Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет-2009: новости для бухгалтера

Редакция НиБУ
Статья

Госбюджет-2009: новости для бухгалтера

 

Очередной госбюджетный закон (см. с. 5) привнес не так много налоговых новостей, как это бывало обычно. Тем не менее в нем содержится достаточно норм, прямо касающихся любого бухгалтера. Их краткому анализу посвящена предлагаемая публикация*.

Татьяна ОНИЩЕНКО, Виктория Матвеева, Игорь Хмелевский, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

* О других новинках законодательства, которые следует учесть в 2009 году, читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 103, с. 34.Примеч. ред.

 

Минимальная зарплата и прожиточный минимум

 

Пожалуй, самыми важными показателями для бухгалтеров предприятия, утвержденными Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (далее — Закон о госбюджете-2009), являются минимальная заработная плата и прожиточный минимум на трудоспособное лицо.

Согласно ст. 54 Закона о госбюджете-2009 на 2009 год установлен прожиточный минимум на одно лицо и для тех лиц, которые относятся к основным социальным и демографическим группам населения, в размерах, действовавших в декабре 2008 года.

Таким образом, прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц с 1 января 2009 года составляет 626 гривень, и для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, а именно для:

— детей в возрасте до 6 лет — 557 грн.;

— детей в возрасте от 6 до 18 лет — 701 грн.;

трудоспособных лиц — 669 грн.;

— лиц, утративших трудоспособность, — 498 грн.

В свою очередь, согласно ст. 55 Закона о госбюджете-2009 минимальная заработная плата установлена в следующем размере:

 

Срок действия

Размер, грн.

01.01.2009 — 31.03.2009

605

01.04.2009 — 30.06.2009

625

01.07.2009 — 30.09.2009

630

01.10.2009 — 30.11.2009

650

01.12.2009 — 31.12.2009

669

 

Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных учреждений устанавливаются КМУ исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда 545 грн. в месяц.

Работникам бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (тарифных ставок) которых будут меньше, чем установленный размер минимальной заработной платы, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается на уровне минимальной заработной платы.

В связи

с установлением на 1 января 2009 года размера минимальной заработной платы в сумме 605 грн. в 2009 году изменились суммы налоговых социальных льгот.

Так, согласно

п.п. 6.1.1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее — Закон № 889) «обычная» налоговая социальная льгота определяется в размере, равном 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года. Повышенная налоговая социальная льгота, в свою очередь, согласно п.п. 6.1.2 Закона № 889 определяется в размере, равном 150 % от суммы «обычной» налоговой социальной льготы, а максимальная — в размере, равном 200 % от суммы «обычной» налоговой социальной льготы.

В результате:

 

Вид НСЛ

Размер НСЛ

Обычная (п.п. 6.1.1 Закона № 889)

302,50

Повышенная (п.п. 6.1.2 Закона № 889)

453,75

Максимальная (п.п. 6.1.3 Закона № 889)

605,00

 

В связи с установлением на 1 января 2009 года размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо изменился предельный размер заработной платы, к которой применяется налоговая социальная льгота.

Так, согласно

п.п. 6.5.1 Закона № 889 налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает сумму, равную сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень.

В 2009 году предельный размер заработной платы, к которой применяется НСЛ

, составит: 669 x 1,4 = 936,60 грн., округленные до ближайших 10 грн. = 940 грн.

При этом предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных

п.п. «а» — «в» п.п.6.1.2 Закона № 889, определяется как произведение указанной суммы (940 грн.) и соответствующего количества детей.

С изменением предельного размера дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, изменился и размер дохода, который согласно отдельным положениям

Закона № 889 не подлежит обложению налогом с доходов физических лиц.

Так, например,

размер нецелевой благотворительной помощи, которая при выполнении определенных условий не облагается налогом с доходов физических лиц, составляет в 2009 году 940 грн. (п.п. 9.7.3 Закона № 889); не облагаемая налогом с доходов сумма, уплаченная работодателем в пользу учебных заведений в счет компенсации стоимости подготовки или переподготовки плательщика налога — наемного лица по профилю деятельности или общим производственным потребностям такого работодателя, в 2009 году составляет в расчете на каждый месяц подготовки или переподготовки 940 грн. (п.п. 4.3.20 Закона № 889); необлагаемое пособие на погребение, предоставленное работодателем умершего плательщика налога по его последнему месту работы (в том числе перед выходом на пенсию), в 2009 году составляет 1880 грн.

В связи с тем, что размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо в январе 2009 года такой же, как и в декабре 2008 года, то зарплата за январь 2009 года индексируется в таком же пределе, как и за декабрь 2008 года, то есть в пределе 669 грн. С 1 января 2009 года размер максимальной величины фактических расходов на оплату труда для взимания взносов в фонды социального страхования остается такой же, как и в декабре 2008 года, 10035 грн.

Это наиболее важные изменения, связанные с установлением на 1 января 2009 года размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо в размере 669 грн., а минимальной заработной платы в размере 605 грн.

Обращаем внимание также на положения

ст. 30 Закона о госбюджете-2009. Согласно указанной статье в 2009 году установлена равноценная и полная компенсация потери доходов военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава (в том числе отправленных в органы исполнительной власти и других гражданских учреждений), связанных с налогообложением денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с выполнением обязанностей несения службы, в соответствии с требованиями пункта 22.7 Закона № 889, осуществляется учреждениями (предприятиями, организациями), которые содержат военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, за счет соответствующих средств, которые являются источником доходов этих лиц, в размере фактически уплаченного налога и в пределах расходов на денежное обеспечение, предусмотренных главным распорядителям средств в Государственном бюджете Украины.

Такая норма существовала и в прошлом году.

 

Сборы в Пенсионный фонд с отдельных операций

Единственное изменение затронуло сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

с купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривни. на протяжении 2009 года взимается в размере 0,2 процента (в 2008 году составлял 0,5 %).

Ставки сборов в Пенсионный фонд с

других операций (сбор с реализации ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней; сбор при отчуждении легковых автомобилей; сбор с операций по приобретению недвижимого имущества; сбор с предоставления услуг сотовой мобильной связи) не изменены.

 

Аренда государственного и коммунального имущества

Так же, как и в предыдущем году, в 2009 году передача в аренду государственного и коммунального имущества должна осуществляться на конкурсных условиях. Перечень арендаторов, на которых не распространяется данное требование, приведен в

ст. 73 р. I Закона о госбюджете-2009. Кстати, в 2009 году в этот перечень дополнительно включены:

— отечественные издательства и предприятия книгораспространителей книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее чем 50 процентов книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера). Порядок определения отечественных издательств и предприятий книгораспространителей книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее чем 50 процентов книжной продукции на государственном языке устанавливается Кабмином;

— религиозные организации для обеспечения проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Напомним, что при необходимости проведения конкурса на право аренды имущества, находящегося в государственной собственности, следует руководствоваться требованиями

Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденного приказом Фонда госимущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149.

Как определено в

ст. 73 р. I Закона о госбюджете-2009, арендатор после окончания срока действия договора аренды, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, принимает участие в конкурсе на получение права аренды государственного и коммунального имущества. Другими словами, после того, как такой договор аренды истек, арендатору необходимо заново принять участие в конкурсе на право аренды данного имущества.

Арендатор при определении победителя конкурса, на прочих равных условиях, отдает преимущества предложению арендатора, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, путем применения преференциальной поправки. Размер такой поправки устанавливается Кабмином и не может быть меньше 0,8.

Подробнее вопросам аренды государственного и коммунального имущества будет посвящен материал в одном из ближайших номеров газеты.

 

Погашение задолженности педагогам

Проблема, связанная с налогообложением выплат, предусмотренных

Законом Украины «О реструктуризации задолженности по выплатам, предусмотренным статьей 57 Закона Украины «Об образовании» педагогическим, научно-педагогическим и другим категориям работников учебных заведений» от 09.09.2004 г. № 1994-IV существует уже не первый год.

При этом главный вопрос связан с тем, что данный закон не предусматривает начисления на кредиторскую задолженность по выплатам, предусмотренным

ст. 57 Закона Украины «Об образовании», страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, Фонд общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы. Кроме того, о том, что соцвзносы (кроме пенсионных) на указанные выплаты не начисляются, прямо сказано в постановлении КМУ от 19.09.2005 г. № 934.

Однако на местах отделения Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности во время проверок продолжают насчитывать страховые взносы на суммы погашаемой задолженности и начислять заведениям и учреждениям образования штрафные санкции.

В подтверждение того, что взносы в соцфонды (кроме пенсионных) на указанные выплаты начисляться не должны, отмечали:

— Минфин

в письмах от 18.10.2007 г. № 31-17010-02-13/20514 и от 07.07.2008 г. № 31-17010-2.6/4804;

— Минтруда в

письме от 08.01.2008 г. № 9783/0/14-07/020;

— Минобразования в

письме от 10.07.2008 г. № 1/13-440.

Теперь эта позиция нашла свое отражение и в

ст. 78 р. I Закона о госбюджете-2009, где говорится о том, что на такие выплаты не начисляются страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

 

Платежи за недра

Одним из немногих налоговых новшеств, содержащихся непосредственно в

Законе о госбюджете-2009, является увеличение в текущем году абсолютных базовых нормативов платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. Не в последнюю очередь, как нам кажется, такой подход законодателя был продиктован известным решением Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008, которым аналогичные нормы прошлогоднего госбюджетного закона, касающиеся ресурсных и рентных платежей, были признаны конституционными.

Тем не менее для окончательного устранения каких-либо недоразумений указанные нормы в свое время были изъяты из

Закона о госбюджете-2008 и практически без изменений перенесены в Закон № 309 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47). В частности, пунктом 7 раздела ІІ этого Закона вводились базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (см. приложение 1 к Закону № 309), которые, впрочем, ничем не отличались от действовавших с начала 2008 года.

Напомним, что в

зависимости от вида полезных ископаемых такие базовые нормативы могут быть как абсолютными (устанавливаются в денежном выражении и применяются к массе или объему погашенных (добытых) запасов), так и относительными (устанавливаются в процентах и применяются к стоимости единицы добытых полезных ископаемых). Так вот, ст. 10 Закона о госбюджете-2009 предписано: к тем из базовых нормативов, которые относятся к абсолютным, применять в текущем году повышающий коэффициент 1,439.

На наш взгляд, такое повышение базовых нормативов платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по своей сути равносильно индексации этих нормативов, проведение которой предусмотрено

постановлением КМУ от 06.11.2003 г. № 1735. Но из-за того, что Законом № 309 Кабмин был лишен соответствующих полномочий по установлению указанных нормативов, их увеличение с учетом прошлогодней инфляции непосредственно в Законе о госбюджете-2009 без ссылки на упомянутое выше правительственное постановление выглядит вполне оправданным.

Кроме того, этим

Законом вместо целого ряда нормативов в денежном выражении, т. е. абсолютных нормативов, которые применялись в 2008 году при добыче глинистых пород, вводится единый базовый норматив платежей за пользование недрами в размере 5 % к стоимости таких добытых пород.

 

Госдивиденды

К их плательщикам по-прежнему отнесены государственные (а также коммунальные)

унитарные предприятия и их объединения. Норматив отчислений не изменен — для государственных унитарных предприятий он составляет 15 %, а для коммунальных унитарных предприятий устанавливается местными советами.

Фактически возрождена норма, по которой хозобщества, 50 и больше процентов акций (долей, паев) которых находится в собственности хозобществ, доля государства в которых составляет не меньше 50 процентов, уплачивают до 1 июня 2009 года

непосредственно в Госбюджет Украины (а не в пользу собственно акционеров — «полугосударственных» хозобществ) дивиденды, начисленные по результатам хоздеятельности за 2008 год, в размере базовых нормативов пропорционально размеру госдоли (акций, паев) в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций.

Для хозобществ, в уставном фонде которых есть корпоративные права государства, установлена обязанность по внесению до 1 июня 2009 года дивидендов,

начисленных за 2008 год, исходя из базовых нормативов отчислений части прибыли.

Дивиденды названных выше хозобществ (в отличие от унитарных предприятий) не приравниваются к налоговым платежам. Видимо, именно поэтому особо оговорена ответственность за их несвоевременное внесение в бюджет (ст. 59 Закона о госбюджете-2009). Также установлены правила внесения средств в случае непринятия такими хозобществами решения о начислении дивидендов, в том числе за 2006 и 2007 годы (ст. 60).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше