Темы статей
Выбрать темы

Расчет уплаты единого налога: заполняем вместе

Редакция НиБУ
Статья

Расчет уплаты единого налога: заполняем вместе

 

Упрощенная система налогообложения существует в Украине уже более 10 лет. При этом каждый год количество избравших ее субъектов предпринимательской деятельности увеличивается, что связано с рядом преимуществ данной системы налогообложения. Так, единоналожники освобождены от уплаты целого ряда налогов и сборов, они ведут упрощенный налоговый учет, а единый налог уплачивают исходя из сумм фактически полученных денежных средств (по кассовому методу). Вместе с тем ей присущи определенные особенности, о которых необходимо знать каждому субъекту хозяйствования. Сегодня мы остановимся на тех из них, которые следует учитывать единоналожникам — юридическим лицам при составлении отчетности.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727/98.

Порядок № 477

— Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 477.

Порядок № 98

— Порядок составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

 

Основным нормативным документом, который устанавливает правила упрощенной системы налогообложения, является

Указ № 727. В соответствии с п. 4 этого Указа по результатам хозяйственной деятельности за отчетный налоговый период (квартал) субъекты малого предпринимательства — юридические лица подают в органы государственной налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, расчет об уплате единого налога. А вот единый налог они уплачивают ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины. При этом все платежные поручения об уплате сумм единого налога (с отметкой банка о зачислении денежных средств), накопленные за отчетный квартал, налогоплательщик предоставляет в местную ГНИ вместе с расчетом.

Форма Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (далее — Расчет) и порядок его составления утверждены

приказом ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98. Несмотря на то что Указ № 727 устанавливает единый отчетный период для упрощенцев — квартал, форма Расчета содержит графы для отражения показателей не одного, а всех четырех кварталов (графы 3 — 6), а также графу для показателей, рассчитанных нарастающим итогом (графа 7). При этом в п. 11 Порядка № 98 сказано, что показатели, отраженные в строках 1 — 9, заполняются в графах 3 — 6 поквартально с указанием данных за прошлые отчетные периоды (кварталы), а в итоговой графе 7 отражается сумма показателей граф 3 — 6. Как видим, форма расчета, а также порядок его составления не соответствуют содержанию единого налога. Как же в таком случае следует заполнять Расчет?

Смелые налогоплательщики при составлении Расчета за IV квартал 2008 года могут привести соответствующие данные

только лишь в графе 6, а в остальных строках поставить прочерки. Помимо п. 4 Указа № 727 они вправе сослаться на письмо ГНАУ от 06.07.2005 г. № 13384/7/15-1217// «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 63, в котором сказано, что показатели расчета необходимо заполнять только за соответствующий расчетный квартал.

В случае отказа со стороны контролирующих органов принять Расчет, заполненный таким образом, отметим следующее. В понимании

Закона № 2181 Расчет является налоговой декларацией, поскольку служит основанием для начисления и уплаты единого налога. Согласно п.п. 4.1.2 Закона № 2181 принятие налоговой декларации входит в обязанности контролирующего органа. Причем налоговая декларация должна приниматься без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию. Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любым причинам или выдвижение им каких-либо условий по ее приему запрещается.

Если же служебное (должностное) лицо контролирующего органа нарушает эти нормы, налогоплательщик обязан до окончания предельного срока предоставления декларации отправить такую декларацию почтой с описью вложенного и уведомлением о вручении. К Расчету прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии должностного лица, которое отказалось принять декларацию, и/или дату такого отказа. При этом декларация является предоставленной

в момент ее вручения почте (десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений, в данном случае не применяется).

Осторожным налогоплательщикам или предприятиям, не желающим спорить с налоговиками, остается порекомендовать заполнить все требуемые графы расчета. При таком подходе в Расчете за IV квартал 2008 будут заполнены графы 3 — 7. Обратите внимание: начисление единого налога по лицевому счету производится на основании данных, приведенных

в соответствующей квартальной графе по строке 8. Что касается остальных показателей, отраженных в Расчете, то они носят справочный характер, тем не менее при их заполнении необходимо быть предельно внимательными во избежание недоразумений со стороны контролирующих органов.

Как правило, бухгалтер составляет Расчет в двух экземплярах: один — предоставляет в местную ГНИ, а второй со штампом ГНИ, подписью лица, принявшего Расчет, и датой его предоставления оставляет у себя. Этот экземпляр будет доказательством факта своевременной подачи Расчета.

Далее перейдем к нюансам заполнения строк основной части Расчета.

 

Заполнение основной части Расчета

1. Среднеучетная численность работающих.

При составлении Расчета субъект хозяйствования должен определить показатель среднеучетной численности работающих (стр. 1 Расчета). Находясь на упрощенной системе налогообложения, эту величину нужно постоянно контролировать. Напомним, что согласно п.1 Указа № 727 упрощенная система налогообложения введена для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек . При нарушении этого условия налогоплательщик переходит на общую систему налогообложения.

Методика расчета показателя среднеучетной численности работающих в самом

Указе № 727 не содержится. Как предусмотрено п. 1 этого Указа, данный показатель нужно определить по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех работников предприятия, в том числе тех, которые работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и прочих обособленных подразделений.

Вместе с тем специальный документ, предназначенный для единоналожников и содержащий такую методику, до сих пор не разработан. В связи с этим плательщики единого налога руководствуются нормами

Инструкции № 286, действие которой распространяется на всех юридических лиц. При этом они рассчитывают не среднеучетную численность работающих (упоминание о ней отсутствует в Инструкции № 286), а среднее количество работников предприятия. Этот показатель, кроме среднего количества штатных работников, включает в себя среднее количество внешних совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам, а стало быть, он наиболее полно соответствует Указу № 727. Аналогичного мнения придерживаются и представители главного налогового ведомства, о чем свидетельствует консультация, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 1 — 2, с. 87*.

* Госкомпредпринимательства в письме от 22.03.2006 г. № 2184 отметил, что плательщики единого налога — юридические лица должны рассчитывать среднеучетную численность работающих по методике определения среднего количества всех работников в эквиваленте полной занятости. Однако в данном случае все же лучше прислушаться к мнению ГНАУ и отражать в Расчете среднее количество работников за период. Связано это с тем, что данный показатель в большей степени соответствует требованиям Указа № 727.

Таким образом, в строке 1 Расчета найдет отражение среднее количество работников предприятия. Напомним, что в соответствии с

п. 3.1 Инструкции № 286 среднее количество работников предприятие за период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется как сумма следующих показателей:

— среднеучетного количества штатных работников;

— среднего количества внешних совместителей;

— среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам. Причем в количество работающих по гражданско-правовым договорам, не включаются

граждане-предприниматели, выполнявшие какие-либо работы для предприятия (п. 3.3 Инструкции № 286).

Работники всех этих категорий учитываются

как целые единицы независимо от продолжительности рабочего времени в течение всего срока действия трудового или гражданско-правового договора. Подробно порядок определения среднего количества работников предприятия за месяц был рассмотрен в статье «Расчет численности работников на предприятии» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 59, с. 25.

Расчет поквартальных показателей среднего количества работников предприятия не вызовет особых сложностей. А вот при определении итогового показателя графы 7 Расчета** просто просуммировать значения строки 1 по графам 3 — 6 не получится. Для определения среднего количества работников предприятия

за период с начала года или за год необходимо просуммировать показатели за все месяцы с начала года и разделить полученное значение на количество месяцев в этом периоде. Так, например, подавая Расчет за IV квартал 2008 года, среднее количество работников за все четыре квартала нарастающим итогом определяется как сумма средних величин с первого по двенадцатый месяц, деленная на 12.

** Его значение понадобится в случае, если предприятие решит не конфликтовать с налоговиками и заполнит все требуемые графы.

И еще один момент. Если среднее количество работников за какой-либо период (до окончания года) превысит 50 человек, это еще не повод для перехода предприятия на общую систему налогообложения в середине года. Как следует из

п. 1 постановления КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507 в п. 1 Указа № 727, речь идет о календарном годе. Следовательно, предприятие будет вынуждено перейти на общую систему налогообложения только в случае, если показатель среднего количества работников составит более 50 человек по итогам календарного года.

2. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

является базой для исчисления единого налога (ст. 3 Указа № 727). Величина выручки определяется как сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Здесь необходимо отметить, что при расчете единого налога по ставке 6 % выручка от реализации товаров уменьшается на сумму акцизного сбора (ст. 3 Указа № 727). Что касается суммы НДС, то она входит в состав выручки и увеличивает базу налогообложения.

Как предусмотрено

ст. 3 Указа № 727, для определения суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) достаточно только подсчитать сумму средств, поступившую на расчетный счет и в кассу от операций продажи.

Однако у представителей главного налогового ведомства на этот счет другое мнение. Они считают, что для определения базы обложения единым налогом необходимо учитывать все средства, полученные на расчетный счет и в кассу. При этом они руководствуются следующими аргументами. Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые используют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов. Квартальные итоги из этой Книги переносятся в Расчет, предоставляемый в налоговую инспекцию. В соответствии с

Порядком № 477 в доходной части Книги отражаются все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу субъектом малого предпринимательства от продажи продукции (товаров, работ, услуг), внереализационные доходы и выручка от прочей реализации, а именно финансовый результат от продажи ценных бумаг, малоценных быстроизнашивающихся предметов, материалов, топлива, арендная плата, проценты, денежные средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также дивиденды, если они не были обложены налогом у источника выплаты в соответствии с Законом о налоге на прибыль).

Затем налоговики обращаются к

п. 3 Порядка № 98, согласно которому в строке 2 «Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора» отражается сумма средств, полученная на расчетный счет или в кассу субъекта малого предпринимательства». И таким образом делают вывод, что единым налогом облагаются все средства, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов и выручка от прочей реализации.

На страницах газеты мы неоднократно писали о безосновательности требований налоговиков, ведь ни

Порядок № 477, ни Порядок № 98 не могут изменять правила формирования базы налогообложения, установленные Указом № 727. Что касается многочисленных писем и консультаций представителей главного налогового ведомства, то они не имеют силы нормативно-правовых актов и ими нельзя руководствоваться при составлении отчетности по единому налогу.

Подробнее о том, какие виды поступлений необходимо учитывать при формировании базы налогообложения, вы сможете узнать из статьи «Что включается в выручку единоналожника»//«Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 23. Там же содержатся ссылки на положительные разъяснения, которые могут пригодиться в споре с контролирующими органами.

3. Выручка от реализации основных фондов

включается в базу обложения единым налогом помимо выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Механизм определения суммы выручки описан в ст. 1 Указа № 727 всего одним предложением: «В случае осуществления операций по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи».

Прежде чем перейти к нюансам определения суммы выручки от реализации основных фондов, нужно определиться, что же понимается под основными фондами? Вряд ли здесь можно руководствоваться определением, приведенным в

Законе о налоге на прибыль, ведь на единоналожников его нормы не распространяются.

Как следует из разъяснений главного налогового ведомства и Госкомпредпринимательства, основные фонды плательщиков единого налога представляют собой материальные активы, которые в бухгалтерском учете рассматриваются в качестве

основных средств (письма ГНАУ от 28.01.2005 г. № 812/6/15-2116, от 18.04.2006 г. № 4330/6/15-04/6, письма Госкомпредпринимательства от 20.12.2002 г. № 2-221/6867, от 20.01.2003 г. № 2-221/340). Таким образом, ст. 1 Указа № 727, в которой идет речь о продаже основных фондов, распространяется на операции продажи единоналожником всех объектов, классифицированных в бухгалтерском учете как основные средства (в том числе земельные участки, прочие необоротные материальные активы).

Итак, по правилам

Указа № 727 единоналожнику необходимо определить результат операций по продаже основных фондов:

положительный результат (возникает на момент продажи, когда стоимость продажи ОФ превышает их остаточную стоимость) считается выручкой от реализации и увеличивает базу налогообложения. Сначала он отражается в графе 4 Книги учета доходов и расходов, а в конце квартала переносится в стр. 3 Расчета;

отрицательный результат (образуется, опять-таки, на момент продажи, когда ОФ реализуются по цене ниже остаточной стоимости) не приводит к возникновению выручки от реализации и не отражается в Книге учета доходов и расходов.

Для того чтобы правильно рассчитать результат продажи ОФ, необходимо знать, что считать для налогообложения моментом продажи и как определить остаточную стоимость объекта ОФ.

Начнем с момента продажи. Для субъектов хозяйственной деятельности, которые находятся на упрощенной системе налогообложения,

момент продажи отождествляется с моментом возникновения объекта налогообложения. Ну а поскольку единоналожники работают с применением кассового метода, при котором налоговые обязательства возникают при поступлении денежных средств на расчетный счет или/и в кассу, очевидно, что под моментом продажи нужно понимать момент получения денежных средств на текущий счет или/и в кассу предприятия. В этом отношении интерес вызывает письмо Госкомпредпринимательства от 24.10.2001 г. № 1-221/6346, в котором сказано, что возникновение объекта налогообложения при продаже основных фондов зависит только от поступления денежных средств и не связано с их фактической передачей в собственность покупателю.

Что касается остаточной стоимости объекта ОФ, которую нужно знать на момент продажи, то она определяется единоналожником в соответствии с

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92. Другими словами, для определения результата продажи ОФ используется остаточная стоимость, исчисленная по правилам бухгалтерского учета. Разъяснения такого характера давали представители главного налогового ведомства (письмо от 18.04.2006 г. № 4330/6/15-04/6, консультация, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 10, 2007, № 1 — 2, № 24) и Госкомпредпринимательства (письма от 20.12.2002 г. № 2-221/6867// «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 73, от 20.01.2003 г. № 2-221/340).

Здесь также необходимо вспомнить об изменении процедуры отражения в бухгалтерском учете операций продажи основных средств. После вступления в силу обновленного

Положения (стандарта) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность», утвержденного приказом Минфина от 07.11.2003 г. № 617, необоротные активы, которые намерено продавать предприятие, формируют отдельную категорию активов — необоротные активы, удерживаемые предприятием для продажи. Такие активы переводятся из необоротных активов в состав оборотных и отражаются на субсчете 286 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи».

Перемещение объектов из необоротных активов в состав оборотных

не оказывает влияния на порядок обложения единым налогом выручки от реализации основных фондов. Другими словами, поступившие денежные средства от продажи ОФ облагаются единым налогом в обычном порядке (в соответствии с Указом № 727). С этим согласны и представители главного налогового ведомства (см. «Мнение специалистов официальных органов»//«Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 48). Правда, сопоставляя сумму полученных денежных средств с остаточной стоимостью ОФ, которая формируется по правилам бухгалтерского учета, необходимо помнить, что после перемещения необоротных активов в состав оборотных амортизация на них не начисляется.

Определить сумму выручки от продажи ОФ не составит труда, если оплата за них поступает одной суммой. Для этого полученную сумму денежных средств сопоставляют

в месяце ее получения с остаточной стоимостью объекта ОФ.

А как быть, если оплата поступает частями? Ответа на этот вопрос в

Указе № 727 вы не найдете, нет его и в разъяснениях контролирующих органов. В связи с этим на практике используют три варианта налогообложения:

1) объект налогообложения возникает

в месяце получения оплаты, сумма которой превысит остаточную стоимость объекта ОФ. Такой вариант позволяет отсрочить уплату единого налога, а значит, подходит для смелых налогоплательщиков;

2) объект налогообложения возникает

на дату получения первых сумм, поступающих в частичную оплату стоимости ОФ. При этом первые поступающие суммы принимают участие в формировании выручки и засчитываются в счет уплаты единого налога. Оплаты, поступающие в других периодах, не облагаются. Это наиболее фискальный вариант;

3) осуществляется

пропорциональное обложение сумм , поступающих в частичную оплату ОФ, единым налогом. Для этого находят долю поступившего платежа в общей сумме оплаты и общую налогооблагаемую выручку. В свою очередь, базу налогообложения определяют путем перемножения общей налогооблагаемой выручки и доли поступившего платежа. Этот вариант нам представляется наиболее привлекательным, поскольку он наилучшим образом сочетает интересы налогоплательщика и бюджета.

Мы рассмотрели только основные моменты, связанные с определением показателя строки 3 Расчета «Выручка от реализации основных фондов». Дополнительно об этом можно прочитать в статье «Выручка единоналожника от продажи ОФ» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65.

4. Всего выручка от реализации

. Это расчетная строка, в которой отражается общая сумма средств, полученная на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства с учетом выручки от реализации основных фондов. Ее значение определяется как сумма строк 2 и 3 Расчета.

5. Сумма единого налога по ставке () %.

В данной строке отражается сумма единого налога, которую необходимо уплатить не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом. Определяется она как произведение значения строки 4 и ставки единого налога, самостоятельно избранной налогоплательщиком.

6. Взносы, начисленные на сумму дивидендов

. Несмотря на то что единоналожники освобождены от уплаты налога на прибыль (ст. 6 Указа № 727), они должны соблюдать требования п.п. 7.8.2 Закона о налоге на прибыль. Так, согласно пятому абзацу указанного подпункта при выплате дивидендов единоналожники уплачивают взнос по правилам, установленным для выплаты авансового взноса по налогу на прибыль.

Напомним, что по общим правилам эмитент корпоративных прав, который принимает решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляет и вносит в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль в размере

25 % от суммы начисленных дивидендов. При этом предназначенные к уплате дивиденды не уменьшаются на сумму этого налога. Другими словами, авансовый взнос начисляется на сумму дивидендов «сверху», при этом перечисляют его до или одновременно с выплатой дивидендов .

В отличие от плательщиков налога на прибыль единоналожники не могут направить взнос, уплаченный при выплате дивидендов, в уменьшение налоговых обязательств по единому налогу.

Сумма взносов, которые плательщик единого налога обязан при выплате дивидендов начислить и уплатить в бюджет, отражается в строке

6 Расчета за тот отчетный период, в котором дивиденды были выплачены.

7. Сумма самостоятельно выявленных ошибок по результатам прошлых налоговых периодов

. Данная строка предназначена для исправления самостоятельно выявленных ошибок. В ней отражается сумма заниженного налогового обязательства (с положительным значением) или сумма завышенного налогового обязательства (с отрицательным значением), самостоятельно начисленная налогоплательщиком в связи с исправлением ошибки. В текущем Расчете можно исправить ошибки только одного ранее поданного Расчета.

Если ошибка привела к занижению налогового обязательства прошлых налоговых периодов, то сумма недоплаты увеличивается на сумму 5 % штрафа, которая отражается в строке

9 Расчета. Сумму недоплаты и 5 % штраф перечисляют в бюджет не позднее дня предельного срока погашения налогового обязательства, отраженного в Расчете. Если ошибка не стала причиной возникновения недоимки, то строка 9 Расчета не заполняется.

Вместе с тем самостоятельно выявленные ошибки можно исправить путем предоставления

уточняющего расчета (УР), форма которого приведена в приложении к Порядку № 98. Мы не будем рассматривать механизм его заполнения, отметим только, что предоставить УР можно в любом периоде выявления ошибки, не дожидаясь срока подачи Расчета. При этом одним уточняющим расчетом могут быть исправлены ошибки только одного ранее поданного Расчета.

Если самостоятельно выявленная ошибка связана с занижением налогового обязательства прошлого отчетного периода, то сумму недоимки и штраф необходимо уплатить

до подачи УР. Такое требование содержится в п. 17.2 Закона № 2181.

И еще один момент. Если налогоплательщик самостоятельно исправляет допущенную ошибку (любым из двух способов) и доначисляет суммы налоговых обязательств, то административные штрафы к должностным лицам такого налогоплательщика не применяются.

8. Налоговые обязательства к уплате

. Здесь отражается откорректированная (исправленная) сумма налогового обязательства, которую необходимо уплатить плательщику единого налога за отчетный налоговый период с учетом сумм самостоятельно обнаруженной ошибки по результатам прошлых налоговых периодов.

Если исправление ошибки было сделано при помощи УР, то в Расчете за исправляемый период отражаются показатели без учета такой ошибки.

 

Ответственность за нарушение сроков уплаты единого налога или непредоставление Расчета

Вопрос ответственности плательщиков единого налога является довольно спорным. В специальном нормативном документе, который устанавливает правила применения упрощенной системы налогообложения, ситуация с ответственностью описана достаточно скромно. Так, в

ст. 5 Указа № 727 предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность исчисления, своевременность предоставления Расчетов и уплаты сумм единого налога в соответствии с законодательством Украины.

Здесь сразу возникает вопрос: какими законодательными актами регулируется ответственность плательщиков единого налога?

Специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок начисления и уплаты пени, а также штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, является

Закон № 2181. Следовательно, именно этим документом и нужно руководствоваться в вопросах ответственности плательщиков единого налога.

Посмотрим, как работают нормы указанного нормативного акта в отношении единоналожников.

Так, в случае

непредоставления или предоставления Расчета с нарушением установленных Указом № 727 сроков налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную п.п. 17.1.1 Закона № 2181 . В соответствии с требованиями указанного документа он уплачивает штраф в размере 170 грн. за каждое непредоставление или задержку. На это, в частности, обращали внимание и представители главного налогового ведомства в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 7, с. 51, 2008, № 35, с. 38.

Что касается ответственности за

несвоевременную уплату суммы единого налога, то здесь необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 3 Указа № 727 единоналожники уплачивают единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца. А вот Расчет плательщики единого налога предоставляют только по итогам отчетного квартала (и сдают его до 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом). Согласно п. 5.1 Закона № 2181 до предоставления Расчета в местную ГНИ налоговое обязательство нельзя назвать согласованным. Следовательно, штрафные санкции за нарушения по уплате авансовых платежей за первый и второй месяцы отчетного квартала единоналожнику не грозят.

Вместе с тем непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов влечет за собой

административную ответственность должностных лиц в размере от 85 грн. до 170 грн., а в случае совершения этим же лицом в течение года повторного правонарушения — от 170 грн. до 255 грн. (ст. 1632 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X).

Ситуация выглядит по-другому, когда налогоплательщик нарушает сроки уплаты единого налога

по окончании отчетного квартала (ведь налоговое обязательство уже согласовано). В соответствии с п.п. 17.1.7 Закона № 2181 налогоплательщик, который не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных данным Законом, такой налогоплательщик уплачивает штраф в следующих размерах:

— при задержке до

30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованного налогового обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке от

31 до 90 календарных дней, — в размере 20 %;

— при задержке более

90 календарных дней, — в размере 50 %.

Как видим, в данном подпункте речь идет о предельных сроках, определенных

в Законе № 2181. Этот срок с учетом норм п.п. 5.3.1 и п.п. 4.1.4 Закона № 2181, составляет 50 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала.

Таким образом, штрафные санкции, предусмотренные

п.п. 17.1.7 Закона № 2181, применяются только при нарушении 50-дневного срока оплаты. То же самое можно сказать и о пене: она начисляется на сумму налогового долга, который возникнет при нарушении сроков, установленных Законом № 2181, а не Указом № 727.

Однако мы должны предупредить наших читателей, что у налоговиков на этот счет иное мнение, они полагают, что ориентироваться нужно на предельные сроки, установленные

Указом № 727. Учитывая это, рекомендуем все же не затягивать с уплатой единого налога, чтобы избежать конфликта с контролирующими органами.

На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с составлением Расчета по единому налогу. Уверены, что данная статья поможет успешно пройти отчетную кампанию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше