дееспособности, либо информации о таком решении органов регистрации актов гражданского состояния, уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра;

Свидетельства или корешка Свидетельства, которым подтверждается окончание срока его действия;

документа, подтверждающего окончание срока, на который был создан плательщик налога, заключен договор о совместной деятельности, соглашение о разделе продукции

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган, который в данном случае обязан принять самостоятельное решение по аннулированию НДС-регистрации плательщика

 

 

6

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, выбирает в соответствии с Законом об НДС специальный режим налогообложения по ставкам, отличающимся от установленных в статьях 6 и 81этого Закона

П.п. «г» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «г» п. 25 Положения № 79

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании Свидетельства или другого документа о регистрации или выборе плательщиком налога в соответствии с Законом специального режима налогообложения по ставкам, отличающимся от установленных в статьях 6 и

81 Закона об НДС

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган, который в данном случае обязан принять самостоятельное решение по аннулированию НДС-регистрации плательщика

7

 

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, не предоставляет налоговому органу декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев

 

П.п. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «ґ» п. 25 Положения № 79

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании акта или справки подразделения налогообложения юридических или физических лиц о неподаче налогоплательщиком налоговому органу декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев.

При расчете такого 12-месячного периода не учитывается месяц регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС, если такая регистрация состоялась позднее, нежели 1 число этого месяца. Например, для налогоплательщика, регистрация которого в качестве плательщика НДС состоялась 15.01.2008 г., первым отчетным периодом будет период с 15.01.2008 г. по 29.02.2008 г. включительно. Следовательно, для расчета 12-месячного периода для целей аннулирования НДС-регистрации первым налоговым месяцем будет не январь 2008 года, а февраль 2008 года.

В данном случае в состав указанного 12-месячного периода входят последние 12 последовательных налоговых месяцев, за которые истек срок предоставления налоговых деклараций до получения или составления налоговым органом документа, являющегося основанием для аннулирования регистрации.

Примите к сведению: для плательщиков НДС — «квартальщиков» исключений нет — для снятия их с регистрации на данном основании также ориентируются на 12 последовательных налоговых месяцев, несмотря на то что отчетным налоговым периодом для этой категории лиц является календарный квартал

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган, который в данном случае обязан принять самостоятельное решение по аннулированию НДС-регистрации плательщика

 

8

 

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, предоставляет декларацию по НДС, свидетельствующую об отсутствии налогооблагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев

 

П.п. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «ґ» п. 25 Положения № 79

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании реестра (перечня) налоговых деклараций (налоговых расчетов) лица за 12 последовательных налоговых месяцев, свидетельствующих об отсутствии в таких декларациях (налоговых расчетах) налогооблагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев.

В реестре (перечне) указываются данные о регистрации лица плательщиком НДС и по каждой декларации (налоговому расчету):

налоговый период;

дата поступления декларации (налогового расчета) в орган государственной налоговой службы; — общие объемы налогооблагаемых поставок отчетного периода, указанные в соответствующих строках и колонках налоговой декларации (налогового расчета).

При расчете такого 12-месячного периода не учитывается месяц регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС, если такая регистрация состоялась позднее, нежели 1 число этого месяца. Например, для налогоплательщика, регистрация которого в качестве плательщика НДС состоялась 15.01.2008 г., первым отчетным периодом будет период с 15.01.2008 г. по 29.02.2008 г. включительно.

Следовательно, для расчета 12-месячного периода для целей аннулирования НДС-регистрации первым налоговым месяцем будет не январь 2008 года, а февраль 2008 года.

В данном случае в состав указанного 12-месячного периода входят последние 12 последовательных налоговых месяцев, за которые предоставлены налоговые декларации.

Примите к сведению: для плательщиков НДС — «квартальщиков» исключений нет — для снятия их с регистрации на данном основании также ориентируются на 12 последовательных налоговых месяцев, несмотря на то что отчетным налоговым периодом для этой категории лиц является календарный квартал

 

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган, который в данном случае обязан принять самостоятельное решение по аннулированию НДС-регистрации плательщика

 

9

Другие случаи, установленные законодательством о порядке регистрации субъектов хозяйствования

П.п. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «ґ» п. 25 Положения № 79

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании:

уведомления государственного регистратора, сведений из Единого государственного реестра, сведений из ЕГРПОУ и других государственных реестров, подтверждающих прекращение (ликвидацию) юридического лица, прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, представительства нерезидента;

судебного решения, уведомления государственного регистратора, сведений из Единого государственного реестра об отмене государственной регистрации плательщика налога или признании недействительными изменений к учредительным документам

1) Плательщик НДС.

2) Налоговый орган, который в данном случае обязан принять самостоятельное решение по аннулированию НДС-регистрации плательщика

 

Процедура аннулирования НДС-регистрации

В каком порядке происходит аннулирование регистрации плательщика НДС?

Аннулирование по инициативе плательщика НДС.

По личной инициативе субъект хозяйствования может выйти из состава плательщиков НДС по любой из причин, указанных в пп. «а» — «ґ» п. 9.8 Закона об НДС.

Решив расстаться с НДС-статусом по собственному желанию, налогоплательщик должен подать в налоговый орган по своему местонахождению соответствующее

заявление по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 79). В этом заявлении указывается одна из причин аннулирования регистрации, перечисленных в п. 9.8 Закона об НДС, при этом в определенной ячейке напротив соответствующего пункта проставляется знак «» или «+».

К заявлению прилагают

Свидетельство (с указанием номера) и все его заверенные копии с указанием их количества. Если по какой-либо причине эти приложения с заявлением не подаются, налоговый орган такое заявление не рассматривает.

Решение по такому заявлению налоговый орган принимает

в те же сроки, что и при регистрации, т. е. в течение 10 календарных дней с момента подачи этого документа. При наличии достаточных оснований для аннулирования НДС-регистрации субъекта хозяйствования исключают из Реестра.

Если оснований для такого аннулирования

нет, а также если субъект предпринимательства соответствует критериям, согласно которым регистрация в качестве плательщика НДС является обязательной, налоговый орган может отказать ему в аннулировании регистрации. В такой ситуации налогоплательщику предоставляется письменное пояснение (отказ в аннулировании регистрации), а Свидетельство вместе с заверенными копиями возвращается.

Однако в соответствии с

п. 9.8 Закона об НДС существуют два случая, которые при наличии достаточных оснований не могут сопровождаться отказом налогового органа в аннулировании регистрации, а именно:

— недостижение субъектом хозяйствования за последние 12 календарных месяцев из 24, в течение которых он был зарегистрирован как плательщик НДС (включая месяц регистрации), объема налогооблагаемых операций 300000 грн. (

п.п. «а» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «а» п. 25 Положения № 79). Кстати, на этом основании распрощаться со своим НДС-статусом может и добровольно зарегистрированный плательщик (см. п. 3 письма ГНАУ от 28.02.2008 г. № 3975/7/16-1515-20 на с. 46 этого номера ). Заметим также, что аннулирование НДС-регистрации плательщика на данном основании не может быть инициировано налоговой службой;

— завершение работы ликвидационной комиссии плательщика налога, объявленного банкротом, или ликвидация налогоплательщика по собственному желанию либо по решению суда (

п.п. «б» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «б» п. 25 Положения № 79).

Аннулирование по инициативе налогового органа.

Налоговому органу предоставлены широкие полномочия по принятию самостоятельного решения об аннулировании регистрации плательщика НДС. Об этом свидетельствуют пп. «б» — «ґ» п. 9.8 Закона об НДС. А в ситуациях, предусмотренных пп. «в» — «ґ» п. 9.8 Закона об НДС, на налоговиков даже возложена обязанность по принятию самостоятельного решения по аннулированию НДС-регистрации.

Так, например, некоторое время назад предприятиям была предоставлена возможность регистрировать плательщиками НДС свои

филиалы. Однако совсем недавно ГНАУ пришла к выводу, что поскольку филиалы не являются юридическими лицами и субъектами предпринимательской деятельности, оснований для регистрации их плательщиками НДС нет (см. письма от 09.04.2008 г. № 7330/7/16-1417 и от 01.12.2008 г. № 24738/7/16-1517 на с. 42 этого номера). Поэтому все филиалы, ранее получившие НДС-статус, должны «разрегистрироваться» в добровольном порядке путем подачи соответствующего заявления. Для этого ГНАУ установила срок подачи заявления — не позднее 21.12.2008 г.

Если такое заявление филиалом не подано, налоговики вправе аннулировать его НДС-регистрацию

по собственной инициативе. В качестве основания для таких действий ГНАУ видит п.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС — «Аннулирование регистрации по каким-либо другим причинам». Причина — «Отсутствие оснований для пребывания плательщиком налога на добавленную стоимость».

Итак, когда инициатором аннулирования регистрации плательщика НДС выступает налоговый орган, его решение оформляется

актом об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 6-ПДВ (приложение 5 к Положению № 79). При этом дата утверждения такого акта руководителем (заместителем руководителя) налогового органа считается днем принятия решения об аннулировании регистрации.

Данный акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в учетном деле (регистрационной части) налогоплательщика, а второй не позднее следующего дня после внесения записи об аннулировании в Реестр высылается в адрес такого налогоплательщика письмом с уведомлением о вручении или передается ему лично или его представителю под расписку.

В этой ситуации Свидетельство и все его заверенные копии с указанием их количества подлежат возврату налоговому органу вместе с сопроводительным письмом

в течение 20 календарных дней со дня принятия налоговым органом решения об аннулировании (т. е. со дня утверждения акта об аннулировании регистрации).

Имейте в виду: задержка в возврате Свидетельства и его копий

приравнивается к задержке в предоставлении налоговой отчетности по НДС, что на основании п.п. 17.1.1 Закона № 2181 грозит субъекту хозяйствования штрафом в размере 10 не облагаемых налогом минимумов граждан (170 грн.).

Когда НДС-регистрация аннулируется по инициативе налогового органа и данные из Реестра об этом обнародуются на web-сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua), считается, что право доступа к ним

обеспечено, и информация о таком аннулировании доведена до сведения заинтересованных лиц.

 

Аннулирование НДС-регистрации при отсутствии налогооблагаемых поставок: отдельные нюансы

Может ли налоговый орган аннулировать регистрацию плательщика НДС, не осуществляющего в течение 12 последовательных налоговых месяцев налогооблагаемую поставку товаров (услуг), но отразившего при этом в декларациях по НДС за данный период налоговый кредит?

Порой встречаются ситуации, когда, к примеру, новое предприятие, зарегистрировавшись плательщиком НДС, в связи со спецификой своей деятельности в течение длительного времени (12 последовательных налоговых месяцев) не осуществляет облагаемую НДС поставку покупателям товаров (услуг), но несет при этом определенные расходы, связанные с хоздеятельностью. Разумеется, что «входной» НДС по таким расходам плательщик включает в налоговый кредит отчетного периода и отражает в разделе II декларации по НДС.

Такая ситуация попадает на контроль к налоговому органу, поскольку по правилам

п.п. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «ґ» п. 25 Положения № 79 долговременное (в течение 12 последовательных налоговых месяцев) неотражение налогоплательщиком в декларациях по НДС налогооблагаемых поставок является основанием для лишения его НДС-статуса. При таких обстоятельствах орган налоговой службы обязан самостоятельно аннулировать НДС-регистрацию этого плательщика (п. 9.8 Закона об НДС).

Дело здесь в том, что налоговая служба под наличием налогооблагаемых поставок понимает лишь

наличие налоговых обязательств за установленный 12-месячный период, место которым отведено в разделе I декларации по НДС (это предусматривает сама форма декларации по НДС). Информация же о налогооблагаемых операциях по приобретению товаров (услуг) за тот же период, отражаемая в разделе II декларации по НДС, не принимается проверяющими во внимание.

Налогоплательщики, которые не согласны с решением налоговиков о принудительном аннулировании НДС-регистрации по указанной причине, вправе обжаловать его согласно действующему законодательству (см.

п. 25.4 Положения № 79).

Аргументы в защиту своей позиции субъект хозяйствования может почерпнуть из

п. 1.4 Закона об НДС, который под поставкой товаров понимает любые операции, осуществляемые в соответствии с договорами купли-продажи, мены, поставки и другими гражданско-правовыми договорами, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за компенсацию или бесплатно. А раз так, то в качестве поставки можно рассматривать не только операции, связанные с продажей товаров (услуг), но и с их приобретением.

К тому же согласно

п.п. «а» п. 2.1 Закона об НДС плательщиком НДС является любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется добровольно плательщиком этого налога.

Жизнеспособность таких доводов подтверждают и судьи. Например, Хозяйственный суд Автономной Республики Крым в

постановлении от 25.01.2008 г. № 2-11/16471-2007А указал на неправомерность действий органа налоговой службы, лишившего НДС-статуса предприятие, подававшее в течение 12 последовательных налоговых месяцев декларации по НДС без отражения в них налогооблагаемых поставок, но с отражением налогового кредита, и удовлетворил иск налогоплательщика.

Если позиция суда вас вдохновила и вы намерены включиться в борьбу за восстановление своего НДС-статуса, помните, что, несмотря на принятое налоговым органом решение, вам не следует прекращать предоставление ему деклараций по НДС за все те периоды, в течение которых будет рассматриваться вопрос. При положительном исходе событий это убережет вас от применения штрафных санкций за неподачу отчетности.

Впрочем, учитывая жесткую формулировку

п. 9.8 Закона об НДС и абз. 14 п.п. 25.2.1 Положения № 79, шансы на победу в этой борьбе не так уж велики.

Как показывает практика, для таких случаев наиболее подходящим способом предупреждения принудительного аннулирования НДС-регистрации и избежания радикальных мер в виде обращения в суд является отражение хотя бы в одном из 12 последовательных налоговых месяцев налогооблагаемых операций в разделе I декларации по НДС.

Намного больше шансов отстоять свою НДС-регистрацию у тех налогоплательщиков, которые в течение 12 налоговых месяцев подряд осуществляли только

освобожденные от налогообложения поставки, объемы которых показываются в строке 4 «Операции, освобожденные от налогообложения (статьи 5, 11 Закона об НДС, другие нормативно-правовые акты)» раздела I декларации по НДС. По мнению ГНАУ, которое в данном случае может помочь налогоплательщику, в расчет объема налогооблагаемых операций (поставок) включаются не только операции, облагаемые НДС по ставкам 20 % и 0 %, но и операции, освобожденные от налогообложения. Объем таких освобожденных операций включается в общий объем налогооблагаемых операций и записывается в строку 5.1 декларации за отчетный период (см. письмо ГНАУ от 03.04.2008 г. № 3011/6/16-1515-26 на с. 45 этого номера).

Так что в данном случае нет оснований для «разрегистрации» плательщиков НДС ни в добровольном, ни в принудительном порядке.

 

Дата аннулирования НДС-регистрации

С какой даты регистрация плательщика НДС считается аннулированной?

Дата аннулирования регистрации плательщика НДС определяется в соответствии с

п. 25.3 Положения № 79.

Так, при наличии достаточных оснований налоговый орган аннулирует регистрацию плательщика НДС:

на дату подачи заявления или утверждения акта об аннулировании регистрации, если не определен предельный срок действия Свидетельства или дата, на которую субъект хозяйствования теряет статус плательщика НДС (это касается, в частности, лиц, переходящих на уплату единого налога), либо при наличии оснований для аннулирования до истечения срока действия Свидетельства;

на дату истечения срока действия Свидетельства, за день до даты, на которую плательщик НДС теряет этот статус;

на дату принятия решения или события в других случаях (так, акт по форме № 6-ПДВ предусматривает, что датой аннулирования регистрации плательщика НДС может быть как дата утверждения такого акта, так и другая дата. На наш взгляд, такой другой датой может быть дата принятия судебного решения о «разрегистрации» налогоплательщика. Хотя не исключено, что налоговики посмотрят на это несколько шире).

Таким образом, если аннулирование регистрации происходит по инициативе субъекта хозяйствования

на основании его заявления, он теряет статус плательщика НДС на дату подачи заявления.

Если инициатива аннулирования НДС-регистрации исходит от налогового органа, датой такого события считается

дата принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС, т. е. дата утверждения руководителем налогового органа (его заместителем) соответствующего акта о таком аннулировании.

Что касается даты исключения из состава плательщиков НДС субъектов хозяйствования, решивших с определенного отчетного периода перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то она определяется в соответствии с правилами, изложенными в

абз. 7 — 10 п. 25.1 Положения № 79.

По чьей бы инициативе не происходило аннулирование регистрации, от субъекта хозяйствования

одновременно со сдачей Свидетельства и его копий требуется:

предоставление в налоговый орган декларации по НДС, включающей все операции за последний налоговый период, по которым возникли налоговые обязательства. При этом последним налоговым периодом считается период, начинающийся со дня, следующего за последним днем предыдущего отчетного периода (т. е. 1 числа налогового месяца или квартала), и заканчивающийся днем аннулирования регистрации. Это означает, что срок подачи декларации в данном случае начинает отсчитываться не со дня фактического окончания такого налогового периода, а со дня, следующего за днем окончания месяца (квартала), в котором произошла НДС-«разрегистрация». Например, если месячный плательщик НДС снялся с регистрации 15 января 2009 года, то последний налоговый период для него начался 01.01.2009 г., а закончился 15.01.2009 г., а предельный срок подачи последней декларации приходится на 20 февраля 2009 года. Это подтверждает и ГНАУ в п. 6 письма от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214. Кстати, в аналогичном порядке определяется дата подачи последней декларации и для плательщика, аннулирование НДС-регистрации которого произошло 1 числа налогового месяца или квартала. В такой ситуации последний налоговый период для такого плательщика начинается и заканчивается в один день — 1 числа такого месяца или квартала. При этом последнюю декларацию по НДС ему также предстоит подать в сроки, установленные для отчетности за налоговый период, в котором произошла «разрегистрация». Например, аннулирование регистрации месячного плательщика НДС произойдет 1 апреля 2009 года. Это означает, что последнюю налоговую декларацию указанному плательщику необходимо будет подать не позднее 20 мая 2009 года;

внесение в бюджет суммы налоговых обязательств или налогового долга по НДС, возникших до момента аннулирования (в случае их наличия). При этом неважно, будет ли субъект хозяйствования оставаться зарегистрированным как плательщик НДС на дату уплаты такой суммы или нет.

После аннулирования НДС-регистрации субъект предпринимательской деятельности уже не может пользоваться правом на начисление налогового кредита и на получение бюджетного возмещения. Предстоит ему распрощаться и с суммами, накопленными к моменту «разрегистрации» в строке 26 «Остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 24 - строка 25) (значение этой строки переносится в строку 23.2 налоговой декларации следующего отчетного периода)» декларации по НДС (см.

письмо ГНАУ от 06.11.2008 г. № 10887/6/16-1515-26 на с. 44 этого номера).

Однако если по результатам последнего налогового периода такой субъект имел право на получение бюджетного возмещения, он получит причитающуюся ему сумму в установленные

п. 7.7 Закона об НДС сроки, независимо от своего НДС-статуса на дату такого получения. Исключение составляют лица, НДС-регистрация которых аннулируется на основании п.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС, т. е. по причине перехода на уплату единого налога.

Это, пожалуй, все основные тонкости, касающиеся процедуры «разрегистрации» плательщика НДС. Как видите, ничего сложного здесь нет — важно лишь определиться с причиной снятия с регистрации и не забыть сдать в налоговый орган Свидетельство и его копии, а также предоставить последнюю декларацию по НДС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше